Консультация для педагогов - Особенности коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Консультация для педагогов «Особенности коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей логопедических групп при работе с детьми с нарушениями речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Особенности коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей логопедических групп при работе с детьми с нарушениями речи.
Нарушение звукопроизношения:
- мономорфное (нарушается только одна группа звуков).
- полиморфное (нарушаются одновременно две или несколько групп звуков).
У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, и такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное.
У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.
В любой из перечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
- · искаженное произношение звука (например – горловой звук Р)
- · отсутствие звука в речи ребенка (например, коова вместо корова)
- · замена одного звука другим (колова).
К наиболее часто искажаемым звукам у детей относятся:
- свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц)
- шипящие (Ш, Ж, Щ), звук Ч
- сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ)
заднеязычные – К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ; губно-зубные - Ф, ФЬ, В, ВЬ; носовые согласные М,МЬ,Н,НЬ и т.д.
Ребенку с речевой патологией могут быть поставлены следующие заключения (диагнозы):
общее недоразвитие речи (ОНР, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН, дислалия, дизартрия, алалия, ринолалия, заикание, задержка речевого развития (ЗРР)….
Норма усвоения звуков (по годам): | |
В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: | А, О, Э, М, Б, П. |
В период от года до трех лет усваиваются другие артикуляторно простые звуки: | И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й. |
От 3 до 5 лет появляются более сложные по артикуляции согласные звуки (о этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми по артикуляции звуками): | С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч. |
В период от 5 до 6 лет появляются самые артикуляторно сложные звуки | Р, Л. |
В чем же кроются основные причины, мешающие ребенку своевременно и без специальной логопедической помощи овладеть правильным произношением звуков речи?
Основные причины патологии детской речи:
Различная внутриутробная патология. Наиболее грубые дефекты возникают при нарушении развития плода от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др. Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие дыхания) во время родов, которые приводят к внутренним кровоизлияниям. Различные заболевания в первые годы жизни ребёнка. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга. Наследственные факторы. Неблагоприятные социально – бытовые условия.
Если говорить о детях с нормальным слухом и интеллектом и не имеющих к тому же резких отклонений в поведении, то таких причин три:
- Трудности различения некоторых сходных звуков на слух (при отсутствии снижения слуха)
- Выраженные дефекты в строении речевых органов ( губ, зубов, челюстей, языка, мягкого и твердого неба)
- Недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики (недостаточная подвижность губ и языка)
Во многих случаях две или даже несколько причин могут наблюдаться одновременно. Рассмотрим каждую из причин в отдельности, чтобы помочь их устранить.
Одной из причин перехода так называемого «возрастного косноязычия» в более поздний возраст являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи (т.е. в различении их на слух). Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков ( С-З, С-Ш, З–Ж, Р-Л и др). По этой причине слова типа ЗАЙКА - САЙКА, РАК - ЛАК, отличающиеся друг от друга только одним звуком , воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые. Значит, основной причиной звуковых замен здесь являются затруднения в слуховой дифференциации звуков.
Эта форма нарушения звукопроизношения особенно коварна тем, что с началом школьного обучения имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начнут отражаться и на письме. Ребенок как говорит, так и пишет СУБА вместо ШУБА, ЗУК вместо ЖУК, ЛЫБА вместо РЫБА , то есть возникает так называемое косноязычие в письме» Затруднения в различении на слух звуков речи могут быть без труда выявлены и родителями, замены (свистящих –шипящими, сонорные звуки- Р, Л, Й, а также звонкие - глухими, твердые - мягкими)
Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности:
1. Дефицит внимания;
2. Низкий уровень развития самоконтроля.
3. Низкий уровень познавательной активности.
4. Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.
5. Особенности зрительно-пространственного восприятия.
6. Низкий уровень мотивации к обучению.
Преодоление недостатков произношения требует определённой системы и особых методов коррекционной работы. Методика занятий строится с учётом принципа постепенности перехода от лёгкого к трудному, от простого к сложному.
Коррекция звукопроизношения проводится в несколько этапов:
1-й этап – подготовительный
1) Разучивание артикуляционной гимнастики.
2) Развитие фонематического слуха.
3) Отработка опорных звуков.
2-й этап – постановка звука. (звуки «ставит» логопед)
3-й этап – автоматизация звука
1) Начинаем с автоматизации звука в слогах.
2) Затем автоматизация звука в словах.
3) Далее автоматизация звука в предложениях.
4) И автоматизация звука во фразовой речи.
4-й этап – дифференциация звуков
(если у ребенка очень хорошо развит фонематический слух, то данный этап не требуется)
1) Дифференциация звуков в слогах.
2) Дифференциация звуков в словах.
3) Дифференциация звуков в предложениях.
4) Дифференциация звуков во фразовой речи.
5-й этап – введение звука в речь (нужен детям с тяжелыми нарушениями речи)
Работа проводится последовательно.
В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой последовательности, сначала звук автоматизируется в более легких артикуляционных позициях, затем - в более сложных. Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более сложному. Особенно никогда не следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к автоматизации звука.
Для автоматизации звука использовать наглядность. Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность. Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Чтобы процесс автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком.
Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью. У многих детей нарушен фонематический слух, поэтому работая над автоматизацией звуков необходимо работать над их различением в речи (дифференциацией).
Учитель-логопед: Кузнецова А.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста»
Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного ...
консультация для воспитателей "Особенности математического развития детей дошкольного возраста"
консультация для воспитателей" Особенности математического развития детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/11/picture-496161-1413017301.jpg)
Консультация для родителей «Особенности формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»
Матереиал содержит некоторые особенности формирования у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве....
Консультация для родителей " Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста"
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/08/picture-1079780-1541699399.jpg)
Консультация для педагогов "Особенности развития общения детей дошкольного возраста"
О наличии у ребенка потребности в общении со взрослыми и другими детьми выделяют четыре признака:- первый признак – внимание и интерес к другому человеку;- второй признак – эмоциональный о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/18/picture-711652-1447855601.jpg)
Консультация для педагогов «Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста».
Консультация для педагогов «Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/12/picture-1298017-1607800037.jpg)
Консультация для педагогов «Особенности психологического развития детей дошкольного возраста и адаптация их к дошкольному учреждению. Ребенок и сверстники"
В статье содержаться рекомедации воспитателям дошкольных групп по социализации детей в детском саду....
- Мне нравится (1)