АОП
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Севруженко Наталья Дмитриевна

Адаптированная образовательная программа на воспитанника детского сада старшего возраста с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop.docx50.75 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная образовательная программа

дошкольного образования для воспитанника

Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 33 комбинированного вида»

Исп: зам. заведующего по ВМР – Демидко Т.А.;

учитель-логопед – Бакаева Н.В.;

                                       педагог-психолог – Роляк Е.Г.;                                                        

                                   воспитатели – Гумерова З.К.;

                                                                Севруженко Н.Д.

   

г. Красноярск, 2016

Оглавление.

  1. Пояснительная записка.

1. Введение

2. Особенности развития воспитанника МБДОУ № 33 с РАС.

3. Особенности группы, в которой будет реализована Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанника с РАС.

4. Общая характеристика Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для воспитанника с РАС.

5. Цели и задачи АОП.

6. Принципы и подходы к формированию Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для воспитанника с РАС.

7. Сроки реализации Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для воспитанника с РАС.

8. Характерные для АОП формы организации деятельности воспитанника с РАС.

9. Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения Адаптированной образовательной программы.

10. Специфические для АОП формы контроля освоения воспитанником  с РАС содержания (текущего, промежуточного, итогового)

  1. Содержание программы:

1.Социально – коммуникативное развитие воспитанника с РАС.

2.Познавательное развитие

3.Речевое развитие

4.Художественно – эстетическое развитие

5.Физическое развитие

  1. Основные требования к результатам освоения Адаптированной образовательной программы воспитанником с РАС.

1.Виды и формы контрольно-оценочных действий.

2.Личностные результаты.

  1. Система контрольно-измерительных материалов усвоения воспитанником с РАС АОП.

1.Перечень оценочных материалов.

2.Критерии оценки работ.

  1. Приложения

1.Прил. 1 Лист оценки усвоения адаптированной образовательной программы.

2.Прил. 2 Программа для работы с детьми дошкольного и школьного возраста с проявлениями раннего детского аутизма. И.В. Ковалец.

3.Прил. 3  Методические разработки по развитию речи у аутичных детей. Л.Г. Нуриева.

  1. Пояснительная записка.
  1. Введение.

        Адаптированная  образовательная программа для воспитанника с расстройствами аутистического спектра (РАС) разработана  на основе ФГОС дошкольного образования,  рекомендаций ПМПК и включает учебно-методическую документацию, раскрывающую основные психолого-педагогические характеристики детей с расстройствами аутистического спектра, их особые образовательные потребности, объем и содержание образования в соответствии с образовательным маршрутом, а также  планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации адаптированной образовательной программы.  

  1. Особенности развития воспитанника МБДОУ № 33 с РАС.

Степень включенности: кратковременная от 1 до 3-4 часов в течение 1-2 месяцев, полное включение постепенно в зависимости от адаптивных возможностей ребёнка по решению консилиума. Наличие сопровождающего (тьютора) на этапе адаптации обязательно, впоследствии по индивидуальным потребностям ребёнка по решению консилиума. Тьютора нет. 

        Ребёнок посещает группу с 5 лет. В данный момент является воспитанником старшей группы.

        Коммуникативная деятельность развита слабо, сам редко проявляет инициативу при установлении контакта.

Психическое развитие: уровень развития наглядно-образных, наглядно-действенных форм мышления не соответствует возрасту. Уровень развития при выполнении заданий вербального характера нет возможности проверить из-за отсутствия диалогической речи. Имеются нарушения в эмоционально-волевой сфере.

«Познавательное развитие»: Считает до 5 без соотношения с предметом. Из геометрических фигур знает круг и треугольник. Не знает названия цветов.

«Речевое развитие»: Ребёнок не отвечает на обращённую к нему речь, не вступает в диалог. В речи при эмоциональных реакциях может произнести отдельные слова. Грамматический строй речи не сформирован. Навыки имитации выражены хорошо, на достаточно высоком уровне воспроизводит услышанные звуки, слова, фразы. Уровень активного словарного запаса проверить не представляется возможным, так как отсутствует диалогическая речь.  Актуальный уровень пассивного словарного запаса определить не удаётся, так как действует по собственной программе действий.

«Художественно-эстетическое развитие»: Не умеет работать с пластилином. Любит слушать музыку, с удовольствием ходит на музыкальные занятия. Проявляет интерес к прослушиванию сказок и стихов.

«Физическое развитие»: Крупная моторика развита, умеет бегать, прыгать. Слабо развита координация движений. Мелкая моторика не развита.

«Социально-коммуникативное развитие»: Знает членов семьи, демонстрирует положительное отношение к ним. Навыки эмпатии, сочувствия не развиты.

Развитие навыков самообслуживания: Раздевается и одевается самостоятельно под контролем с организующей помощью педагога или родителей. Кушает самостоятельно.

