Причины социальной дезадаптации и проблема адаптации в дошкольном возрасте
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Причины социальной дезадаптации и проблема адаптации
в дошкольном возрасте
Разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь. Всё это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время и ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому детей с тяжелой адаптацией, которую прогнозировали у ребенка еще в детской поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а по возможности, немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов.
Иногда трудным условием для малыша является большое пространство групповой комнаты и оборудование, которое существенно отличается от обычной домашней обстановки. В этом случае ребенка лучше поместить в более ограниченное пространство, ближе к взрослому, чтобы не лишать его чувства защищенности. Это же обязывает воспитателя удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослым.
Нельзя в первые дни проводить какие-либо, травмирующие ребенка процедуры, делать прививки, стричь волосы или ногти и т.д. Все это должно быть сделано до поступления, чтобы у детей не создавалось отрицательного отношения к учреждению.
При легкой адаптации: все показатели нормализуются, как правило, к 3-4 неделям. При средней степени адаптации - к 5-6 неделям. При тяжелой адаптации - от 2-6 мес. и более.
Надо помнить, что возможность неблагоприятной адаптации у малыша обычно резко возрастает, когда в анамнез у ребенка имеется ряд неблагоприятных факторов развития, обычно называемых врачами "факторами риска". Ребенку с тяжелой адаптацией, помимо родителей и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист.
Полярным типом для тяжелой дезадаптации является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный вариант, напоминающий собою перешеек, соединяющий обычно "северный" и "южный" полюс адаптации ребенка. В подобных случаях мы говорим о средней тяжести течения периода различных адаптационных изменений в детском организме.
При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы. Доказано, что при тяжелой адаптации к детсаду ребенок плохо адаптируется и к условиям начальной школы.
Большое значение имеет контакт родителей с воспитателями. Родители должны рассказать воспитателю об особенностях развития ребенка, о вредных привычках, о его сне, аппетите, любимом кушанье, любимой игрушке и т.д. Воспитатель ребенка детского сада должен стать другом и советчиком в семье. В период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним и дома и в детском саду.
Таким образом, организация работы в адаптационный период с детьми раннего возраста предполагает комплекс мер: мероприятия по подготовке детского сада к приёму новых детей; организационная работа администрации, воспитателей, психолога, помощников воспитателей; работа медперсонала; работа с семьёй. Работа должна проводиться планово, организованно, при полном взаимодействии всех вышеперечисленных людей.
Причинами социальной дезадаптации, конфликтности ребенка могут быть следующие особенности его психики и личности (причем, для социальной дезадаптации достаточно хотя бы одного условия, но часто причины имеют комплексный характер):
а) отсутствие навыков общения;
б) неадекватное оценивание себя в ситуации общения;
в) высокие требования к окружающим (особенно если ребенок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше средне - группового);
г) эмоциональная неуравновешенность;
д) установки, препятствующие общению, такие, например, как готовность унизить собеседника, проявить свое превосходство. Это превращает общение всвоего рода соревнование;
е) тревожность и боязнь общения;
ж) замкнутость.
В зависимости от причины, ребенок либо пассивно подчиняется, когда сверстники «выталкивают» его из своего круга, либо самуходит озлобленный и с желанием отомстить сверстникам.
Отсутствие навыков общения является весьма существенным препятствием для ребенка к взаимодействию с другими детьми.
Необходимо задать вопрос родителям о том, почему же ребенок не умеет общаться. Скорее всего, ответом будет то, что ребенок воспитывался дома, почти не контактировал со сверстниками, либо потому, что после первых социальных контактов в яслях, окончившихся неудачно, родители забрали его оттуда. Не отрицая полезность домашнего воспитания, все же можно утверждать, что депривация общения со сверстниками (в детском саду или на улице) может сказаться негативно на развитии ребенка, привести к деформациям самооценки, формированию неадекватных установок в отношении сверстников и т.п.
