Сборник буклетов для родителей по развитию детей от 6 месяцев и до года.
консультация по теме
Развитие ребенка с 6мес и до года
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации
по развитию зрительного восприятия
у детей с 7 месяцев до года
Развитие зрительного восприятия у ребенка 6 – 9 месяцев психофизиологии рассматривают как критический для формирования зрительной системы. Чтобы зрение развива-лось нормально, необходим различный зрительный опыт.
В этой возрастной категории большую часть времени следует уделить развитию зрительно предвосхищения, то есть развитию ощущении, что предмет (изображение) появится в определенном месте. Предлагать игры, с падающими предметами, чтобы малыш мог следить за движением падающего предмета.
Игра: «Кто это?»
Материал для игры: цилиндрический коробок, картинки с изображениями животных (можно использовать наклейки).
Правила игры:
Приготовьте цилиндрический коробку (возможно, это будет коробка от чипсов, которые предварительно надо достать). Оберните цилиндр белой бумагой и по всему периметру наклейте изображения животных.
Посадите малыша за детский столик. Дайте ему в руки цилиндр и предложите рассмотреть, кто изображен на коробке. Сначала он будет показывать животных, которых видел: на улице, дома. Поговорите об этом животном. Возможно, что дома будет игрушечный аналог. Расскажите, какие звуки издает это животное.
После запоминания картинок, предложите показать какое – либо животное по вашей просьбе.
Кроме изображений животных, можно наклеить изображения предметов, с которыми маленький сталкивается в повседневной жизни. Когда ребенок будет узнавать и показывать все изображения, картинки можно обновить.
Играя с цилиндром, вы подготавливаете его к работе с книгой.
Как вариант, цилиндр можно покатать по полу, а потом просить найти картинку с изображением….(кошки, собачки).
При рассматривании изображения животного, прочтите потешку про него. Например: «Как у нашего кота», «Киска, киска, киска, брысь», «Мишка, Мишка! Где штанишки?», «Идет по улице щенок».
Следует запомнить!
Играйте с маленьким ребенком, пока ему интересно. Как только интерес угас, игру следует отложить и поиграть позже.
Игры для развития зрительного восприятия
7 МЕСЯЦЕВ
Мыльные пузыри
Если ваш малыш уже начал немного сидеть, удобно усадите его и выдуйте несколько партий мыльных пузырей. Ваш малыш будет в восторге.
Первые книжки
Настает время первых книжек. Показывайте ему в них картинки, рассказывайте, кто изображен. Спрашивайте, где мишка (зайка, киса)? Берите руку малыша в свою и его пальчиком «отвечайте»: «Вот мишка (зайка, киса)». Так же продолжайте показывать малышу отдельные картинки.
Где нос?
Покажите малышу большую мягкую игрушку и покажите на ней: «Это глаза, нос, рот». Покажите на себе глаза, нос и рот, а затем на малыше.
Игрушка в зеркале
Покажите малышу игрушку, а потом обратите его внимание на отражение игрушки в зеркале.
Любопытная прогулка
Если есть возможность, на прогулке выньте малыша из коляски, поносите его на руках, предоставив возможность понаблюдать за игрой детей, за прохожими, деревьями, собачками и голубями, летящим самолетом, проезжающим трактором, работающим подъемным краном.
Подбрасывание игрушек
Возьмите мягкую игрушку или мячик. Подбрасывайте его вверх и ловите. Малыш будет смотреть за полетом игрушки.
Три стакана
Одним из трёх прозрачных стаканов на глазах у ребенка накройте небольшую игрушку. Когда малыш без труда научиться находить игрушку, можно использовать непрозрачные стаканы.
8 МЕСЯЦЕВ
Богатый выбор
Поставьте перед ребенком коробку с разными игрушками и предметами (баночками, деревянными ложками, капсулами от киндер-сюрпризов и т.п.) и предоставьте ему возможность, как следует изучить её содержимое.
Разноцветные игрушки
Приготовьте несколько игрушек разных цветов. Рассматривайте с ребенком игрушки и называйте их цвета. Игрушки можно раскладывать на кучки или по коробкам (еще лучше, если коробки тоже будут соответствующих
цветов).
Перед зеркалом
Усадите малыша перед зеркалом и наденьте ему мамину шапку. Понаблюдайте, как малыш будет рассматривать себя в зеркале. Спросите, где у … (имя ребенка) нос, рот, глаза и покажите на отражении. Пока малыш рассматривает себя в зеркале – из-за его спины достаньте игрушечного зайчика. Пусть малыш понаблюдает за ним в зеркале.
Разноцветный свет
Вам понадобиться настольная лампа и 2-3 куска ткани разных цветов. Включите лампу и ненадолго накройте её, например, красной тканью. Комната наполниться красноватым цветом. Затем выключите лампу и дайте ей немного «передохнуть» (охладиться). А глазам привыкнуть к темноте. Затем снова включите и накройте её тканью другого цвета.
Все цвета радуги
К дощечке, полоске картона или пластмассовому кольцу прикрепите за верхний край атласные ленточки всех цветов радуги длиной в 15-30 см. Получится дощечка, а на ней 7 спускающихся вниз лент, идущих параллельно друг другу. Ребенку будет интересно захватывать и перебирать свисающие ленточки руками. Такое полотно с ленточками можно повесить на бортик кроватки или на одну из стен комнаты.
9 МЕСЯЦЕВ
Красный, большой, круглый, мягкий
Предлагайте ребенку рассматривать и ощупывать разные по форме, цвету, размеру и фактуре предметы. Рассказывайте ребенку об их свойствах, раскладывайте на группы.
Разбираю пирамидку
Побуждайте малыша снимать кольца пирамидки со стержня. Эта игра развивает глазомер и координацию рук.