        Семья прикладывает возможные усилия, направленные на социализацию ребенка, привлекают ребёнка к совместным массовым мероприятиям.

  1. Особенности группы, в которой будет реализована Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанника с РАС.

        Группа, в которой обучается ребенок, состоит из 19 человек в возрасте от 5 до 7 лет, 12 мальчиков и 7 девочек. Дети обращают внимания на ……., стараются играть с ним. ……. же не проявляет интереса к совместной деятельности с детьми.

  1. Общая характеристика Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для воспитанника с РАС.

        Адаптированная образовательная программа разрабатывается на основе ФГОС дошкольного образования и нацелена на образование воспитанника с РАС с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. АОП составлена на ограниченный период времени (4 месяца).

        В разработке программы принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, при участии его родителей:

Демидко Т.А. – зам. заведующего по ВМР;

Бакаева Н.А. – учитель-логопед;

Роляк Е.Г. – педагог-психолог;

Гумерова З.К., Севруженко Н.Д. – воспитатели.

Адаптированная образовательная программа включает:

  1. общие сведения о ребёнке;
  2. характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы, и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;
  3. индивидуальный учебный план;
  4. содержание образования в условиях организации и семьи;
  5. возможные подходы, методы педагогической работы с ребенком;
  6. основные технические средства и дидактические материалы;
  7. средства мониторинга (оценки) динамики обучения. Кроме того, программа имеет приложения, включающее упражнения и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.

Целью реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для воспитанника с РАС является развитие необходимых для самореализации в жизни и в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь воспитанником максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Задачами реализации Адаптированной образовательной программы являются:

  1. охрана и укрепления физического и психического здоровья воспитанника с РАС, в том числе его эмоционального благополучия;
  1. обеспечение права на полноценное развитие воспитанника с РАС в период дошкольного детства независимо от ограниченных возможностей здоровья;
  1. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
  1. создание благоприятных условий для развития воспитанника с РАС в соответствии с его индивидуальными особенностями и склонностями, развитие его способностей и творческого потенциала.;
  1. формирование ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств воспитанника;
  1. обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка с РАС.

Задачи соответствуют ФГОС, а принципы дополнительно в отношении особенности

Принципы и подходы к формированию Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для воспитанника с РАС.

