Руководящая роль воспитателя в формировании связной речи в дидактических и в сюжетно-ролевых играх.
консультация по коррекционной педагогике на тему
Краткое описание того, как заинтересовать дошкольника игрой и почему это важно для развитие малыша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.igrov_deyat_detey_v_sadu.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад.
Тема: Руководящая роль воспитателя в формировании связной речи в дидактических и в сюжетно-ролевых играх.
Игровая деятельность детей должна занимать большую часть времени пребывания ребёнка в ДОУ. Необходимо дать детям свободное от обучения и от нас время, чтобы играть. И даже обучение в детском саду должно быть игрой или обыграно интересным сюжетом.
К.Д.Ушинский об играх детей сказал:
«Для дитяти игра – действительность и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребёнка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти его собственное создание. В игре дитя живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее ещё никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Мы можем дать детям наше внимание, участие, себя в качестве партнёра по игре – если они этого захотят, если они нас позовут. Получить от ребёнка приглашение в свою игру – знак величайшего доверия. Мы же на эту суверенную землю его мыслей и чувств должны ступать осторожно. Нужно слушать и слышать ребёнка. Он сам скажет, что нам здесь делать.
Мера участия воспитателя в играх зависит от возраста детей и уровня их развития. Но в любом случае, воспитатель должен заинтересовать ребёнка, ненавязчиво побуждать к играм. Если воспитатель видит, что какая либо игра не интересует дошкольника, возможно, он просто не представляет, как в неё играть. Поиграйте сами в неё, позовите напарника или родителей. Дети очень любознательные, обязательно обратят на вас внимание и тоже попробуют поиграть.
Всё, что окружает дошкольника, надо ему «представить», познакомить. И лучше, если это будет сюрприз, а не что-то обыденное.
Рассмотрим появление игрушек в группе.
Желательно, чтобы игрушки не появлялись все сразу, если они конечно не связаны сюжетом игры. В группе создаётся специальное место («волшебный сундучок», красивая корзинка, загадочный столик и т.д.), где любознательные дети периодически находят новые игры и игрушки. Каждую обнаруженную детьми игрушку воспитатели демонстрируют, рекламируют, уточняют её действие и таким образом учат в неё играть. Каждая новая игрушка может азартно быть обыграна взрослыми, а когда нетерпение и интерес у детей достигают точки кипения, к игре подключают и их. Взрослые создают «сюрпризные» игровые ситуации: рано утром или после дневного сна дети обнаруживают крупную, красивую, интересную по замыслу постройку или перестановку игрового материала. Эффективными оказываются и «парадоксальные» поступки взрослых: неожиданно из группы исчезают игрушки, которыми ребята подолгу не пользуются. Часто именно таким образом удаётся привлечь внимание к незаслуженно забытым добрым друзьям. При этом мы должны помнить, что все наши действия и замыслы должны побуждать детей общаться, говорить.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и, в дальнейшем, его успешного обучения в школе.
В работе над речью работа воспитателя детского сада должна идти по двум направлениям:
а) предупреждение недостатков речи: создание необходимые условий для правильного развития речи и, в частности, формирование правильного звукопроизношения;
б) исправление некоторых недостатков речи: звукопроизношения, а иногда и других, более сложных нарушений речи, путём специальных занятий и правильного подхода к детям с недостатками речи в условиях детского сада.
Последовательность работы со звуком:
- подготовительные упражнения;
- постановка звука определённым приёмом;
- автоматизация и дифференциация нового звука
изолированно;
- автоматизация и дифференциация нового звука
в слогах;
- автоматизация и дифференциация нового звука
в словах;
- автоматизация и дифференциация звука
в предложениях;
- автоматизация и автоматизация звука
в самостоятельной речи.
В работе со звуком можно использовать
а) подготовительные игры:
- на развитие слухового внимания;
- на развитие речевого слуха;
- на развитие фонематического слуха;
- на развитие артикуляционной моторики;
- на развитие физиологического дыхания;
- на развитие речевого дыхания;
- на развитие голоса.
б) игры для формирования правильного звукопроизношения.
Подготовительные игры следует проводить для детей всех возрастных групп, а не только для младших дошкольников.
Игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а так же как отдых.
Рассмотрим несколько примеров.
1.Подвижная игра «У медведя во бору»:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь ворчит
И на нас рычит:
Р- р- р (или у- у- у).
Условия игры известны. Как только медведь начинает рычать, дети убегают от него за черту – домой. Медведь ловит их.
Игра может быть использована как отдых, как начало или конец занятия.
Логопедические цели: 1) автоматизация звука р изолированного и в тексте; 2) развитие фразовой речи; 3) развитие дыхания; 4) развитие голоса; 5) нормализация темпа и ритма речи.
Цели физического развития: развитие общих движений, скорости реакции, собранности.
Цели познавательного развития: может служить началом или завершением беседы о диких животных и растительности леса.
2. Сюжетно – ролевая игра «Автобус». Посредине комнаты в длину выстраивают несколько стульчиков (по числу играющих). Два стульчика с одной стороны, один – с другой. Между ними проход для кондуктора. Дети садятся лицом вперёд по ходу автобуса. Впереди водитель.
Кондуктор продаёт билеты, спрашивая, кто до какой остановки едет.
Вся игра соответственно оформляется и заранее подготавливается.
В зависимости от логопедических целей для автоматизации разных звуков в словах и фразах подбирают названия остановок: «Грибное», «Рынок», «Лодочная станция», «Луг», «Зоопарк», «Центр» и т.д.
Пассажиры едут каждый до своей остановки. В дороге кондуктор интересуется, с какой целью каждый из них едет. (Водитель негромко имитирует звук мотора – ррр). На обратном пути пассажиры вновь занимают свои места. Возвращаются. Происходит обмен впечатлениями.
Могут быть различные варианты: для накопления словаря и развития фразовой речи по одной теме, например «Цветы». Соответственно меняются названия остановок: «Ромашки», «Георгины», «Гвоздики», и т.д. Или для закрепления какого-либо одного звука, для развития звукового анализа.
В этом случае пассажиру в автобусе не выдадут билет, пока он сам не придумает свою остановку, чтобы в названии был необходимый звук.
Цели социального развития: развитие представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, наблюдательности, представлений по теме «Транспорт», «Цветы» и пр.
Цели познавательного развития: развитие представлений о норме и правилах поведения в общественных местах.
3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» может выступать и как основное занятие и как начало или конец его.
Логопедические цели разнообразны: развитие звукового анализа, закрепление звуков в словах, предложениях, в связном тексте, совершенствование словаря и фразовой речи.
Цели умственного воспитания: развитие внимания, осязания, представлений, наблюдения и сравнения, воображения.
Все указанные цели в одном занятии, конечно, реализованы быть не могут. Здесь указаны возможные, но неполные варианты и цели к каждой игре.
Всё сказанное ранее можно перенести в остальные дидактические и сюжетно-ролевые игры. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так называемые игры-драматизации.
Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями.
В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у ребёнка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чём-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей. Для усвоения названия предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми.
Показывая, как можно играть, следует все действия обозначать словом. Затем важно передать предмет ребёнку, чтобы он подражал взрослому, действовал с ним. Когда ребёнок наблюдает за разнообразными действиями и при этом слышит разные обозначения их словом, у него развивается чувство языка.
Действующие лица в игре появляются путём ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребёнка, игрушки или окружающих детей и взрослых. В ходе игры воспитатель должен искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребёнка, заставить его сопереживать.
Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы («День рождения куклы», «Поезд» и т.д.). В игре «Магазин игрушек» дети, купив игрушку, играют с ней; причём получить игрушку можно на определённых условиях (например, правильно попросив).
В заключение отмечу, что игра – это не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.
Любая игра – это шаг вперёд в развитии ребёнка. Задача взрослого – ненавязчиво направлять ребёнка в его продвижении вперёд. И тогда не будет пути, который бы он не смог преодолеть.
Воспитатель Лучко Татьяна Леонидовна.