Кубики и шарики
Сложите в коробку кубики и шарики. Скажите малышу: «Дай шар (покажите)». Побуждайте малыша подавать вам только шары. Если в шарах есть отверстия, можно продеть на веревочку. Затем попросите малыша давать вам кубики, из которых можно построить башенку или поезд.
Большие и маленькие шарики
Предложите малышу складывать большие шарики в большую ёмкость, а маленькие – в маленькую.
Скатывание шарика
Положите небольшой шарик на стол, подтолкните его, чтобы он покатился к краю и начал падать. Поймайте шарик в «процессе» полета. Ребенку понравится эта игра.
Делай как я
В этом возрасте дети любят повторять за взрослыми. Пусть малыш повторяет ваши действия: похлопайте в ладоши, сожмите и разожмите кулак, помашите рукой, поднимите руку вверх, дотроньтесь до носа, подуйте и т.п. Объясняйте малышу ваши действия.
Свечка
Зажгите свечку, и дайте малышу возможность понаблюдать за горящим пламенем. Слегка подуйте на свечку, но так, чтобы пламя не угасло, а потом и вовсе потушите свечу, и посидите в темноте. Естественно, при упражнениях со свечой - соблюдайте осторожность.
Освещенный путь
Возьмите малыша на руки, выключите фонарик и идите в темноте по квартире, освещая дорогу и следя за лучом света.
Катаем мяч
Возьмите большой мяч и катните его в сторону ребенка, сидящего на полу. Малыш будет следить за приближающимся мячиком.
10 МЕСЯЦЕВ
Оживающие тени
В темноте включите фонарик и направьте его на стену. Поднесите руку к лучу света и изобразите чикающие ножницы, уши зайца, гавкающую собачку и т.п.
Рассматриваем фотографии
Покажите малышу семейный фотоальбом. Рассматривая фотографии, побуждайте малыша показывать, где … (имя ребенка), папа, мама.
Заводная игрушка
Малыш с удовольствием будет наблюдать за прыгающей по столу или плавающей в ванной заводной игрушкой.
Кукла на руку или на пальчик
Наденьте на руку пищащую игрушку, и поговорите за неё с малышом. Можно на каждый пальчик от перчатки пришить игрушечку, пуговицу, смешную рожицу. Наденьте эту перчатку и поиграйте с малышом.
Веселое купание
В ванну к купающемуся ребенку кладите разные игрушки. Пытаясь их поймать, малыш будет развивать глазомер.
Проблемные ситуации
Понаблюдайте, как будет вести себя ребенок в следующих ситуациях:
-положите игрушку за прозрачную перегородку;
-наклейте картинку на картон с одной стороны, покажите её ребенку, а затем переверните вверх другой стороной (без картинки);
-опустите игрушку в глубокую банку с слегка зауженным горлышком.
Овощи и фрукты
Положите в корзинку пластмассовые овощи и фрукты. Рассматривая их с ребенком, называйте их цвета и названия: желтый банан, зеленое яблоко и т.д.
11 МЕСЯЦЕВ
Это ты!
Изобразите своего ребенка – пососите его соску, погрызите игрушки, попробуйте надеть его шапку, носки, варежки, завернуться в пеленку, сказать агу. Малыш оценит ваш юмор.
Первые уроки рисования
Возьмите руку ребенка в свою, и его пальчиком обведите нарисованные в книге или на листе бумаги узоры. Так же можно попробовать рисовать пальчиком на подносе с мукой. Или калякать простым карандашом по бумаге.
Прятки со стаканчиком
В донышке бумажного стаканчика сделайте круглое отверстие и просуньте в него соломинку от сока. На верхнюю часть соломинки прикрепите забавную игрушку. Двигая соломинку вверх – вниз, вы заставите игрушку то прятаться в стаканчик, то снова появляться.
Игрушка-вертушка
В продаже имеются вертушки на палочках с вращающимися деталями. На них нужно дуть и детальки будут крутиться. Ребенку будет интересно за ними наблюдать.
Дай…
Положите перед ребенком несколько знакомых ему игрушек и попросите дать вам машинку, мячик, пирамидку.
Включаем – выключаем свет
Если у вас выключатель света находится внизу, поставьте ребенка около него. Малыш будет нажимать на выключатель, свет будет гаснуть и снова включаться.
12 МЕСЯЦЕВ
Азбука
Подойдите вместе с ребенком к плакату с азбукой, висящему на стене. Попросите малыша найти знакомые ему предметы: зайчика, кошку, яблоко, ворону и т.п.
На улице
Летом обратите внимание ребенка на тени, которые неотступно «следуют» за человеком. А зимой – покажите следы, которые можно оставлять на снегу.
Где?
Дома или, гуляя на улице, спрашивайте ребенка: где часы, где окно, где собачка, где машина и т.п.
Большие и маленькие игрушки
Возьмите парные игрушки – большие и маленькие зайчики, котята, собачки и т.п. Спрячьте их за ширму. Показывайте ребенку то большого котенка, то маленького. Озвучивайте увиденное ребенком: большой котенок, а теперь маленький котенок. А затем покажите сразу двух котят – большого и маленького и объясните, чем они отличаются.
Объемные и плоские игрушки
Приготовьте игрушки и их плоскостное изображение, вырезанное из картона. Показывайте ребенку из – за ширмы то объемную игрушку, то плоскую. А затем покажите сразу две игрушки – плоскую и объемную и объясните, чем они отличаются.
ОКУ «КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
Рекомендации по развитию
зрительного восприятия
у детей с 7 месяцев до года
3050004, г. Курск, ул. Семеновская, д. 78 а
тел.8-960-699-99-30
Предварительный просмотр:
ОТ БУТЫЛОЧКИ К ЧАШКЕ
Пить самостоятельно из чашки разные малыши могут начать в разные периоды, ведь каждый ребенок развивается индивидуально и кому-то удается это проще и быстрее, а кому-то и гораздо позже. Так, начинать знакомство с детской чашкой небольших размеров и обязательно красочной и красивой, можно примерно с 7-8 месяцев. Идеально, если этот процесс по времени совпадает с отлучением малыша от груди.
В 6 месяцев: если вы кормите ребенка из бутылочки, иногда предлагайте ему бутылочку с водой или соком. Однако эти напитки довольно резко отличается по вкусу от привычного молока, а поэтому не удивляйтесь, если сначала малыш встретит их в штыки. Просто наберитесь терпения и снова предложите ему эти напитки через несколько дней.
В 7 месяцев: позвольте крошке поиграть с пустой чашкой, чтобы свыкнуться с ее видом и вкусом. Вскоре вы сможете налить в нее немного воды или сока и угостить карапуза. Скорее всего, на первых порах он согласится не больше чем на один-два глотка, однако мало-помалу освоится с этим новым способом получать питье.
8 месяцев: если ваш ребенок достаточно уверенно пьет из поилки, предлагайте ему попить кефир, сок или воду из чашки. Если хотите, можете даже попробовать заменить одно кормление грудью на питье сцеженного молока из поилки, но ребенок вряд ли будет в восторге от этого.
9 месяцев: как и прежде, старайтесь соотносить воспитание ребенка с тем, готов ли он отказаться от привычного способа кормления. Помните: никто не устанавливал сроков, в которые вам непременно следует отнять младенца от груди или научить пить из чашки! Но, скорее всего, в этом возрасте малыш уже сможет сам подносить поилку ко рту.
Связующим звеном между бутылочкой и настоящей чашкой может стать специальная кружка-поильник с мягким носиком, который не причинит вреда детским зубкам. На начальном этапе обучения она может оказаться очень кстати, ведь из нее ребенку будет комфортно пить, так как в конструкции предусмотрена герметично закрывающаяся крышка. Мама сможет не беспокоиться, что малыш неловкими движениями опрокинет ее и выльет воду на себя, что может сыграть не самую лучшую роль в процессе знакомства.
Длительное использование и чрезмерное увлечение поильником не рекомендуется. Как только малыш сделает первые удачные попытки пить самостоятельно, можно переходить к обычной чашке.
Чтобы не утонуть в безбрежном море разных поилок, предлагаемых в магазинах, учтите наши советы.
Совет №1.
Носик поильника может быть мягким или твердым, с различным числом отверстий. Чем больше отверстий -тем быстрее польется жидкость. Носик может быть плоским или коническим и иметь специальный переходник, чтобы его можно было надевать на бутылочку вместо соски. Иногда это облегчает отнятие от груди.
Совет №2.
Ручек у поильника может быть одна или две, или не быть ручек совсем. Ручки могут быть твердыми или мягкими, в зависимости оттого, подбираете ребенкак вашему ребенку будет удобнее подносить поилку ко рту.
Крышки: у некоторых моделей есть возможность пригнуть носик поилки к плоскости, перекрывая отверстия. Крышки бывают самой разной формы: от простых довинтовых со специальными замками и фиксаторами.
Кружки «на вырост»: они имеют несколько ободков, насаживаемых друг на друга по мере того, как вам необходимо увеличить объем кружки.
Возможно, вам придется приобрести несколько чашек с поилками, чтобы ребенок мог выбрать ту, которая ему понравится больше всех. Но и тогда вам еще потребуется немало терпения, чтобы научить малыша ею пользоваться.
Помните о том, что главным решающим лицом остается ребенок, а потому наберитесь терпения и будьте готовы поддержать его выбор.
Учим малыша пользоваться кружкой
Чтобы добиться положительных результатов в обучении пить из кружки, прежде всего, родителям следует действовать последовательно, однако не слишком настойчиво.
Наиболее эффективными способами считаются следующие:
- собственный пример, ведь в этом возрасте дети очень любят подражать взрослым;
- предложить напоить любимую игрушку, например, куклу или мишку;
- выбрать красивую и яркую кружку или дать возможность ребенку самостоятельно ее выбрать;
- оказывать помощь, когда кружка с напитком окажется в ручках малыша, направляя ее в ручках ребенка ко рту, пока тот не сделает несколько глотков;
- попытаться напоить малыша в ванной во время водных процедур, когда пролитая вода не будет доставлять хлопот и неприятных моментов, как для мамы, так и для ребенка;
- первое время кружку не следует заполнять полностью, достаточно будет всего нескольких ложек жидкости.
Не рекомендуется родителям затягивать процесс знакомства с кружкой (чашкой).
Также нельзя позволять малышу:
- ходить повсюду с бутылочкой;
- допаивать ребенка из бутылочки, если он мало выпил из кружки;
- давать ребенку пить из кружки только воду или компот, а молоком поить привычным для него способом – с помощью бутылочки.
Родителям не следует забывать, что каждый малыш очень индивидуален и если попытки приучить своего ребенка к кружке не увенчались успехом, ничего страшного в этом нет. Не нужно настаивать и, тем более, ругать малыша или заливать в него напиток из кружки насильно, возможно, еще попросту не пришло время. Неудачные попытки следует отложить на некоторое время, а затем повторить снова. Возможно, именно в этот раз у него все получится.
ОКУ «КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
ОТ БУТЫЛОЧКИ К ЧАШКЕ
3050004, г. Курск, ул. Семеновская, д. 78 а
тел.8-960-699-99-30
Предварительный просмотр:
Игрушки
для детей от 7 месяцев до года
Исключительную роль в физическом и психическом развитии ребенка играют детские игрушки. С их помощью малыш учит двигаться, развивает мышцы, внимание, настойчивость, мышление.
