Бланки "Наблюдение"
тест по коррекционной педагогике на тему

Лагерева Анастасия Сергеевна

Наблюдение за темпераментом ребенка

Схема  наблюдения  за  поведением  ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudenie_za_temperamentom_rebenka.doc52.5 КБ
Microsoft Office document icon shema_nablyudeniya_za_rebenkom.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение за темпераментом ребенка

ФИ ребенка _________________________________________________________________

Возраст _____________________________________________________________________

Дата проведения _____________________________________________________________

Свойства темперамента

Наблюдение за ребенком

2 года

2,5 года

3 года

Уровень активности:

Медлительный

Беспокойный

лежит спокойно во время сна

постоянно бегает, забирается куда-то

большей частью наблюдает

Регулярность/нерегулярность биологических ритмов:

поведение во время сна/туалета предсказуемо

поведение не предсказуемо

аппетит постоянен

непостоянный аппетит

Степень комфортности в новой ситуации:

спокойно реагирует на новых людей, места, еду, одежду

проявляет беспокойство, тревожность

Адаптивность:

приспосабливается к смене занятий

тяжело справляется со сменой занятий или изменениями обстановки

Порог чувствительности (реакция на сенсорные стимулы: шум, боль, цвета, вкус, текстуру одежды):

высокий

средний

низкий

не реагирует

Интенсивность реакции (зависит ли обычно поведение ребенка от его настроения):

да

нет

Настроение:

улыбается, беззаботен

серьезен

плаксив

Отвлекаемость:

легко отвлекается

обычно не отвлекается

отвлекается ненадолго

Упорство и внимание:

долго занимается одним делом

быстро переключается с одного занятия на другое

упорно добивается желаемого

не проявляет настойчивости, бросает занятие



Предварительный просмотр:

Схема  наблюдения  за  поведением  ребенка.

ФИО ребенка ______________________________________________________________________________Возраст ________________

Заполнил (родитель, психолог, педагог) ___________________________________________________Дата заполнения _____________

 

Подчеркните часто наблюдаемые нарушения поведения у ребенка, добавьте не указанные в перечне

Характер нарушений поведения

В чем конкретно проявляется данное нарушение

Дополнения

Агрессивность

Физическая: ломает игрушки или постройки, рвет книги, ребенок толкает сверстника, проходя ударяет встречных, кусается, плюется.

Скрытая: щипает других, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова, когда не слышит взрослый.

Вербальная: ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова в присутствии взрослого.

В виде угрозы: замахивается, но не ударяет, пугает других детей.

В мимике: сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки.

Как реакция на ограничение:  сопротивляется при попытке удержать его от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное поведение.

Направленная на себя: кусает себя, щиплет себя, просит себя ударить, наказать.

Вспыльчивость

В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, книгу, плюнуть.

В речи: может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово.

Негативизм

В физических действиях: делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру.

Отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.

В речи: говорит часто слова «не хочу», «не буду», «нет».

Демонстративность

В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятиях.

Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить на себе внимание в ущерб организации занятия, делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т.п.

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость)

Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре.

В мимике: недовольное выражение лица, слезы.

Реакция на оценку других: болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на  повышения голоса.

Конфликтность

Активная/реактивная: сам провоцирует конфликт/отвечает конфликтно на конфликтную ситуацию (действия со стороны других).

Вследствие эгоцентризма: не учитывает интересов и желаний сверстников.

Как недостаточность опыта: не может построить отношения в игре, в совместной деятельности.

Вследствие трудности переключения: не уступает игрушки.

Эмоциональная отгороженность

Как центробежная тенденция: когда все дети вместе, стремится уединиться.

Эмоциональная поглощенность действиями: входит в помещение и сразу идет к игрушкам, занят своим делом, не обращая внимания на окружающих.

Особенности речевого поведения: не использует речь  как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.

Псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает обращенную речь, не реагирует на переход с обычной речи на шепот.

Зрительный контакт: избегает смотреть в глаза и в лицо собеседнику, может закрывать глаза.

Дурашливость

В физических действиях и в мимике: передразнивает движения других.

Реакция на замечание: реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не оказывают значительно изменения в поведении.

Нерешительность

В физических действиях: боится прыгнуть с возвышения вниз.

В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.

В речи: использует слова «не знаю», «может быть», «трудно сказать», не отвечает на вопрос, хотя знает ответ.

Реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, менее вариативное поведение, чем в привычной ситуации.

Страхи

Конкретные: страх пылесоса, собаки, темноты, от порывов ветра, грозы и т.п.

Реакция на новизну: боится входить в новое помещение.

Социальные: страх новых людей, страх публичного выступления, страх остаться одному.

Тревога

В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.

В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.

В движениях: неожиданно вздрагивает, осторожно ходит.

Во взаимоотношениях: спит вместе с родителями, стремится быть поближе к взрослому.

Скованность

В движениях: двигательно скован.

В речи: запинается.

Реакция на новизну: неловок в новой ситуации.

Заторможенность

В познавательной активности: не знает чем заняться.

В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам.

В речи: говорит слишком тихо. 

Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.

Эгоцентричность

Отношение к себе: считает, что все для него (игрушки, конфеты и т.п.).

Взаимоотношения: навязывает другим свои игры или желания.

В речи: часто использует в речи местоимение «Я».

Избегание умственных усилий

Свободная деятельность: не смотрит мультики, самостоятельно не играет в развивающие игры по возрасту.

Организованные занятия: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действие по образцу и т.п.)

Дефицит внимания

Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии.

Содержание помощи ребенку: приходится несколько раз словесно повторять задание, требуется сочетание слова и показа способов действий.

В речи: переспрашивает условия выполнения задания и т.п.

Двигательная расторможенность (гиперактивность)

Планирование действий:  поспешно планирует собственные действия.

Темп действий: темп убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше условленного сигнала.

Длительность сдерживания гиперактивности: встает в первой половине занятия, когда другие дети еще сидят.

Длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры.

Речевая расторможенность

Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса, не контролирует громкость речи.

Темп речи: темп убыстрен, говорит взахлеб.

Социальные отношения: переговаривается на занятиях, не смотря на замечания взрослого.

Не понимание сложных словесных конструкций

Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого.

Не понимание простых словесных конструкций

Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.

Застреваемость

В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы.

В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу.

Взаимоотношения: навязчив в общении, привлекает к себе внимание, повторяет одну и ту же просьбу.

Чувства и эмоции: застревает на обиде.

Трудность переключения: с трудом переключается.

Работоспособность

Умственная: быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книгу, устает на первой части занятия.

Физическая:  устает от физической нагрузки, на прогулке, требуется варьирование сложности задания не требующего умственных усилий, работоспособность колеблется в течении дня (чередование повышенной и пониженной), теряет работоспособность в первой трети занятия.