Отсутствие навыков общения едва ли бывает единственным, что обусловливает трудности общения ребенка. Чаще всего они связаны с какими-то другими негативными явлениями, так как то, что препятствует приобретению навыков общения, влияет и на другие сферы личности, не всегда однозначно негативно, но если все-таки это так, то это требует коррекционной работы.
Взаимодействия педагогов и родителей по профилактике социальной дезадаптации ребёнка.
Многовековая практика человечества убедительно показывает следующее: сила влияния семьи в том, что она осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуативных условиях.
Взаимные глубинные чувства и отношения между ребенком и родителями, доверие к ним делают его особенно восприимчивым к их нравственным установкам и требованиям, определяют прочность воздействия семейного примера.
Дети, растущие в благополучных и полноценных семьях, имеют меньше валеологических и адаптационных проблем, связанных с посещением ДОУ, переходом в первый класс. Однако нарушение или отсутствие гармонизированных детско-родительских отношений как обязательное следствие влечет за собой ухудшение успеваемости и асоциальное поведение как способ компенсации недостатка признания и внимания со стороны взрослых. Так вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы деструктивного поведения и отношения к семье и ближайшему окружению. Здесь кроются истоки беспризорности, асоциальности и дезадаптации. Из выше изложенного следует, что проблема профилактики семейных отношений, в частности, в условиях детского образовательного учреждения, является в настоящее время актуальной, а ее приемлемое решение - востребованным.
Дошкольное учреждение и семья являются двумя важнейшими институтами социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их адаптивное взаимодействие, нацеленное на позитивное формирование подрастающего поколения.
В связи с усложнением социальной и экономической обстановки в нашей стране резко увеличилась численность социальных и межличностных конфликтов, статистика фиксирует рост разводов и внебрачных детей, всплеск социального сиротства. Наука и практика отмечают разрушение традиционной структуры семьи, ее системы ценностей.
В связи с этим психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность и решать комплекс профилактических задач:
- способствовать формированию у родителей соответствующих знаний и умений, в частности, желание использовать их в общении с детьми и в интересах собственного развития;
- создавать условия для оптимально сбалансированного психического развития детей на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в его становлении как дееспособной личности.
Помимо этого решаются задачи предупредительного характера, предотвращающие наступление нежелательных психических последствий в их развитии. Родители и педагоги ДОУ должны уметь наблюдать за каждым ребенком, своевременно замечать и корректировать негативные особенности его развития. Это позволит избежать последствий дезадаптации.
Исходя из этого, считаются оправданными следующие формы сотрудничества с семьей:
а) проведение Дней открытых дверей, которые знакомят родителей с традициями дошкольного учреждения, особенностями воспитательного процесса;
б) консультирование родителей в рамках усвоения определенных знаний и умений в решении проблемных вопросов;
в) организация семинаров-практикумов для начинающих родителей, наиболее нуждающихся в приобретении практических навыков воспитания детей;
г) проведение родительских собраний (общих и групповых), на которых обсуждаются задачи воспитания детей, разбираются педагогические ситуации;
д) организация родительских конференций с целью обмена опытом семейного воспитания.
Все эти мероприятия могут организовываться и проводиться как целевые, по отдельности, так и в оптимальных сочетаниях.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся групповые родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Повестка дня может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист и др.). Собрание готовится за ранее, объявление вывешивается за 3-5 дней.
Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и воспитателя. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачи, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены.
Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Лучший папа», «Папа, мама, я - дружная семья» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные.
Познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_adaptatsii_i_prichiny_sotsialnoy_dezadaptatsii_v_doshkolnom_vozraste_1.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины социальной дезадаптации и проблема адаптации
в дошкольном возрасте
Разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь. Всё это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время и ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому детей с тяжелой адаптацией, которую прогнозировали у ребенка еще в детской поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а по возможности, немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов.
