Организация театрализованной деятельности в детском саду
консультация по коррекционной педагогике на тему
Работа над театрализацией детских произведений способствует развитию и коррекции всех психических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_teatralizovannoy_deyatelnosti.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация театрализованной деятельности
в группе для детей
с отклонениями в развитии
Ведущая деятельность детей – игровая. У детей с проблемами в развитии она часто носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью, имеющей эмоциональной окраски. Даже обученные дети демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность детей, а не их взаимоотношения, эмоциональное состояние.
Для преодоления данных проблем и достижения наилучших результатов в обучении и воспитании детей мы решили уделить особое внимание театрализации сказок. В сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребёнка на оптимистичное восприятие жизни , формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения. Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических процессов.
Театрализация сказок предполагает большой объём предварительной работы. Она проводится в системе и взаимосвязи со всеми специалистами детского сада. Музыкальная, изобразительная, конструктивная деятельность являются составляющими компонентами театрализованных игр
Прежде чем приступить к театрализованной деятельности, мы изучили различные методические рекомендации по организации и проведению театрализованных игр, в том числе и во время обучающих занятий, в развивающих и подвижных играх, во время формирования культурно – гигиенических навыков.
Учитывая возрастные и психофизические особенности детей, составлен перспективный план работы по всем разделам программы, в соответствии с которым на начальном этапе параллельно с развитием познавательной и предметно – практической деятельности дети обучаются распознавать эмоциональное состояние, настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению, а также учатся отображать своё эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами.
Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них адекватное поведение. Для этого мы отобрали различные театрализованные этюды и упражнения, подобрали дидактические игры и литературный материал, способствующие формированию эмоционально - волевой сферы.
Для развития двигательной активности и координированной моторики создан физкультурный уголок, а также картотеки гимнастических упражнений и подвижных игр, подобраны упражнения для пальчиковой гимнастики.
Для коррекции речевого развития, помимо упражнений на развитие фонематического слуха, артикуляционной гимнастики, способствующей формированию правильного звукопроизношения, подбираются игры и упражнения на развитие просодической стороны речи, её интонационной выразительности; для преодоления нарушений слоговой структуры слов – скороговорки и другой речевой материал.
Работа по развитию связной речи и расширению активного словаря основывается на описательных рассказах, рассказах по картине и серии картин, пересказах знакомого текста, события.
Одновременно необходимо уделить большое внимание созданию условий в группе: отвести место для расположения самостоятельной художественно-речевой деятельности, подобрать игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, перчаточные театры, приобрести и изготовить маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты.
По мере достижения положительных результатов в речевом и психоэмоциональном развитии через театрализованные игры можно переходить к театрализации сказок. Для этого сначала следует отобрать из программного материала произведение, доступное восприятию детей.
В предварительной работе для лучшего усвоения содержания и понимания смысла рекомендуется использовать поговорки, потешки, загадки, а также иллюстрации, книжки с разными вариантами сказок, игрушки, различные виды театров, видео- и аудиоматериалы.
Для развития эмоционально-волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного ориентирования – подобрать этюды и упражнения.
Дети знакомятся со сценарием на занятиях по развитию речи. Сравнивают его с содержанием сказки, обсуждают сюжет и дают нравственную характеристику персонажам. Одновременно воспитатель работает над смысловым содержанием пословиц и поговорок, которые органично вошли в текст сценария.
В речевой зоне выставляются игрушки, театры для самостоятельного обыгрывания сказки.
В вечернее время и дневные часы с помощью ТСО воспитатели знакомят детей с разными вариантами сказки, а с помощью этюдов и упражнений учат детей достоверному изображению персонажей.
После этого можно приступить к поэтапному обыгрыванию сценок из спектакля, постепенно заучивать текст в группе и дома. Для самоконтроля над мимикой и жестами желательно использовать зеркала.
На индивидуальных занятиях ведётся работа над коррекцией всех сторон речевого развития.
На занятиях по ознакомлению с окружающим , во время экскурсий дети знакомятся с деревенским бытом ; на музыкальных занятиях – разучивают тексты песенок и танцы, а на занятиях по труду и изодеятельности изготавливают и раскрашивают персонажей и некоторые атрибуты к сказкам.
Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.
Речь их становится выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причём – в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Организация театрализованной деятельности в детском саду"
Рекомендации для педагогов...
"Организация театрализованной деятельности в детском саду".
В статье говорится о том, как при помощи театрализованной деятельности в детском саду раскрыть творческий потенциал ребенка....
Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...
«Взаимодействие с родителями в рамках организации театрализованной деятельности в детском саду»
В материале представлен опыт работы с родителями средней группы детского сада по развитию диалогической речи через театральную деятельность и организацию соответствующей среды....
Организация театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально...
Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического)...
Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период
Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...