Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Семинар – практикум с педагогами
«Стили семейного воспитание и их влияние на развитие личности ребенка»
Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта.
Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать.
В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняется в течение всей последующей жизни.
Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Для полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться благоприятные детско-родительские отношения. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем и трудностей в обучении, растут доброжелательными, общительными, и открытыми, а нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем (агрессивность, тревожность, лживость) и комплексов.
В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей.
Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания.
В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль, который относительно стабилен.
. Стиль воспитания откладывается в психике ребенка как норма. Это происходит скорее бессознательно, так как начинается в дошкольном возрасте. Когда человек вырастает, то воспроизводит этот стиль как естественный.
. Детское поведение является отражением семейного воспитания. Поэтому дальнейшее поведение ребенка будет зависеть именно от опыта, полученного в семье.
Дети усваивают образцы поведения своих родителей и приобретают убежденность в их эффективности, поэтому стиль родительского воспитания непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля воспитания
«Каков ваш стиль воспитания?»
Стиль воспитания – Общая система воспитания, характеризующаяся определенным уровнем контроля и поддержки.
Контроль – Направление, надзор, коррекция. Аспект воспитания, в котором родители стараются корректировать поведение ребенка. При этом они готовы и способны идти на конфронтацию с непослушным ребенком.
Поддержка– Аспект воспитания, в котором упор делается на самостоятельность, самоконтроль и индивидуальность ребенка. Родители видят нужды и требования ребенка, поддерживают его, заботятся об его эмоциональном здоровье.
|
|
|
|
10 20 30 40 50
На нижней горизонтальной линии графика (ось Х) поставьте букву «М» в соответствии с суммой баллов в нечетных пунктах.
На левой вертикальной линии (ось Y) поставьте букву «М» в соответствии с суммой баллов в четных пунктах.
Проведите линии от этих двух точек и поставьте букву «М» в месте их пересечения. Сектор, где они пересекаются, представляет стиль воспитания ваших родителей.
Тест на определение стиля воспитания
Как вы воспитываете своего ребёнка
Оцените каждое высказывание по шкале от 1 до 5 (1-абсолютно не согласен, 2-не согласен, 3-не уверен, 4-согласен, 5-абсолютно согласен). (ОСВ-2)
1. Я считаю, что детей должно быть видно, но не слышно. 1 2 3 4 5
2. Когда ребёнку плохо, я поддерживаю и успокаиваю его.1 2 3 4 5
3. Когда ребёнок плохо себя ведёт, я применяю телесные наказания. 1 2 3 4 5
4. Я редко делаю ребёнку замечания и позволяю ему учиться на своих ошибках. 1 2 3 4 5
5. Я всячески воспитываю в ребёнке волю к победе. 1 2 3 4 5
6. Ребёнок может спокойно мне все рассказывать, не боясь наказания. 1 2 3 4 5
7. Я учу ребёнка уважать родителей и подчиняться авторитетам. 1 2 3 4 5
8. Я спокойно отношусь к проблемам с поведением, за исключением крайних случаев.
1 2 3 4 5
9. Я учу ребёнка как правильно себя вести практически во всех ситуациях. 12345
10.Я всегда заступаюсь за своего ребёнка перед другими взрослыми.1 2 3 4 5
11. Мне важно, чтобы ребёнок слушался меня беспрекословно. 1 2 3 4 5
12. Я не стеснялись выражать свою любовь к ребёнку. 1 2 3 4 5
13. Я всегда говорю своему ребёнку, что сначала нужно достичь чего-то важного.12 3 4 5
14.Я не интересуюсь с кем дружит мой ребёнок. 1 2 3 4 5
15. Мне важно, чтобы мой ребёнок делал все на 100%. 1 2 3 4 5
16. Я позволяю ребёнку выражать любые эмоции, даже если это ставит меня в неловкое положение. 1 2 3 4 5
17. Я учу ребёнка самоконтролю. 1 2 3 4 5
18. Я принимаю гнев ребёнка и позволяю его проявлять. 1 2 3 4 5
19. Я учу ребёнка ценностям и традициям нашей культуры. 1 2 3 4 5
20. Я спокойно дам ребёнку возможность самостоятельно выбрать профессию и образ жизни. 1 2 3 4 5
Сумма баллов в нечетных пунктах - ______________________________________________
Сумма баллов в четных пунктах - ________________________________________________
Характеристики стилей воспитания
