Межполушарное взаимодействие!
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Кузнецова Татьяна Алексеевна


Развитие межполушарного взаимодействия важная часть работы родителя, воспитателя и психолога!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpolusharnoe_vzaimodeystvie.docx50 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие межполушарного взаимодействия»

Все наверняка сталкивались с детьми, которых даже близкие им люди называют невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу. В школе такие дети плохо читают, медленно и коряво пишут, делая большое число ошибок, которые взрослые называют "нелепыми". Встречаются и ребята, испытывающие трудности в счете, а также при решении математических задач. В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием.



В рамках этой статьи хочется уделить внимание научным аспектам темы межполушарного взаимодействия. Об этом все могут прочитать в целом ряде известных педагогам книг, в частности в книге "Неуспевающие дети", написанной Н.К. Корсаковой, Ю.В. Микадзе и Е.Ю. Балашовой. Но для того чтобы была понятна логика подбора игр и упражнений программы коррекции и развития, необходимо сказать следующее.



При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация.



Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела.



Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и аккалькулией (нарушением процесса формирования навыков письма, чтения, счета).

 Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.



Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же период ползания оказывается сокращен, то недостаточно развиваются координация движений, координация деятельности полушарий между собой и координация мозга и тела в целом. Развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.



Первым блоком программы развития межполушарного взаимодействия является блок
"Движение" – через комплексы специальных игр и упражнений мы как бы проходим сначала двигательное развитие ребенка от младенчества до раннего возраста.




Комплекс упражнений для дошкольников и младших школьников




Проводится как индивидуально, так и малой группой. Желательно использование специального зала или просторной, хорошо проветриваемой комнаты с ковровым покрытием. Рекомендуется спортивная одежда, не сковывающая движений ребенка.



1. Упражнение на дыхание

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Повторяем 3 раза.



2. "Потягушки"

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой (на полу). На счет от 1 до 6 медленно потянуться, осторожно растягивая позвоночник в разные стороны: пятка правой ноги "ползет" по полу вперед, а левая вытянутая рука одновременно тянется в противоположную сторону; затем то же самое делает левая пятка ребенка и правая рука. Повторяем 5–7 раз.



3
. "Бревнышко"

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки плотно прижаты к телу, ноги соединены. Мы предлагаем ребенку закрыть глаза и почувствовать себя частью могучего ствола красивого дерева. На счет от 1 до 6 тело ребенка начинает перекатываться по полу, например справа налево. На счет от 6 до 1, перекатываясь в противоположном направлении, ребенок возвращается на исходную позицию. Повтор 5–7 раз.

В этом упражнении можно варьировать темп – убыстрять, замедлять. Можно не использовать счет вообще, предоставив ребенку возможность спонтанного движения.



4. "Лодочка" (лежа на спине лицом вверх)

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой. На счет от 1 до 4 он медленно поднимает одновременно руки, ноги (мысочки при этом оттянуты), голову, делая "лодочку". Держит эту позицию на счет от 1 до 4, медленно возвращается в исходное положение тоже на счет от 1 до 4. Далее следует релаксационное расслабление. Затем повторение упражнения. Делается 3–5 раз
.

5. Кулак-ребро-ладонь. Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола; выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении ребенок помогает себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.

https://sites.google.com/site/logopeedmuhu/_/rsrc/1473931407034/palciki/razvitie-mezpolusarnogo-vzaimodejstvia/t.jpg

6. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

7. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

https://sites.google.com/site/logopeedmuhu/_/rsrc/1473931472798/palciki/razvitie-mezpolusarnogo-vzaimodejstvia/u.jpg




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Межполушарное взаимодействие - профилактика дисграфии".

Упражнения на межполушарное взаимодействие  улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают проц...

Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта и физического здоровья детей

Занятие разработано совместно с инструктором по физкультуре Мавриной Еленой Павловной. Практическое занятие для воспитателей. Цель которого,совершенствовать и обновлять  систему оздоровитель...

Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта и физического здоровья детей

Практическое занятие для воспитателейЦель: Совершенствовать и обновлять систему оздоровительной работы в ДОУ, формируя активную позицию в отношении личного здоровья педагога  и здоровья воспитанн...

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти...

Консультация для педагогов «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»

В представленной консультации дается понятие "межполушарное взаимодействие", перечислены возможные причины нарушения межполушарного взаимодействия и последствия таких нарушений. Также предст...

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, ...

Консультация для воспитателей «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»

laquo;Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетически...