Картатека игр и упражнений на снятие тревожности
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Контактые игры, упражнения на реклаксацию и дыхание, упражнение на расслабление мыщц, коммуникативные игры, этюды на выражение основных эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaprtateka_igr_i_uprazhnenii_na_snyatie_trevozhnosti.docx | 52.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог-психолог
Корженко Ю.С.
МБДОУ №10 «Росинка»
г. Южно-Сахалинск
Картотека игр и упражнений
на снятие тревожности
Контактные игры, объединяющие игры
| ||
Название | Цель | Содержание |
«Ау!» (О.Хухлаева) кол-во играющих: 5-6. | Развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия | Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. Комментарий:игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве. |
«Интервью» (О.Хухлаева) кол-во играющих: трое или более. Необходимые приспособления: стул. | Развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог. | Дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они – взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д. Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются в подборе вопросов. В этом случае взрослый роль берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым». |
«Дружба начинается с улыбки» |
| Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди. |
«Доброе животное» | Сплочение детского коллектива. | Участники встают в круг и берутся за руки. ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают два шага вперед, вдох – все делают два шага назад. Вдох – два шага вперед, выдох – два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе». |
«Наседка и цыплята» | Развитие групповой сплоченности, выразительности движений и речи, раскованности, воображения, произвольности. | Дети присаживаются на корточки лицом в круг, наклонив голову и прижав руки, согнутые в локтях, к телу. В центре сидит воспитатель, изображая наседку. Воспитатель говорит:
Первый цыпленок (к нему прикасается воспитатель) появился на свет и удивился: «Как просторно вокруг, а в скорлупке было так тесно!». (Ребенок поднимается и изображает этого цыпленка). Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел родиться первым, но его опередили. (Ребенок, на которого указывает воспитатель, передает состояние этого цыпленка). Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в яичной скорлупе, а тут так много места и всюду опасности. (Этот ребенок и следующие, выбранные дети изображают то настроение цыплят, которое описывает воспитатель.) четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: «Какой чудесный, какой яркий мир вокруг!» Пятому цыпленку, как только он родился, все было интересно, и он срезу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывать им в глаза, дотрагиваться до них. Шестой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало стыдно, что он всех задерживал. Далее воспитатель-«наседка» предлагает детям поискать червяка. |
«Колобок» | Развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи. | Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч – «Колобок». Тот, кому попадет «Колобок», должен сказать ему несколько слов или задать вопрос. Например: - Как тебя зовут?
После сказанной фразы ребенок передает «Колобка соседу или кому захочет. Как вариант можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, и дети должны обращаться к «Колобку» в этой роли. |
«Комплимен-ты» | Развитие коммуникативных навыков, выразительности речи. | Сидя в кругу, все берутся за руки. глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. Предупреждение:
|
«Если «да» – похлопай, если «нет» – потопай» (О.Хухлаева) кол-во играющих: двое или более.
| Развитие коммуникативных навыков, развитие слухового внимания. | Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно. «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее». «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним». «Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила». «Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась». «Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Максимом».
Комментарий:в конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат со ссорой, а ссоры делают человека одиноким, так как с ним никто не хочет разговаривать или играть. Ситуации можно подбирать из непосредственной жизни детей. Наверняка их будет немало. Эта игра наглядно демонстрирует эффективность и многофункциональность игровой деятельности вообще, так как в ней можно соединять, казалось бы, разные вещи. |
«Гнездышко» |
| Дети присели в кругу, взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команды: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не успел – ведущий. |
«Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые», О.Хухлаева, О. Хухлаев. Кол-во играющих: любое. | Развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков. | Дети представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т.д. Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке – в добрых волчат, а на левой – в злых зайчат. Им надо поговорить поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей. Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.
|
«Узнай по голосу» кол-во играющих: 5-20. | Развитие групповой сплоченности, развитие слухового восприятия. | Выбирают водящего, ему завязывают глаза. Дети становятся в круг (водящий – в центр круга) и идут вправо или влево, напевая: Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто назвал тебя, узнай. Во время движения ведущий-взрослый должен дотронуться до какого-нибудь ребенка. После окончания песенки этот ребенок зовет водящего по имени, изменив голос. Если водящий узнает ребенка и правильно назовет его имя, он становится водящим, а если нет – игра продолжается с тем же водящим. Комментарий: игра помогает детям лучше узнать друг друга. Эффективна в процессе адаптации детей к условиям детского сада. |
«Клубочек» кол-во играющих: группа детей. Необходимые приспособления:клубок ниток. | Развитие коммуникативных навыков. | Дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.
Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников. Ведущим может быть выбран и ребенок. Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья. |
«Зеркала» кол-во играющих: группа детей. | Развитие коммуникативных навыков и наблюдательности. | Выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим. Комментарий: необходимо помнить детям, что они – «зеркало» ведущего, т.е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он. |
«Поварята» кол-во играющих: группа детей. | Развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе. | Дети встают в круг – это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» – суп, компот, салат и т.д. каждый придумывает, кем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий – взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т.д. когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда». Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т.д. можно имитировать закипание, перемешивание. Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж. |
«Съедобное – несъедобное». |
Сплочение детского коллектива, раскрепощение детей. |
Дети садятся в круг. Водящий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Когда слово обозначает несъедобные предметы, мяч не ловится. Ребенок несправившийся с заданием, становится водящим, называет задуманное слово другому ребенку и бросает мяч. |
«Паровозик»
|
|
На роль ведущего – «паровозика» назначается ребенок по желанию. Остальные дети выстраиваются друг за другом, сцепляются руками и передвигаются вместе в направлении, которое выбирает «паровозик». Основная задача – следовать друг за другом, не разъединяясь. Если кто-то из детей отцепляет руки, то «паровозик» останавливается, «поезд» ремонтируют, а сломанный вагончик отправляется в «депо». |
«Кто позвал?”
|
| Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центр круга и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Ведущий: «Кто позвал тебя?» Ребенок, стоящий в кругу, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего. В процессе этой игры дети лучше узнают друг друга и запоминают имена. Игра способствует сближению ребят, развивает внимание, память, упражняет слуховой анализатор. |
«Иголочка и ниточка» |
| Участники игры становятся друг за другом. Первый – «иголочка». Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать. |
«Колечко» |
|
Дети стоят в кругу, а водящий внутри круга. Он держит в ладонях колечко, которое незаметно пытается передать кому-то из детей. Ладошками, сложенными в лодочку, водящий по очереди раскрывает ладошки детей. Дети внимательно следят за действиями водящего и своих товарищей. А тот, кому досталось колечко, не выдает себя. По сигналу водящего: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» – ребенок с колечком выбегает в центр круга и становится водящим. Если дети заметили у него колечко до сигнала, то не пускают в круг. И игру продолжает прежний водящий. |
«Летает – не летает» |
|
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает – дети поднимают руки. Если не летает – руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания, будут подниматься. Необходимо своевременно удержаться и не поднять рук, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался – платит фант, который в конце игры выкупается. |
«Час тишины и час «можно»» |
|
Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т.д. Замечание: «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
|
Игры на расслабление
«Слепой танец» | Развивать доверие друг к другу, снять излишнее мышечное напряжение. | «Разбейтесь на пары. Одному из вас глаза завяжут – он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку». В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук (1-2 минуты). Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению. |
«Аквариум» (Т.Зинкевич-Евстигнева), кол-во играющих: 1-2, не более.
| Снятие напряжения, развитие тактильной чувствительности. | В миску кладут 2-3 пуговицы и объясняют ребенку, что это аквариум, а пуговицы – рыбки. После этого предложите ребенку «опустить в аквариум» еще несколько «рыбок». Попросите его закрыть глаза, опустить руку в «аквариум» и найти «рыбок», которые жили в аквариуме изначально. Комментарий: когда ребенок научится узнавать «рыб», их количество можно увеличить. Взаимодействие с водой очень важно для саморазвития ребенка: таким образом он снимает напряжение и обогащает свой арсенал ощущений. В любом случае, дети очень любят возиться в воде, песке и т.д. |
«Хоровод» (В.М.Минаева), кол-во играющих: группа детей. | Снятие напряжения, развитие чувства общности, выразительности движений. | Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку. |
«Доктор Айболит» (В.М.Минаева), кол-во играющих: группа детей. | Снятие напряжения, развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, эмпатии. | Воспитатель или ребенок выполняет роль доктора Айболита. Остальные изображают больных обезьян. Доктор подходит к каждой обезьянке лечит ее, жалеет. После того, как доктор обойдет всех, обезьянки выздоравливают и радуются, что у них ничего больше не болит. |
«Мыльные пузыри» | Снятие напряжения, развитие воображения, выразительности движений. | Воспитатель или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды «Лопнули!» дети ложатся на пол. |
«Снеговик» | Снятие напряжения, развитие выразительности движений, воображения. | Все дети изображают снеговиков. По команде воспитателя «Наступила весна!» снеговики начинают таять. Дети расслабляют свое тело и постепенно опускаются на пол. |
«Спаси птенца» |
| «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!» |
Упражнения на релаксацию и дыхание
(Все перечисленные упражнения можно выполнять в группе,
сидя на коврике или за столами)
«Драка» (Это упражнение полезно и для тревожных, и для агрессивных детей). | Расслабить мышцы нижней части лица и рук. | «Вы поссорились. Вот-вот начнется драка. Сделайте глубокий вдох, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавив пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!» |
«Воздушный шарик»(Упражнение можно повторить 3 раза). | Снять напряжение, успокоить детей. | Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Сделайте вдох, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становиться все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарики не лопнули. А теперь покажите их друг другу». |
«Корабль и ветер»(Упражнение можно повторить 3 раза). | Настроить уставших детей на рабочий лад. | «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… а теперь шумно выдохните через рот, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!». |
«Подарок под елкой» | Расслабить мышцы лица, особенно вокруг глаз. | «Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание… Что лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь». После выполнения упражнения можно поговорить о том (если дети захотят), кто и о чем мечтает. |
«Дудочка» | Расслабить мышцы лица, особенно вокруг губ. | «Давайте поиграем на дудочке. Сделайте неглубокий вдох, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать и на выдохе попытайтесь вытянуть губы трубочкой. Затем начните с начала. Играйте! Какой замечательный оркестр!». |
Упражнения на расслабление мышц
Приведенные ниже упражнения рекомендованы
М.И.Чистяковой в книге «Психогимнастика». Они полезны
разным детям: тревожным, аутичным, агрессивным
«Петрушка прыгает» Этюд может сопровождаться музыкой Д.Кобалевского «Клоуны». | Обучение приемам саморасслабления. | Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой. Выразительные движения. Ноги согнуты в коленях, корпус наклонен вперед, руки висят вдоль тела, голова наклонена вниз.
|
«Сосулька» | Расслабить мышцы рук. | «Дети, я хочу загадать вам загадку: У нас под крышей Белый гвоздь висит. Солнце взойдет, Гвоздь упадет. В.Селиверстов. Правильно, это сосулька. Представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимите руки над головой, а на третью и четвертую – уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем…А теперь выступаем. Здорово получилось!» |
«Шалтай- Болтай» | Расслабить мышцы рук, спины, груди. | «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай» Шалтай-Болтай Сидел на стене Шалтай-Болтай Свалился во сне. С.Маршак. Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево: руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняем корпус тела вниз».
|
«Спящий котенок» Этюд может сопровождаться музыкой Р.Паулса «День растет, ночь настанет» (колыбельная).
| Расслабить максимальное количество мышц тела. | Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. |
Этюды на выражение основных эмоций
(Психогимнастика. М.И.Чистякова.)
«Золотые капельки».
