РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (подготовительная группа)
рабочая программа (подготовительная группа)

Рыжкова Ольга Владимировна

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайловой, образовательной программы ДОО -  в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста.   Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад №9 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района

Принято:                                                                                           Утверждено:

на педагогическом совете                                                             заведующей структурного

структурного подразделения                                                        подразделения «Детский сад

«Детский сад №9 комбинированного вида»                               №9 комбинированного вида»

Протокол № 5 от 24 августа 2017 г.                                                                        /Н.И. Фоменкова/                                

                                                                                                           Приказ № 67         от 28 августа 2017 г.

                                                                                                                                     

                                                                                 

Рабочая программа

совместной деятельности педагога

с детьми в соответствии с ФГОС ДО

 в подготовительной к школе

логопедической группы с ФФНР

на 2017-2018 учебный год

воспитателя Рыжковой О.В.

г. Рузаевка

 

Содержание программы

№п/п

Содержание

Страницы

I.

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры,   педагогическая   диагностика

8

II.

Содержательный раздел

10

2.1

Учебный план ООП ДО в подготовительной к школе логопедической группе № 10 МБДОУ «Детский сад №9»    

10

2.2

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной  деятельности  в  группе

12

2.3

Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе

17

2.4

Взаимодействие с семьей

19

2.5

Планирование работы с детьми в группе

19

2.6

Модели организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками

20

2.7

Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками

21

2.8

Содержание коррекционной работы

22

III.

Организационный

28

3.1

Оформление предметно-пространственной среды

28

3.2

Режим дня, структура образовательной деятельности

34

3.3

Перечень методических пособий

35

           

            I.   Целевой раздел.

 1.1 Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайловой, образовательной программы ДОО -  в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста.   Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы.

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:      

* социально-коммуникативное развитие

* познавательное развитие

* речевое развитие

* художественно – эстетическое развитие

* физическое развитие.

Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного  взаимодействия взрослого с детьми.

Цель программы: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:

‒ укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

‒ целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;

‒ обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;

‒ развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

‒ развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

‒ пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания

включаться в творческую деятельность;

‒ органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с

изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;

‒ приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;

‒ приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

Самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей  программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

  Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

С 6 до достижения школьного возраста

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.,

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются худо­жественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют конструктивные основные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности  детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь.

В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.2 Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры,   педагогическая   диагностика.

  • Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
  • ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,  интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными

представлениями из области живой природы, естествознания, математики,

истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Педагогом анализируются полученные результаты педагогических действий, выявляются недостатки, их причины для дальнейшего планирования деятельности.

II. Содержательный раздел.

2.1 Учебный план ООП ДО в подготовительной к школе логопедической группе № 10 МБДОУ «Детский сад №9».

Название направления развития

Виды детской деятельности

Формы образовательной деятельности

Продолжительность, количество в неделю.

        Согласно

возрасту  детей.

1. Физическое развитие.

Двигательная.

Коммуникативная.

Музыкальная.

Познавательно-исследовательская.

Подвижные дидактические игры.

Подвижные игры с правилами.

Игровые упражнения.

Соревнования.

Гимнастика.

Сюжетные игры.

Игры с правилами.

Закаливающие процедуры.

Физкультурные праздники и досуги.

Спортивные игры.

3р. в неделю по 30мин

2. Речевое развитие.

Коммуникативная.

Музыкальная.

Восприятие художественной литературы.

Познавательно-исследовательская.

Изобразительная

двигательная.

Беседа,  рассматривание картин, иллюстраций.

Речевая ситуация.

Составление и отгадывание загадок.

Ситуативный разговор.

Сюжетные игры.

Игры с правилами.

Чтение.

Обсуждение.

Разучивание, слушание,

театрализация,

драматизация.

2р. в неделю по 30 мин

1р. в 2 недели

3. Познавательное развитие.

Познавательно-исследовательская,

коммуникативная.

Конструктивно-модельная,

Изобразительная.

Развитие математических представлений,

сенсорное развитие.

.

Экскурсии.

Наблюдение.

Решение проблемных ситуаций.

