Психологический клуб "Вместе" Тема: «Общаться с ребенком. Как?»
консультация по коррекционной педагогике по теме

Карнеева Светлана Валерьевна

Цель: Познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «Коммуникабельный человек», помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка; помочь родителям и детям  уметь понимать друг друга; создание благоприятной атмосферы общения в семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   «Общаться с ребенком. Как?»
(
Формирование коммуникативных умений у детей  в домашних условиях.)

Цель: Познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «Коммуникабельный человек», помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка; помочь родителям и детям  уметь понимать друг друга; создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Повестка дня:

  1. Дискуссия на тему «Коммуникативные умения», «Общение с ребенком»  
  2. Результаты анкетирования родителей «Как мы общаемся с ребенком?»
  3. Просмотр видеофильма «Моя семья в выходной день»  
  4. Сообщение «Как научить ребенка речевому общению»
  5. «Не рядом, не над, а вместе» - Правила личностного взаимодействия с ребенком
  6. «Узнай сказку»
  7. игра  «Добрые слова»
  8. «Вопрос – ответ»                                
  9. Обращение детей к взрослым
  10. Рефлексия

                                                  Ход собрания 

                                         

 Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады вас видеть на очередном заседании нашего клуба «Вместе».

Сегодня нам хотелось бы поговорить с вами о  коммуникативных умениях детей. Как вы понимает что такое «Коммуникативные умения». Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Коммуникативные умения». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.).
Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. А что вы понимаете под общением? (ответы родителей)

С самого рождения человек, являясь социальным  существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству.

Общение  – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят.

У детей с проблемами в развитии отмечается  отставание в развитии коммуникативной деятельности. У них  снижена потребность в общении, наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Общение с взрослыми носит в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже.

Общение ребенка-дошкольника с взрослыми   начинается  и исходно формируется,  прежде всего, в семье. Именно семья является первой школой воспитания нравственных чувств ребенка, навыков социального поведения. Однако родители не всегда умело взаимодействуют и общаются со своими детьми.  

  Выявить трудности, имеющиеся у родителей в общении с детьми, стало возможным благодаря анкете.

Психолог: Анализ анкетирования показал, что все родители считают способность к общению  необходимым качеством каждого человека.

            Почти все из опрошенных родителей (86 %) находят время для разговоров со своими детьми. Более половины из них (54 %) общаются с детьми на равных. Остальные (46 %) отмечают, что общение на равных происходит не всегда.

           У 55 % родителей, участвующих в анкетировании, было выявлено, что из-за недостатка  времени, загруженности на работе и дома, они не имеют возможности полноценно общаться с детьми, что часто приводит к авторитарному стилю общения.

 Большинство опрошенных родителей (72 %) стараются разговаривать с детьми спокойным тоном, но это не всегда удается.  Лишь 18 % ответили, что всегда выслушивают своих детей, вникают в детские проблемы.

Среди причин, мешающих родителям полноценно общаться с детьми, были названы следующие:

− 9 % родителей отметили недостаток времени;

− 9 % считают, что эти навыки достаточно формируют в дошкольном образовательном учреждении;

− 9 % ответили, что никаких трудностей в общении не возникает;

− 27 % родителей  указывают на отсутствие желания у детей взаимодействовать с ними.

          Остальные 46 %  родителей затруднились ответить на вопрос, так как особого внимания на эту проблему никогда не обращали.

В ходе анализа экспериментальных данных выявлены также специфические особенности, связанные с общением детей и родителей в семьях:

− больше половины опрошенных (55 %) не имеют единых требований в воспитании детей в семье;

− 42 % родителей  признались, что часто, занимаясь своими делами, только делают вид, что слушают детей, но не слышат их;

− многие родители (46 %) не уделяют проблеме общения достаточно внимания, не считая ее важной;

− почти половина всех опрошенных (45 %) затрудняются  определить, что же мешает их детям полноценно общаться с другими людьми.

                Таким образом, большинство родителей считают формирование коммуникативных умений  важной задачей  воспитания детей, но в то же время не уделяют этой проблеме должного внимания.

Далее родителям предлагается  просмотреть видеофильм  «Моя семья в выходной день»

Обсуждение просмотренного.

