Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков (консультация для воспитателей и родителей)
презентация по коррекционной педагогике на тему

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon profilaktika_dlya_seminara_v_shkole_1.ppt1.19 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков

Слайд 2

Цель семинара: Выработка единой стратегии и тактики работы с данной категорией детей всех участников образовательного процесса. Задачи: Знакомство участников семинара с основами девиантного поведения; Выявление проблемных зон, которые требуют совместных действий; Формирование основных направлений работы; Систематизация доступных и эффективных форм и методов психолого-педагогического воздействия

Слайд 3

Что должны знать участники образовательного процесса по работе с детьми девиантного поведения . Формы девиантного (отклоняющегося) поведения (основные линии нарушений) Факторы риска Причины отклонений Алгоритм действий по профилактике ДП Основные приемы психолого-педагогического воздействия Основные направления работы с девиантными детьми Основные направления работы с родителями Основные направления работы с педагогами Формы и методы психолого-педагогического воздействия Модели пропаганды здорового образа жизни Модели профилактики злоупотребления ПАВ

Слайд 4

Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени.

Слайд 5

Факторы, обуславливающие девиантное поведение Биологические факторы – это особенности организма ребенка, затрудняющие его социальную адаптацию. К ним относятся генетические, психофизиологические и физиологические Психологические факторы - наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера. Социально-педагогические - дефекты школьного, семейного или общественного воспитания. Социально-экономические - социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, безработица, инфляция и, как следствие, социальная напряженность. Морально-этические - низкий морально-нравственный уровень современного общества.

Слайд 6

Формы отклоняющегося поведения: Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих: Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными; Воровство и кражи Мелкое хулиганство Вандализм; Порча чужого имущества; Торговля наркотиками.

Слайд 7

2. Асоциальное поведение – Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений: Побеги из дому; Систематические пропуски в школе; Агрессивное поведение; Ложь; Вымогательство. Беспорядочные половые связи Настенные надписи и рисунки непристойного характера Ненормативная лексика

Слайд 8

3. Аутодеструктивное поведение- Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности: Курение; Токсикомания; Наркомания; Вскрытие вен, Алкоголизм, Суицид.

Слайд 9

Линии нарушений Нарушения в поведении Нарушения в общении Нарушения в обучении Нарушения в самосознаниии

Слайд 10

Факторы риска: Семья Наследственность Проблемы в подростковом возрасте Отсутствие прочных социальных связей

Слайд 11

Высокий уровень стресса Жестокое отношение родителей к детям Злоупотребление родителями алкоголем и наркотиками Асоциальные, психически больные родители Отсутствие родителей Нестабильная семья Очень большая семья Семейные конфликты Неадекватное воспитание и низкий контакт родителей с детьми Низкий уровень нравственности семьи Необразованные родители Семья Причины отклонений

Слайд 12

Наиболее частые причины подростковой и юношеской девиации причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами причины социального и психологического характера причины, связанные с возрастными кризисами

Слайд 13

Межличностный стресс, связанный с учебой Взаимоотношения со сверстниками Конфликтное отвержение со стороны сверстников Вымогательства денег, давление, шантаж; Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения Принуждение совершать поступки против воли Учителя, учеба Обвинение ребенка во всех проблемах и трудностях; Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности; Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик; Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми

Слайд 14

Деструктивное поведение: плохая успеваемость; акты жестокости; употребление/злоупотребление ПАВ; ранний/незащищенный секс; проблемы с психическим здоровьем; суицидальные попытки; агрессивность нежелание соблюдать социальные нормы; проблемы эмоционального характера; неспособность адекватно выражать свои чувства; неспособность преодолевать стресс; проблемы во взаимоотношениях с людьми; низкая самооценка.