Экспериментирование.

Коллекционирование.

Моделирование.

Реализация проекта.

Игры с правилами.

Дидактические и развивающие игры.

Слушание, заучивание, отгадывание  загадок, викторины.

2 р. в неделю по 30 мин

1р. в две недели по 30 мин

2р. в неделю по 30 мин

4. Художественно-

эстетическое развитие.

Продуктивная,

познавательно-исследовательская.

Восприятие художественной литературы.

Музыкальная.

Изобразительная.

Коммуникативная.

Игровая.

Рисование

Лепка

Аппликация

1 р. в неделю (30 мин)

1 р. в неделю (30 мин)

1 р. в 2 недели (30 мин)

5. Социально-коммуникативное развитие.

Коммуникативная, (общение и взаимодействие со взрослыми).

Игровая.

Трудовая.

Познавательно-исследовательская.

Музыкальная. Двигательная.

Беседа.

Речевая ситуация.

Составление и отгадывание загадок.

Ситуативный разговор.

Сюжетные игры.

Игры с правилами.

Совместные действия.

Дежурство.

Поручение.

Реализация проекта.

Праздники, досуги.

Театрализация, драматизация. Коллективный труд.

Игровые и бытовые проблемные ситуации.

 

 

2.2 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической     группе.

Направление развития

Методические пособия

Наглядно-дидактические пособия

Рабочие тетради.

1. Физическое развитие.

  • Физическая культура в подготовительной группе детского сада / Л.Д. Глазырина. - М.: Владос, 2005.
  • Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Голицына. - М.: Скрепторий,
  • Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет / Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина. - М.: Владос, 2003.
  • Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении / А.П. Щербак. - М.: Владос, 1999.
  • Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. - М.: Владос, 2002.

Серия Мир в картинках: Спортивный инвентарь. Зимние виды спорта

Береги здоровье. Комплект карточек. В. Шипунова. Карапуз, 2014

------

2. Речевое развитие.

  • Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1985.
  •  Грамматические игры в детском саду: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных учреждений / Сост. Г.И. Николайчук. - Ровно, 1989.
  • Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1993.
  • Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. - М.: Просвещение, 1991.
  • Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 6-7 лет. М., 2010.
  •  Аджи А.В. Т.Ц. Учитель. Воронеж 2005.
  • Колесникова Е.В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю читать». – Изд. 3-е, перераб. – М.:  Издательство «Ювента», 2012

Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 4—7 лет. Наглядно-дидактическое пособие. ФГОС. В. Гербова Мозаика-Синтез, 2014 г.

Опорные схемы для составления описательных рассказов. Волкова Ю. С., Черткова Л. В. Сфера, 2013 г. Развитие речи в картинках. Живая природа. Сфера, 2013г. Развитие речи в картинках: занятия детей (животные) О. Ушакова. Сфера, 2013 г. Развитие речи в картинках: занятия детей (дети) О. Ушакова. Сфера, 2013 г.

3. Познаватель-ное развитие.

  • Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. М.,2007
  • Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми -6-7 лет.
  • Логика и математика для дошкольников / Автор-сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая / (Библиотека программы «Детство»). - СПб.: Акцидент, 1997.
  • Математика от трех до шести. / Сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. - СПб.: Акцидент, 1996.
  • Михайлова З.Л. Игровые задачи для дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1999.
  • Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство» / Сост. и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. - СПб.: Детство-Пресс, 2008.
  • Новикова В.П. Математика в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  • План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду / Под ред. З.А. Михайловой. - СПб.:

Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет / Под ред. О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1991.

  • Е. В. Колесникова. Математика для детей 6-7 лет. М.: ТЦ Сфера,.
  • О.В. Бурляева

"Мы в Мордовии живем: региональный модуль дошкольного образования", Саранск, МГПИ,  2015г.