Во время этюда звучит музыка Д.Христова «Золотые капельки». | Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое. | Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь. Выразительные движения. Голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены. |
«Цветок» | Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое. | Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем. Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается в след за солнцем. Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены. |
«Медвежата выздоровели» | Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое. | Заболели медвежата Тим и Том. К ним пришел доктор Зай. Он вылечил медвежат. И стало очень хорошо. Не болят больше животы у Тима и Тома. Выразительные движения. Положение сидя, ноги раздвинуты, тело отклонено назад, подбородок слегка приподнят, улыбка. |
«Вкусные конфеты», этюд сопровождается музыкой Т.Кассерна «Медовые конфетки». | Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое. | У девочки воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное. |
«Маме улыбаемся» | Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое. | Ведущий поет песенку «Маме улыбаемся» В. Агафонникова. Ой, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся – Вот так! Маме улыбаемся – Вот так! Дети слушают песню и повторяют движения, которые им показывает ведущий. 1-я строчка – хлопают в ладоши. 2-я строчка – разводят руки в стороны ладонями вверх. 3-я строчка – гладят по кругу свои щеки. 4-я строчка – опускают руки и улыбаются.
|
«Северный полюс» | Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое | У девочки Жени был волшебный цветик-семицветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя свой заветный цветик-семицветик, оторвала один из лепестков, подбросила его вверх и сказала: “Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели. Вели, чтобы я была на Северном полюсе!” И Женя тут же, как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна-одинешенька, оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов! (В.Каверин.) Выразительные движения. Колени сомкнуты так, что одно колено прикрывает другое; руки около рта; дышат на пальцы. |
«Король Боровик не в духе» | Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое | Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту. Шел король Боровик Через лес напрямик. Он грозил кулаком И стучал каблуком. Был король Боровик не в духе: Короля покусали мухи. (В.Приходько). |
«Таня- плакса» | Закрепление и воспроизведение различных эмоций. | Дети водят хоровод, в центре его Таня, и читают стихотворение: Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик.
Не утонет в речке мяч. (А.Барто). пока дети читают стихотворение, Таня горько плачет. Когда хоровод останавливается, Таня вытирает слезы и улыбается. |
«Поссорились и помирились» | Закрепление и воспроизведение различных эмоций. | Два ребенка изображают сначала поссорившихся детей. Выразительные движения. Двое детей стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе или за спиной. Затем помирившихся. Выразительные движения. Дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются. Звучит музыка Т.Вилькорейской. «Помирились». |
«Разные настроения» | Закрепление и воспроизведение различных эмоций. | Ох, как плачет малыш – Что медведь рычит. А смеется малыш – Что ручей журчит. А уж слезы текут – Будто дождик льет. Улыбается малыш – Будто солнце взойдет. Вот какой малыш – Сын мой. Ведущий читает стихотворение Еф. Юдина «Вот какой малыш», а ребенок изображает мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте. |
Коммуникативные игры
«Обзывалки» (Н.Кряжева) кол-во играющих: не менее двух, необходимые приспособления:мячик. | Развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций. | Детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Алешка – картошка», «А ты, Иришка – редиска», «А ты Вовка – морковка» и т.д. обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка – картинка», «А ты, Антошка – солнышко», - и т.д. Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.
|
«Динозаврики» (Н.Кряжева), кол-во играющих: 6-7.
| Снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов. | Дети, представляя себя “динозавриками”, делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики. Комментарий: игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям, обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что им захочется.
|
«Охота на тигров» (Е.Карпова, Е.Лютова), кол-во играющих: не менее 4-х, необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр). | Развитие коммуникативных навыков. | Дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10-ти.пока водящий считает дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
|
«Давай поговорим» кол-во играющих: два или больше. | Развитие коммуникативных навыков. | Играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать…(волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться. Эта игра полезна для замкнутых и застенчивых детей, так как в игровой форме учит ребенка не боятся общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт. На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый. Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей – ниже его. |
«Ладонь в ладонь» (Н.Клюева, Ю.Касаткина), кол-во играющих: двое или более; необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
| Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта. | Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т.д. Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т.д. играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.
