Артикуляционная гимнастика
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Бандурко Маргарита Леонидовна

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Хорошая речь-яркий показатель всестороннего развития ребёнка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер.

На чистоту речи ребёнка влияют такие факторы, как:

·         речевой слух

·         речевое внимание

·         речевое дыхание

·         голосовой и речевой аппарат.

поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения. направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

·         Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

·         Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые проблемы, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

·         Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту»

·         Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всеми детям и взрослым- научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

·         проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись

·         Выполнять упражнения следует 3-4 раза в день по 3-5 минут. не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. Комплекс разбиваем на весь день.

·         В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд.

·         На первых занятиях упражнение повторяется 2-3- раза. в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

·         При отборе упражнений для АГ надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

·         Артикуляционную гимнастику выполняют сидя.

·         Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения АГ должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом.

Знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке.

Жил был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.

Сказка зоопарк

Бегемотики

Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Рот пошире открываем,

В бегемотоков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот-

Отдыхает бегемот.

Лягушки

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки

Мы потянем- перестанем

И нисколько не устанем.

 

 

Слон

Идёт Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же …слон! давай покажем, какой у слона хобот!

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в и. п.

Буду подражать слону!

Губы «хоботом тяну.

А теперь их опускаю

И на место возвращаю.

Смотрит Язычок на слона, а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и на маленького слонёнка.

Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Змея

Полюбовался Язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посредине. Но вдруг шланг зашевелился. и Язычок увидел, что это… змея. Давайте изобразим змею!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Лошадка

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул, «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Описание упражнения: улыбаться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, что ы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Я – весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий

Расчёска

Покатился Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал.

Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне причёска

А зовут меня… (расчёска)

Часики

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Шарики

Узнал Язычок, который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Описание упражнения: надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5раз.

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

«До свидания, зоопарк!» - сказал Язычок и пошёл домой. Ты помнишь, как вместе с Язычком ходил в зоопарк? Кого Язычок увидел сначала? А потом? Ты помнишь, кого раньше увидел Язычок: змею или лошадку? А кого Язычок увидел позже: лягушек или бегемотика?

Указания для взрослых: вы должны следить, что бы ребёнок выполнял упражнения правильно и чётко, в начале под счёт взрослого.

 

Сказка весёлая прогулка

1.      Жил был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.

2.      Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться языком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.

3.      После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз – к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.

Ёжик, цветы

1.      Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик.

Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну то, в другую сторону. Рот при этом закрыт.

2.      Убежал Ёжик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»

Описание упражнения: вдох через нос – «нюхать» цветок, на выходе произнести: «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза.

У меня в иголках шёрстка

И в норе запасов горстка.

лучше ты меня не трожь!

Я – колючий серый ёж!

Футбол

1.    Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют, и захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе со всеми поиграем в футбол.

Описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

2.      Поиграли ребята с Язычком, а потом решили соревнования устроить: кто дальше мяч загонит.

Описание упражнения: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох – через нос, вдох – через рот. Следить, что бы щёки не надувались.

Во дворе народ толпится.

Там идёт футбольный матч.

И вратарь наш, Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

 

Потому что наблюдает

За игрою из окна

Катерина. Всякий знает:

Генке нравится она.

Качели

После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх – вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

Индюк

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была…

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

Месим тесто

Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать.

Давай и мы поможем Язычку.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та-та-та.., пошлёпать язык губами – пя-пя-пя.., закусить язык зубами и потаскивать его сквозь зубы с усилием.

Тесто мнём, мнём, мнём,

Тесто жмём, жмём, жмём,

После скалку мы возьмём,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять, -

Не пора ли вынимать?

Блинчики

Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти, потом до десяти.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

Вкусное варенье

Стала мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнить в одну .а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе  осталось! Давай и это варенье слижем.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

Блин мы ел с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Чашка

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем. какая у него была красивая чашка.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился).Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. повторить 3-4 раза.

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Чистим зубки

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему говорит: «Язычок, пора спать!»

Перед сном Язычок пошёл умываться и…. правильно, чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.

Описание упражнения: улыбнуться. открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). повторить 8-10 раз.

После того как Язычок почистил зубки, он принялся полоскать ротик. Давай ему поможем

Описание упражнения: рот закрыть, имитировать полоскание рта.

Умылся Язычок и пошёл спать.

Чищу зубки дважды в сутки,

Чищу ровно две минутки.

Щёткой новой, не лохматой,

Пастой вкусной. ароматной.

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Ну микробы- берегись!

Сказка про приключения Язычка

Лягушка и слоник

Жил – был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник. Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.

Описание упражнения: На «раз»- улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на счет «два» -сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка-слоник» под счёт «раз- два». Повторить 5-6 раз.

Раз- лягушка с толстым брюшком,

Два –большой и добрый слон.

Ежедневно на опушке,

Посадив её в кадушку,

Как под душем ту лягушку

Поливал из шланга он.

Киска сердится

 Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку.

Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти.

Киска любила, когда ей гладили спинку. Тогда она переставала сердиться и становилась доброй. Давай погладим киску.

Описание упражнения: язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз.

Выгляни в окошечко-

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела. прыгнула…

Рассердилась киска-

Не подходите близко!

Парус

Возле дома Язычка протекал весёлый ручеёк. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить её в плавание. лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы)за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

Лодочка под парусом по реке плывёт,

На прогулку лодочка малышей везёт.

Маляр

Пустил Язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по берегу чтобы посмотреть, далеко ли она уплывёт. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома . Давай покажем, как маляр крышу красил.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.

Я сегодня утром встал

и посёлок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке.

Позови на помощь краски!

Гриб

Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко- далеко. Бросился Язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел. что это гриб. давай покажем. какой гриб увидел язычок.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить ,чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...