  • О.В. Бурляева; "Детям о Мордовии" Методическое пособие. Саранск, МГПИ, 2015г.
  • Правила дорожного движения. Компакт-диск для компьютера: Слайд-презентации. Дидактический материал. Авторы-составители: Веляева Г. Л.Мартынова Е. А. Учитель, 2015
  • Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет; Автор: Т. Шорыгина; Сфера; 2009г.
  • Азбука пешехода: для дошкольников и детей начального школьного возраста.- М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. – 60 с.
  • Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с  дошколятами и школьниками /Текст/ Авт. Сост. М.С. Коган. – 2-е ид.,  стер. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007. – 256 с. – (Сценарии игр  

         и праздников).

Серия Мир в картинках: Автомобильный транспорт. Арктика и Антарктика. Бытовая техника. Деревья и листья. Домашние животные. Домашние птицы.

Животные—домашние питомцы. Животные жарких стран. Животные средней полосы. Космос. Морские обитатели. Насекомые. Овощи. Рептилии и амфибии. Фрукты. Цветы. Ягоды лесные. Ягоды садовые. Рассказы по картинкам. Зима. Рассказы по картинкам. Осень. Рассказы по картинкам. Весна. Рассказы по картинкам. Лето.

4. Художес

твенно-эстетическое развитие.

  • Цветные ладошки. / И.А.Лыкова. - М., 2007.
  • Гурович Л., Береговая Л., Логинова В. Ребенок и книга. - СПб., 1996.
  • Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой. - М., 2010.
  • Левчук Е.А. Грамматика в сказках и историях – С.-П., «Детство-Пресс», 2003.
  • Поляк Л.Я. Театр сказок. Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – С.-П., «Детство – Пресс», 2003.
  • Белоусова Л.Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей. – С.-П., «Детство-Пресс», 2005.

Серия Мир в картинках: Филимоновская народная игрушка. Городецкая роспись по дереву. Полхов-Майдан. Каргополь — народная игрушка. Дымковская игрушка. Хохлома. Гжель. Музыкальные инструменты.

--------

5. Социально-комуникатив

ное развитие.

«Дружные ребята» / Р.С. Буре и др. - М.: Просвещение, 2002.

  • «Одаренный ребенок» / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др. - М., 1995.
  • «Я-ТЫ-МЫ» / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина- М: Просвещение, 2008.
  • Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. 
  • Шипицына Л.М.,  Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб.: «Детство-пресс», 2000.
  • Белоусова Л.Е. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть! – С. П., «Детство – Пресс», 

Дорожные знаки: Для работы с детьми 4-7 лет. Бордачева И. Ю. Мозаика-Синтез, 2014г. Мир в картинках. День Победы. Рассказы по картинкам. Великая Отечественная война в произведениях художников.

Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка. Дидактический материал в картинках. Шестернина Н. Л. Издательство: Школьная пресса, 2011 г. Безопасность на дороге. Сложные ситуации. Комплект карточек. В. Шипунова. Карапуз, 2014 г. ОБЖ. Опасные предметы и явления. Комплект карточек В. Шипунова. Карапуз, 2014г.

---------

2.3 Формы, способы, методы и средства реализации программы в подготовительной к школе логопедической группе.

Направление развития

формы реализации программы

совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьей

Физическое развитие

подвижные и спортивные игры, досуги, утренняя гимнастика, физкультминутки, спортивные праздники, дни

 здоровья, проектная деятельность, прогулка в

двигательной активности, гимнастика,

НОД «Физическое развитие»

самостоятельная двигательная деятельность, прогулка в двигательной активности

спортивные праздники, дни здоровья, проектная деятельность, досуги

Физическое развитие модуль «Здоровье»

игровая и проектная деятельности, проблемно- игровые, образовательные и поисковые ситуации, чтение художественной литературы, беседы, дидактические и

подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультминутки, спортивные праздники, дни здоровья, гимнастика Воробьева

игровая деятельность, рассматривание картинок и иллюстраций

досуги, спортивные праздники, дни здоровья

Речевое развитие

дидактические игры, беседы, проектная, игровая и театрализованная деятельности, проблемные и образовательные ситуации, беседы, сюжетно-ролевые игры, досуги, восприятие художественной литературы и фольклора, творчески- речевая деятельность

игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры

проектная деятельность, досуги, театрализация, творчески-речевая деятельность

Речевое развитие модуль «Чтение художественной литературы»