Слайд 15

Отсутствие прочных социальных связей (семья, школа, соседи); постоянное желание восставать против чего-либо; непризнание авторитетов; сильное стремление к независимости; отчужденность; ощущение собственного провала; чувство безнадежности; потеря уверенности в себе; неспособность устанавливать близкие отношения; подверженность влиянию со стороны сверстников.

Слайд 16

Диагностика. Алгоритм действий: Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты Анализ полученных данных и выявление отклонений. Определение основных направлений работы по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении); Работа с детьми всех участников образовательного процесса Работа с детьми, родителями, педагогами Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия. Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.

Слайд 17

Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) 1-й этап

Слайд 18

Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) Группы критериев Критерии, определяющие «Группу риска» МЕДИЦИНСКИЕ Имеют хронические заболевания внутренних органов Проблемы с органами зрения Часто и длительно болеют Состоят на учете у невропатолога, психиатра Перенесли сложные медицинские операции Перенесли стресс

Слайд 19

Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) (Продолжение) СОЦИАЛЬНЫЕ Вновь прибывшие «Отверженные» в классе Не определились с выбором профессии (выпускники) УЧЕБНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Имеют стойкую неуспеваемость Прогуливают, пропускают уроки без уважительных причин Остались на повторный курс обучения Обучаются в 1 классе Обучаются в 5 классе

Слайд 20

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ Имеют стойкие нарушения поведения (нарушение режима) Трудности во взаимоотношениях со сверстниками Трудности во взаимоотношениях с учителями Трудности во взаимоотношениях с младшими детьми Повышенная тревожность Склонность к вредным привычкам (курение, алкоголь) Склонность к суициду Склонность к воровству Склонность к побегам Нарушение влечений Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) Продолжение

Слайд 21

Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты 2-й этап

Слайд 22

Анализ полученных данных и выявление отклонений . Применение и заполнение различных методик 3-й этап

Слайд 23

4-й этап Проблемы В обучении В поведении В самосознании В общении Направления работы

Слайд 24

5-й этап Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми

Слайд 25

Направления работы Групповая работа Ответств Индивидуал. работа Ответств Отметка о выполнении, примечания План работы с ребенком на месяц Ф. и. ребенка ________________________________________ Месяц _______________

Слайд 26

Модели профилактики: Я - ребенок Родители Работа Зам. по ВР Работа социального педагога Работа классного руководителя Работа психолога

Слайд 27

6-й этап Реализация плана работы .

Слайд 28

Основные приемы психолого-педагогического воздействия Проявления доброты, внимания и заботы; Просьба Поощрение Авансирование личности Прощение Проявление огорчения Поручительство Убеждение Внушение Доверие Вовлечение в интересную деятельность Моральная поддержка

Слайд 29

7-й этап Анализ динамики развития. Корректировка программы развития

Слайд 30

Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в обучении: Оказание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех

Слайд 31

Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в поведении Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком; Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения Создание комфортных условий ребенку в коллективе; 4. Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств посредством включение ребенка в КТД класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Использование специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств. Организация групп педпомощи для всесторонней помощи и поддержки ребенку в профилактике нарушений

Слайд 32

Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в общении Проведение классных часов по формированию навыков конструктивного общения Проведение бесед-практикумов по ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ, обучению снятия эмоционального напряжения и агрессивности Организация системы поощрений при применении навыков общения

Слайд 33

Нарушения в самосознании Пропаганда ЗОЖ посредством обучения и развития навыков ЗОЖ; Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха Формирование навыков ответственного поведения через включение в КТД, школьное самоуправление; Развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты. Основные направления работы с девиантными детьми

Слайд 34

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ВОСПИТАНИЯ ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ ОКАЗАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ПО АДЕКВАТНОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ ПРИГЛАШЕНИЕ НА ГРУППЫ ПЕДПОМОЩИ

Слайд 35

Основные направления работы с педагогами Проведение тренингов по овладению навыками саморегуляции, обучению снятия эмоционального напряжения Организация педагогических советов по обучению навыкам эффективного взаимодействия Организация педагогических семинаров по обсуждению линий поведения в построении взаимодействия с девиантными детьми. 4. Организация системы поощрений при улучшении линий поведения ребенка