Иногда трудным условием для малыша является большое пространство групповой комнаты и оборудование, которое существенно отличается от обычной домашней обстановки. В этом случае ребенка лучше поместить в более ограниченное пространство, ближе к взрослому, чтобы не лишать его чувства защищенности. Это же обязывает воспитателя удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослым.
Нельзя в первые дни проводить какие-либо, травмирующие ребенка процедуры, делать прививки, стричь волосы или ногти и т.д. Все это должно быть сделано до поступления, чтобы у детей не создавалось отрицательного отношения к учреждению.
При легкой адаптации: все показатели нормализуются, как правило, к 3-4 неделям. При средней степени адаптации - к 5-6 неделям. При тяжелой адаптации - от 2-6 мес. и более.
Надо помнить, что возможность неблагоприятной адаптации у малыша обычно резко возрастает, когда в анамнез у ребенка имеется ряд неблагоприятных факторов развития, обычно называемых врачами "факторами риска". Ребенку с тяжелой адаптацией, помимо родителей и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист.
Полярным типом для тяжелой дезадаптации является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный вариант, напоминающий собою перешеек, соединяющий обычно "северный" и "южный" полюс адаптации ребенка. В подобных случаях мы говорим о средней тяжести течения периода различных адаптационных изменений в детском организме.
При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы. Доказано, что при тяжелой адаптации к детсаду ребенок плохо адаптируется и к условиям начальной школы.
Большое значение имеет контакт родителей с воспитателями. Родители должны рассказать воспитателю об особенностях развития ребенка, о вредных привычках, о его сне, аппетите, любимом кушанье, любимой игрушке и т.д. Воспитатель ребенка детского сада должен стать другом и советчиком в семье. В период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним и дома и в детском саду.
Таким образом, организация работы в адаптационный период с детьми раннего возраста предполагает комплекс мер: мероприятия по подготовке детского сада к приёму новых детей; организационная работа администрации, воспитателей, психолога, помощников воспитателей; работа медперсонала; работа с семьёй. Работа должна проводиться планово, организованно, при полном взаимодействии всех вышеперечисленных людей.
Причинами социальной дезадаптации, конфликтности ребенка могут быть следующие особенности его психики и личности (причем, для социальной дезадаптации достаточно хотя бы одного условия, но часто причины имеют комплексный характер):
а) отсутствие навыков общения;
б) неадекватное оценивание себя в ситуации общения;
в) высокие требования к окружающим (особенно если ребенок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше средне - группового);
г) эмоциональная неуравновешенность;
д) установки, препятствующие общению, такие, например, как готовность унизить собеседника, проявить свое превосходство. Это превращает общение всвоего рода соревнование;
е) тревожность и боязнь общения;
ж) замкнутость.
В зависимости от причины, ребенок либо пассивно подчиняется, когда сверстники «выталкивают» его из своего круга, либо самуходит озлобленный и с желанием отомстить сверстникам.
Отсутствие навыков общения является весьма существенным препятствием для ребенка к взаимодействию с другими детьми.
Необходимо задать вопрос родителям о том, почему же ребенок не умеет общаться. Скорее всего, ответом будет то, что ребенок воспитывался дома, почти не контактировал со сверстниками, либо потому, что после первых социальных контактов в яслях, окончившихся неудачно, родители забрали его оттуда. Не отрицая полезность домашнего воспитания, все же можно утверждать, что депривация общения со сверстниками (в детском саду или на улице) может сказаться негативно на развитии ребенка, привести к деформациям самооценки, формированию неадекватных установок в отношении сверстников и т.п.
Отсутствие навыков общения едва ли бывает единственным, что обусловливает трудности общения ребенка. Чаще всего они связаны с какими-то другими негативными явлениями, так как то, что препятствует приобретению навыков общения, влияет и на другие сферы личности, не всегда однозначно негативно, но если все-таки это так, то это требует коррекционной работы.
Взаимодействия педагогов и родителей по профилактике социальной дезадаптации ребёнка.