Сообщение  «Как научить ребенка речевому общению»

Сообщение психолога   «Правила личностно-ориентированного взаимодействия с детьми».

 Хорошая книга – лучшее средство общения детей и родителей. Все дети любят сказки, и мы сейчас узнаем, как хорошо знаете их вы, уважаемые родители:

Послушал лисьего совета:

Сидел на речке до рассвета.

Рыбешки, правда, не поймал,

Лишь хвост, бедняга, потерял.   («Волк и лиса»)

Мальчик в джунглях очутился

И с волками подружился,

И с медведем, и с пантерой.

Вырос сильным он и смелым. («Маугли»)

В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным взрослым языком, проблемы жилищно – коммунального хозяйства? («Теремок»).

В какой русской народной сказке брат не послушался  сестру, один раз нарушил санитарно – гигиенические правила и жестоко за это поплатился? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

В какой сказке личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и, лишь благодаря своевременному вмешательству общественности, все кончается благополучно? (Ш.Перро “Красная Шапочка”).

Он к меду поднимался и умудрялся петь:

«Я тучка-тучка-тучка, а вовсе не медведь»).  («Вини - Пух») 

В какой сказке главному герою запрещалось садиться на пенек? (Машенька и медведь)

Общение с ребенком невозможно без похвалы. Ни одного дня без похвалы.  Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить его. Сейчас мы посмотрим «Кто дольше может похвалить ребёнка?» (Игра с игрушкой «Добрые слова» ).

  Мы хотим подарить Вам буклет, в котором Вы найдете 95 способов сказать ребенку «Я люблю тебя!»

 Есть в семье  один опасный враг - это скука. Сегодня мы приготовили для вас подарок  «Домашнюю игротеку».  Здесь есть подборка игр, в которые вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помочь ему формировать свои коммуникативные умения.

В нашем детском саду есть волшебный мешочек, который поможет нам узнать, как же на самом деле вы общаетесь дома с детьми.  Я буду задавать вопрос, а ответ на него мы найдем  в нашем “волшебном мешочке”.

Вопросы:

Что Вы делаете, если Ваш ребенок пригласил домой друзей?

Что Вы делаете, если Ваше «сокровище» Вас не слушается?

Что Вы делаете, если Ваш ребенок просит игрушку по цене всей Вашей зарплаты?

Что Вы делаете, если Ваш ребенок порвал новую куртку?

Что Вы делаете, если  у Вашего  ребенка плохой аппетит?

Ответы:

Хлопаем в ладоши.

Просим помощи у соседа.

Убегаем из дома.

Танцуем и поем.

Быстро собираемся и едем в гости к бабушке.

 Уважаемые родители - вам домашнее задание. В течение недели постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратитесь к ребенку с эмоционально положительным высказыванием (радость, одобрение) и сколько- с отрицательным (упрек, замечание, критика). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

Уважаемые родители! Наши дети хотят обратиться к вам  (Выходят дети и читают стихи).

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в нас людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь нами подружиться.


Постарайтесь нас не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте нас своим теплом,
Крепостью для нас пусть станет дом.

Вместе с нами пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
И всегда незримо направляйте
И во всех делах нам помогайте.

Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет наш уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

 Работа родителей над собой и своими ошибками зависит от понимания смысла известной житейской мудрости: "ваше здоровье в ваших руках". Применяя ее к ситуации общения семьи, можно с уверенностью утверждать, что психологический климат семьи, ее духовное здоровье, комфортность общения всех членов семьи друг с другом, находятся в руках взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как общаться с ребенком

Рекомендации психолога родителям "Как общаться с ребенком"...

«Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема»

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа пред...

Как правильно общаться с ребенком

Как правильно общаться с ребенком...

Консультация для родителей: «Как общаться с ребенком?»

Консультация для родителей: «Как общаться с ребенком?» Техника активного случая применяется в том случае, когда у человека возникает эмоциональная проблема, его надо активно выслушать....

РЕБЕНОК У КОМПЬЮТЕРА. КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ

Многих современных родителей занимает во­прос: как регламентировать общение ребенка с до­машним компьютером?...

Памятка для родителей "Общаться с ребенком «КАК»? Секреты общения с ребенком для родителей".

Интересный материал содержит рекомендации для родителей по общению с детьми по книге  Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком Как?»...