ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РЕЧЕВОМ ТВОРЧЕСТВЕ, В УСЛОВИЯХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Процесс формирования самостоятельности в речевом творчестве у детей с ОНР весьма специфичный и трудоемкий, он требует со стороны педагогов всесторонних знаний и практических навыков в работе над преодолением речевых нарушений и совершенствовании речи в целом.
Чтобы справиться с проблемой развития самостоятельного речевого творчества у детей с ОНР нужно выстроить четкий алгоритм действий по формированию данного навыка. Коррекционно-развивающая деятельность проводится всеми участниками образовательного процесса (дети-логопед-воспитатели-родители], согласно перспективному планированию образовательного процесса с учетом комплексно-тематического и системно-деятельностного подходов.
И как же разнообразить эту трудную, зачастую монотонную работу?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_samostoyatelnosti_detey_v_rechevom_tvorchestve.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РЕЧЕВОМ ТВОРЧЕСТВЕ, В УСЛОВИЯХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
(из опыта работы)
Процесс формирования самостоятельности в речевом творчестве у детей с ОНР весьма специфичный и трудоемкий, он требует со стороны педагогов всесторонних знаний и практических навыков в работе над преодолением речевых нарушений и совершенствовании речи в целом.
Чтобы справиться с проблемой развития самостоятельного речевого творчества у детей с ОНР нужно выстроить четкий алгоритм действий по формированию данного навыка. Коррек-ционно-развивающая деятельность проводится всеми участниками образовательного процесса (дети-логопед-воспитатели-родители], согласно перспективному планированию образовательного процесса с учетом комплексно-тематического и системно-деятельностного подходов.
И как же разнообразить эту трудную, зачастую монотонную работу?
В нашей групповой комнате создана соответствующая предметно-развивающая среда: «Библиотека», «Театр», «Магазин», «Больница», «Дом»]. В процессе сюжетно-ролевых игр у детей, безусловно, формируется самостоятельные речевые высказывания, но они не являются, к сожалению, образцом литературно-художественного слова, а ограничиваются лишь словарем бытовой тематики. Поэтому ежедневно с детьми проводятся различные игры и упражнения по расширению и акти-
"мея практический опыт в работе развитию речи у детей с ОНР, мы выделяем актуальность проблемы формирования самостоятельности детей по совершенствованию речевых навыков, в особенности речевого творчества. Проблема формирования самостоятельного речевого творчества заключается в особенностях психоречевого развития детей с ОНР:
- несформированность аналитико-синте-тической деятельности;
- низкий уровень сформированности речевых возможностей (звукопроизноше-ние, фонематические процессы, словарь, грамматика, связная речь]
- сужение или искажение лексико-семан-
тических представлений.
По результатам педагогического наблюдения и диагностики у детей с ОНР отмечается низкий уровень речевых возможностей, как компонентов самостоятельного речевого высказывания и как одних из составляющих структур коммуникативной функции детей. Результаты диагностики свидетельствуют, что низкий уровень сформированности самостоятельного творческого высказывания у детей с ОНР, препятствует не только в коррекции речевого недоразвития, а самое главное саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Раздел 7. КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
визации словаря, развития языкового чутья, формирования рифмы («Придумай слово», «Доскажи словечко», «Скажи наоборот», «Цепочка слов», «Ассоциации», «Описательные загадки», «Загадки-добавлялки», «Загадки-обманки», «Найди ошибки», «Буриме» «Испорченный телефон»]. Также на помощь приходит театрализованная деятельность, и современные образовательные технологии:
- ИКТ-технологии;
- проектная деятельность;
- мнемотехника;
- «синквейн»;
- «шесть шляп».
В театрализованных играх используется музыка, при этом совершенствуется чувство ритма, речедвигательные навыки, интонационно-выразительные компоненты речи. При организации подобных игр используются различные виды театра: кукольный, пальчико-вый, плоскостной, театр игрушек, шапочки героев, костюмы. Подобные мероприятия способствуют не только речевому творчеству, но развитию личности детей в целом. В процессе театрализованных игр у детей отрабатываются языковое чутье, творческое воображение, эмоционально-выразительное чтение речевого материала, совершенствуются лексико-грамматические средства устной речи. В подготовительной группе мы инсценировали басню И. В. Крылова «Квартет», прослушали цикл его басен «Ворона и лисица» «Мартышка и очки», «Кукушка и петух».
Так как образовательная деятельность по развитию речевых навыков процесс трудоемкий и длительный, то и подборка произведений художественной литературы проводится с учетом всех требований. Составляется список произведений художественной литературы с учетом возраста, программных требований, специфики психо-речевых нарушений.
Чтобы дети с ОНР успешно проявляли свои творческие речевые способности, мы применяем в работе с ними различные методы и приемы, например мнемотаблицы, знакосимволиче-ские приемы различных категорий (звуки, слова, предложения, живые-неживые слова, слова-признаки, действия), что способствует быстрому формированию речи. Пополняем и актуализируем словарь: слова-наоборот (антонимы), слова-родственники (синонимы) и т. д.
Все используемые технологии по развитию самостоятельного речевого творчества основываются на методиках Г. В. Сычевой,
Т. А. Ткаченко (схемы описательного рассказа, пересказ денотативным методом с элементами творчества). Также широко используем в речи творческие рассказы, в основе которых лежит детское воображение.