Игрушка помогает воспитанию ребенка, формированию личности, побуждает к творческому процессу. Поэтому очень важно правильно подобрать игрушки для малыша, научить его ими пользоваться, придумывать интересные, развивающие игры. Иначе игрушки не доставят ребенку удовольствия и не принесут пользы.
В разные возрастные периоды требуются и различные игрушки.
Для детей старше 6 месяцев все больше совершенствуются движения и начинают формироваться навыки действия с двумя предметами одновременно. Этим способностям должны отвечать и игрушки. Ими могут быть коробочки с крышечками, открывающиеся матрешки, пирамидки из колец, наборы колпачков и т.д.
Давая малышку новую игрушку, непременно покажите, как ей нужно пользоваться, как держать, убедитесь, что ребенок понял задачу, проследите, как у него получается её выполнять. Не забывайте хвалить малыша – это доставит ему удовольствие и он будет охотнее заниматься игрушкой.
У детей старше 10 месяцев уже хорошо сформированы цветоощущение и слух, и в их играх очень важными становятся не только цвет игрушек, но и музыка, пение, танец. Дети любят ритмичные движения под музыку, легко запоминают и узнают знакомые мотивы. В этот период можно покупать первые музыкальные инструменты – дудочку, барабан, детское пианино на пару октав.
Не забудьте также о месте для игр малыша. По мере возможности место для игр отведите в светлой части детской комнаты (но не на проходе, в некотором отдалении от дверей и окон) и оградите его с одной стороны. Дети любят играть на полу, поэтому постелите в углу чистый коврик и поставьте там мебель, которая соответствует возрасту и росту ребенка.
Игры и игрушки имеют большое значение для правильного, быстрого формирования органов чувств ребенка.
7 месяцев
Скорее всего, Ваш малыш может уже уверенно сидеть и переворачиваться, а также хватать двумя руками, и подражать простым действиям взрослых, он пытается лепетать.
По-прежнему и даже еще больший интерес вызывает игра в прятки, поэтому можно ребенку показывать первые спектакли, организованные при помощи ширмочки и пальчиковых кукол.
Всевозможные коробочки и шкатулки с открывающимися ящичками, наполненными неопасными предметами – наилучшее занятие для ребенка 7 месяцев.
Простые музыкальные инструменты, в которых звук производится самим ребенком, — станут также важной составляющей игровой среды ребенка: бубен, медные тарелки, барабан, маракасы (шары на палке, издающие при встряхивании приятный шум сыпучей крупы). Вполне актуальными станут игрушки и для более позднего возраста: пирамидки, кубики, пирамидки-стаканчики, которые ребенок пока будет рассматривать, а после Ваших манипуляций (например, возведения пирамидки или башни), рушить и ломать, наблюдая за падением предметов. Предоставьте ребенку нить из больших бус, которые можно будет легко перемещать с помощью двух рук. Интерес представят коврики с сюрпризами: молниями, кармашками, липучками, пластмассовыми зеркальцами – все это можно сделать из разных материалов, тем самым глубоко озадачив малыша, внушив ему необходимое чувство богатства и роскоши этого мира.
8 месяцев
Ничего не вызовет столь бурного восторга малыша, как процесс соприкосновения двух разных или одинаковых предметов. Звуки, производимые ими, и – главное – Ваши комментарии ко всему происходящему – окажутся в пределе самого пристального внимания малыша. Неизменными спутниками малыша 8-ми месяцев можно считать стаканчики, пирамидки, кубики, мячики – по сути, основной арсенал игрушек ребенка до 1,5 лет. Ваши купания могут быть также превращены в игровые ритуалы, когда самой нужной игрушкой оказываются предметы для переливания воды, а не только декоративно плавающие утки и лягушки. Попробуйте предложить ребенку игрушки богородских промыслов (клюющих курочек, медведей, рубящих дрова, зайцев, играющих на балалайке), которые приводятся в движение после несложных манипуляций. Любые игрушки с сюрпризом как никогда придутся ко двору – будь это петрушка, поднимающий ножки при потягивании за ниточку, или выпрыгивающий из шкатулки человечек на пружинке. Игра с постепенным вытягиванием предметов из емкости, когда вслед за одной выходит следующая и следующая, может быть сконструирована всего лишь из закрытой коробки с протянутой в нее лентой с нанизанными игрушками. Вашей задачей становится только сделать игрушки способными к извлечению, и, конечно, не забудьте про эмоциональные реплики и комментарии!
9 месяцев
До чего же любопытным становится малыш, Вы, скорее всего, узнаете по громыхающим то тут, то там предметам. Возможно, Ваш ребенок уже встал на ножки, и так и стремится потянуть или вытянуть что-нибудь интересное для себя. Ему уже важно не только разбросать, но и сложить. Поэтому первые игры со складыванием пирамидок и башен будут весьма ко времени. Но ничего не заменит радости простого таскания тележки – которую можно не только купить, но и сделать из простой коробки, вставив в нее нитку.
Игрушки, при прикасании к которым происходит видимый результат, заключают в себе «царство» возможностей. Они создают прекрасный импульс к сюжетным играм со взрослым, к взаимодействию с ним. Помимо этого, за такими игрушками – неоспоримое первенство в постановке перед ребенком основных вопросов его деятельности: что, как и зачем?
Очень интересными для ребенка окажутся предметы повседневного обихода, с которыми в течение дня контактирует взрослый: телефон, утюг, телевизор, компьютер. Поэтому, можно сымитировать их для ребенка из картона, обязательно задействовав их в новых играх. И по-прежнему будут актуальны гирлянды предметов, которые, подвязанные на ленточку, можно было бы вытягивать из коробки, самостоятельные манипуляции – одна из основных целей таких процессий.