восприятие художественной литературы и фольклора, беседы, проблемно-игровые ситуации, проектная, игровая, творческая и театрализованная деятельности, сюжетно- ролевые игры, досуги, творчески-речевая деятельность

игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры

проектная деятельность, досуги, театрализация, творчески-речевая деятельность

Познавательное развитие

развивающие и дидактические игры, экспериментирование

игровая деятельность, конструирование

досуги, проектная деятельность

Познавательное развитие региональный модуль

восприятие художественной литературы и фольклора, беседы, проблемно-игровые ситуации, проектная, игровая, досуги

познавательно- исследовательская деятельность

досуги, проектная деятельность

Художественно- эстетическое развитие модуль «ИЗО»

рисование, лепка, аппликация, ручной труд, восприятие произведений изобразительного искусства, проектная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, творческая и театрализованная деятельности, досуги

игровая деятельность

проектная деятельность, досуги, театрализация, творчески-речевая деятельность

Художественно- эстетическое развитие модуль «Музыка»

музыкальное восприятие, исполнительство и творчество, досуги, подвижные и дидактические игры, праздники, концерты детской филармонии, музыкальные гостиные, проектная, игровая и театрализованная

 деятельности,  НОД «Музыка»

музыкальное восприятие, исполнительство, игровая деятельность

досуги, праздники, концерты детской филармонии, музыкальные гостиные, проектная и театрализованная деятельности

Социально- коммуникативное развитие модуль «Ребенок входит в мир социальных отношений»

игровая деятельность, проблемно-игровые, образовательные ситуации, проектная деятельность, чтение художественной литературы, сюжетно- ролевые игры, театрализация, досуги

игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры

проектная деятельность, досуги, театрализация

Социально- коммуникативное развитие модуль «Безопасность»

проблемно-игровые, образовательные, познавательные ситуации, наблюдения, игровая и проектная деятельности, чтение художественной литературы, беседы, досуги, сюжетно-ролевые игры

игровая деятельность, труд в природе, сюжетно-ролевые игры

проектная деятельность, досуги

Социально- коммуникативное развитие модуль «Труд»

трудовая деятельность, игровая и проектная деятельности, труд в природе, чтение художественной литературы, беседы, трудовые поручения, досуги, сюжетно-ролевые игры, театрализация

игровая деятельность, труд в природе, сюжетно-ролевые игры, трудовые поручения

проектная деятельность, досуги, театрализация

2.4  Взаимодействие с семьей.

Номер

     Содержание работы

Срок

Ответственный.

1

Родительское собрание №1

Родительское собрание №2

Родительское собрание №3

Сентябрь 2017г.

Декабрь 2017г.

Апрель 2018г.

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

2

Консультации

Беседы

Раз в неделю

по желанию родителей

Воспитатели

3

Анкетирование

3-4 раза в год

Воспитатели

4

Выставки поделок

Сезонные;(3 раза в год),

Тематические (праздники)

Воспитатели

5

Мастер-класс

2 раза в год

Воспитатели

6

Субботник с родителями: «Строительство снежных построек на участке»

1 раз

Воспитатели

7

Праздники и совместные развлечения

1раз в месяц

Воспитатели

Музыкальный руководитель

2.5 Планирование работы с детьми в подготовительной к школе логопедической группе.

Перспективное планирование по направлению развития, календарное и тематическое планирование находится в группе.

2.6  Модели организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками в подготовительной к школе логопедической группе.

№ п/п

Образовательные области

Совместная деятельность

1

Физическое развитие

*Прием детей на воздухе в теплое время года

*Утренняя гимнастика

*Закаливание в повседневной жизни

*Физминутки на занятиях

*Физкультурные занятия

*Прогулка в двигательной активности

*Гимнастика после сна

 *Физкультурные досуги

2

Познавательное развитие

*Занятия познавательного цикла

*Дидактические игры

*Наблюдения

*Беседы

*Экспериментирование

*Интеллектуальные досуги

*Индивидуальная работа

3

Речевое развитие

*Чтение художественной литературы

*Беседы

*Обсуждения прочитанного

*Инсценирование литературного произведения

*Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного

4

Социально- Коммуникативное развитие

*Утренний прием детей, индивидуальная работа

*Утренний круг

*Совершенствование культуры поведения за столом

*Дежурства в столовой, природном уголке

 *Совершенствование навыков культуры общения *Театрализованные игры

*Сюжетно-ролевые игры

5

Художественно- эстетическое развитие

*Занятия по музыкальному и воспитанию и изобразительной деятельности

*Экскурсии в природу

*Музыкальные досуги

*Прослушивание классической музыки и детских песен отечественных композиторов

2.7 Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.

