мои публикации
статья по коррекционной педагогике по теме

Перескокова Ольга Вячеславовна

статьи, опубликованные в журналах, газетах, в сборниках научно-методических  материалов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ИГР В РАБОТЕ ТИФЛОПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Перескокова О.В., учитель-дефектолог (тифлопедагог) МБДОУ компенсирующего вида №320 «Колосок», хореограф

        По мнению специалистов, за последние  годы динамика здоровья детей характеризуется неблагоприятными тенденциями. Это объясняется экономическими трудностями, ростом социальной напряженности и другими факторами. Подверженность различным заболеваниям, стресс, недостаток двигательной активности стали постоянными спутниками подрастающего поколения. В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность учреждений дополнительного образован
ия детей и подростков. Однако,  детей с глубокими нарушениями зрения не принимают в студии и ансамбли. Это обусловлено специфическими потребностями этих детей, нехваткой специализированных педагогических кадров и другими  причинами. Поэтому особую значимость приобретают занятия тифлопедагога  с использованием танцевальных игр.

        Что же такое танцевальные игры?  Фирилева Ж.Е. и Сайкина Е.Г. относят к танцевальным играм хореографические упражнения, танцевальные шаги, ритмические танцы. Отдельно выделяют игропластику и игры-путешествия [4,14]. Тифлопедагог в своей практике может пользоваться всеми этими разделами. Танцевальные игры направлены на формирование у воспитанников двигательного опыта, способствуют повышению общей культуры занимающихся, доставляют радость. Кроме того, учитель-дефектолог, используя на своих занятиях танцевальные игры, решает и узконаправленные задачи: знакомит ребенка с его телом, учит ориентироваться на себе, в окружающем пространстве, побуждает к общению со сверстниками, повышает уровень координации движений, пополняет активные словарь детей за счет разучивания стихотворного сопровождения, способствует приобретению эмоционального, коммуникативного и двигательного опыта.

        Хореографические упражнения подбираются в соответствии с возрастом детей и их физическими и зрительными возможностями. Например, детям младшего возраста можно предложить под музыкальное или стихотворное сопровождение выполнять полуприседы, подъемы на носки, свободные плавные движения руками, повороты головы, хлопки.

        Пусть стоят на месте ножки.

        Да-да-да! Да-да-да!  (полуприседы, руки на поясе)

        Только хлопают ладошки.

        Да-да-да! Да-да-да!    (хлопки по коленям)

        А сейчас мы будем хлопать –

        Хлоп-хлоп-хлоп – перед собой. (хлопки перед собой)

        А теперь скорей похлопай,

        Да погромче за спиной. (хлопки за спиной)

        Выше, выше будем хлопать,

        Выше руки поднимай!  (хлопая в ладоши, поднимать руки вверх)

        Ниже, ниже будем хлопать,

        Руки ниже опускай.  (дети, хлопая, опускают руки)

        А теперь качать руками

        Можно целых пять минут.

        Отдыхайте вместе с нами,

        Руки тоже отдохнут. (свободные покачивания руками) [1,19]

        На второй год обучения (средняя группа) к выполняемым движениям добавляется выставление ноги в сторону на носок, на пятку, повороты вправо-влево переступанием. Далее усложнение идет за счет добавления прыжков, перегибов корпуса и смены позиций рук. Много интересных упражнений предлагает Е.Ю. Черемнова, С.Л. Слуцкая, М.А. Михайлова.

        Следующим разделом танцевальных игр являются танцевальные шаги: простой бытовой шаг, шаги на носках, на пятках, приставные шаги в сторону, хороводный шаг, па галопа, шаг с  подскоком, шаг с притопом. Танцевальные шаги лучше разучивать, используя образы животных, птиц, сказочных героев, включать их в игровые ситуации.

        Стало палубу качать,

        Ноги к палубе прижать!

        Одну ногу прижимаем,

        А другую поднимаем.  (учим переносить вес тела с одной ноги на другую)

        Мы все шарик надуваем,

        На носочки мы взлетаем,

        И по кругу полетаем. (шаги или бег на носочках)

        Ритмические танцы, разучиваемые с детьми тифлопедагогом, не являются зрелищными, они не предназначены для показа зрителям. Педагог выбирает простые движения, соединяет их по  уровню сложности, смыслу. Тем, кто только начинает свою практику лучше придумывать ритмические танцы под известные детские песенки, которые уже имеют сюжет и его можно отобразить в движениях. Например, под песенку «Антошка» целесообразно изобразить как копают картошку, играют на гармошке, едят большой ложкой и др. Также можно использовать известные детские хороводные и народные игры, «Танец сидя», «Танец в кругу», «Если весело живется», «Если нравится тебе», «Лавота», «Танец утят», «Танец с платочками». Интерес детей к подобной деятельности повышается за счет применения различного реквизита: искусственных цветов, цветных платочков разного размера, султанчиков, шуршунчиков, цветных лент, погремушек, бубнов, колокольчиков, шляп, мячей и др. Реквизит выбирается по сюжету танца.

        На тематических занятиях тифлопедагог может использовать игры-путешествия. В данном виде деятельности используются все средства предыдущих разделов. Материал, используемый в игре-путешествии, может служить основой для закрепления умений и навыков, полученных ранее, помогает сплотить ребят, развивает фантазию, умение представлять и перевоплощаться. Темы путешествий соответствуют теме занятия: «Бабушкин двор», «В зоопарке», «На лесной опушке», «Подводное царство», «Путешествие на поезде», «Времена года» или являются сказочными «В гости к Чебурашке», «Цветик-семицветик», «В гостях у трех поросят», «Играй-город».

«На лесной опушке» (фрагмент)

Отправляемся в поход,

много нас открытий ждет.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.  (педагог идет с детьми по группе, останавливается на зеленом лугу, предлагает вспомнить что растет на лугу)

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружились. (дети превращаются в бабочек, кружатся на носочках. Педагог предлагает собрать бабочку из геометрических фигур или разрезных частей в соответствии со зрительными возможностями).

Дальше – глубже в лес зашли,

Налетели комары.

Руки вверх  - хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.  (педагог хлопает несколько раз, дети считают количество хлопков и хлопают сами. Можно усложнить задание, изменив ритмический рисунок). [4, 46-47]

Тифлопедагог, занимаясь с детьми не должен ставить перед собой цель научить детей танцевать, этим должны заниматься хореографы. Танцевальная игра не обязательно должна быть отдельным занятием, это часто отдельный фрагмент, помогающий логически связать части занятия, позволяющий взбодрить или расслабить детей, заменяющий физминутку или организационный момент.

Обучение танцевальной игре имеет свою методику. Весь процесс обучения можно условно разделить на три этапа:

  • Начальный этап – обучение отдельному движению,
  • Этап углубленного разучивания упражнения,
  • Этап закрепления и совершенствования упражнения  [4,28].

По первым попыткам выполнения движений педагог может судить, как понял свою задачу ребенок и дальше планировать свои действия. Разучивая простые движения начальный этап будет очень коротким, а при знакомстве со сложными  скомбинированными упражнениями целесообразно применить расчлененный метод обучения. Например, отдельно разучить что должны делать руки, что ноги, что голова, а затем соединять в целое. Если движение нельзя разделить, следует начать разучивание в медленном темпе. «Ошибки нужно исправлять, начиная с более грубых, а на этапе совершенствования перейти на исправление деталей, мелких неточностей» [2, 21].

В работе с детьми с глубокими нарушениями зрения особое значение приобретает предварительная и индивидуальная работа. Возможности применения танцевальных игр очень широки и каждый тифлопедагог найдет свои варианты их использования.

Список литературы

  1. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 112с.
  2. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М.: Владос, 2003. – 256с.
  3. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. – М.: Линка-пресс, 2006. – 272с.
  4. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. – СПб.: Детство-пресс, 2006. – 352с.
  5. Черемнова Е.Ю. Танцетерапия: танцевально – оздоровительные методики для детей. – ростов н\Д.: Феникс, 2008. – 121с.


Предварительный просмотр:

Перескокова Ольга Вячеславовна

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

МКДОУ д\с №320 «Колосок»

Самодельные дидактические игры как средство обогащения развивающей среды группы для детей с нарушением зрения.

