Проект "Истоки"
проект по коррекционной педагогике на тему
Приобщение детей к русским народным традициям, помогает не только в познании культуры своего народа, а также способствует развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание проекта представлено в презентации | 2.76 МБ |
Цель, задачи, направления, сроки, этапы проекта "Истоки". | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ, ПРИБАУТКИ, СКОРОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ЗАГАДКИ, ЗАКЛИЧКИ. ЦЕЛЬ: - Развивать речь детей; -Формировать правильное звукопроизношение; -Развивать слуховое внимание, образное восприятие; Создавать положительные эмоции у детей; - Приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ ЦЕЛЬ: - Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности; -Помогать разыгрывать несложные представления по знакомым сюжетам русских народных сказок, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест); - Активизировать словарь; Развивать диалогическую речь; - Развивать правильное звукопроизношение; - Развивать лексико-грамматический строй речи.
ЗНАКОМСТВО С МАКЕТОМ РУССКОЙ ИЗБЫ, КОЛОДЦА ЦЕЛЬ: - Расширять активный словарь детей; Познакомить детей с особенностями жилища и обустройством двора на Руси; - Развивать образное восприятие; - Воспитывать уважение к обычаям и традициям русского народа.
ЭКСКУРСИЯ В УГОЛОК «РУССКАЯ ИЗБА» ЦЕЛЬ: -Активизировать словарь детей; -Познакомить детей с предметами народного быта и основными занятиями русских людей; Дать краткие знания о мужской и женской одежде, обуви, головных уборах русского народа.
РУССКИЙ САМОВАР И ЧАЕПИТИЕ НА РУСИ ЦЕЛЬ: Активизировать словарный запас детей; Способствовать формированию интереса детей к традициям русского народа; - Способствовать созданию положительных эмоций.
КУБИКИ, РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ, ПАЗЛЫ (ПО СЮЖЕТАМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК) ЦЕЛЬ: Развивать конструктивный праксис; Развивать зрительное восприятие, внимание, память; Активизировать словарь детей; - Развивать связную речь.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ПЕСЕНКИ, ПЛЯСКИ (согласно плану музыкального руководителя) ЦЕЛЬ: Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, трещотках, погремушках; Развивать слуховое внимание, память; Развивать силу голоса; -Развивать дыхание; Формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки; Развивать танцевально-игровое творчество.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЦЕЛЬ: Познакомить детей с народными промыслами; Развивать эстетическое восприятие прекрасного; Учить в рисовании украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи; -Развивать мелкую моторику.
ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМ КАЛЕНДАРЁМ ЦЕЛЬ : - Расширить знания и представления детей о национальной культуре и традициях народа; - Сформировать представление о народных праздниках; -Активизировать словарь детей.
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК «МАСЛЕНИЦА» ЦЕЛЬ: Сформировать у детей представление о народном празднике –Масленица; Приобщать детей и родителей к активному участию в празднике: учить заклички, потешки, петь песни, водить хороводы, играть в народные игры; Приобщать детей и взрослых к истокам народной культуры, учить уважать; -Традиции русского народа, его историю и язык; -Формировать положительное отношение к празднику.
УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: - Активное участие родителей в народных праздниках; Посещение с детьми музеев, выставок народно-прикладного искусства, мастерских народных умельцев; Подбор фотографий, материалов из журналов, интернет- ресурсов по теме; Изготовление с детьми альбомов «Говорят дети» (с рисунками и рассказами детей). Коллекционирование народных игрушек, изделий народных промы слов.
Предварительный просмотр:
«Чем дальше в будущее входим
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим
Хоть новому принадлежим»
В. Шефнер
ПРОЕКТ «ИСТОКИ»
направлен на формирование познавательного, речевого, нравственного и эстетического развития детей среднего дошкольного возраста с ТНР.
Учитель-логопед: Е.Ю. Чегодаева
Цель проекта: Создание условий для освоения детьми средней группы знаний об истории жизни и традициях русского народа.