 Климатические особенности: При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Республика Мордовия – средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д. Основными чертами климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето. В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе. Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов: холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности; летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня.

 Демографические особенности: Анализ социального статуса семей выявил, что в подготовительной к школе логопедической группе № 10 воспитываются дети из полных семей-9, из неполных -2, многодетные семьи -4.

 Национально – культурные особенности: Этнический состав воспитанников группы: русские, мордва, а также есть дети смешанных браков, но основной контингент – дети из русских семей. Обучение и воспитание осуществляется на русском языке. Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Республики Мордовии. Знакомясь с культурными ценностями и достопримечательностями республики и родного края, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях.

III. Организационный.

3.1 Оформление предметно-пространственной среды.

Предметно - развивающая образовательная среда группы.

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошкольного образования. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, создаваемая в образовательной организации  с учетом ФГОС ДО, и учетом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, должна обеспечить условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.  

          Среда в нашей образовательной организации выполняет различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная среда должна имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда стала не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка необходимо продолжать пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

           -максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

          -наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

           -охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

           - возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; двигательную активность детей, а также возможность уединения.

Правильно созданная  предметная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор  деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

    Материалы и оборудование должны создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

          При создании предметной среды мы руководствовались следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:

  - полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющее образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;

трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. представляет возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;

  - вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;

  - насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

   - доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

    - безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям.

          Исходя из всех требований основная задача ДО: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким наглядным материалом и современные технологии

        Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

  • зона умеренной активности: «Центр познания»; «Центр книги»; «Центр природы»; «Центр занимательной математики»;
  • зона средней активности: «Центр конструирования»; «центр безопасности»; «Центр ИЗО-деятельности»
  • зона повышенной активности: «Центр двигательной активности»; «Центр музыки»; «Центр театра»; «Центр игры»; «Центр дежурства».

В подготовительной группе создана содержательная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная предметно-пространственная среда.

п/п №

Микро-зона, центр

Оборудование и примерные наименования

1

 «Центр познания»

  • Лото, домино в картинках.
  • Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии).
  • Иллюстрации предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и т.д.).
  • Мелкая геометрическая мозаика.
  • Числовой ряд.
  • Двухполосные карточки для математического развития.
  • Наборное полотно.
  • Логико-математические игры.
  • Картинки с изображением частей суток и их последовательности.
  • Наборы разрезных и парных картинок.
  • Чудесный мешочек.
  • Полоски различной длины, ширины.
  • Игры для интеллектуального развития.
  • Настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания.
  • Счетные палочки.
  • Карточки с изображением предметов, изготовленных из различных материалов.
  • Контурные и цветные изображения предметов.
  • Пазлы.
  • Тетради в клетку.
  • Циферблат часов.
  • Магнитная доска.

2

«Центр музыки»

  • Музыкальные игрушки (бубен, шумелки, металлофон).
  • Набор шумовых коробочек.
  • Аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений.

3

«Центр речевого развития»

  • Дидактические наглядные материалы.
  • Предметные и сюжетные картинки и др.
  • Книжные уголки с соответствующей возрасту литературой.
  • «Чудесный мешочек» с различными предметами.
  • Схемы звукового состава слов, состоящие из клеток.
  • Наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам».
  • Схемы, модели слов и предложений, дидактические игры по обучению грамоте, касса букв с цветовым обозначением гласных, согласных, твердых и мягких звуков.
  • Картинки с изображением последовательности событий (иллюстрации к сказкам).
  • Карточки с буквами.