10 месяцев
Ребенок все чаще указывает на предметы своим указательным пальчиком, пытается повторять Ваши слова, любит ощупывать предметы и вкладывать одни предметы в другие. Заготовьте ребенку такое игровое поле, в котором на смену подножной зоне (когда ребенок чаще всего играл на полу) придут предметы на уровне его пояса и глаз. Это могут быть тележки, горки для скатывания шаров или машинок – и все это может лежать уже на столике, где будут производиться игры, а не на развивающем коврике. Вы должны заготовить такой арсенал игрушек, в котором главную установку необходимо сделать на разнообразие новых устремлений ребенка. Если Вы делаете коробку с лункой для вынимания предметов, пусть предметы, положенные в нее, будут максимально отличны друг от друга. Такие емкости могут быть также разными – прозрачными, из ткани, дерева, картона, глубокими, плоскими, широкими, узкими, а также: с одной лункой, двумя, несколькими. Тем самым Вы достигнете максимально вариативных звуков падающих в них предметов. Если предлагаете ребенку мячи, пусть они также удивят ребенка разнообразием своих фактур. И, конечно, ролевые игры – теперь неизменный спутник ребенка. Не забывайте говорить по телефону, укладывать кукол спать, кормить их, катать…
11 месяцев
Ребенку понадобятся коробки, которые можно было бы открывать самому, игрушки с заводом, которые он мог бы завести и сам. Хорошим спутником для ребенка этого возраста становятся игрушки-каталки (на палочке). Некоторые игрушки/игры, которые 5 месяцев назад были доступны ребенку только в руках родителя, теперь могут быть доступны и для самостоятельных манипуляций ребенка: пальчиковые куклы могут быть надеты на пальчики ребенка, светский журнал может быть наконец-то пролистан без постраничного обгрызания, а пирамидка – может быть сложена хоть и не в последовательности колечек или стаканчиков, но зато самим ребенком. Исключительный интерес составят игры с рисованием, для чего можно использовать специальную доску или бумагу. Попробуйте дать ребенку возможность порисовать пальчиковыми красками или на песке (муке).
12 месяцев
Ребенок все более заслуживает звание «человека разумного». В пользу этого говорят и его стремление соотносить форму, цвета и размеры предметов, которые, как бы Вы не пытались не замечать его заслуг, ребенок все же стремится положить в надлежащее предмету место. Поэтому актуальными становятся игрушки-сортеры (с отверстиями в виде разноцветных фигур, животных). Особенная любовь ребенка к пересыпанию и переливанию можно реализовать в покупке специальных развивающих столиков для игр с песком или водой (где есть лунки, мельницы, проточные желобки). Как никогда у ребенка вызывают интерес предметы собственного его обихода – и поэтому можно завести и кукольную коляску, и ванночку, и столик для кормления кукол, которые могут быть использованы Вами для сюжетных игр.
Все двигающиеся, складывающиеся, раскладывающиеся предметы – составят полноценную игровую среду ребенка до 1,5 лет.
Из серванта могут быть вытащены матрешки, а также сувенирные яички (по типу Фаберже), потому что ничто не оказывает на ребенка столь магического действия, как исчезающий предмет.
Небольшие пазлы также могут быть использованы Вами для развития ребенка. Попробуйте создать небольшую картинку-панно на липучках. В котором изображенный предмет складывался из немногочисленных кусочков (4-5 деталей).
Первое путешествие ребенка – это его собственное открытие мира. Насколько разнообразным, занимательным и отзывчивым он будет – зависит во многом от нас, родителей. Но не менее важным окажется и наше умение открывать с ребенком этот мир заново. И пусть Ваше совместное путешествие по миру запахов, звуков и фактур станет самым запоминающимся!
ОКУ «КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
Игрушки для детей
от 7 месяцев до года
3050004, г. Курск, ул. Семеновская, д. 78 а
тел.8-960-699-99-30
Предварительный просмотр:
Развитие понимания речи у детей второго полугодия первого года жизни |
У детей второго полугодия первого года жизни уже можно выработать связь между предметами, действиями и словами, их обозначающими. На основе этой связи у ребенка возникает первичная ориентиров-ка в окружающем, умение выполнять некоторые простые действия (покажи, дай, на, сядь, принеси, сделай ладушки), произносить первые осмысленные слова. В периоде 3,5 - 7 месяцев у ребенка формируются уже относительно тонкие зрительные дифференциров-ки. Он различает и узнает все большее количество окружающих предметов и относится к ним по-разному: одним радуется, других почти не замечает. Примерно с 5-месячного возраста ребенок узнает своих и реагирует на чужих. Не сразу дети овладевают пониманием слова во всей полноте его смысла и звучания. На первом году жизни название предмета связывается у ребенка с действиями, проделываемыми с данным предметом, с местом, где он находится. Вначале ребенок реагирует на слово как на простой звуковой раздражитель (на тембр, силу звука, интонацию), но не на связанное с ним содержание. Так, если взрослый, позванивая колокольчиком, несколько раз спрашивает: «Где звонок?» — ребенок 8 - 9 месяцев поворачивается в ту сторону, откуда обычно слышится звук. Аналогичная реакция сохранялась и в том случае, когда, изменив смысл, но сохранив интонацию, взрослый спрашивал: «Где гудок?». С 10 - 11 месяцев ребенок начинает реагировать не только на звуковую сторону слова, но и на связанное с ним содержание, различая вопросы, даже если они произносятся с одинаковой интонацией. Дети конца первого года жизни различают контрастные слова (мяч — мишка, кукла — машина), но слова, сходные по звучанию (мишка — миска, шар — шарф), еще не дифференцируют. При формировании понимания ребенка приучают к объектнонаправленному