Главную роль в развитии творческого воображения играют, конечно, достаточно развитая аналитико-синтетическая деятельность, ассоциативное и критическое мышление. В данном направлении мы используем такие приемы, как синквейн, «Шесть шляп», авторские сказки.
Данный вид самостоятельного речевого творчества у детей с ОНР формируется не так успешно, из-за ряда причин, выделенные нами раннее. Поэтому переход к самостоятельному творческому речевому высказыванию нужно переходить поэтапно, по прошествии долгой словарной работы. Когда дети научатся составлять описательные загадки, рассказы по серии картин, по сюжетной линии, в рамках лексической темы недели.
С недавнего времени мы используем такие технологии группового взаимодействия как «Пресс-конференция», «Карусель», «Аквариум». Посредством этих технологий успешно формируется процесс самостоятельного речевого творчества в различных ситуациях общения. Дети примеряют на себя роль ученых в разных областях наук, журналистов, излагают свои точки зрения на тот или иной вопрос, при этом, конечно, актуализируют соответствующий словарь по лексическим темам, соблюдая нормы речевого высказывания и социального этикета. Активно используем в работе с детьми игровые приемы по формированию социально-коммуникативных навыков, примером развития данного направления является игра «Пресс-конференция», проводимая в рамках проектной деятельности «Люблю тебя, моя Россия, дорогая наша Русь!».
Цель: развитие активного словаря детей, посредством выразительной диалогической речи на краеведческом материале.
Ход игры: педагог предлагает детям разделиться на подгруппы и выбрать роли журналистов и специалистов по страноведению и краеведению.
(Дети - «журналисты» задают вопросы, а дети - «страноведы», «краеведы» отвечают полной развернутой фразой, затем меняются ролями.)
Вопросы: - Как называется ваша страна?
- Где находится на карте мира?
- Какая Россия?
- Как называются жители страны?
- Назовите и покажите государственную символику России.
- Спойте гимн России.
- Назовите главное дерево в России.
- Кто управляет страной?
- Назовите личность президента.
- Где работает президент страны?
- Как называется столица России?
- Расскажите историю возникновения города Москвы.
- Главная площадь страны.
- Какая Москва?
- Какие еще есть города в России? Назовите. Аналогично игра проводится на развитие представлений о Самарской губернии и Нефтегорском районе.
Вопросы (о Самарской губернии):
- Где находится Самарская область на карте России? Покажите.
- Как называется главный город губернии, области?
- Назовите, какие города есть в Самарской области.
- Как называют жителей Самарской области?
- Какая главная река протекает в Самарской области?
- Какая природа в Самарской области?
- Расскажите о символах Самарской губернии.
- Спойте гимн Самарской губернии.
- Кто управляет губернией, областью?
- Назовите личность губернатора.
- Расскажите о городе Самаре.
- Расскажите историю возникновения города.
- Самая большая площадь в Европе, где находится и как называется?
- Что производят в Самарской области? Вопросы (о Нефтегорском районе]:
- Где находится Нефтегорский район на карте Самарской области? Покажите.
- Какой он по величине?
- Что добывают и производят в Нефтегорском районе?
- Какая природа в районе?
- Кто управляет Нефтегорским районом?
- Назовите личность главы района, города.
- Почему город имеет такое название?
- Расскажите историю возникновения города.
- Расскажите о гербе, флаге Нефтегорско-го района.
- Спойте гимн своего района.
- Назовите улицы своего города.
- Расскажите о достопримечательностях города.
- Какие профессии есть в городе?
- Как вы относитесь к своему городу? Спасибо за ответы!
Игра «Договори слово»
Цель: развитие языкового чутья, образование родственных слов к слову «нефть».
Место, где мы все живём - Родиной зовется.
Ну, а жители его: люди - (нефтегорцы)
Добывают нефть у нас летом и (зимой).
Нефтяной наш городок, Нефтегорск (родной).
Населяют город наш газовики и сварщики.
На заводах трудятся: бурильщики, монтажники.
Всех рабочих называют добытчики -(нефтяники).
Тема «Наш дом - Россия»
Игра «Договори слово»
Цель: развитие языкового чутья, тематического словаря.
Родина наша большая (Россия).
Небо Отчизны высокое, (синее).
Солнце лучистое, берёзы, (роса).
Столица страны - золотая (Москва).
Россия - любимая наша (страна)!
Подобные игры успешно развивают не только навыки самостоятельного речевого творческого высказывания, но и формируют нравственно-патриотические представления дошкольников.
Литература
1. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР : конспекты занятий. М.: «Издательство Гном и Д», 2011.172 с.
2. Васильева Е. В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов. М.: Сфера, 2013. 64 с.
3. Гуськова А. А. Обучаем дошкольников пере-сказыванию. М.: Сфера, 2014. 64с.
4. Парфенова Е. В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности. М.: Сфера, 2013. 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)
Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)...
Мастер – класс для педагогов "Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника"
мастер класс...
Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника
Мастер - класс для педагогов...
Мастер - класс для педагогов "Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника"
Мастер - класс...
«Дидактические игры для формирования связной речи и речевого творчества для детей 2-3 лет»
Игра, как ведущий вид деятельности детей – дошкольников, является основным и очень действенным инструментом в развитии речи. Игра невозможна без речевого общения. Именно через нее ребенок познае...
Конспект интегрированного физкультурно – речевого занятия в подготовительной компенсирующей группе для детей с тяжелым нарушением речи № 9 «АБВГешка» ТЕМА: «Подводное царство»
коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей....