Организация театрализованной деятельности в детском саду
консультация по коррекционной педагогике на тему

Киселева Алевтина Гавриловна

Работа над театрализацией детских произведений  способствует развитию и коррекции всех психических процессов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_teatralizovannoy_deyatelnosti.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация театрализованной деятельности

в группе для детей  

с отклонениями в развитии

       Ведущая деятельность детей – игровая. У детей с проблемами в развитии она часто носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью, имеющей эмоциональной окраски. Даже обученные дети демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность детей, а не их взаимоотношения, эмоциональное состояние.

       Для преодоления данных проблем и достижения наилучших результатов в обучении и воспитании детей мы решили уделить особое внимание театрализации сказок. В сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребёнка на оптимистичное восприятие жизни , формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения. Работа над театрализацией сказки  способствует развитию и коррекции всех психических процессов.

     Театрализация сказок предполагает большой объём предварительной работы. Она проводится в системе и взаимосвязи со всеми специалистами детского сада. Музыкальная, изобразительная, конструктивная деятельность являются составляющими компонентами театрализованных игр

       Прежде чем приступить к театрализованной деятельности, мы изучили различные методические рекомендации по организации и проведению театрализованных игр, в том числе и во время обучающих занятий, в развивающих и подвижных играх, во время формирования культурно – гигиенических навыков.

      Учитывая возрастные и психофизические особенности детей, составлен перспективный план работы по всем разделам программы, в соответствии с которым на начальном этапе параллельно с развитием познавательной и предметно – практической деятельности дети обучаются  распознавать эмоциональное состояние, настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению, а также учатся отображать своё эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами.

     Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них адекватное поведение. Для этого мы отобрали различные театрализованные этюды и упражнения, подобрали дидактические игры и литературный материал, способствующие формированию эмоционально - волевой сферы.

     Для развития двигательной активности и координированной моторики создан физкультурный уголок, а также картотеки гимнастических упражнений и подвижных игр, подобраны упражнения для  пальчиковой гимнастики.

    Для коррекции речевого развития, помимо упражнений на развитие фонематического слуха, артикуляционной гимнастики, способствующей формированию правильного звукопроизношения, подбираются игры и упражнения на развитие просодической стороны речи, её интонационной выразительности; для преодоления нарушений слоговой структуры слов – скороговорки и другой речевой материал.

   Работа по развитию связной речи и расширению активного словаря основывается на описательных рассказах, рассказах по картине и серии картин, пересказах знакомого текста, события.

   

  Одновременно необходимо уделить большое внимание созданию условий в группе: отвести место для расположения самостоятельной художественно-речевой деятельности, подобрать игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, перчаточные театры, приобрести и изготовить маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты.

  По мере достижения положительных результатов в речевом и психоэмоциональном развитии через театрализованные игры можно переходить к театрализации сказок. Для этого сначала следует отобрать из программного материала произведение, доступное восприятию детей.

   В предварительной работе для лучшего усвоения содержания и понимания смысла рекомендуется использовать поговорки, потешки, загадки, а также иллюстрации, книжки с разными вариантами сказок, игрушки, различные виды театров, видео- и аудиоматериалы.

   Для развития эмоционально-волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного ориентирования – подобрать этюды и упражнения.

   Дети знакомятся со сценарием на занятиях по развитию речи. Сравнивают его с содержанием сказки, обсуждают сюжет и дают нравственную характеристику персонажам. Одновременно воспитатель работает над смысловым содержанием пословиц и поговорок, которые органично вошли в текст сценария.

   В речевой зоне выставляются игрушки, театры для самостоятельного обыгрывания сказки.

   В вечернее время и дневные часы с помощью ТСО воспитатели знакомят детей с разными вариантами сказки, а с помощью этюдов и упражнений учат детей достоверному изображению персонажей.

    После этого можно приступить к поэтапному обыгрыванию сценок из спектакля, постепенно заучивать текст в группе и дома. Для самоконтроля над мимикой и жестами желательно использовать зеркала.

    На индивидуальных занятиях ведётся работа над коррекцией всех сторон речевого развития.

   На занятиях по ознакомлению с окружающим , во время экскурсий дети знакомятся с деревенским бытом ; на музыкальных занятиях – разучивают тексты песенок и танцы, а на занятиях по труду и изодеятельности изготавливают и раскрашивают персонажей и некоторые атрибуты к сказкам.

   Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.

   Речь их становится выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причём – в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

   Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация театрализованной деятельности в детском саду".

В статье говорится о том, как при помощи театрализованной деятельности в детском саду раскрыть творческий потенциал ребенка....

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...

«Взаимодействие с родителями в рамках организации театрализованной деятельности в детском саду»

В материале представлен опыт работы с родителями средней группы детского сада по развитию диалогической речи через театральную деятельность и организацию соответствующей среды....

Организация театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий

       Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально...

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического)...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...