Многовековая практика человечества убедительно показывает следующее: сила влияния семьи в том, что она осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуативных условиях.
Взаимные глубинные чувства и отношения между ребенком и родителями, доверие к ним делают его особенно восприимчивым к их нравственным установкам и требованиям, определяют прочность воздействия семейного примера.
Дети, растущие в благополучных и полноценных семьях, имеют меньше валеологических и адаптационных проблем, связанных с посещением ДОУ, переходом в первый класс. Однако нарушение или отсутствие гармонизированных детско-родительских отношений как обязательное следствие влечет за собой ухудшение успеваемости и асоциальное поведение как способ компенсации недостатка признания и внимания со стороны взрослых. Так вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы деструктивного поведения и отношения к семье и ближайшему окружению. Здесь кроются истоки беспризорности, асоциальности и дезадаптации. Из выше изложенного следует, что проблема профилактики семейных отношений, в частности, в условиях детского образовательного учреждения, является в настоящее время актуальной, а ее приемлемое решение - востребованным.
Дошкольное учреждение и семья являются двумя важнейшими институтами социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их адаптивное взаимодействие, нацеленное на позитивное формирование подрастающего поколения.
В связи с усложнением социальной и экономической обстановки в нашей стране резко увеличилась численность социальных и межличностных конфликтов, статистика фиксирует рост разводов и внебрачных детей, всплеск социального сиротства. Наука и практика отмечают разрушение традиционной структуры семьи, ее системы ценностей.
В связи с этим психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность и решать комплекс профилактических задач:
- способствовать формированию у родителей соответствующих знаний и умений, в частности, желание использовать их в общении с детьми и в интересах собственного развития;
- создавать условия для оптимально сбалансированного психического развития детей на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в его становлении как дееспособной личности.
Помимо этого решаются задачи предупредительного характера, предотвращающие наступление нежелательных психических последствий в их развитии. Родители и педагоги ДОУ должны уметь наблюдать за каждым ребенком, своевременно замечать и корректировать негативные особенности его развития. Это позволит избежать последствий дезадаптации.
Исходя из этого, считаются оправданными следующие формы сотрудничества с семьей:
а) проведение Дней открытых дверей, которые знакомят родителей с традициями дошкольного учреждения, особенностями воспитательного процесса;
б) консультирование родителей в рамках усвоения определенных знаний и умений в решении проблемных вопросов;
в) организация семинаров-практикумов для начинающих родителей, наиболее нуждающихся в приобретении практических навыков воспитания детей;
г) проведение родительских собраний (общих и групповых), на которых обсуждаются задачи воспитания детей, разбираются педагогические ситуации;
д) организация родительских конференций с целью обмена опытом семейного воспитания.
Все эти мероприятия могут организовываться и проводиться как целевые, по отдельности, так и в оптимальных сочетаниях.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся групповые родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Повестка дня может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист и др.). Собрание готовится за ранее, объявление вывешивается за 3-5 дней.
Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и воспитателя. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачи, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены.
Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Лучший папа», «Папа, мама, я - дружная семья» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные.
Познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАСНИКОВ...
Причины детской дезадаптации к школе
Причины детской дезадаптации к школе...
Преемственность. «Причины школьной дезадаптации и пути их решения».
Психологическую, педагогическую неготовность к школьному обучению определяют следующие группы показателей: незавершенность структурного и функционального развития коры головного мозга; тяжелые ро...
Причины школьной дезадаптации у детей с гиперкинетическим расстройством.
гиперкинетический синдром у детей с нарушениями речи...
Социальная дезадаптация ребенка дошкольного возраста
Жалобы родителей на то, что ребенок «не находит общего языка со сверстниками», «не умеет играть с другими детьми», могут указывать как на наличие некоторых нарушений или отстав...
Дезадаптация это проблема!
Признаки и причины дезадаптации....
алгоритм выявления причин школьной дезадаптации
Причины школьной дезадаптации...