Потакающий - мало контроля, много поддержки - родитель доступен, руководит ребёнок - двусторонняя коммуникация - мало четких стандартов и принципов - мало внимания последствиям - постоянство в выражении положительных эмоций - непостоянство в требовании дисциплины - разрешающий, сердечный Влияние на ребёнка Низкий уровень самоконтроля и высокий уровень самоуважения, отсутствие уважения к окружающим, неуверенность, неспособность соблюдать границы, низкий уровень ответственности, низкая успеваемость в школе, несдержанность, сильный дух. Ключевые моменты - Повысьте степень контроля - Удовлетворяйте потребности ребенка в системе и дисциплине
|
Направляющий - много контроля и много поддержки - родитель доступен, доброжелательный авторитет для ребёнка - двусторонняя эффективная коммуникация - четкие стандарты, основанные на правильных ценностях - логичные и естественные последствия плохого поведения - постоянство в любви и дисциплине - любящий, твердый Влияние на ребенка Высокий уровень самоуважения, самоконтроля, самостоятельности, здоровые отношения, хорошая успеваемость в школе, правильно сформированная воля и сильный дух Ключевые моменты Продолжайте гармонично сочетать поддержку и контроль |
Отстранённый - мало контроля и мало поддержки - родитель недоступен - минимальная коммуникация - практически отсутствуют ясные стандарты и ценности - непредсказуемые последствия - непостоянство в любви и дисциплине - далёкий недоступный Влияние на ребенка Недостаток самоуважения и мотивации, трудно строить здоровые отношения, часто непослушен, неуверенность, плохая успеваемость в школе, деформированная воля и раненный дух. Ключевые моменты - Уделяйте больше времени ребёнку - Поставьте на первое место потребности ребенка, а не свои собственные.
|
Доминирующий - много контроля, мало поддержки - родитель недоступен, ребенок его боится, а родитель требует беспрекословного повиновения - односторонняя коммуникация от родителя к ребенку - негибкие и часто завышенные требования - жесткие, часто чрезмерно, последствия - родитель не выражает положительные эмоции и жестко наказывает - властный, холодный Влияние на ребенка Низкая степень самоуважения и самоконтроля, непослушание, депрессия, нездоровые отношения, средние успехи в школе, сломленная воля и сломленный дух. Ключевые моменты - Больше слушайте, поддерживайте своего ребёнка и проявляйте заботу - Ослабьте контроль и предоставьте больше свободы
|
Обзор стилей воспитания:
Выводы экспертов:
1. Дети и подростки, которым родители постоянно ПОТАКАЮТ, часто плохо учатся и имеют проблемы с поведением, при этом отличаются высокой самооценкой, хорошими социальными навыками и редко страдают депрессией.
2. Дети и подростки, которых воспитывают ОТСТРАНЕННЫЕ родители, испытывают большие трудности во всех сферах.
3. Дети ДОМИНИРУЮЩИХ родителей учатся средне и в начальных классах не отличаются проблемным поведением. Однако у них заниженная самооценка и трудности с социальной адаптацией. Такие дети подвержены депрессивным состояниям и легко попадают под влияние сильной личности.
4. Дети и подростки, которых воспитывают в НАПРАВЛЯЮЩЕМ стиле, добиваются большего успеха в социуме и лучше выполняют поставленные задачи, чем дети, которых воспитывают другими методами.
Исследования показывают, что НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ воспитания помогает решать проблемы с поведением и мальчиков, и девочек на всех стадиях развития. Преимущества НАПРАВЛЯЮЩЕГО стиля и ущербность всех остальных стилей воспитания становятся очевидными уже в детсадовском возрасте и далее проявляются все более отчетливо на всех стадиях взросления.
Очевидно, что НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ позволяет добиться лучших результатов, чем остальные методы, а самые плачевные последствия – у ОТСТРАНЕННОГО СТИЛЯ воспитания.
Если тест показал, что стиль ваших родителей не был НАПРАВЛЯЮЩИМ, можете ли вы изменить собственный стиль?
Да! Даже если на этом этапе ваш стиль воспитания совпадает с родительским. Это будет нелегко, потому что, воспитывая детей, мы часто поступаем интуитивно, не задумываясь.
Вот несколько рекомендаций для коррекции стиля воспитания в сторону НАПРАВЛЯЮЩЕГО:
[Попросите родителей нарисовать стрелку от их сектора на графике в сторону сектора «НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ». Пусть они напишут, какие изменения им нужно произвести.]
Если вы тяготеете к ПОТАКАЮЩЕМУ СТИЛЮ (верхний левый сектор), вам нужно сначала продумывать реакцию на поведение ребенка. Если он что-то просит или плохо себя ведет, скажите, что вам надо подумать над ответом. При этом можно посоветоваться с супругом или другим взрослым, если есть такая возможность. Часто мы говорим «да», только чтобы избежать конфликта или заслужить одобрение ребенка. Вам нужно повышать степень контроля.
Помните, что вы пример и наставник для ребенка. Ему многое могут дать учителя, но характер и ценности формируются, по большей части, под влиянием вашего примера и под вашим руководством.
Комментарии для ведущего: Напишите на доске (в верхнем левом секторе):
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ ПОТАКАЮЩЕГО СТИЛЯ:
- Повысьте степень контроля
- Удовлетворяйте потребность ребенка в системе и дисциплине.
***
Если для вас характерен ОТСТРАНЕННЫЙ СТИЛЬ воспитания (нижний левый сектор), причиной может быть то, что вы вообще редко бываете рядом с ребенком. Возможно, между вами эмоциональная дистанция. Например, если вам приходится растить ребенка самостоятельно, то часто у вас просто нет сил на то, чтобы вдумываться в его проблемы и просьбы.
Но ситуацию можно изменить, если заранее планировать время с ребенком. Даже если вы можете уделить ребенку безраздельное внимание лишь несколько минут в день, это уже большой шаг. А если выдается возможность провести с ним больше времени, запланируйте какое-то совместное дело, которое доставит ребенку удовольствие. Самое главное – не опускать руки. Ребенок многому научится у разных учителей, но его характер будет формироваться под вашим влиянием – вы для него пример и наставник.
Комментарии для ведущего: Напишите на доске (в нижнем левом секторе):
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ ОТСТРАНЕННОГО СТИЛЯ:
- Уделяйте время ребенку
- Поставьте на первое место потребности ребенка, а не свои собственные.
***
Если тест показал, что у вас ДОМИНИРУЮЩИЙ СТИЛЬ воспитания (нижний правый сектор), вам нужно скорректировать свой подход. ДОМИНИРУЮЩИЕ родители часто выражают любовь, устанавливая в доме строгие правила, надеясь таким образом восполнить потребности близких. Для того чтобы стать НАПРАВЛЯЮЩИМ родителем, вам надо понять, что идеала добиться невозможно. Все хотят жить в идеальном мире, но, к сожалению, мир вокруг нас далек от совершенства. Позвольте себе, супругу (или супруге), детям быть несовершенными. Меньше требуйте и командуйте, и тогда вы сможете принять несовершенство близких и научитесь любить их такими, они есть. Если вы снизите планку, то члены семьи перестанут бороться с нереалистичными ожиданиями и, наоборот, в какой-то момент превзойдут ваши ожидания. Первым делом выслушайте ребенка, воспринимая его вопросы не как вызов, а как приглашение к диалогу и поиску взаимопонимания.
Комментарии для ведущего: Напишите на доске (в нижнем правом секторе):
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО СТИЛЯ:
- Больше слушайте, поддерживайте и проявляйте заботу
- Ослабьте контроль и предоставьте больше свободы.
***
Если ваш результат оказался в верхнем правом секторе (НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ), посмотрите, какой аспект (ПОДДЕРЖКА или КОНТРОЛЬ) у вас выражен слабее или, как вам кажется, требует дополнительных усилий. Подумайте, как можно далее усовершенствовать свой стиль воспитания.
Комментарии для ведущего: Напишите на доске (верхний правый сектор):
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ НАПРАВЛЯЮЩЕГО СТИЛЯ:
- Продолжайте гармонично сочетать поддержку и контроль
Основные принципы воспитания без наказания
Воспитывать ребенка можно и без применения наказаний. Обычно родители прибегают к такой мере после того, как не смогли выстроить доверительные отношения с малышом. Чтобы избежать наказаний и при этом найти общий язык с ребенком, придерживайтесь следующих основных принципов.
Признайте уникальность ребенка.
Чувства, желания и потребности ребенка уникальны. Прежде чем ругать малыша за плохое поведение, задумайтесь и попробуйте понять, что стало причиной непослушания. Обычно в основе этого лежат внутренние переживания, детские страхи или волнения ребенка. Постарайтесь найти их причину и попробуйте ее устранить.
Уважайте ценности ребенка.
Необходимо признать личность ребенка, наличие у него ценностей, которые могут не пересекаться с Вашими собственными. Интересуйтесь тем, что любит Ваш малыш, с вниманием относитесь к тому, чем он увлекается, даже если это будут самые незначительные вещи. Важно помнить, что ребенок имеет право на собственное мнение, и, если оно является ошибочным, старайтесь спокойно объяснить ему, в чем он неправ. Благодаря такому подходу у ребенка начнет формироваться собственная система ценностей, он научится анализировать свои мысли и действия.
Осознайте собственные ошибки
Чтобы воспитание ребенка было эффективным, родителям необходимо признавать свои ошибки и понимать, что идеальных людей не существует, и они не являются исключением. Возможно, Вам придется пересмотреть систему претензий, предъявляемых к малышу, отказаться от каких-либо методов. Постарайтесь понять, не слишком ли высоки Ваши требования по отношению к ребенку.
Подавайте хороший пример
С момента рождения малыша родители являются для него своеобразным авторитетом. Постарайтесь передать ребенку свои знания и показать, как правильно общаться и вести себя с другими людьми. Например, Вы с трудом сможете привить малышу любовь к чтению, если он никогда не видел Вас с книгой, и не заставите убраться в комнате, если сами не следите за чистотой в доме. Чтобы научить его уважать взрослых, следите за своим общением с окружающими и за тем, как Вы ведете себя в обществе. Естественное желание ребенка – это подражание своим родителям.
Установите в семье правила
Придумайте список правил, которые будут обязательными для выполнения всеми членами семьи, и постарайтесь объяснить их значение ребенку. Следите, чтобы они не противоречили Вашим собственным действиям или словам. Например, если ребенок должен мыть руки перед едой, значит, это должны делать все. В ином случае противоречия могут дезориентировать малыша и усложнить формирование самоконтроля. Установленные правила необходимо соблюдать не только дома, но и в гостях.
Любите своего ребёнка!
Практическая часть.
1. Упражнение « Нарисуй свою семью в образах цветов»
2. Упражнение «Одно из трех»
Для проведения игры нужно отметить три условных места, на каждое место собирается первая, вторая или третья подгруппа. В ходе игры участникам каждый раз придется решать для себя вопрос, к какой из трёх групп они относятся.
Ведущий даёт инструкцию:
«Я предложу вам серию вопросов, которые метафорически описывают ваши особенности. Вдумайтесь в смысл образа, определите, какой из предложенных вариантов вам ближе всего, и, в соответствии со своим выбором, займите, пожалуйста, свои места.
Итак, кто вы:
- марш Мендельсона, «Мурка», Венский вальс?
Кто вы:
- Ребёнок, Зрелый человек, Пенсионер. (Речь не идёт о реальном возрасте игрока)
- Первое свидание, помолвка, золотая свадьба?
- Спальня, кухня, рабочий кабинет?
- Палатка, крепость, вилла?
- Обвиняемый, адвокат, прокурор?
Табличка с надписью: «Посторонним вход воспрещён»,
«Скоро вернусь…», «Добро пожаловать».
- «С радостью!», «Надо подумать…», «Через мой труп»
Кто ВЫ:
- Прошедшее, настоящее, будущее?
Рефлексия:
Ответ на какой вопрос был наиболее трудным, на какой вопрос было легче всего ответить.
3. А сейчас для вас упражнение «Ассоциации»
.Вам надо будет назвать первые возникшие у вас ассоциативные образы.
1. если семья – это постройка, то она….(крепость, шалаш на двоих, квартира)
2. если семья – это цвет, то она…
3. если семья – это музыка, то это…
4. если семья – это геометрическая фигура, то она…
5. если семья – это название фильма, то…
6. если семья – это настроение, то…
4. Релаксация.
Музыкальная релаксация. Просмотр видеоролика «Счастливая семья».
А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть, расслабиться и подумать о своей семье.
5. Рефлексия.
Считаете ли Вы услышанную информацию полезной. Объясните.
Ваши пожелания.
Семинар-практикум подошел к завершению, благодарю за внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_semya.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум с педагогами
«Стили семейного воспитание и их влияние на развитие личности ребенка»
Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта.
Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать.
В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняется в течение всей последующей жизни.
Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Для полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться благоприятные детско-родительские отношения. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем и трудностей в обучении, растут доброжелательными, общительными, и открытыми, а нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем (агрессивность, тревожность, лживость) и комплексов.
В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей.
Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания.
В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль, который относительно стабилен.
. Стиль воспитания откладывается в психике ребенка как норма. Это происходит скорее бессознательно, так как начинается в дошкольном возрасте. Когда человек вырастает, то воспроизводит этот стиль как естественный.
. Детское поведение является отражением семейного воспитания. Поэтому дальнейшее поведение ребенка будет зависеть именно от опыта, полученного в семье.
Дети усваивают образцы поведения своих родителей и приобретают убежденность в их эффективности, поэтому стиль родительского воспитания непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля воспитания.
«Каков ваш стиль воспитания?»
Стиль воспитания – Общая система воспитания, характеризующаяся определенным уровнем контроля и поддержки.
Контроль – Направление, надзор, коррекция. Аспект воспитания, в котором родители стараются корректировать поведение ребенка. При этом они готовы и способны идти на конфронтацию с непослушным ребенком.
Поддержка– Аспект воспитания, в котором упор делается на самостоятельность, самоконтроль и индивидуальность ребенка. Родители видят нужды и требования ребенка, поддерживают его, заботятся об его эмоциональном здоровье.
10 20 30 40 50
На нижней горизонтальной линии графика (ось Х) поставьте букву «М» в соответствии с суммой баллов в нечетных пунктах.
На левой вертикальной линии (ось Y) поставьте букву «М» в соответствии с суммой баллов в четных пунктах.
Проведите линии от этих двух точек и поставьте букву «М» в месте их пересечения. Сектор, где они пересекаются, представляет стиль воспитания ваших родителей.
Тест на определение стиля воспитания
Как вы воспитываете своего ребёнка
Оцените каждое высказывание по шкале от 1 до 5 (1-абсолютно не согласен, 2-не согласен, 3-не уверен, 4-согласен, 5-абсолютно согласен). (ОСВ-2)
1. Я считаю, что детей должно быть видно, но не слышно. 1 2 3 4 5
2. Когда ребёнку плохо, я поддерживаю и успокаиваю его.1 2 3 4 5
3. Когда ребёнок плохо себя ведёт, я применяю телесные наказания. 1 2 3 4 5
4. Я редко делаю ребёнку замечания и позволяю ему учиться на своих ошибках. 1 2 3 4 5
5. Я всячески воспитываю в ребёнке волю к победе. 1 2 3 4 5
6. Ребёнок может спокойно мне все рассказывать, не боясь наказания. 1 2 3 4 5
7. Я учу ребёнка уважать родителей и подчиняться авторитетам. 1 2 3 4 5
8. Я спокойно отношусь к проблемам с поведением, за исключением крайних случаев.
1 2 3 4 5
9. Я учу ребёнка как правильно себя вести практически во всех ситуациях. 12345
10.Я всегда заступаюсь за своего ребёнка перед другими взрослыми.1 2 3 4 5
11. Мне важно, чтобы ребёнок слушался меня беспрекословно. 1 2 3 4 5
12. Я не стеснялись выражать свою любовь к ребёнку. 1 2 3 4 5
13. Я всегда говорю своему ребёнку, что сначала нужно достичь чего-то важного.12 3 4 5
14.Я не интересуюсь с кем дружит мой ребёнок. 1 2 3 4 5
15. Мне важно, чтобы мой ребёнок делал все на 100%. 1 2 3 4 5
16. Я позволяю ребёнку выражать любые эмоции, даже если это ставит меня в неловкое положение. 1 2 3 4 5
17. Я учу ребёнка самоконтролю. 1 2 3 4 5
18. Я принимаю гнев ребёнка и позволяю его проявлять. 1 2 3 4 5
19. Я учу ребёнка ценностям и традициям нашей культуры. 1 2 3 4 5
20. Я спокойно дам ребёнку возможность самостоятельно выбрать профессию и образ жизни. 1 2 3 4 5
Сумма баллов в нечетных пунктах - ______________________________________________
Сумма баллов в четных пунктах - ________________________________________________
Характеристики стилей воспитания
Потакающий - мало контроля, много поддержки - родитель доступен, руководит ребёнок - двусторонняя коммуникация - мало четких стандартов и принципов - мало внимания последствиям - постоянство в выражении положительных эмоций - непостоянство в требовании дисциплины - разрешающий, сердечный Влияние на ребёнка Низкий уровень самоконтроля и высокий уровень самоуважения, отсутствие уважения к окружающим, неуверенность, неспособность соблюдать границы, низкий уровень ответственности, низкая успеваемость в школе, несдержанность, сильный дух. Ключевые моменты - Повысьте степень контроля - Удовлетворяйте потребности ребенка в системе и дисциплине | Направляющий - много контроля и много поддержки - родитель доступен, доброжелательный авторитет для ребёнка - двусторонняя эффективная коммуникация - четкие стандарты, основанные на правильных ценностях - логичные и естественные последствия плохого поведения - постоянство в любви и дисциплине - любящий, твердый Влияние на ребенка Высокий уровень самоуважения, самоконтроля, самостоятельности, здоровые отношения, хорошая успеваемость в школе, правильно сформированная воля и сильный дух Ключевые моменты Продолжайте гармонично сочетать поддержку и контроль |
Отстранённый - мало контроля и мало поддержки - родитель недоступен - минимальная коммуникация - практически отсутствуют ясные стандарты и ценности - непредсказуемые последствия - непостоянство в любви и дисциплине - далёкий недоступный Влияние на ребенка Недостаток самоуважения и мотивации, трудно строить здоровые отношения, часто непослушен, неуверенность, плохая успеваемость в школе, деформированная воля и раненный дух. Ключевые моменты - Уделяйте больше времени ребёнку - Поставьте на первое место потребности ребенка, а не свои собственные. | Доминирующий - много контроля, мало поддержки - родитель недоступен, ребенок его боится, а родитель требует беспрекословного повиновения - односторонняя коммуникация от родителя к ребенку - негибкие и часто завышенные требования - жесткие, часто чрезмерно, последствия - родитель не выражает положительные эмоции и жестко наказывает - властный, холодный Влияние на ребенка Низкая степень самоуважения и самоконтроля, непослушание, депрессия, нездоровые отношения, средние успехи в школе, сломленная воля и сломленный дух. Ключевые моменты - Больше слушайте, поддерживайте своего ребёнка и проявляйте заботу - Ослабьте контроль и предоставьте больше свободы |
Обзор стилей воспитания:
Выводы экспертов:
1. Дети и подростки, которым родители постоянно ПОТАКАЮТ, часто плохо учатся и имеют проблемы с поведением, при этом отличаются высокой самооценкой, хорошими социальными навыками и редко страдают депрессией.
2. Дети и подростки, которых воспитывают ОТСТРАНЕННЫЕ родители, испытывают большие трудности во всех сферах.
3. Дети ДОМИНИРУЮЩИХ родителей учатся средне и в начальных классах не отличаются проблемным поведением. Однако у них заниженная самооценка и трудности с социальной адаптацией. Такие дети подвержены депрессивным состояниям и легко попадают под влияние сильной личности.
4. Дети и подростки, которых воспитывают в НАПРАВЛЯЮЩЕМ стиле, добиваются большего успеха в социуме и лучше выполняют поставленные задачи, чем дети, которых воспитывают другими методами.
Исследования показывают, что НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ воспитания помогает решать проблемы с поведением и мальчиков, и девочек на всех стадиях развития. Преимущества НАПРАВЛЯЮЩЕГО стиля и ущербность всех остальных стилей воспитания становятся очевидными уже в детсадовском возрасте и далее проявляются все более отчетливо на всех стадиях взросления.
Очевидно, что НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ позволяет добиться лучших результатов, чем остальные методы, а самые плачевные последствия – у ОТСТРАНЕННОГО СТИЛЯ воспитания.
Если тест показал, что стиль ваших родителей не был НАПРАВЛЯЮЩИМ, можете ли вы изменить собственный стиль?
Да! Даже если на этом этапе ваш стиль воспитания совпадает с родительским. Это будет нелегко, потому что, воспитывая детей, мы часто поступаем интуитивно, не задумываясь.
Вот несколько рекомендаций для коррекции стиля воспитания в сторону НАПРАВЛЯЮЩЕГО:
[Попросите родителей нарисовать стрелку от их сектора на графике в сторону сектора «НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ». Пусть они напишут, какие изменения им нужно произвести.]
Если вы тяготеете к ПОТАКАЮЩЕМУ СТИЛЮ (верхний левый сектор), вам нужно сначала продумывать реакцию на поведение ребенка. Если он что-то просит или плохо себя ведет, скажите, что вам надо подумать над ответом. При этом можно посоветоваться с супругом или другим взрослым, если есть такая возможность. Часто мы говорим «да», только чтобы избежать конфликта или заслужить одобрение ребенка. Вам нужно повышать степень контроля.
Помните, что вы пример и наставник для ребенка. Ему многое могут дать учителя, но характер и ценности формируются, по большей части, под влиянием вашего примера и под вашим руководством.
Комментарии для ведущего: Напишите на доске (в верхнем левом секторе):
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ ПОТАКАЮЩЕГО СТИЛЯ:
- Повысьте степень контроля
- Удовлетворяйте потребность ребенка в системе и дисциплине.
***
Если для вас характерен ОТСТРАНЕННЫЙ СТИЛЬ воспитания (нижний левый сектор), причиной может быть то, что вы вообще редко бываете рядом с ребенком. Возможно, между вами эмоциональная дистанция. Например, если вам приходится растить ребенка самостоятельно, то часто у вас просто нет сил на то, чтобы вдумываться в его проблемы и просьбы.
Но ситуацию можно изменить, если заранее планировать время с ребенком. Даже если вы можете уделить ребенку безраздельное внимание лишь несколько минут в день, это уже большой шаг. А если выдается возможность провести с ним больше времени, запланируйте какое-то совместное дело, которое доставит ребенку удовольствие. Самое главное – не опускать руки. Ребенок многому научится у разных учителей, но его характер будет формироваться под вашим влиянием – вы для него пример и наставник.
Комментарии для ведущего: Напишите на доске (в нижнем левом секторе):
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ ОТСТРАНЕННОГО СТИЛЯ:
- Уделяйте время ребенку
- Поставьте на первое место потребности ребенка, а не свои собственные.
***
Если тест показал, что у вас ДОМИНИРУЮЩИЙ СТИЛЬ воспитания (нижний правый сектор), вам нужно скорректировать свой подход. ДОМИНИРУЮЩИЕ родители часто выражают любовь, устанавливая в доме строгие правила, надеясь таким образом восполнить потребности близких. Для того чтобы стать НАПРАВЛЯЮЩИМ родителем, вам надо понять, что идеала добиться невозможно. Все хотят жить в идеальном мире, но, к сожалению, мир вокруг нас далек от совершенства. Позвольте себе, супругу (или супруге), детям быть несовершенными. Меньше требуйте и командуйте, и тогда вы сможете принять несовершенство близких и научитесь любить их такими, они есть. Если вы снизите планку, то члены семьи перестанут бороться с нереалистичными ожиданиями и, наоборот, в какой-то момент превзойдут ваши ожидания. Первым делом выслушайте ребенка, воспринимая его вопросы не как вызов, а как приглашение к диалогу и поиску взаимопонимания.
Комментарии для ведущего: Напишите на доске (в нижнем правом секторе):
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО СТИЛЯ:
- Больше слушайте, поддерживайте и проявляйте заботу
- Ослабьте контроль и предоставьте больше свободы.
***
Если ваш результат оказался в верхнем правом секторе (НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ), посмотрите, какой аспект (ПОДДЕРЖКА или КОНТРОЛЬ) у вас выражен слабее или, как вам кажется, требует дополнительных усилий. Подумайте, как можно далее усовершенствовать свой стиль воспитания.
Комментарии для ведущего: Напишите на доске (верхний правый сектор):
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ НАПРАВЛЯЮЩЕГО СТИЛЯ:
- Продолжайте гармонично сочетать поддержку и контроль
Основные принципы воспитания без наказания
Воспитывать ребенка можно и без применения наказаний. Обычно родители прибегают к такой мере после того, как не смогли выстроить доверительные отношения с малышом. Чтобы избежать наказаний и при этом найти общий язык с ребенком, придерживайтесь следующих основных принципов.
Признайте уникальность ребенка.
Чувства, желания и потребности ребенка уникальны. Прежде чем ругать малыша за плохое поведение, задумайтесь и попробуйте понять, что стало причиной непослушания. Обычно в основе этого лежат внутренние переживания, детские страхи или волнения ребенка. Постарайтесь найти их причину и попробуйте ее устранить.
Уважайте ценности ребенка.
Необходимо признать личность ребенка, наличие у него ценностей, которые могут не пересекаться с Вашими собственными. Интересуйтесь тем, что любит Ваш малыш, с вниманием относитесь к тому, чем он увлекается, даже если это будут самые незначительные вещи. Важно помнить, что ребенок имеет право на собственное мнение, и, если оно является ошибочным, старайтесь спокойно объяснить ему, в чем он неправ. Благодаря такому подходу у ребенка начнет формироваться собственная система ценностей, он научится анализировать свои мысли и действия.