  1. Принцип простоты задания при многократном и длительном повторении с одновременным проговариванием.
    Принцип простоты задания при многократном и длительном повторении подразумевает ввод  новых элементов задания на фоне неизменного контекста. То есть изменяем не само задание, а добавляем в прежнее задание новые элементы;
  2. Принцип многократного повторения в рамках одного задания подразумевает большое количество повторений не за одно занятие, а в течение длительного периода в рамках одного задания. Связи между нейронами при научении в нормальных условиях образуются довольно медленно – вот почему имеет значение многократный повтор одного и того же. В ситуации развития, осложненного аутизмом, количество необходимых повторов для усвоения материала, для понимания смысла, возрастает в десятки и более раз. Одновременно с этим можно эффективно воспользоваться такой «особенностью» поведения аутичного ребёнка, как стереотипность. Вариативность, уровень сложности достигаются не за счёт смены задания, а за счёт изменения количественных и качественных параметров «внутри» этого же задания. Важно понимать, что «быстрого» возврата усвоенного материала, как при обучении «нейротипичного» ребёнка, не будет, ведь происходит работа по созданию механизмов регуляции на уровне рефлекса. Аналогичный процесс лежит в основе обучения игре на фортепиано — никто же не ждёт, что ребёнок научится играть через неделю;
  3. Задачный принцип. При едином типе искаженного развития аутичные дети значительно различаются между собой. Сложности развития одного ребёнка-аутиста качественно и количественно разнятся по отношению к сложностям у другого аутичного ребенка. По итогам диагностики ребёнка формулируется общая задача, например, по социализации. Далее эта задача конкретизируется до отдельных шагов или подзадач, которые формулируются и уточняются в ходе индивидуальной диагностики. Подбор упражнений, заданий, приёмов, методов, осуществляется непосредственно под данную подзадачу. Задачный подход освобождает нас от необходимости действовать в узкоочерченных каким-либо единым подходом рамках. Всё будет являться подходящим, если будет способствовать формированию у ребёнка-аутиста дефицитарного навыка, умения, качества, способности и тд. По этому принципу набирается дидактический материал. Дефицитное качество\ способность путем многократных и регулярных упражнений, «взращивается», «натренировывается», как отдельно взятый элемент сложного регулятивного механизма;
  4. Принцип приоритетности развития мотивационной сферы подразумевает, что в процессе обучения детей с РАС основной акцент ставится на формирование самих механизмов, с помощью которых ребёнок может общаться, взаимодействовать, обучаться, а не на «усвоение стандартного набора знаний в рамках школьной дидактики». «Прохождение» всех заданий предусматривают применение этого принципа. Главное, при выполнении задания — это «удержать» ребёнка в «поле общения», в «зоне совместной деятельности», таким образом, чтобы опыт этого общения был бы интроецирован (усвоен), прожит ребёнком, как успешный. Результатом будет считаться проявление личностно-детерминированной (собственной) активности (инициатива, радость) , формирование социальных мотивационных механизмов (мотивация, как регуляция), в том числе собственный выбор, согласие\отказ, способность повторять, подражать, имитировать, понимание обращения\просьбы и релевантный отклик, речь от первого лица (если ребёнок «речевой»), внутренняя речь от первого лица (если ребёнок «неречевой»), усвоение социальных смыслов, понимание ребёнком, что общение возможно, желание и умение общаться, заниматься «за столом», расширение «сферы интересов»       и тп. Второстепенным результатом занятий будет усвоение ребёнком образовательной дидактики (буквы, цифры, сенсорные эталоны, содержание сюжета, названия картин, фамилии художников и тд). Помимо, формирования социальных поведенческих паттернов и мотивационных (глубинных) механизмов, карточки-задания «нацелены» на общее развитие интеллекта (группировка, сравнение, классификация, анализ, синтез, часть\целое и тд), улучшение сенсомоторной координации (за счет выполнения физических упражнений), развитие речи (за счёт пения), на уточнение представление о себе, о Другом, о мире, о явлениях природы (за счет дидактической составляющей), на формирование представления о мировой культуре и тд.;
  5. Принцип «право на ошибку» подразумевает право ребёнка на ошибку и исключает применение наказания в виде негативного оценочного суждения за «ошибку». Для реализации этого принципа рекомендуется использовать такой «образцовый визуальный инструмент, который «разрешает ошибаться», как компьютер, поддерживающий комментарий, который объясняет ошибку, как альтернативный путь познания. Например, вы попросили ребёнка принести красный кубик, а он принес зеленый. Главное то, что ребёнок понял просьбу и выполнил её. А про «ошибку» вы можете сказать так «Это не Красный кубик, потому что это зеленый кубик. Так ребёнок получает информацию, знание, а не оценку. В основе этого принципа лежит исследование Ж. Пиаже, о том, что ошибочные теории детей являются существенной частью процесса овладения мышлением. С. Пейперт, работая вместе с Пиаже первым предложил использовать в развитии ребёнка компьютер, потому что любая работа за компьютером разрешает ошибаться. «Позволяя ошибаться, разрешая ошибаться, создавая возможности ошибаться, мы даем возможность познавать через противоречия, ибо ошибка - это источник противоречия». Система образования, по мнению С. Пейперта, отвергает «ошибочные теории» детей, а значит, отвергает путь, которым дети учатся.
  6. Принцип «действия в зоне интересов ребёнка» позволяет выполнять любое дидактическое задание с опорой на индивидуальные интересы ребёнка, в том числе стереотипные, вызывать у ребёнка-аутиста собственную активность, наполненную смысловым содержанием. Идеальной ситуацией обучения будет считаться та, которая позволит совместить интересы взрослого и ребёнка. Это «высший пилотаж» во взаимодействии. Самая высокая результативность занятий всегда достигается «в зоне общего интереса». Ключевой показатель успешности занятий с ребенком - это, когда вам самому интересно заниматься с ребенком.
  7. Принцип игровой подачи дидактики большое значение имеет то, что большинство заданий должны быть «приближены» к формату игрового действия. А игра – это ведущая деятельность любого ребёнка, независимо от его социального и психофизиологического статуса. В процессе игрового взаимодействия, ребёнок не только обучается социальным ролям, но и интериоризирует определённые предписания, которые становятся его внутренними побуждениями (личностно-детерминированная активность), входят в структуру личности (механизмы саморегуляции), становятся внутренней сущностью (смыслообразование). Именно игра позволяет «обходить» сопротивление и защиты аутичного ребёнка в процессе обучения и структурирования его активности. Этот принцип «хорошо работает» в сочетании с принципом взаимного удовольствия: взрослым тоже нравится играть, а «для ребёнка невозможно получать какой-либо толк от игры, если в эту игру не играют и не получают от этого удовольствия» Д.В.Винникотт.
  8. Принцип промежуточной диагностики напоминает о необходимости учитывать информацию о способностях\возможностях\трудностях ребёнка, которые обнаруживаются в ходе работы над заданиями, а также позволяет регистрировать результативность подачи стимульного материала.
  9. Принцип успешности подразумевает, что любое занятие - это непосредственное субъективное проживание и усвоение реального человеческого опыта, в том числе опыта общения. Важно соотносить уровень сложности задания с реальными возможностями ребёнка. Для ребёнка с РАС существует не так много ситуаций, в которых он успешен, вот почему важно заканчивать занятие ощущением у ребёнка успеха. «Отработка» навыков взаимодействия в «щадящих» условиях позволяют аутичному ребёнку полноценно прожить, пережить, отреагировать, проработать интроецировать опыт социального взаимодействия для того, чтобы потом перенести этот опыт в реальную жизнь.

При работе с ребенком закладываются качественные и количественные показатели. Вы сами их закладываете по результатам диагностики (чему хотите научить и от чего хотите, чтобы ребенок избавился). Под эту задачу набираете стимульный материал (задания) и через заданное контрольное время смотрите результат. Самым главным же показателем успешности будет являться – инициатива и желание самого ребенка выполнять вместе с вами задания.

  1. Сроки реализации Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для воспитанника с РАС.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанника с РАС рассчитана на год, дата начала реализации сентябрь 2016, дата завершения реализации программы май 2017г.

  1. Характерные для АОП формы организации деятельности воспитанника с РАС.
  1. Индивидуальная форма организации деятельности.
  2. Индивидуально-групповая форма организации деятельности.

  1. Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения Адаптированной образовательной программы.
  1. Методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции К.С. Лебединской и О.С. Никольской
  2. Арт-терапия в развитии детей с РДА: Б.Г. Кравцов
  3. Холдинг-терапия М. Велш
  4. Программа развития коммуникативных навыков дошкольников «Вместе Веселее» Е.Е. Астафьева.
  5. Грабенко Т.М.; Зинкевич – Евстигнеева Т.А. «Чудеса на песке»
  6. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич «как помочь особому ребенку»
  7. Остер Д., Гоулд П. «Рисунок в психотерапии»  - М.,2005.
  8. Галанов А. Психическое и физическое развитие ребёнка от 1 года до 3 лет.
  9. Кузнецова М. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях.
  10. Баканенкова Л. Физическое воспитание детей дошкольного возраста.
  11. Белостоцкая Е. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет.
  12. Эйсмонт Г. Нравственное воспитание дошкольников.
  13. Маркова Т. «Приучайте маленьких детей к домашнему труду».
  14. Куцакова Л.В. «Нравственно – трудовое воспитание ребёнка»
  15. Крюкова С. Здравствуй, я сам!
  16. Левчук Е.А. Грамматика в сказках и историях
  17. Марцинкевич Г.Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»
  18. Беженова М.А. Развитие речи дошкольнико
  19. Лыкова И. Изодеятельность в детском саду (старшая и средняя группы)
  20. Никитина А. Нетрадиционные техники рисования в детском саду
  1. Специфические для АОП формы контроля освоения воспитанником  с РАС содержания (текущего, промежуточного, итогового)

        Индивидуальная шкала оценок, ориентированную не только на непосредственный результат, но и на уровень затраченных усилий, усердие и индивидуальный «рост» ребенка.

        С целью выведения более объективной итоговой отметки необходимо ежедневное оценивание работы ребенка.


  1. Содержание программы.

Особые образовательные потребности детей с РАС

Особые образовательные потребности детей с аутизмом включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ и специфические:

  1. в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
  2. в периоде индивидуальной подготовки к школьному обучению;
  3. в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;
  4. в специальной работе воспитателя по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего;
  5. в создании условий, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозировать введение в его жизнь новизны;
  6. в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с воспитателем;
  7. в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей познавательную деятельность ребенка;
  8. в организации работы с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме;
  9. в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции;
  10.  во введении специальных разделов обучения, способствующих формированию представлений об окружающем, отработке средств коммуникации социально-бытовых навыков;
  11.  в индивидуализации программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избирательных способностей;
  12.  в оценке достижений ребенка с учетом специфики шкалы простого и сложного при аутизме;
  13. в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и детьми;
  14.  в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения;
  15. в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения;

        Для реализации особых образовательных потребностей воспитанника с РАС обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и дома.  Учет особых образовательных потребностей вызывает необходимость создания условий, способствующих развитию способностей воспитанников решать насущные жизненные задачи.   Современные научные представления позволяют выделить общие «Аспекты реализации особых образовательных потребностей» (Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И.) разных категорий детей с нарушениями психофизического развития.  К ним относятся: время начала образования, содержание образования, создание специальных методов и средств обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе. Кратко раскроем данные аспекты применительно к обучающимся с РАС.  Время начала образования. Предполагает учет потребности в максимально возможном раннем начале комплексной коррекции нарушений. Основному общему образованию ребенка с РАС должен предшествовать период ранней помощи и дошкольного образования, что является необходимой предпосылкой оптимального образования в школьном возрасте.

Содержание образования. Учитывается потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка. (Например предметы: «Общение», «Самообслуживание»; курсы по альтернативной коммуникации, сенсорному развитию, формированию предметных действий и др.).  Создание специальных методов и средств обучения обеспечивает потребность в построении "обходных путей", использовании специфических методов и средств обучения, в более дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка. (Например, использование печатных изображений, предметных и графических алгоритмов, электронных средств коммуникации, внешних стимулов и т.п.)  

Особая организация обучения. Учитывается потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды. (Так, например, дети с РАС нуждаются в индивидуальной подготовке к групповой форме образования, в особом структурировании образовательного пространства и времени, облегчающем понимание смысла происходящего, дающем им возможность понимать последовательность и взаимосвязь событий, планировать свои действия).  Определение границ образовательного пространства. Предполагает учет потребности в постепенном расширении образовательного пространства, как в пределах образовательного учреждения, так и за его пределами. (Например, формирование навыков социальной коммуникации у детей с РАС должно происходить в естественных ситуациях в классе, школе, магазине, кафе, общественном транспорте и др. местах).

Содержание образовательных областей.

Социально – коммуникативное направление развития. Общие задачи направления:

Закреплять представления о своей семье, взаимоотношениях в семье,

представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.  

Самообслуживание:

  1. Умение решать постоянно возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
  2. Умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться, принимать пищу и пить, ходить в туалет и выполнять гигиенические процедуры.  
  3. Умение сообщать о своих потребностях.  
  4. Умение следить за своим внешним видом.  

Окружающий социальный мир

  1. Представления о мире, созданном руками человека
  2. Интерес к объектам, изготовленным руками человека.  
  3. Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
  4. Умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности.  

Расширение представлений об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное).

Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни.

  1. Интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать участие в них, получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной деятельности.
  2. Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в детском саду.
  3. Умение принимать посильное участие в повседневных делах дома и в детском саду.
  4. Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой, уходом за вещами.
  5. Умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами поведения, в доступной форме оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные ситуации дома и в детском саду.

Обогащение положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

Интерес к трудовой деятельности и положительное отношение к результатам своего труда.

Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь. Формировать умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.  

  1. Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.
  2. Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и др.), чередовать их с занятиями.

Индивидуальный портрет воспитанника.

Направление развития

ФГОС

Актуальный уровень

Задачи

Ожидаемые результаты

1-е полугодие

2-е полугодие

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Знает членов семьи, демонстрирует положительное отношение  к ним. Навыки эмпатии, сочувствия не развиты.

Сформировать чувство принадлежности к своей семье и к детскому коллективу. Учить использовать в речи вежливые слова(здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста)

По результатам промежуточного мониторинга; обсуждение на промежуточном консилиуме.

Сформировано чувство принадлежности к своей семье и к детскому коллективу. Использовать вежливые слова по назначению.

Направление развития

ФГОС

Актуальный уровень

Задачи

Ожидаемые результаты

1-е полугодие

2-е полугодие

Речевое

Развитие

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Ребёнок не отвечает на обращённую к нему речь, не вступает в диалог. В речи при эмоциональных реакциях может произнести отдельные слова. Грамматический строй речи не сформирован. Навыки имитации выражены хорошо, на достаточно высоком уровне воспроизводит услышанные звуки, слова, фразы. Уровень активного словарного запаса проверить не представляется возможным, так как отсутствует диалогическая речь.  Актуальный уровень пассивного словарного запаса определить не удаётся, так как  действует по собственной программе действий.

Расширять «фразовую речь», научить обращаться к воспитателям с просьбой.

Выучить 1 простое четверостишие

По результатам промежуточного мониторинга; обсуждение на промежуточном консилиуме.

Может обратиться к воспитателю с просьбой, фразой, состоящей из трех и более слов.

Может рассказать одно простое  честверостишие

Направление развития

ФГОС

Актуальный уровень

Задачи

Ожидаемые результаты

1-е полугодие

2-е полугодие

Познавательное развитие

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира

Считает до 5 без соотношения с предметом. Не знает названия форм. Путает основные цвета.

Формировать первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира(цвет(красный, желтый, синий, зеленый), форма(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).Научить счету до 5 с соотношением с предметом. Привлекать внимание к предметам контрастный размеров.

По результатам промежуточного мониторинга; обсуждение на промежуточном консилиуме.

Знает и называет основные цвета и формы. Владеет счетом до 5.

По просьбе педагога может показать большой и маленький предмет.

Направление развития

ФГОС

Актуальный уровень

Задачи

Ожидаемые результаты

1-е полугодие

2-е полугодие

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Не умеет работать с пластилином. Любит слушать музыку, с удовольствием ходит на музыкальные занятия. Проявляет интерес к прослушиванию сказок и стихов.

