Особенности развития памяти у детей с ЗПР
статья по коррекционной педагогике на тему

Богданова Татьяна Борисовна

Особенности развития памяти у детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_dlya_razvitiya_pamyati_detey_s_zpr.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С ЗПР

В последнее время специалисты активно изучают особенности памяти у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Связано это в первую очередь с тем, что ребят с подобными задержками развития появляется все больше и больше, между тем далеко не все педагоги и родители действительно понимают, как правильно их воспитывать и на чем должна быть построена коррекционная программа по их обучению.

Основная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста — игра. У ребят с диагнозом «задержка психического развития» эта деятельность может развиваться не в полном объеме, а в особенно тяжелых случаях не развиваться совсем. Задача воспитателей и педагогов — создать необходимые условия для формирования такой деятельности с обучением детей с ЗПР игровым действиям.

Правильная программа на основе игровой деятельности поможет дошкольникам и младшим школьникам преодолеть, сгладить или компенсировать дефекты психического развития.

Программа разрабатывается с учетом индивидуальности ученика и степени сложности нарушения психического развития. Очень важно, учитывая особенности малыша, подбирать наиболее подходящие формы педагогического взаимодействия.

Ступень и тип нарушения психического развития скажутся на дальнейшей деятельности ребят во взрослой жизни. Так, например, дети с легкой степенью нарушения развития смогут занимать высокооплачиваемые должности, другие же, с более яркими проявлениями отклонений, смогут зарабатывать только неквалифицированным трудом.

Имея опыт работы с детьми ЗПР, можно отметить, что с каждым годом растет количество детей с нарушением памяти. Поэтому очень важно своевременно оказать коррекционную помощь в развитии памяти у детей с ЗПР.

Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

Виды памяти:

- образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);

- словесно-логическая;

- двигательная.

Типы памяти:

- кратковременная;

- долговременная;

- произвольная;

- непроизвольная;

Непроизвольное воспроизведение возникает, без каких либо усилий.

Произвольное воспроизведение – задача что-либо вспомнить, применяя усилия.

Индивидуальные особенности памяти.

3 типа памяти:

-наглядно-образный;

- словесно-логический;

- промежуточный (гармонический).

Дети, которые относятся к первому типу, лучше запоминают картины, лица, цвета, звуки. Дети, которые относятся ко второму типу, лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы.

Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо запоминают наглядно-образный и словесно-логический материал.

У детей преобладает непроизвольная память, при которой отсутствует сознательно поставленная цель. Память ребенка этого возраста – это его интерес. К 6-7 годам в жизни ребенка возникает произвольная память, сильно развито механическое запоминание. В основе перехода от непроизвольного к произвольному лежит то, что ребенок постепенно учится подчинять свои действия указаниям взрослого, становятся доступным элементы логического запоминания.У детей 5-7 лет преобладает наглядно-образная память, но постепенно возникает и развивается словестно-логическая память.

У детей с ЗПР память имеет свои особенности. Непроизвольная память менее продуктивная, чем у сверстников. Произвольное запоминание вызывает затруднения, особенно в начале заучивания. Большую роль в развитии памяти у ребенка 5-7 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Память зависит не столько от признаков предметов, сколько от полноты восприятия. Для формирования представлений необходимо установление связей между частями, компонентами ситуации, название объектов и их свойств в слове. Развитию памяти детей старшего дошкольного возраста способствует обучение приемам создания образа. В своем сознании дети создают образы разной степени сложности, основанные на ассоциациях и эмоциональных впечатлениях. Важнейшим средством, обеспечивающим непроизвольное запоминание и воспроизведение, накопление опыта жизнедеятельности, общения, познания.

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит тогда, когда ребенка побуждаешь к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении сказок.

Для осуществления у детей с ЗПР коррекции в развитии памяти, нами был проведен мониторинг за 2 года.

Были использованы следующие диагностические методики.

Методика «10 слов»

Цель: вызвать уровень развития слуховой памяти.

Материал: карточки с напечатанными словами.

Методика проведения: ребенку зачитываются 10 слов ( стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак). Ребенку нужно повторить как можно больше слов.

Критерии оценки следующие:

I уровень: воспроизведение 8-10 слов, свидетельствуют об отличной слуховой механической памяти.

II уровень: воспроизведение 5-6 слов, свидетельствует о хорошем уровне слуховой механической памяти.

III уровень: воспроизведение 2-3 слов, свидетельствует об очень низком слуховой механической памяти.

Методика «Нелепицы»

Цель: выявить уровень развития словесно-логической памяти.

Материал: картинки, изображающие нелепые ситуации.

Методика проведения: ребенку предлагается посмотреть на картинку, затем картинку у него забирают. Если ребенок в течение 15 секунд молчит, то следует задать следующие вопросы:

1. Понравилась ли тебе картинка?

Если просто утвердительный ответ, то задается следующий вопрос.

2. Что тебе понравилось?

Если ребенок не начинает перечислять фрагменты ситуации, то задается следующий вопрос.

3. Что там нарисовано?

Если фрагментов воспроизведено мало и воспроизведение вялое, то требуется стимуляция в форме вопросов.

4. А еще что? Может быть, вспомнишь?

Фиксируются дополнительные ответы; если их нет, то задается вопрос.

5. Смешная картинка?

Если просто утвердительный ответ, то задается новый вопрос.

6. Что же там смешного?

Если нет четкого отношения к ситуации как к нелепой, то задается следующий вопрос.

7. А может быть такое в жизни?

Может быть, здесь что-то перепутано?

Критерии оценки:

При оценке результатов учитывается как сам факт адекватного понимания ребенком ситуации, так и его эмоциональная реакция.

I уровень: ребенок сразу оценивает ситуацию как нелепую, перечисляет фрагменты которые запомнил.

II уровень: допускаются неточности.

III уровень: нет четкого отношения к ситуации, как к нелепой.

Методика Д. Векслера

Цель: выявить уровень развития зрительной памяти.

Материал: 4 рисунка графических изображений, чистый лист, карандаш.

Методика проведения: ребенку предлагается 4 рисунка. На каждую из картинок разрешается посмотреть в течении 10 секунд. Затем он должен их воспроизвести на чистом листе бумаги.

Критерии оценки :

I уровень: 14 баллов

II уровень: 7-10 баллов

III уровень: 3-5 баллов

«Общие уровни развития памяти у детей с ЗПР старшего возраста»

Таблица 1

Уровни

Сентябрь

Январь

Май

1 (высокий)

0 %

2 %

4 %

2 (средний)

15 %

25 %

55 %

3 (низкий)

85 %

73 %

41 %

Анализируя представленные общие результаты исследования, можно сделать вывод о том, что упражнения по развитию памяти оказались эффективными. Таким образом, использованные упражнения, способствовали улучшению памяти и показали положительную динамику в коррекции развития.

Упражнения проводились ежедневно и дополнительно использовались на прогулках.

Развитию слуховой памяти способствовали следующие игры и упражнения:

« Игра в слова»

1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес.

Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.

2. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат.

Проверь себя.

3. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда.

Проверь себя.

4. Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу.

Проверь себя.

Игра в слова «Гуляем по зоопарку»

Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку. «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».

ВНИМАНИЕ!

Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…..

ЗАДАНИЕ 1.

Перечисли животных, которых ты знаешь.

ЗАДАНИЕ 2.

Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.

ЗАДАНИЕ 3.

Найди на картинках животных, которых назвал ты.

ЗАДАНИЕ 4.

Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

Игра «Снежки»

ЗАДАНИЕ 1.

Представь снег.

- Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый?

- Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.

ЗАДАНИЕ 2.

- Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст снега под ногами человека?

ЗАДАНИЕ 3.

- Представь, что ты держишь в руках пригоршню снега.

- Представь, что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

РАССКАЖИ.

Игра «Запахи и звуки».

ЗАДАНИЕ.

Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи.

Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни как шумит дождь. Что такое шум дождя?

Дождь закончился. Мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

Игра «Вкус и запах»

ЗАДАНИЕ 1.

Представь лимон.

- Каков он на вкус?

- Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.

- Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

ЗАДАНИЕ 2.

Нарисуй лимон.

ЗАДАНИЕ 3.

Представь апельсин.

- Каков он на вкус?

- Вспомни, как пахнет апельсин? Расскажи об этом.

- Какого цвета апельсин?

- Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?

ЗАДАНИЕ 4.

Нарисуй апельсин.

ЗАДАНИЕ 5.

Расскажи, чем отличаются лимон и апельсин. Чем они похожи?

Развитию словесно-логической памяти способствовали следующие упражнения:

Можно предложить следующие рассказы для запоминания:

1. Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, Споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Вопросы к рассказу:

- Как звали мальчика?

- Что с ним случилось во время прогулки?

- Кто помог мальчику?

- Чем заканчивается рассказ?

2. Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту, машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.

Вопросы к рассказу:

- Как звали девочку?

- Что она построила?

- Кого девочка хотела катать на машине?

- Что случилось во время игры?

- Как девочка оказала помощь мишке?

Развитию зрительной памяти способствовали следующие упражнения:

« Заблудились животные»

Цель: развивать зрительную память и восприятие.

Задание: попросить ребенка в течение 1 минуты посмотреть на картинку, а после того как картинка будет убрана, вспомнить, что на ней было изображено? Можно задать вопросы:

1. Какие растения изображены на картинке?

2. Какие животные?

3. Может ли так быть?

4. Какие животные заблудились?

« Что потерялось?»

Цель: развивать внимание и зрительную память.

Изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.

Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками?

Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки предметов, на которые ребенок обращал внимание, позволяют формировать в его памяти образ предметов.

« Что изменилось?»

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Вариант 1:

Задание: попросить ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их.

Затем эту картинку закрыть, предложить другую, и спросить, нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?

Вариант 2:

Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закрыть и предложить ребенку новый, на котором уже 7 предметов. Спросить его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?

«Бусы»

Цель: развивать зрительную память, восприятие, внимание.

Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития    Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)  является одной и...

Особенности развития памяти у детей с нарушениями зрения

Методический материал педагогам-дефектологам по коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения...

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития

Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)  является одной из наиболее важных и актуальных  проблем коррекционной педагогики  и психологии...

Статья "Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития".

В статье описывается об особенностях развития  памяти удетей с ЗПР. Представлены игры для развития тактильной, двигательной, зрительной, слухо-речевой памяти....

«Особенности развития памяти у детей с нарушениями речи»

«Особенности развития памяти у детей с нарушениями речи»Введение Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как «память», «воспоминания». Человек всегда стремилс...

Современное состояние проблемы исследования особенностей развития памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня

В статье освещена тема памяти, как психического познавательного процесса, описано развитие речеслуховой памяти в онтогенезе, а также нарушение развития речеслуховой памяти у детей старшего дошкол...