Картотека упражнений на снятие психоэмоционального напряжения дошкольников
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Суфиярова Лидия Рамзилевна

Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_na_snyatie_pen.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

«Коробка переживаний».

Цель: направлено на снятие эмоционального напряжения.

Ход: Я принесла сегодня небольшую коробку. Предлагаю отправить ее по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я ее заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания.

«Это я, узнай меня».

Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.

Ход: дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: “Это я. Узнай меня”. Ребенок, которого поглаживают, должен отгадать, кто до него дотронулся. Воспитатель помогает ребенку отгадать, называя по очереди имена участвующих в игре детей. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

«Солнышко и тучка» (на напряжение и расслабление мышц туловища)

«Солнце зашло за тучку, стало свежо — Вы сжались в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из–за тучки. Жарко — расслабьтесь — разморило на солнце» (на выдохе).

«Улитка».

Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение импульсивности.

Ход: взрослый показывает детям картинки с изображением улитки и лягушки, объясняя им, почему улитка боится лягушку, что делает улитка в момент опасности. Затем взрослый встает во главе строя детей, а дети пристраиваются «паровозиком» - каждый обнимает за талию стоящего впереди. Взрослый говорит, что теперь они все вместе — большая улитка. По команде воспитателя “Лягушка” улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится. По команде “Лягушка ускакала” дети, не разрывая цепочки прохаживаются по комнате и хором говорят: “Вновь гулять улитка хочет, радуется и хохочет”. Упражнение повторяется до тех пор, пока не перестанет доставлять детям удовольствие.

«Добрый бегемотик».

Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности.

Ход: дети встают в шеренгу. Воспитатель говорит, что все вместе они маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию или кладет руки на плечи стоящего впереди. Воспитатель просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке. Затем воспитатель просит “бегемотика” походить по комнате, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую “кучу-малу” к всеобщему удовольствию всех участников.

«Эмоциональные руки».

Цель: знакомство с различными эмоциональными состояниями, анализ средств выражения, позволяющие окружающим правильно понять их.

Ход: В отличие от животных и в отличие от роботов человек — очень эмоциональное существо. Обычно все наши эмоции “написаны на лице”. Способность человеческого лица передавать разные эмоциональные состояния называют мимикой. Но эмоции можно демонстрировать не только мимикой лица, ах можно показать руками. Попробуйте, пользуясь только руками, изобразить:

злость; грусть; испуг; радость; неприязнь.

«Драка» 

Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!» Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

«Слепой танец» 

Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения. «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями». Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

«Гусеница» 

Цель: Игра учит доверию. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

«Волшебный стул»

 Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Этюды на расслабление мышц

 «Штанга» 

Цель: Расслабить мышцы спины. Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

«Сосулька» 

Цель: Расслабить мышцы рук. «Ребята, я хочу загадать вам загадку: У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет, гвоздь упадет. (В. Селиверстов) Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!»

Релаксационное растягивание

Обеспечивает оптимальную работу мышц, разгрузку позвоночника, снятие динамического напряжения. Проводится между занятиями познавательного и продуктивного типа, под тихую спокойную музыку, при приглушенном свете.

1. 1. «Потянулись». И.п.: лежа на спине; правую руку вытянуть за головой, левую – вдоль туловища. Вдох – тянуть правую руку вверх, выдох – расслабиться. Вдох – расслабиться, выдох – тянуть руку вверх. Пауза – расслабиться. Повторить упражнение со сменой положения рук.

 1. 2. «Растишка». И.п.: лежа на спине, обе руки вытянуть за головой. Вдох – максимально тянуть руки и ноги, выдох – расслабиться. Вдох – расслабиться, выдох – максимально тянуть руки и ноги. Пауза – расслабиться.

1. 3. «Аист». И.п.: лежа на спине, руки вытянуть вдоль туловища. Вдох – правую ногу тянуть с напряжением мышц, носок на себя; выдох – расслабиться. Вдох – расслабиться, выдох – тянуть ногу с напряжением мышц, носок на себя. Пауза – расслабиться. Выполнять упражнение левой ногой.

 1. 4. «Гвоздик». И.п.: лежа на спине, руки вытянуть за головой. Вдох – руки и ноги с усилием тянуть, носки ног на себя; выдох – расслабиться. Вдох – расслабиться, выдох — руки и ноги с усилием тянуть, носки ног на себя. Пауза – расслабиться.

1. 5. «Надуй шарик». И.п.: лежа на спине, руки согнуть в локтях, ладони сложить на животе. Вдох – напрягая мышцы пресса, живот надуть; выдох – живот втянуть. Повторить упражнение 3-4 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения» ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребёнок вдруг становит...

Картотека игр и упражнений для снятия психоэмоционального напряжения у детей 2-3 лет

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.Э...

Игры и упражнения для снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников.

Негативные эмоции и чувства: страх, тревога, беспокойство, обида, раздражение, паника, агрессия – всегда вызывает мышечное напряжение. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использоват...

Релаксационные упражнения для снятия психоэмоционального напряжения дошкольников.

Современные  дошкольники порой загружены не меньше взрослых, посещая  детский сад, различные кружки, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Эмоциональны...

Картотека игр и упражнений для снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения. ИГРЫ НА  ДОВЕРИЕ.ИГРЫ ДЛЯ ОТРЕАГИРОВАНИЯ АГРЕССИИ, СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ....

Картотека релаксационных упражнений, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и взрослых.

Картотека релаксационных упражний, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и взрослых....

Картотека упражнений на снятие психоэмоционального напряжения для детей младшего дошкольного возраста

Эмоциональные игры в детском саду, предназначенные для снижения агрессии, способствуют тому, чтобы дети могли выразить свой гнев, избавиться от излишнего мышечного и эмоционального напряжения, направи...