Познакомить с произведениями детской литературы: колобок, курочка ряба.

Выучить простую детскую песенку.

Знакомить с пестушками в режимных моментах (водичка водичка, умой мое личико). Привить желание к продуктивной деятельности( научить катать из пластелина колбаску, шарик) Научить правильно держать карандаш.

По результатам промежуточного мониторинга; обсуждение на промежуточном консилиуме.

Может рассказать одно четверостишие по памяти.

Узнает потешки, используемые в режимных моментах.

Катает из пластелина колбаску и шарик.

Направление развития

ФГОС

Актуальный уровень

Задачи

Ожидаемые результаты

1-е полугодие

2-е полугодие

Физическое

 Развитие

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Крупная моторика развита, умеет бегать, прыгать. Слабо развита координация движений. Мелкая моторика не развита.

Поддерживать интерес к физическим упражнениям. Развивать координацию движений, двигательные навыки и умения(ходьба, бег, поворот).

По результатам промежуточного мониторинга; обсуждение на промежуточном консилиуме.

Проявляет интерес к физическим упражнениям. Старается выполнять физические упражнения .

Индивидуальный образовательный маршрут:

I полугодие.

Месяц

Режимные моменты

Организованная образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

сентябрь

Формирование культурно-гигиенических навыков (мытье рук по схеме). Формирование умения самостоятельно, правильно пользоваться столовыми приборами.

Наблюдение с Максимом за детской деятельность: за игрой, за продуктивной деятельностью(лепка, рисование, аппликация, конструированная деятельность). Знакомство с матрешкой. Проговаривание отдельных слов – большой, маленький.

Собирает и разбирает матрешку.

Закрепление контрастный размеров в свободной деятельности (мячи, игрушки)

октябрь

Приучать правильно сидеть за столом во время приема пищи. Есть аккуратно, обращаться с просьбой, благодарить.

Чтение сказки «Колобок» (знакомство с героями), проговаривание песенки Колобка. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов(цвет, форма, величина).

Изучение героев пальчикового театра по сказке «Колобок». Использование вежливых слов по назначению (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания).

Приучать к употреблению вежливых слов в повседневной жизни. Закреплять основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый) и формы предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

ноябрь

Побуждать к самообслуживанию (личная гигиена, одевание, раздевание).

Учим рассказывать простые пестушки (потешки, стишки). Прослушивание сказки «Колобок». Продолжаем развивать восприятие цвета, формы, величины. Учим считать до 5.

Может скатать из пластилина колбаску, шарик. По просьбе педагога может показать и назвать цвет предмета.

Закрепить умение скатывания и раскатывания деталей пластилина (шар, колбаска). Слепить героя сказки «Колобок». Пропевание несложных песенок.

декабрь

Вызывать желание обратиться с просьбой о помощи при соблюдении личной гигиены.

Создание аппликации с героями сказок «Колобок» из геометрических фигур. Закрепление цвета и формы. Принимает участие в музыкальных и физкультурных занятиях. Учим выполнять правильно общеразвивающие упражнения, выполнять несложные танцевальные движения. Закреплять счет до 5.

Игра в кукольном театре с героями сказки «Колобок». Самостоятельно моет руки по алгоритму. Может рассказать простую пестушку. По просьбе педагога считает до 5, последовательно указывая на предметы.

Формировать навыки самообслуживания в повседневной жизни. Чтение сказок, потешек, пестушек.

Условия реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

        При создании условий для образования детей с РАС необходимо учитывать, что ребенок с РАС охотно вписывается в хорошо организованный порядок жизни и максимально предсказуемый процесс обучения, что отвечает его собственным установкам – стремлению к сохранению постоянства в окружающем и использованию стереотипных форм поведения. Приспособившись к специально созданным условиям образования, он становится крайне зависимым от их сохранения, что не способствует освоению им более разнообразных отношений с миром.  В связи с неизбежной вынужденной упрощённостью специальной среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к нуждам ребёнка, но ограничивающей его контакты и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по планомерному введению ребёнка в более сложную социальную среду. Ее смыслом является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребёнка с РАС со сверстниками, не имеющими столь выраженных трудностей социального развития.  

        Для решения этих задач требуется:

        Организация специальной комбинированной малокомплектной группы, это даст ребенку с РАС возможность регулярного выхода в более сложную социальную среду, возможность накопления опыта разнообразных контактов с детьми и взрослыми.  

        Включение в группу детей, имеющих сопоставимый уровень психоречевого развития, но с иными проблемами здоровья, не только не противопоказано, но даже полезно ребенку с РАС в его социальном развитии.  

        Организация дозированного и постепенного введения ребенка с РАС в более сложную для него среду.

        Обеспечение систематической специальной психолого-педагогической поддержкой, учитывающей его особые образовательные потребности.

Кадровые условия реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся расстройствами аутистического спектра.

        Требования к кадровому обеспечению реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с РАС включают как общие для всех категорий детей с ОВЗ, так и специальные требования, которые должны быть реализованы в процессе образования обучающихся данной категории. Такие требования в частности включают:

1. Образовательная организация должна быть укомплектована педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

2. Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей специальные индивидуальные образовательные программы для обучающихся с РАС и множественными нарушениями развития, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.  

3. В образовательной организации должна обеспечиваться непрерывность профессионального развития педагогических работников

образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики.  

        Кадровое обеспечение образовательной организации, реализующей специальные индивидуальные образовательные программы для обучающихся с РАС и множественными нарушениями развития, предполагает междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентных в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, которые в состоянии обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку. В зависимости от состава обучающихся в штат специалистов должны входить учителя-дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги), логопеды, психологи, специалисты по ЛФ, социальные педагоги, врачи (психиатр, невролог, педиатр).  В случае недостаточности кадрового обеспечения образовательной организации специалистами (педагогами, врачами) возможно использование сетевых форм реализации образовательных программ, при которых специалисты других организаций привлекаются к работе с обучающимися.    

        Специалисты, реализующие специальные индивидуальные образовательные программы для детей с РАС и множественными нарушениями, должны иметь высшее или среднее образование специального профиля и пройти повышение квалификации в области изучения и обучения детей с расстройствами аутистического спектра:

Учитель-логопед – высшее специальное, прошедший повышение квалификации в области изучения и обучения детей с расстройствами аутистического спектра;  

Учитель-логопед – высшее специальное (дефектологическое) образование по специальности «Логопедия» или «Сурдопедагогика», прошедший повышение квалификации в области изучения и обучения детей с расстройствами аутистического спектра;  

педагог-психолог – высшее психологическое образование по специальности «Специальная психология», «Педагогическая психология», прошедший повышение квалификации в области  изучения и обучения детей с  расстройствами аутистического спектра; социальный педагог – высшее  педагогическое или психологическое  образование по специальности «Социальная педагогика» («Социальная психология») или другой педагогической специальности с последующим повышением квалификации по социальной педагогике, прошедший повышение квалификации в области  изучения и обучения  детей с расстройствами аутистического спектра;

специалисты, получившие высшее образование в условиях современной двухуровневой подготовки (бакалавры) должны иметь высшее специальное (дефектологическое) образование и должны освоить дополнительные профессиональные образовательные программы в области изучения и обучения детей с расстройствами аутистического спектра и иметь соответствующие сертификаты;  специалисты с высшим или средним профессиональным образованием общего профиля: воспитатель, тьютор (ассистент, помощник), учитель физической культуры, учитель музыки, педагоги дополнительного образования – должны освоить дополнительные профессиональные образовательные программы в области изучения и обучения детей с расстройствами аутистического спектра и иметь соответствующие сертификаты;

врачи (психиатр, невролог, педиатр) должны иметь соответствующее медицинское образование. Количество штатных единиц специалистов определяется в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 101535ю

Все специалисты, участвующие в реализации специальных индивидуальных образовательных программ для детей с расстройствами аутистического спектра, должны владеть методами командной мультидисциплинарной работы.  В целях реализации междисциплинарного подхода в системе образования должны быть созданы условия для взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных), медицинских и научных организаций, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации специальных индивидуальных образовательных программ обучающихся с расстройствами аутистического спектра, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики и специальной психологии.

        При необходимости должны быть организованы консультации других специалистов, которые не включены в штатное расписание образовательной организации (врачи: психиатры, невропатологи, сурдологи, офтальмологи, ортопеды и др.), для проведения дополнительного обследования воспитанников и получения обоснованных медицинских заключений о состоянии здоровья воспитанников, возможностях лечения и оперативного вмешательства, медицинской реабилитации;

        Взаимодействие всех специалистов должно быть обеспечено на всех этапах образования обучающихся с РАС: психолого-педагогическое изучение, разработка специальной индивидуальной образовательной программы, реализация и корректировка программы, анализ результативности обучения.  

У специалистов, включенных в образование детей с РАС, должны быть сформированы педагогические компетенции, необходимые для работы с данной категорией обучающихся:  

  1. Наличие позитивного отношения к возможностям обучающихся с РАС и тяжелыми множественными нарушениями, их развитию, социальной адаптации, приобретению житейского опыта;
  2. Понимание теоретико-методологических основ психологопедагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра и множественными нарушениями;  
  3. Знание этиологии искаженного, нарушенного развития, теоретических основ диагностики развития детей с РАС и множественными нарушениями, формирование практических умений проведения психолого-педагогического изучения обучающихся;
  4. Наличие представлений о своеобразии психофизического развития данной группы детей;
  5. Понимание специальных образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями развития;
  6. Понимание цели образования данной группы обучающихся как развитие необходимых для жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и самореализации в повседневной жизни;
  7. Учет индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей ребенка при определении содержания и методов коррекционной работы;  
  8. Способность к разработке специальных индивидуальных образовательных программ; к адекватной оценке достижений в развитии и обучении детей;
  9. Наличие представлений о специфике «обходных путей», необходимых для обеспечения развития и обучения детей с различным сочетанием первичных нарушений;
  10. Активное участие в специальной организации жизни ребенка в условиях дома и образовательной организации, позволяющей планомерно расширять его жизненный опыт и социальные контакты;
  11. Понимание наиболее эффективных путей организации и определение содержания психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в семье;
  12. Умение организовать взаимодействие воспитанников с детьми и взрослыми, расширить круг общения, обеспечивая выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;
  13. Наличие творческого отношения к педагогической деятельности по воспитанию и обучению детей данной группы, способности к поискам инновационных и нетрадиционных методов развития детей, внедрению новых технологий развития и образования;
  14. Наличие способности к общению и проведению консультативнометодической работы с родителями детей с РАС;
  15. Наличие творческого отношения к педагогической деятельности по воспитанию и обучению детей данной группы, способности к поискам инновационных и нетрадиционных методов развития детей, внедрению новых технологий развития и образования;
  16. Наличие подготовки к работе в условиях мультидисциплинарной команды специалистов.

        Для администрации образовательных организаций, в которых обучаются дети с РАС и множественными нарушениями развития, а также для педагогов, психологов, социальных работников и других специалистов, участвующих в работе с данной группой обучающихся, обязательно освоение дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционного обучения данной группы детей с использованием междисциплинарных подходов в объеме не менее 144 час. не реже чем каждые пять лет в научных и образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.  

Финансово-экономические условия реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся расстройствами аутистического спектра.

Согласно п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.  

        Финансовые условия реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования детей с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) должны:

  • обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований Стандарта;
  • обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю;
  • отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования.  Финансирование реализации основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения.

        Структура расходов на образование включает:

1. Образование ребенка на основе специальной индивидуальной образовательной программы и индивидуального учебного плана.

2. Сопровождение, обеспечение ухода и присмотра за ребенком в период его нахождения в образовательной организации.

3. Консультирование родителей и членов семей по вопросам образования ребенка.

4. Обеспечение необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием и учебно-дидактическим материалом.

        Для образования детей с ОВЗ предусматривается подушевое финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в общеобразовательную среду. Финансово-экономическое обеспечение применительно к четвертому варианту стандарта устанавливается с учётом необходимости специальной индивидуальной поддержки ребёнка.   Расчет объема подушевого финансирования общего образования ребенка с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми и множественными нарушениями развития производится с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка, зафиксированных в индивидуальной программе обучения и в индивидуальном учебном плане, разработанными образовательным учреждением.  


  1. Основные требования к результатам освоения Адаптированной образовательной программы воспитанником с РАС.

        Система оценки результатов должна включать целостную характеристику выполнения воспитанником специальной индивидуальной образовательной программы, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:  

что воспитанник  должен знать и уметь на данной ступени образования, что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. При оценке результативности обучения обучающихся с расстройствами аутистического спектра особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

        Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов:

  • необходимо учитывать особенности текущего психического и соматического состояния каждого обучающегося;
  • в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства невербальной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь);  
  • формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываться индивидуально, разрабатываться в тесной связи с практической деятельностью детей; способы выявления умений и представлений детей с РАС могут носить как традиционный характер, так и быть представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий;  
  • в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым);
  • при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно,

самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым).  

        Выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а для некоторых обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е.  возможностей потенциального развития.

        Выявление представлений, умений и навыков обучающихся с РАС в каждой образовательной области должно создавать основу для дальнейшей корректировки специальной индивидуальной образовательной программы, конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.  Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решение конкретных жизненных задач, сформулированных в специальной индивидуальной образовательной программе. Оценка фиксирует насколько самостоятельно или с помощью (значительной или частичной физической, по образцу, подражанию или по инструкции и т.д.) обучающийся выполняет осваиваемые действия и насколько у него сформированы жизненно важные представления.  Оценка результатов выполнения специальной индивидуальной образовательной программы по каждой содержательной линии позволяет составить подробную характеристику развития ребёнка, а их анализ также оценить динамику развития его жизненной компетенции.  

        Для оценки результатов развития жизненной компетенции ребёнка предлагается использовать метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она должна объединить представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребёнком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения ребёнка и динамики его развития в повседневной жизни. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.