Слайд 36

Задачи образовательных учреждений в осуществлении мероприятий по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних: пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по предупреждению и профилактике наркомании и токсикомании; создание условий для индивидуальной медико-социальной и психолого-педагогической диагностики детей с отклоняющимся поведением организация и обеспечение социально-психологической, педагогической помощи и коррекции детей и подростков с проблемами в развитии и обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддиктивного поведения; оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим), имеющим затруднения в воспитании детей; обеспечение приоритета в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних; выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения и принятие мер по обеспечению получения ими основного общего образования.

Слайд 37

Программа профилактики девиантного поведения включает в себя: работу с родителями по обеспечению нормальной обстановки в семье; обеспечение ребенку психологически комфортного положения в классном коллективе; методическую помощь в преодолении учебных трудностей; нахождение для учащегося компенсаторных видов деятельности, в которых он мог бы переживать ситуацию успеха; нахождение альтернативных способов проведения досуга и получения положительных эмоций с помощью, общения с природой и искусством; обучение навыкам здорового образа жизни - рационального питания, режима труда и отдыха, дозированных физических нагрузок, правильного дыхания, расслабления и сосредоточения; тренировку волевых качеств и выработку умения противостоять жизненным трудностям; разработку стратегии общего плана жизни и путей достижения перспективных целей, формирование внутреннего фокуса контроля и воспитание у молодого человека чувства ответственности за свою собственную судьбу перед самим собой; формирование навыков выхода из трудных ситуаций, веры в свои силы и возможности, умения принимать решения, разрешать конфликты и вести переговоры; формирование Я-концепции с устойчивым позитивным представлением о самом себе и активной жизненной позицией, помогающей преодолевать естественные жизненные трудности через труд и волевое усилие над самим собой.

Слайд 38

Заключение Всему миру и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования и развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. На формирование девиантного поведения у подростков оказывают влияние социально-экономические условия. Подростки, занятые в дополнительном образовании наименее подвержены девиантному поведению, потому что , у них мало свободного времени.

Слайд 39

Профилактические программы: "Программа формирования здорового жизненного стиля" Программа для подростков (17 занятий) Авторы Н.А.Сирота, В.М. Ялтонский. "Путешествие во времени" (10 занятий). Авторы Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. "Полезные привычки" (1-4кл.) Проект ХОУП по заказу Московского комитета образования, 1997 г. "Полезные навыки" (5-9кл.) Проект ХОУП по заказу Московского комитета образования, 1997 г. "Полезный выбор" (10-11кл.) Проект ХОУП по заказу Московского комитета образования, 2003г. "Программа личностно-ориентированной психоактивной профилактики" (11 занятий) Авторы Березин С.В., Лисецкий К.С., Березовский А.Э. "Программа профилактики здоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди детей, молодежи" (18 занятий) Авторы Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Программа «Здоровье» Касаткин

Слайд 40

Трудным одаренный ребенок бывает не из-за того, каким он является, а из-за того, каким он не является Э . Ландау ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО ? И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.

Консультация содержит коррекционные упражнения по профилактике осанки....

Статья "Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста в условиях сельской местности".

В представленной статье мною рассматривается вопрос организации профилактики девиантного поведения дошкольников. В работе также указаны причины, затрудняющие разработку и внедрение первичной профилакт...

Профилактика девиантного поведения у подростков

Если ребенок живет во вражде, он учится - быть агрессивным....

"Подвижные игры для детей с ОВЗ" Консультация для воспитателей и родителей

Подвижные игры для детей с ОВЗКонсультация для воспитателей и родителей Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского цереб...

Статья на тему "Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков"

В статье рассматривается сущность понятия девиантные поведение, его формы и виды, а также комплекс мер по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков....