@ Когда необходима помощь специалиста?@
консультация по коррекционной педагогике на тему
Речь — это не врождённый, а приобретённый навык. Именно поэтому заниматься её развитием необходимо с раннего возраста. Родители должны знать нормы и особенности развития речи детей дошкольного возраста, чтобы вовремя заметить отклонения, обратиться к специалисту и решить проблемы на ранней стадии их появления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kogda_neobhodima_pomoshch_logopeda.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Когда необходима помощь специалиста?
Речь — это не врождённый, а приобретённый навык. Именно поэтому заниматься её развитием необходимо с раннего возраста. Родители должны знать нормы и особенности развития речи детей дошкольного возраста, чтобы вовремя заметить отклонения, обратиться к специалисту и решить проблемы на ранней стадии их появления.
Долгое время считалось, что «французское» [Р] или шепелявое [С] – не такая уж проблема. Подумаешь, пара звуков с дефектом, а остальные все правильные – собеседник поймёт. Однако, нарушение в произношении хотя бы одного звука приводит к изменению всей картины речи: исчезает чёткость дикции, голос становится тусклым. Большинство людей с дефектами речи говорят тихо. Стесняясь своего недостатка, человек начинает избегать сложных слов, старается заменить их синонимами. Из-за этого страдает смысл высказывания.
Особенно следует насторожиться, если произношение «хлюпающее», боковое. В этом случае необходима помощь двух специалистов: невролога и логопеда.
Родителям предстоит немало потрудиться, если у ребёнка страдает произношение звуков, относящихся к разным группам (например, свистящие и заднеязычные).
В большинстве случаев причина проблем с дикцией у взрослых кроется в их детстве, когда на произношение ребёнка не обращали внимания и неправильный звук укоренился в речи. Речевой аппарат формируется примерно к 7 годам, в этот период порой достаточно поставить правильный звук и проследить, чтобы ребёнок его употреблял. Однако, уже к среднему школьному возрасту формирование речевой зоны мозга завершается. Поэтому взрослого приходится не учить, а переучивать. Сделать это непросто, ведь приходится ломать привычки.
В последнее время растёт количество детей с дефектами речи, обусловленными органическими поражениями ЦНС, физиологическими особенностями строения органов артикуляции. В этих случаях необходима помощь нескольких специалистов. У большинства людей с дефектами речи «ленивый» язык, он не поднимается на нужную высоту, переключение позиций замедлено. В этом случае нужно заставить язык трудиться (поможет артикуляционная гимнастика), родителям достаточно добросовестно выполнять упражнения, рекомендованные логопедом. Иногда, при нарушении произношения [Р], специалист обращает внимание на укороченную подъязычную уздечку. Её можно удлинить с помощью специальных упражнений и логопедического массажа. В более серьёзных случаях хирург проводит подрезание связки, после чего необходим массаж и комплекс упражнений во избежание уплотнения послеоперационного рубца. Нарушения звукопроизношения могут быть следствием неправильного прикуса. В первую очередь нужно обратиться к стоматологу, а он решит, нужна ли малышу консультация ортодонта. Главный повод для беспокойства – если зубы вырастают вперёд или есть смещение челюсти в сторону. Если зубы ещё молочные, ребёнку могут предложить носить съёмные ортодонтические конструкции. Но основное лечение приходится на тот возраст, когда большинство постоянных зубов уже прорезалось. В этот период самый действенный метод – брекеты.
Произносить звуки неправильно детям «разрешается» до 5 лет. Более того, в этом возрасте они имеют полное право на коверканье слов. Ещё идёт формирование звукового строя речи, и дети как бы пробуют разные варианты звукопроизношения. К 4-5 годам произношение обычно выправляется и помощь логопеда не бывает нужна. Но в последнее время всё чаще неумение говорить правильно бывает вызвано у ребёнка именно патологией речи. И вот тут уже плохая дикция обернётся трудностями при письме и чтении, а значит, и проблемами в школе.
Насторожиться и заподозрить, что не всё в порядке с речью малыша, родители должны при таких ошибках:
1. Малыш взаимозаменяет звуки. Одно дело, если вместо слова «шапка» он говорит «сапка» -это лишь неумение выговаривать звук[Ш]. И совсем другое, если он не только говорит «сапка» вместо «шапка», но и «шобака» вместо «собака». Значит, он не слышит, не различает звуки [С] и [Ш], а потому взаимозаменяет их.
Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому, даже если малышу всего 2 и он только заговорил, необходимо обратиться к логопеду.
2. Ребёнок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. До 4-5 лет малышу позволяется коверкать слова, но и в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов. Та же «шапка» может быть «шака», «сапа», «пака», но не «шап» или «шапака». Дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные – это основа слова, его ритмика. Нарушение слоговых структур – сигнал, что ребёнок не слышит ритма слова.
Если ребёнок говорит в нос, это не всегда связано с аденойдами. (Поставьте зеркальце к носу малыша и пусть он что-нибудь скажет. Если зеркало сильно запотело, значит, струя воздуха идёт через рот, а ведь наша речь предполагает носовое дыхание.) Бывает, что малыш говорит на вдохе, а не на выдохе, делает вдох перед каждым словом, проглатывает слова. Или говорит шёпотом просто потому, что громко сказать не получается. Для того, чтобы уметь регулировать громкость речи, говорить плавно и мелодично, необходимо с раннего детства развивать речевое дыхание. И в этом поможет логопед. ( Также можно обратиться за консультацией к фониатру.) Для глубокого вдоха носом и выдоха ртом нужно отработать схему «нюхаем цветок, сдуваем пушинку», для выработки диафрагмального дыхания нужно научить малыша «дышать животиком». Упражнения проводятся под наблюдением специалиста. В более старшем возрасте используются технологии БОС, ребёнок учится контролировать своё дыхание и речь. Использование данных методик является профилактикой заикания.
Логопед не только ставит звуки, но и обращает внимание на общее развитие ребёнка, особенности слуховой и зрительной памяти, внимания, его словарный запас, умение грамотно строить предложения, изменять слова… К 6 годам ребёнок должен знать многообразие бытовых предметов, уметь их группировать (посуда, одежда, мебель и т.д.). Если новые слова запоминаются с трудом, если ребёнок не может выучить ни одного стихотворения – это тоже повод обратиться к логопеду. Нелюбознательность малыша – тревожный симптом. Речевая патология тесно связана с неврологическими проблемами.
К 5 годам ребёнок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 годам – в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно употреблять предлоги. Перед школой надо чётко дифференцировать понятия «право» - «лево», «вчера» - «завтра». Незнание подобных вещей говорит о нарушениях пространственного и временного восприятия или несформированности представлений. Поэтому перед школой необходимо посетить логопеда, с целью определения готовности ребёнка к школьному обучению.
В случаях, когда малыш не подражает звукам, не лепечет, следует незамедлительно обратиться к специалистам (детскому неврологу, отоларингологу, логопеду, детскому психиатру), они определят причины нарушений, выработают стратегию коррекции и сопровождения ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Когда необходимо обращаться к логопеду?"
Статью можно использовать для консультации родителям на стенде....
Когда ребенку необходима помощь логопеда
Часто перед родителями встает проблема недоразвития речи ребенка. В связи с этим, возникает множество вопросов. Предоставляем ответы на самые актуальные из них....
Когда необходимо обращаться к логопеду.
Консультация для родителей....
когда ребенку необходима помощь со стороны родителей
в статье рассматриваются типичные конфликтные ситуации,в которые попадает ребенок.даны рекомендации как правильно реагировать родителю на подобные ситуации. материал очень полезен и доступен....
Когда необходимо проконсультироваться с неврологом?
КОГДА НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С НЕВРОЛОГОМ?...
Когда необходимо начинать знакомить детей с Финским заливом
Я живу и работаю воспитателем детского сада в прекрасном городе Санкт-Петербургею. Он расположен на берегу Финского залива, являющегося частью Балтийского моря. Я мечтаю о том, чтобы мой любимый город...
Когда необходимо обращаться к логопеду?
Каждая мама с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ждёт первых слов. Но порой они долго не появляются, либо речь наполнена отдельными звуками. Некоторые родители замечают, что дети непр...