|
«Радость и грусть» (И.Климина), кол-во играющих: любое. Необходимые приспособления: рисунки. | Развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей. | Дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда – радость и грусть – в зависимости от цветовой гаммы. Комментарий: основная задача взрослого – помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок они считают веселым, а другой – грустным. |
«Газета» кол-во играющих: четверо или кратное четырем. Необходимые приспособления: газета. | Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. | На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться – тогда расстояние между ними максимально сократится. Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед тактильным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а так же детей перенесших какие-то травмы. Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны встать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.
|
«Найди отличие» (Е.Лютова, Г.Монина) кол-во играющих: взрослый + ребенок (группа детей). Необходимые приспособления: лист бумаги, карандаш (и). | Развитие коммуникативных навыков. | Ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок взрослому. Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения – они меняются ролями. Комментарий: если в игре принимают участие несколько детей, их можно расположить по кругу и предложить меняться рисунками, пустив их по кругу, пока листок не вернется к хозяину. В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в быстром так и в медленном темпе. После завершения игры рисунки складываются на столе или на полу. Взрослый предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему рисунок, что именно нравится (или не нравится), что бы он хотел убрать (добавить) и т.д. |
«Пес Барбос» кол-во играющих: 6-8. Необходимые приспособления:платок. | Развитие произвольности, самоконтроля. | Выбирается ребенок, который будет “собакой”. Он завязывает глаза и уши платком, сворачивается в клубок и делает вид, что спит. Остальные дети должны тихонько проходить мимо него. Неожиданно «собака» просыпается и с лаем ловит побеспокоивших детей. Пойманный становится «собакой». Комментарий: игра проходит шумно и интересно. Взрослому не стоит сдерживать эмоциональные порывы детей, дайте им повеселиться вдоволь. Такой выплеск поможет детям через полчаса сосредоточится на занятиях. |
«Растущие цветы» кол-во играющих: группа. Необходимые приспособления: Музыкальные инструменты, 2-3 больших бумажных цветка. | Укрепление уверенности в себе, стимулирование стремления к лидерству. Развитие наблюдательности. | Один ребенок играет на музыкальном инструменте, остальные слушают. Одновременно взрослый, спрятавшись, за высоким предметом мебели, начинает поднимать цветок. Когда музыка стихает, цветок перестает расти, при быстрой и громкой музыке он растет быстрее. Если цветок не может уже расти дальше, все начинают танцевать вокруг него или изображают его увядание. Если одновременно играет два инструмента, можно использовать два цветка. Комментарий: когда детям станет ясна суть игры, взрослого может заменить ребенок. После игры с детьми проводится беседа. У ребенка-цветка можно спросить, под какие звуки ему хотелось расти, а под какие – нет. у ребенка-музыканта можно спросить, хотелось ли ему, чтобы цветок рос, если нет, то почему. В процессе игры взрослый должен пытаться комментировать темп роста цветка, предлагать те или иные версии поворота сюжета. Например,: если цветок долго не растет, взрослый должен обратить внимание детей на звуки, а затем на то, что, вероятно, ему не нравится или что ему грустно. Можно попросить всех детей вместе с музыкантом помочь цветку подрасти. Игра стимулирует детей к пониманию чувств другого человека, развивает чувство эмпатии, желание помочь при необходимости. |
«Дотронься…» кол-во играющих: 6-8 человек; необходимые приспособления: игрушки. | Развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов. | Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до… (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т.д.)». кто не нашел необходимого предмета – водит. Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием, с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.
|
Комплекс гимнастических упражнений
«Бэби – йога»
Сейчас мы займемся гимнастикой.
Лягте на пол. Руки лежат вдоль тела ладонями кверху, пальцы полусогнуты, носки ног разведены. Головку поверните на бок. Рот чуть-чуть откройте, язычок прижмите к верхнему ряду зубов, как будто говорите букву «Т». Глаза закройте. Полежите немного, послушайте музыку, постарайтесь ни о чем не думать, ровно красиво дышите – вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. 1 минута. (Музыка). Представьте себе голубое небо, белые облака, тепло, приятно, уютно. Откройте глаза.