        Сколько сейчас создано развивающих игр и игрушек для детей! Промышленность шагнула далеко вперед и прилавки магазинов просто пестрят яркими коробками с дидактическими играми. К сожалению далеко не все дидактические игры и пособия можно успешно применять в работе с детьми  с нарушением зрения. Чтобы в полной мере использовать ту или иную игру на занятии или в свободной деятельности мы начинаем ее модернизировать, видоизменять в соответствии с индивидуальными особенностями детей с нарушением зрения. Что именно мы делаем:

  • В настольно-печатных играх выделяем контур предметов;
  • По возможности усиливаем контрастность (вырезаем картинки игры и наклеиваем на другой фон);
  • Используем игры с мелкими деталями только в индивидуальной работе;
  • Изменяем правила игры;
  • Используем только отдельные части игры;

Выручают нас игры, сделанные своими руками специально для детей с нарушением зрения. Такие игры сразу учитывают все особенности детей, специфику работы с ними и соответствуют поставленным целям и задачам.

Основная цель создания всех пособий – способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, тактильного и слухового восприятия, развивать ориентировку в пространстве и мелкую моторику рук.

Создавая дидактические игры и пособия  своими руками необходимо следовать нескольким правилам:

  • Безопасность для здоровья ребенка. Сейчас очень много разнообразных материалов, но не все они пригодны для использования  детьми. Материалы должны быть не токсичные, легко подвергаться чистке. Краска должна быть стойкой и не красить руки ребенка при игре. Предпочтение отдается натуральным тканям и материалам.
  • Педагогическая целесообразность. Для ребенка пособия должны быть максимально функциональными и яркими, а цвета – реалистичными. Игры и пособия, изготовленные своими руками, отражают знакомую ребенку действительность, а сказочный сюжет позволяет усилить и поддержать интерес ребенка.
  • Эстетика. Все игры, игрушки, пособия должны быть сделаны аккуратно, радовать глаз и вызывать желание играть с ними.
  • Практичность. Все детали пособия должны надежно крепиться, быть многоразового использования.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В.А. Сухомлинский. [ 1, 5] Жан – Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так писал о потребностях ребенка… «он хочет все потрогать, все взять в руки» [1,6]. Это особенно актуально для детей с нарушением зрения, для которых руки это «вторая пара глаз».

Вот почему многие игры, сделанные своими руками, направлены на развитие мелкой моторики, тактильных ощущений и восприятия. Это такие игры, как «Сухой бассейн» (с крупой), «Тактильные брусочки», «Рисование по манке», мелкомоторные панно на различные темы (например «времена года»), игры с различными пуговицами, с бельевыми прищепками, «Волшебные мешочки» с крупой, семенами. Многоцелевым и полезным в работе может оказаться «Чудо-куб». Это большой картонный куб с липучками, на которые прикрепляются карточки.  На каждой стороне куба можно собрать все металлическое, пластмассовое, пушистое, деревянное, гладкой и т д.

Заинтересовать и привлечь внимание детей позволяют игры на магнитах: «Лабиринты», «Дорожки для прослеживания», «Стрелоплан», «Зашумленные картинки», «Магазин», «Аквариум». У большинства педагогов возникают трудности в обучении детей ориентировке на листе бумаги, ориентировки на листе в крупную клетку. Чтобы научить основам ориентировки и счету клеток мы сделали магнитную игру «Клеточки» - большое магнитное поле в крупную клетку, где можно располагать игрушки-магнитики. Чтобы правильно угадать игрушку нужно сосчитать клетки в различных направлениях (счет ведется от стрелок внизу поля).

Доказано, что глаз ребенка двигается с той же скоростью, что и рука. Теснейшая взаимосвязь между движениями рук и развитием зрения человека в детстве сохраняется очень долго. Рука как бы передает зрению свои движения. Чем сложнее и согласованнее движения руки и глаза, тем успешнее развиваются зрительные способности ребенка. [1,8]  Таким образом, чтобы механизм взаиморегуляции начал действовать в позитивном направлении, необходимо использовать разнообразные приемы и методы. Одним из таких приемов является обогащение развивающей среды группы для детей с нарушением зрения играми и пособиями, сделанными своими руками.

Каждая игра, сделанная своими руками, уникальна и позволяет не только решать коррекционные задачи, но и творчески развивать ребенка. При желании, особенно если подключить фантазии и воображение, придумывать можно бесконечно. И главное здесь – желание помочь ребенку научиться.

Список литературы:

  1. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. – Ростов н\Д: Феникс, 2007. – 221с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...