Задачи:
- Коррекционные задачи:
- Расширение словаря по теме;
- Развитие лексико-грамматического строя;
- Развитие звукопроизношения;
- Развитие зрительного, слухового восприятия, внимания, памяти, мышления;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Развитие конструктивного праксиса.
- Воспитательные задачи:
- Воспитание уважения к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям;
- Воспитание чувства любви к Родине;
- Приобщать родителей к духовно-нравственному, нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Срок реализации проекта: один учебный год.
Работа с детьми организована на основе перспективного планирования, с учётом следующих принципов:
- Учёт возрастных особенностей детей;
- Содержание проекта носит развивающий и воспитывающий характер;
- Проект составлен на основе принципов доступности и последовательности;
- Проект предусматривает всестороннее развитие детей (познавательное, речевое, нравственное, патриотическое, эстетическое);
- Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.
Направления проекта:
- Работа с детьми;
- Взаимодействие с родителями;
- Взаимодействие педагогов (учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель).
Работа над проектом проходила в несколько этапов:
1 этап: Подготовительный.
На подготовительном этапе разработки проекта мы-педагоги группы, задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской культуры. В последнее время, в силу занятости родителей, не у всех детей есть возможность посетить музеи, выставки, познакомиться с бытом, традициями, культурой русского народа.
Работа по теме велась в группе и раньше, однако стало очевидно, что система работы в этом направлении требует особых условий, которые будут способствовать всестороннему развитию детей, помогут ориентировать семью на духовно-нравственное, нравственно-патриотическое воспитание детей.
Проект помогает решать многие задачи: коррекционные и воспитательные, что является актуальным в условиях логопедической группы детского сада.
Работа в период подготовительного этапа:
-Определение проблемы;
-Обсуждение данного проекта;
-Изучение методической литературы;
-Создание в группе предметной развивающей среды;
-Выявление первоначальных знаний детей о жизни, традициях русского народа;
-Подбор и обновление иллюстраций, детской литературы, дидактических пособий, оборудования, экспонатов.
2 этап: Практический.
Работа велась по направлениям:
- Формирование различных форм образовательной деятельности;
-Организация дидактических, сюжетно-ролевых, русских народных игр, театрализованных игр;
-Организация и проведение народных праздников;
-Самостоятельная художественная деятельность;
-Оформление выставки детских работ;
-Изготовление макетов.
-Взаимодействие с родителями и педагогами.
3 этап: Обобщающий.
Включает:
-Анализ проделанной работы;
-Выявление результатов;
-Обобщение опыта работы по теме;
-Планирование дальнейшей работы по теме.
Описание проекта - представлено в презентации.
- Проект показал высокую практическую значимость в работе с детьми:
Дети овладевают более глубокими знаниями о русском народе, его истории, культуре, языке;
- У детей совершенствуется: познавательное, речевое, нравственное, патриотическое, эстетическое развитие;
- Дети умеют различать изделия русских народных промыслов;
- У детей сформированы простые навыки в области прикладного искусства;
- Дети знают, народные игры, хороводы, пляски;
- Знают устное народное творчество: сказки, загадки, скороговорки, потешки, заклички;
- Знакомы с народными инструментами;
- Принимают активное участие в народных праздниках;
- Учатся уважать традиции, культуру, язык русского народа, любить свою Родину.
Проект помог родителям осознать важность формирования у детей знаний о своём народе, быте, традициях, Актуализировать значимость положительного эмоционального опыта через общение с детьми в ходе совместных игр, занятий.
Методическая литература:
1.Программа воспитания и обучения в детском саду
Под редакцией М.А. Васильевой –М.,2004.
2.Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду.-М.,2005.
3.Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культур.. -СПб.,1997.
4.Журнал «Дошкольная педагогика»
Под редакцией Н.В. Нищевой
Комментарии
Проект " Истоки"
Тема очень актуальна, обширна .интересна.Сохранить невидимую нить традиций русского народа очень важно. Материал, создающий плодотворную почву для творческого педагога. Приму на вооружение. Спасибо!