Осознайте собственные ошибки
Чтобы воспитание ребенка было эффективным, родителям необходимо признавать свои ошибки и понимать, что идеальных людей не существует, и они не являются исключением. Возможно, Вам придется пересмотреть систему претензий, предъявляемых к малышу, отказаться от каких-либо методов. Постарайтесь понять, не слишком ли высоки Ваши требования по отношению к ребенку.
Подавайте хороший пример
С момента рождения малыша родители являются для него своеобразным авторитетом. Постарайтесь передать ребенку свои знания и показать, как правильно общаться и вести себя с другими людьми. Например, Вы с трудом сможете привить малышу любовь к чтению, если он никогда не видел Вас с книгой, и не заставите убраться в комнате, если сами не следите за чистотой в доме. Чтобы научить его уважать взрослых, следите за своим общением с окружающими и за тем, как Вы ведете себя в обществе. Естественное желание ребенка – это подражание своим родителям.
Установите в семье правила
Придумайте список правил, которые будут обязательными для выполнения всеми членами семьи, и постарайтесь объяснить их значение ребенку. Следите, чтобы они не противоречили Вашим собственным действиям или словам. Например, если ребенок должен мыть руки перед едой, значит, это должны делать все. В ином случае противоречия могут дезориентировать малыша и усложнить формирование самоконтроля. Установленные правила необходимо соблюдать не только дома, но и в гостях.
Любите своего ребёнка!
Практическая часть.
- Упражнение « Нарисуй свою семью в образах цветов»
2. Упражнение «Одно из трех»
Для проведения игры нужно отметить три условных места, на каждое место собирается первая, вторая или третья подгруппа. В ходе игры участникам каждый раз придется решать для себя вопрос, к какой из трёх групп они относятся.
Ведущий даёт инструкцию:
«Я предложу вам серию вопросов, которые метафорически описывают ваши особенности. Вдумайтесь в смысл образа, определите, какой из предложенных вариантов вам ближе всего, и, в соответствии со своим выбором, займите, пожалуйста, свои места.
Итак, кто вы:
- марш Мендельсона, «Мурка», Венский вальс?
Кто вы:
- Ребёнок, Зрелый человек, Пенсионер. (Речь не идёт о реальном возрасте игрока)
- Первое свидание, помолвка, золотая свадьба?
- Спальня, кухня, рабочий кабинет?
- Палатка, крепость, вилла?
- Обвиняемый, адвокат, прокурор?
Табличка с надписью: «Посторонним вход воспрещён»,
«Скоро вернусь…», «Добро пожаловать».
- «С радостью!», «Надо подумать…», «Через мой труп»
Кто ВЫ:
- Прошедшее, настоящее, будущее?
Рефлексия:
Ответ на какой вопрос был наиболее трудным, на какой вопрос было легче всего ответить.
3. А сейчас для вас упражнение «Ассоциации»
.Вам надо будет назвать первые возникшие у вас ассоциативные образы.
1. если семья – это постройка, то она….(крепость, шалаш на двоих, квартира)
2. если семья – это цвет, то она…
3. если семья – это музыка, то это…
4. если семья – это геометрическая фигура, то она…
5. если семья – это название фильма, то…
6. если семья – это настроение, то…
4. Релаксация.
Музыкальная релаксация. Просмотр видеоролика «Счастливая семья».
А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть, расслабиться и подумать о своей семье.
5. Рефлексия.
Считаете ли Вы услышанную информацию полезной. Объясните.
Ваши пожелания.
Семинар-практикум подошел к завершению, благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта....
Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка.
Внутренняя педагогическая позиция родителей, их взгляды на воспитание детей в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и особенностях взаимоотношений с детьми...
Методические рекомендации для родителей на тему "«Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
Методические рекомендации для родителей на тему: «Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка»...
Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка от 14.01.2019г.
Создание благоприятной семейной атмосферы...
Консультация: «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
Развитие личности ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей. Развитие личности ребенка неразрывно связаны также с...
буклет для родителей "Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка"
Семья – твой шедевр, который ты создаешь собственными рукам!Именно от того, какой тип отношений сложился в семье, зависит характер становления личности ребенка и в дальнейшем его судьба....
Родительское собрание по теме: "Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка"
Стили воспитания.Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи. От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности р...