общению, когда внимание направляют на предмет, действие. Благоприятным фоном являются процессы кормления, одевания, умывания. Если ребенка кормят, одевают и пр. молча, то он либо кричит, либо остается безучастным. Позже таких детей трудно научить новым умениям, действиям с игрушками, так как долго не удается обратить внимание малыша на предмет и действия с ним. Нельзя сформировать у ребенка зачатки понимания речи, если он безразличен к тому, что ему показывают, что с ним делают. Для развития понимания речи детей конца первого — начала второго года могут быть использованы такие игры, как «прятки», «догонялки». Одной из распространенных игр, на примере которой особенно ярко виден ход обучения ребенка пониманию действий, являются «ладушки». Мама поет потешку про ладушки, похлопывая в такт песни ручками ребенка. Спустя некоторое время ребенок сам начинает хлопать в ладошки, как только увидит соответствующие движения. И, наконец, позже он воспроизводит эти же движения, услышав пение и даже только при слове «ладушки». Родителям необходимо как можно чаще называть яркие, звучащие, движущиеся предметы, особенно когда ребенок тянется к ним, смотрит на них, обращается к взрослым. Например., мимо идет кошка. Живой, двигающийся объект вызывает интерес. Ребенку говорят: «Это киса... киса... мяу». И он легко свяжет новое слово с проходящей кошкой. Малыш стучит игрушкой о барьер кровати или манежа. Его действия сразу озвучивают: «Тук, тук, тук», а при падении: «Бах, упала». Необходимо подмечать выражение ребенком основных его потребностей: спать, есть, играть, отдыхать и называть их. Вот ребенок при виде еды издает нетерпеливые звуки. Взрослый, видя это, спрашивает: «Оленька кушать хочет, ам-ам?» И ребенок к году уже говорит «ам-ам» или «бай-бай». Если во время кормления в соответствующие моменты повторять «открой ротик», «возьми булочку», «откуси» и т.д., ребенок довольно быстро начинают понимать эти слова. Однако при развитии понимания недостаточно называть только те предметы, на которые дети смотрят, или те действия, которые они выполняют. Надо специально показывать детям предметы и несколько раз называть показываемое, избегая лишних слов, а нужные выделять интонацией. Ребенок скорее запомнит название предмета, если, получив в руки, рассматривает его, трогает, двигает. Чтобы проверить, усвоил ли малыш слово-название, и побудить его к активному поиску нужной вещи, ему задают вопрос: «Где?» (чашка, мяч, ведерко для игрушек и др.). Добиваются, чтобы при этом вопросе дети 7 - 9 месяцев оборачивались в сторону называемого предмета, а в более старшем возрасте указывать на него. Обращение взрослого к ребенку с вопросом «Где такой-то предмет?» является основным приемом по развитию понимания речи у детей конца первого — начала второго года жизни.
Приведем для иллюстрации пример одного такого занятия с игрушечной лошадкой. У взрослого в руках небольшая игрушечная лошадка на колесах. Она показывает ее ребенку, находящимся в кроватке, поворачивает в руках так, чтобы он ее хорошо рассмотрели со всех сторон. При этом несколько раз с паузами произносит: «Лошадка... лошадка». Передвигает лошадку по перилам манежа, останавливается на несколько секунд, снова передвигает лошадку, останавливается, быстрым движением руки чуть приподнимает ее и снова ставит. Стук, который она при этом производит, привлекает внимание ребенка. «Скачет лошадка», — взрослый щелкает языком, подражая цоканью копыт. «Лошадка, тпру!» — взрослый делает движение рукой, как будто лошадка порывается бежать. Несколько раз произносит с различной интонацией: «Тпру, лошадка, тпру... стой, стой. Снова поскакала. Да стой же, тпру, тпру! Лошадка, тпру!» Приближает лошадку к ребенку, дает ему погладить (гладит его ручкой), подержать, все время, повторяя слово «лошадка». В дальнейшем можно сложить из крупных кирпичей полый четырехугольник или просто поставить ящик, изображающий домик. «Домой, лошадка, иди... тпру... иди домой, лошадка». Спрятать лошадку в домик. Развести руками: «Нет лошадки, нет». Вывести из домика, показать ребенку: «Лошадка!.. Вот лошадка!» Поворачивать ее в разные стороны, привлекая этим внимание малыша, повторять несколько раз слово «лошадка». Можно привязать к лошадке веревочку, возить ее за эту веревочку по столу, манежу и пр, где находится ребенок, повторяя с паузами все те же слова: «Лошадка... тпру». Снова спрятать лошадку в домик, повторять слово «нет» и жест, его сопровождающий. Вывести лошадку из домика. «Лошадка будет бегать». Ставить ее в манеж или на стол и, толкая, заставлять прокатиться на колесиках. Когда лошадка останавливается, несколько раз повторяет «тпру». Накрывать лошадку платочком. «Нет лошадки... нет», — разводит руками. «Где лошадка?». Помогать малышу подползти, стянуть платочек и взять лошадку. После чего, радостно и оживленно сказать: «А... вот лошадка!» Действия взрослого с лошадкой могут быть самые разнообразные, порядок этих действий произвольный: можно кормить лошадку травкой, поить из мисочки, расчесывать ей хвост и гриву гребешком, гладить ее и т.п. Важно заинтересовать ребенка, чтобы он смотрел и часто повторяли слова: «Лошадка... тпру». Характер действий диктуется показываемой игрушкой. Играя с кошкой, можно изобразить, как кошка лакает молоко, умывается, играет с мячом, а показывая куклу - покачать, расчесать ей волосы, уложить спать, искупать и т.