Адаптированные образовательные программы для дошкольников с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Адаптированные образовательные программы для дошкольников с ОВЗ (ТНР):
- для обучающегося III уровня речевого развития;
- для обучающегося II уровня речевого развития;
- для обучающегося I уровня речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптированные образовательные программы для дошкольников с ОВЗ | 65.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная образовательная программа обучающегося с ОВЗ на 20___ – 20___ учебный год
Фамилия, имя ребёнка ___________________________________ Дата рождения _______________________
Заключение нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (ребёнок с тяжёлым нарушением речи - III уровень речевого развития)
Основные этапы логокоррекционной работы | Виды ООД | Индивидуальные особенности |
Задача - тщательная и всесторонняя подготовка ребёнка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
| Индивидуальная, подгрупповая, фронтальная | Состояние артикуляционного аппарата Строение артикуляционного аппа-рата перекрёстный прикус, неправильное положение зубов и изменение их формы Двигательные функции артику-ляционного аппарата артикуляци-онная моторика нарушена, ст. форма дизартрии Речевое дыхание и голосообразование нарушений голосообразования и ритма речевого дыхания нет Психологическая база речи Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме Речевое внимание значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом Двигательное развитие Развитие основных двигательных навыков и координации моторная неловкость, слабая координация |
Период | Основное содержание работы |
I Сентябрь, октябрь, ноябрь | Развитие лексико-грамматических средств языка Учить вслушиваться в обращённую к ребёнку речь. Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят). Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи. Учить: использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения мой, моя, моё в сочетании с существительными мужского и женского рода; некоторым формам словоизменения путём практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия). Учить некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-). Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи Закреплять навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям: • существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьёт чай (компот, молоко), читает книгу (газету)»; • существительное им. п. + согласованный глагол + два зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьёт платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом». Формировать навык составления короткого рассказа. Формирование произносительной стороны речи Уточнять произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’]. Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [л’], [j’], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ш], [ж], [ч’], [щ’], [л], [р], [р’] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить различать на слух гласные и согласные звуки. Учить выделять первый гласный и согласный звуки в словах (Аня, ухо и т. п.), анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа. Лексические темы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Про-дукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи-фрукты» |
II Декабрь, январь, февраль, март | Формирование лексико-грамматических средств языка Уточнять представления ребёнка об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений. Учить образовывать относительные прилагательные со значением отнесённости к продуктам питания (лимонный, яблочный), растениям (дубовый, берёзовый), различным материалам (кирпичный, каменный, деревянный, бумажный и т. д.). Учить различать и выделять в словосочетаниях слова-признаки по назначению и вопросам какой? какая? какое?; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного. Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Упражнять в составлении сначала двух, а затем трёх форм одних и тех же глаголов (лежи — лежит — лежу). Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: идёт — иду — идёшь — идём. Учить использовать предлоги на, под, в, из, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных. Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений. Учить ребёнка распространять предложение введением в него однородных членов. Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ. Лексические темы: «Одежда», «Продукты питания» (повторение), «Домашние, дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна». Формирование произносительной стороны речи Закреплять навык правильного произношения звуков, уточнённых или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода. Вызывать отсутствующие и корригировать искажённо произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений. Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава. Формировать фонематическое восприятие на основе чёткого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твёрдость — мягкость. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова. Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах. |
III Апрель, май, июнь | Формирование лексико-грамматических средств языка Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованных посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал — подъехал — въехал — съехал и т. п.). Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, ~ан-, -ян-). Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные (волчий, лисий), прилагательные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк-, -онък-. Учить употреблять в самостоятельной речи наиболее доступные антонимы (добрый — злой, высокий — низкий и т. п.). Уточнять значения обобщающих слов. Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже: • с основой на твёрдый согласный (новый, новая, новое, нового и т. п.); • с основой на мягкий согласный (зимний, зимняя, зимнюю и т. п.). Расширять значения предлогов: к — употребление с дательным падежом, от — с родительным падежом, с (со) – с винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах. Учить составлять разные типы предложений: • простые распространённые из 5—7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний); • предложения с противительным союзом а в облегчённом варианте (Сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить), с противительным союзом или; • сложноподчинённые предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы). Учить преобразовывать предложения за счёт изменения глагола, времени действия к моменту речи, залога (встретил брата — встретился с братом; брат умывает лицо — брат умывается и т. п.); изменения вида глагола (мальчик писал письмо — мальчик написал письмо; мама варила суп — мама сварила суп). Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи (два, три, четыре). Учить выделять предлог как отдельное служебное слово. Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий (Миша встал, подошёл к шкафу, который стоит у. окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнёс воспитательнице, а карандаш взял себе). Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.). Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. Лексические темы: «Весна», «Лето», «Сад-огород», «Профессии», «Мебель», «Транспорт» (повторение всех ранее пройденных тем). Формирование произносительной стороны речи Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] - [з], [р] - [л], [ы] - [и] в твёрдом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях. Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] — [з]), по твёрдости-мягкости ([л] — [л’], [т] — [т’]), по месту образования ([с] — [ш]). Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас - са), односложных слов (лак — лик). |
В итоге логопедической работы ребёнок должен:
• понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать существительные от глаголов, прилагательные от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы существительных и пр.;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Чётко проговаривать падежные, родовидовые окончания слов; простые и почти все сложные предлоги употреблять адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
• владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
Учитель – логопед: ____________________________________ /___________________/
Адаптированная образовательная программа обучающегося с ОВЗ на 20___ – 20___ учебный год
Фамилия, имя ребёнка ____________________________________ Дата рождения _______________________
Заключение нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (ребёнок с тяжёлым нарушением речи - II уровень речевого развития)
Основные этапы логокоррекционной работы | Виды ООД | Индивидуальные особенности |
Задача - тщательная и всесторонняя подготовка ребёнка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
| Индивидуальная, подгрупповая | Состояние артикуляционного аппарата Строение артикуляционного аппарата видимых зубочелюстных аномалий нет Двигательные функции артикуляционного аппарата артикуляционная моторика нарушена, оральная апраксия Речевое дыхание и голосообразование нарушений голоса и речевого дыхания нет Психологическая база речи Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме Речевое внимание грубо нарушено, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом Двигательное развитие Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы нарушено Сформированность целенаправленных движений (праксис) нарушена |
2. Развитие фонематического восприятия | Индивидуальная, подгрупповая | Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции не соответствует возрастной норме Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения оппозиционных фонем Слоговая структура слова грубо нарушена |
3. Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам | Индивидуальная, подгрупповая | Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире Речеязыковая компетенция Уровень сформированности лексикона Объём словаря значительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов |
4. Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов | Индивидуальная, подгрупповая | Слоговая структура слова грубо нарушена |
5. Совершенствование грамматического строя речи | Индивидуальная, подгрупповая | Уровень сформированности грамматической компетенции Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм Синтаксические навыки и умения затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа |
6. Развитие связной выразительной речи | Индивидуальная, подгрупповая | Просодическое оформление речи темп речи замедленный; допускает ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объеденения речи; нарушено понимание логического ударения, но не нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ) Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа Продуцирование текста грубо нарушено, значительные трудности грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций Репродуцирование текста значительные трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме |
7. Совершенствование психологической базы речи:
| Индивидуальная, подгрупповая | Психологическая база речи Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме Речевое внимание значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом |
Период | Основное содержание работы |
I Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь | Развитие понимания речи Развивать умение вслушиваться в обращённую речь. Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. Формировать понимание обобщающего значения слов. Готовить ребёнка к овладению диалогической и монологической речью. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка Учить называть слова одно-, двух-, трёхсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко). Учить первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик, ручка, ножка, лапка, шубка и т. д.). Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имён существительных и прилагательных. Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевлённости/неодушевлённости. Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.). Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода мой — моя и их согласованию с существительными. Закреплять навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!). Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идёт. Вова стоит). Развитие самостоятельной фразовой речи Закреплять навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?» Учить детей запоминать короткие двустишия и потешки. Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?). Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?). Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом. Формировать у ребёнка навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они). Учить составлять первые простые рассказы из двух-трёх предложений (по вопросному плану). Лексические темы: «Помещение детского сада», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Зима», «Праздник Новый год», «Развлечения детей в зимнее время» и т. д. |
II Январь, февраль, март, апрель, май, июнь | Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка Учить использовать в речи отдельные количественные числительные (один, два, много). Учить использовать в самостоятельной речи распространённые предложения за счёт введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч). Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи). Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под). Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, поспал, подал, ушёл, унёс, убрал и т. п.). Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Закрепить в самостоятельной речи ребёнка первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными.' Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. и.). Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят). Учить подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Спит кто? Собака, кошка). Учить называть части предмета для определения целого (спинка — стул, ветки — дерево, стрелки — часы). Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки — зима, корабль — море). Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, летать — самолёт, варить — суп, резать — хлеб). Учить отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию. Учить употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник), основных цветов (красный, синий, зелёный, чёрный) и наиболее распространённых материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.). Развитие самостоятельной фразовой речи Закрепить навыки составления простых предложений по моделям: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?». Расширять объём предложений за счёт введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч). Заучивать короткие двустишия и потешки. Закрепить навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Вова играет. А ты?). Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трёх-четырёх простых предложений (по картинному и вопросному плану). Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом. Развитие произносительной стороны речи Учить различать речевые и неречевые звуки. Учить ребёнка определять источник звука. Учить дифференцировать звуки, далёкие и близкие по звучанию. Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребёнка. Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза). Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений. Учить отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов. Формировать звуко-слоговую структуру слова. Учить дифференцировать на слух короткие и длинные слова. Учить запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: па-па-па с разным ударением, силой голоса, интонацией. Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па- то-ку). Учить воспроизводить слоги со стечением согласных (та — кта, по — пто). Лексические темы: «Игры и развлечения детей зимой», «Рождество», «Крещенье», «Святки», «Помощь птицам и животным зимой», «Тёплая одежда», «Приход весны», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Прилёт птиц», «Природные явления весны», «Труд людей весной», «Сад-огород», «Транспорт», «Профессии», «Лето» и др. |
В итоге логопедической работы ребёнок должен:
• соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
• узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
• сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
• понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей — некоторые простые предлоги;
• фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);
• воспроизводить отражённо и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трёхсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
• правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
• общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространённые предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и пр.).
В процессе коррекционно-развивающего обучения у ребёнка расширяется понимание обращённой речи, развивается речевая активность.
Учитель – логопед: _______________________________________ /___________________/
Адаптированная образовательная программа обучающегося с ОВЗ на 20___ – 2017___ учебный год
Фамилия, имя ребёнка ____________________________________ Дата рождения _______________________
Заключение нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (ребёнок с задержкой психического развития - I уровень речевого развития)
Основные этапы логокоррекционной работы | Виды ООД | Индивидуальные особенности |
Задача - тщательная и всесторонняя подготовка ребёнка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
| Индивидуальная, подгрупповая | Состояние артикуляционного аппарата Строение артикуляционного аппарата отсутствуют верхние резцы Двигательные функции артикуляци-онного аппарата артикуляционная моторика нарушена, стёртая форма дизартрии, гиперсаливация, «скре-жетание» зубами Речевое дыхание и голосообразование слабый речевой выдох; нарушений ритма речевого дыхания нет Психологическая база речи Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: невозможно воспроизведения информации, представленной в вербальной форме (речь отсутствует) Речевое внимание нарушено, значитель-ные трудности концентрации внимания при работе с вербальным материалом Двигательное развитие Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы нарушено: моторная неловкость, неуклюжесть, слабая координация |
2. Формирование произносительных умений и навыков Виды коррекционной работы на данном этапе:
| Индивидуальная, подгрупповая | Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции не соответствует возрастной норме Состояние фонематического слуха грубо нарушен, полиморфное смешение фонем Слоговая структура слова грубо нарушена Звукопроизношение грубо нарушено: отсутствуют все труднопроизносимые звуки, а также звуки раннего генеза Н, МЬ, ВЬ, Ф | ||||||||||||||||||||||||||||
3. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза | Индивидуальная, подгрупповая | Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции не соответствует возрастной норме Состояние фонематического слуха грубо нарушен, значительные трудности различения оппозиционных фонем Слоговая структура слова грубо нарушена Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове | ||||||||||||||||||||||||||||
4. Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам | Индивидуальная, подгрупповая | Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, крайне обеднённые представления об окружающем мире Речеязыковая компетенция Уровень сформированности лексикона Объём словаря значительно ниже возрастной нормы, отдельные лепетные слова Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля ограничен отдельными лепетными словами | ||||||||||||||||||||||||||||
5. Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов | Индивидуальная, подгрупповая | Слоговая структура слова грубо нарушена | ||||||||||||||||||||||||||||
6. Совершенствование грамматического строя речи | Индивидуальная, подгрупповая | Уровень сформированности грамматической компетенции Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, отсутствуют предлоги; отсутствует согласование в роде, числе, падеже Словообразовательная деятельность словообразование отсутствует Синтаксические навыки и умения затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме | ||||||||||||||||||||||||||||
7. Развитие связной выразительной речи | Индивидуальная, подгрупповая | Просодическое оформление речи речь интонационно невыразительна; нет нарушений ритма речи Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ) Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа Продуцирование текста недоступно ребёнку Репродуцирование текста недоступно ребёнку | ||||||||||||||||||||||||||||
8. Совершенствование психологической базы речи:
| Индивидуальная, подгрупповая | Психологическая база речи Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме Речевое внимание значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом |
Период | Основное содержание работы |
I Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь | Развитие понимания речи Учить детей находить предметы, игрушки. Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. Учить понимать слова обобщающего значения. Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задаёт вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребёнок жестом отвечает на него). Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто? куда? откуда? с кем? Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов. Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам. Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт». Развитие активной подражательной речевой деятельности Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка). Учить детей называть имена друзей, кукол. Учить подражанию: • голосам животных; • звукам окружающего мира; • звукам музыкальных инструментов. Развитие внимания, памяти, мышления Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенные взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки). Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили. Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики). Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики). Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тётя). Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) лишнюю: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол. Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали. |
II Январь, февраль, март, апрель, май, июнь | Развитие понимания речи Учить понимать категорию рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу. Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живёт в берлоге, сосёт лапу). Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник). Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба). Развитие активной подражательной речевой деятельности Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай. Учить детей указывать на определённые предметы: вот, это, тут. Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома. Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи. Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идёт). Развитие внимания, памяти, мышления Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать в определённой последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш. Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь — зонт, снег — коньки. Учить выбирать предметы определённого цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.). Учить отбирать фигуры определённой формы (только квадраты, треугольники, круги). Учить определять лишний предмет из представленного ряда: 3 красных кубика и 1 синий; кукла, клоун, Буратино, шапка; шуба, пальто, плащ, шкаф; красная машина, красная лодка, красный пароход, жёлтая машина. Учить детей складывать картинки из двух, четырёх частей. Учить подбирать кубики равной формы в соответствии с прорезями ни крышке коробки. Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки (Из рук детворы ветер вырвал воздушные... шары). |
В итоге логопедической работы дети должны:
• понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);
• называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
• обозначать наиболее распространённые действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);
• выражать желания с помощью простых просьб, обращений,
• отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.
При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
Учитель – логопед: ____________________________________________ /___________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелым нарушением речи. под редакцией профессора Л.В.Лопатиной
Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелым нарушением речи. под редакцией профессора Л. В. Лопатиной. Санкт-Петербург 2014г....
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Примерная адаптированная образовательная программа предназначена для специалистов и воспитателей МКДОУ «Малиновский детский сад», в котором воспитываются дети с тяжёлыми нарушениями речи (...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Адаптированная образовательная программа представляет программу для МКДОУ «Малиновский детский сад», т.к. в ДОУ получают образовательные услуги дети с тяжелыми нарушениями речи...
Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...
«Планирование адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с ТНР в соответствии с ФГОС»
Планирование и описание целевого раздела адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с ТНР в соответствии с ФГОС...
Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития разработана на основе ФГОС ДО с учетом особенностей психофизического развитиядетей, индивидуальных возможнос...
Дополнительная адаптированная образовательная программа для дошкольников с нарушениями речи
Принята на заседании...