А сейчас мы с вами поприветствуем солнце, яркое, золотое. Встаньте на колени, выпрямите спину в струну, головку слегка поднимите, руки сложите вместе. Дышите ровно и глубоко.
Вдох, прогнитесь спиной и поднимите пуки вверх – выдох. Опустите руки на пол – вдох. Правую ножку назад – выдох, левую рожку назад – вдох. Прогнули спинку – вдох – выдох. Легли на живот. Правую ногу подержали – вдох, левую ногу подержали – выдох. Прогнули спинку – вдох – выдох.
Сложи руки ладошками вместе перед грудью. Здравствуй, Солнце! Скажем все вместе: «Здравствуй, Солнце!»
А теперь ляжем на спину. Будем глубоко дышать. Вдох – выдох, вдох – выдох. Ни о чем не думаем, отдыхаем (музыка 30 сек.). повернулись на бок, поджали ножки к груди и обхватили их руками. Лежим, дышим, думаем только о приятном: о зеленой травке, божьей коровке, бабочке, ромашке…Дышим ровно, спокойно…
Сели, руки на пол, голову тоже наклонили к полу, попробуем медленно подняться и встать на голову. Не бойтесь, это не страшно, не торопитесь, у кого не получится, ничего, в другой раз обязательно выйдет.
А сейчас сядем, согнем ножки друг у другу, сложим ручки ладошками к груди. Вы стали похожи на красивый цветок лотос, белый, стройный, нежный, спинку выпрямили, головку подняли, подбородок вверх. Хорошо, молодцы, ровно, красиво дышим как будто нюхаем этот цветок…
Легли на спину, расслабились, руки и ноги лежат свободно, дышим четко, четко – вдох – выдох, вдох – выдох. Хорошо! Потянулись сладко, попробуйте зевнуть. Возьмите себя руками за бока, поднимайте медленно ноги и постарайтесь встать на лопатки. Держите ноги прямо, подбородок нажимает на грудь. Чувствуем, как улучшается наше состояние. Вы чувствуете себя хорошо!
Закиньте ноги за голову. Поднимитесь и сделайте мостик. А сейчас превратимся в колесо – встаньте на руки и ноги, выгнитесь. Вот такое колесо получилось. Молодцы!
Ляжем на спину, вытянем руки и ноги, расслабились. Закроем глаза. Вдохнем глубоко-глубоко… - выдохнем глубоко (повторить вдох-выдох 3 раза).
Давайте превратимся в рыбку. Ляжем на спину, выпятим грудь, уберем руки под спину, выгнемся, дышим глубоко, ровно, спокойно 30 сек. Вы рыбки в воде, дышите глубоко и ровно.
Теперь снимем всю усталость, ляжем ровно. Уберем руки за голову, сядем. Руки вверх и наклоняемся вперед – вдох, руки вниз – выдох, вверх – вдох, вниз – выдох…вдох – выдох…Спасибо, Солнце!
Все вместе: «Спасибо, Солнце!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по снятию тревожности
Игры и упражнения по снятию тревожности...
Картотека игр и упражнений на снятие тревожности
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста....
Игры и упражнения для снятия тревожности у детей
вВ данной статье предложены угры и упражнения для родитей для снятия тревожности у детей...
Групповые упражнения для снятия тревожности
Примеры игр для снятия тревожности у детей...
Игры и упражнения на снятие тревожности и психоэмоционального напряжения.
Использование занятий с детьми в форме игр и тренингов формируют навык преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывабщих тревогу....
Психокоррекционные упражнения на снятие тревожности и агрессии у детей.
Психокоррекционные упражнения...
Игры и упражнения на снятие тревожности
Основная цель данных игр и упражнений- это снятие тревожности у ребенка,выработка уверенности в своих силах...