п. На первом году с ребенком нужно разучивать и некоторые условные жесты: ребенок благодарит — кивает головой, прощается — машет ручкой и т. д. Сначала взрослый сам говорит «До свидания» и машет при этом рукой. Затем машет рукой ребенка (повторно несколько раз). Через некоторое время ребенок самостоятельно машет рукой при слове и жесте взрослого, а позже — только при слове «до свидания». Очень важно научить ребенка понимать и выполнять также несложные действия-поручения (сядь, иди сюда, дай, на, открой, закрой, вытащи, вложи, сними, надень). Усвоение этих действий облегчает регулирование поведения ребенка и формирование у него к концу первого года жизни целевых действий с игрушками. Например, подавая ребенку мяч, взрослый ему говорит: «На мяч». После того как ребенок подержит его немного, взрослый, протягивая руку, просит его обратно: «Дай мяч». При этом он добавляет: «Миша, скажи: мама или тетя, на». Слова «дай», «на» и соответствующие им действия повторяют несколько раз. Для выполнения действий на слова «открой», «закрой», «вложи» и другие, сначала их несколько раз проделывает сам взрослый, потом — рукой ребенка, говоря при этом: «Миша, вынь кубик из коробки, вот так». Затем, не показывая рукой, взрослый произносит только слова и предлагает ребенку сделать то, что нужно. |
ОКУ «КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
Развитие понимания речи
у детей второго полугодия первого года жизни
3050004, г. Курск, ул. Семеновская, д. 78 а
тел.8-960-699-99-30
Предварительный просмотр:
Рекомендации
по развитию ручных умений
у детей с 6 месяцев до года
В 6 месяцев продолжать учить ребенка захватывать предмет из разных положений и разными способами - петлеобразное движение руки сверху, плавное приближение к предмету, постепенное опускание. Вначале взрослый рукой ребенка описывает траекторию движения. Затем сам малыш начинает выполнять их самостоятельно. Эти движения совершенствуются на протяжении последующего периода жизни. Также продолжают развивать целенаправленные движения рук к предмету, умение захватить и подтянуть его к себе. С это целью можно использовать игрушки - подвески, а также укрепленные шарики, колокольчики, ленточки и пр. на шнуре, который связан концами (также можно привязать это шнур к боковым спинкам детской кровати). Подтягивая к себе один предмет, малыш вызывает перемещение других и, переориентируясь на них, начинает их захватывать.
Также целесообразно подбирать такие упражнения, которые позволяли активизировать движения большого пальца. Удобны игрушки, имеющие ручку для захвата, - различные погремушки. Эти погремушку
С 8 - 10 месяцев ребенок начинает выполнять более тонкие движения пальцами. Чтобы активизировать моторику руки и координированные движения большого и указательного пальцев путем проталкивания, малышу дают задания с коробочками, которые открываются сбоку, сверху. Коробочки могут быть разной формы: круглые, квадратные, продолговатые, треугольные (например, коробки из - под чая). Малыш самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть сможет лишь те коробочки, к которым крышки прикреплены, т.е. имеют фиксированное положение.
С 10 - 12 месяцев можно проводить дидактическую игру "Чудесный мешочек". Для изготовления мешочка можно использовать яркие ткани, еще мешочек можно выполнить в виде занимательной хлопушки с петелькой для подвешивания. Основание хлопушки - это круглая коробочка, которая обтягивается тканью с красочным рисунком. Сбоку хлопушка имеет широкую прорезь, в которую вкладываются игрушки, шарики, колечки, кубики. Встряхивая хлопушку, взрослый побуждает ребенка доставать из нее предметы, учит их рассматривать, обследовать руками. Можно выполнить это пособия в виде фонарика, в который игрушки закладываются и из которого вынимаются сверху. В 10 - 12 месяцев ребенок справляется с таким уже сложным заданием, как нанизывание колец на стержень ему предлагают 3 - 5 колец одинакового размера, которые он последовательно должен нанизать на стержень, при этом малыш выполняет петлеобразное движение рукой, заматывает кольца кончиками большого и указательного пальцев, т.е. выполняет относительно сложное по координации упражнение.
В этом же возрасте ребенок успешно действует с так называемой занимательной коробкой, в отверстия которой проталкивает шарики, кубики, призмы разных размеров.
\
ОКУ «КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
Рекомендации
по развитию ручных умений
у детей с 6 месяцев до года
3050004, г. Курск, ул. Семеновская, д. 78 а
тел.8-960-699-99-30
Предварительный просмотр:
Рекомендации
по развитию слухового восприятия
у детей с 7 месяцев до года
Развитие речи ребенка, правильное произноше-ние всех звуков зависит от того, хорошо ли ребенок различает звуки окружающего мира на слух. Поэтому очень важно развивать слуховое внимание и восприя-тие своего ребенка.
7 месяцев
Песенное сопровождение
Переодевая ребенка, купая его, одевая на прогулку, напевайте детские песенки или рассказывайте стишки на соответствующую тему.
Звуки природы
Гуляя на улице, побуждайте малыша прислушиваться к звукам природы: шелесту листьев, шуму ветру, пению птиц, скрипу снега, стуку капель дождя по крыше и т.д. Замечайте шум окружающей обстановки: «Слышишь, машина поехала, велосипед трещит, поезд гудит, самолет летит» и т.д. Комментируйте услышанное и увиденное ребенком.
Потешки с сюрпризом
Посадите малыша к себе на колени и потрясите коленями так, чтобы он слегка подпрыгивал. При этом рассказывайте какую-нибудь потешку или стихотворение, которое заканчивается неожиданным образом. Например, такое:
Поехали-поехали
За грибами, за орехами.
По кочкам, по кочкам,
По маленьким кусточкам,
В ямку - буууух!!!!
(Придерживая малыша, слегка раздвиньте колени, чтобы он провалился в «ямку»)
А там - петух!
Заклюёт-заклюёт!
(пощекочите ребенка)
Гулкая ваза
Посадите малыша к себе на колени, возьмите в руку трехлитровую банку, высокую вазу или кастрюлю. Склонитесь над вазой и пропойте слоги: «ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па и т.д.». Голос ваш будет звучать гулко, отдаваясь эхом. Предложите и малышу что-нибудь сказать в вазу.
8 месяцев
Телефонный разговор
Дайте малышу игрушечный телефон, а себе к уху приложите настоящий и «поговорите» друг с другом по телефону.
Звучащая коллекция
Наполните тряпичные мешочки или разные пластмассовые баночки с плотно закрывающимися крышками следующими предметами: пуговицами, монетками, бусинками, палочками, горохом, фасолью, рисом, гречкой. Хорошенько закрепите крышку или даже приклейте её или замотайте скотчем. Малыш будет стараться извлекать звуки из этих баночек и учиться прислушиваться к их разному звучанию.
Дудим
Научите малыша дуть в свисток, дудочку, трубу, свирель. Малышу будет интересно самому извлекать звук из этих предметов.
Вальс
Ритмичная музыка очень полезна для развития музыкального слуха. Включите вальс и покружите с ребенком по комнате.
Марш
Возьмите ребенка на ручки и под какие-нибудь бодрые, маршевые слова, помаршируйте вместе с ним. Например, стихотворение А.Барто «Барабан» (помните, левой – правой, левой – правой, барабан уже дырявый).
9 месяцев
Колокольчик
Поупражняйте ребенка издавать звуки из колокольчика.
Бегущая водичка
Из одной банки в другую через воронку переливайте туда-сюда воду. Ребенок будет
прислушиваться к звукам бегущих струек воды.
Ритм
Постучите ладонью по столу, отбивая один и тот же ритм. Потом возьмите руку ребенка в свою, и его рукой повторите этот ритм. Потом возможно малыш и сам захочет постучать и похлопать ладошкой по столу.
Воздушный шарик
Надуйте воздушный шарик и, не завязывая его, сдуйте или подкиньте вверх (но последнее действие может напугать малыша). Малыш с интересом будет наблюдать за сдувающимся со свистом шариком.
10 месяцев
Где?
Спрашивайте ребенка о разных предметах: где лампа, окно, картина, пирамидка и т.п.
Рупор
Возьмите широкую пластиковую трубу или сверните бумажный рупор, и поговорите с ребенком через него. Поднесите к уху ребенка и что-нибудь скажите. Пусть и малыш попробует разговаривать с вами через рупор.
Кухонный оркестр
Дайте ребенку ритмично постучать ложкой по металлическим кастрюлям, чугунным сковородкам, побить крышками, поиграть на деревянных ложках.
Колокольчик – погремушка – ложки
Положите на стол 2 погремушки, 2 колокольчика, 2 деревянные ложки. Выберите одну погремушку и погремите ею. Предложите малышу тоже взять погремушку и позвучать ею. Потом верните все на стол. Возьмите колокольчик и позвените им, а ребенок пусть повторит за вами ваши действия. Затем возьмите ложку и постучите ею об стол, а ребенок присоединиться к вам.
11 месяцев
Делай как я
Похлопайте в ладоши, почмокайте губами, потопайте ногами – а малыш пусть повторит ваши звучные действия.
Гремящая бутылка
Вместе с малышом положите несколько фасолин (горошин и пр.) в бутылку из-под питьевого йогурта, плотно закройте крышкой – получатся маракасы. Потрясите ими вместе с ребенком.
Команды
Давайте малышу словесные задания, а он их пусть выполняет: похлопай в ладоши, потопай как мишка, подуй на меня, понюхай цветочек.
Погремушка спряталась
Дайте ребенку погремушку и возьмите себе другую. Рассказывайте стихотворение и вместе гремите
Дали Арине погремушку,
И гремит она над ушком.
Арина не пугается,
Арина улыбается.
(М.Дружинина)
Можно греметь погремушкой, высоко подняв ее над головой или опустив вниз. На последнем слове стихотворения – спрячьте погремушку и спросите: «А где у … (имя ребенка) погремушка?». Достаньте погремушку из-за спины и покажите друг другу: «Вот она! Нашлась погремушка!»
12 месяцев
Коллекция музыкальных инструментов
Если есть возможность, приобретайте ребенку различные детские музыкальные инструменты: трещотки, треугольники, бубны, металлофон, пианино, гармошка и т.п. Малыш с удовольствием будет учиться на них музицировать.
Ищи заводную игрушку
Заведите заводную игрушку и спрячьте её в любом
месте. Пусть малыш ходит по квартире и ищет игрушку по звуку.
Липучки
Покажите малышу, как можно соединять и снова разъединять липучки. При этом они будут издавать характерный звук.
Трещотка из расчески
Возьмите расческу – гребешок и палочку и покажите малышу, как нужно водить палочкой туда-сюда, чтобы получался трещащий звук.
Малыш танцует
Включите задорную музыку и, приплясывая сами, побуждайте малыша присоединиться к вам.
ОКУ «КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
Рекомендации по развитию
слухового восприятия
у детей с 7 месяцев до года
3050004, г. Курск, ул. Семеновская, д. 78 а
тел.8-960-699-99-30
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей "Речевое развитие детей 2-3 лет"
Буклет для родителей "Речевое развитие детей 2-3 лет"...
Буклет для родителей "Речевое развитие детей 3-4 лет"
Буклет для родителей "Речевое развитие детей 3-4 лет"...
Буклет для родителей "Речевое развитие детей 4-5 лет"
Буклет для родителей "Речевое развитие детей 4-5 лет"...
Сборник буклетов для родителей по развитию детей с рождения до 6 месяцев жизни.
Консультирование родителей...
Сборник буклетов для родителей по развитию сенсорного восприятия у детей с 1г3м до 3 лет.
Материал по развитию сенсорных эталонов у детей 2-3 г. жизни. (Элект. ресурс)...
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....