4

 «Центр безопасности»

  • Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры).
  • Макет улицы. 
  •  «Светофор».
  • Энциклопедии, дидактические игры, пособия, содержащие знания по валеологии.
  • Дидактические игры «Умные стрелки», «Транспорт», «Собери знак» и т.д.
  • Иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты.
  • Маршруты движения детей в сад.
  • Наглядно-дидактические пособия (из серии «Транспорт»).

5

«Центр творчества» 

(конструирование и ручной труд).

 Материалы для конструирования:

  • Строительные наборы с деталями разных форм и размеров.
  • Фигурки людей и животных для обыгрывания.
  • Тематические конструкторы.
  • Настольный конструктор «Лего».
  • Образцы построек разной сложности

Материалы для ручного труда:

  • Бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.).
  • Вата, поролон, текстильные материалы (ткань, веревочки, шнурки, ленточки и т.д.).
  • Подборка бросового материала (коробки, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки, фантики и фольга от конфет и др.).
  • Природные материалы (шишки, желуди, различные семена, скорлупа орехов, яичная и др.).

Инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей.

Схемы последовательного изготовления поделки

Материалы для изодеятельности:

  • Произведения живописи.
  • Мольберт.
  • Наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки. Гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.
  • Индивидуальные палитры для смешения красок.
  • Кисточки – тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски.
  • Бумага для рисования разного формата.
  • Салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду, для осушения кисти, салфетки для рук.
  • Губки из поролона.
  • Пластилин, доски для лепки.
  • Стеки разной формы.
  • Розетки для клея.
  • Подносы для форм и обрезков бумаги.
  • Большие клеенки для покрытия столов.
  • Печатки для нанесения узора.
  • Мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме.
  • Произведения народного искусства.
  • Выставка работ детского творчества.

6

Книжный уголок

1.Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки.

2.Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад» и т.д.

7

«Физкультурно-оздоровительный центр»

  • Оборудование для ходьбы: дорожки массажные (для профилактики плоскостопия).
  • Оборудование для прыжков: обруч цветной, палка гимнастическая, скакалки.
  • Оборудование для катания, бросания, ловли: мячи резиновые разных диаметров, мяч-шар надувной.
  • Атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны, эмблемы).
  • Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, платочки, кубики, ленты.
  • Кегли, кольцебросы.
  • Оборудование к спортивным играм (бадминтон, хоккей, городки).

8

«Центр театра»

  • Разные виды театра (настольный, на ширме, пальчиковый, перчаточный, бибабо).
  • Маски, шапочки.
  • Декорации, театральные атрибуты.
  • Фланелеграф.
  • Аксессуары сказочных персонажей.
  • Наглядно-дидактические пособия «Герои сказок» и т.д.

9

«Центр игры»

  • Сюжетные игрушки.
  • Игрушки транспортные разного вида.
  • Игрушки, изображающие предметы труда и быта.
  • Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», «больница», «Мастерская», «Гараж»).
  • Игрушки-животные.
  • Куклы.
  • Набор посуды.

        Разграниченные зоны (кукольный уголок, кухня, салон красоты, магазин, больница, почта и т.д.).

10

«Домашняя зона»

  • Диваны, кресла.
  • Журнальный столик.
  • Фотоальбом.
  • Любимые детские игрушки.

11

«Центр природы»

  • Комнатные растения.
  • Познавательная природоведческая литература.
  • Иллюстрации с изображением признаков сезона.
  • Растения, требующие разных способов ухода.
  • Календарь природы.
  • Инвентарь для ухода за растениями.
  • Зимний огород (луковицы, крупные и мелкие семена).
  • Иллюстрации растений различных мест произрастания.
  • Картинки с изображением цветов.
  • Иллюстрации с изображением животных.
  • Иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод).
  • Дидактические игры на природоведческую тематику.
  • Энциклопедии на природоведческую тематику.

12

«Центр краеведения»

1. Видеофильмы, презентации.

  • Иллюстрированные книги на, книги о родном городе, фотографии, символы.
  • Мини-музеи, выставки изделий народных промыслов и ремесел Мордовии.
  • Универсальные макеты («изба»).
  • Фотогалерея «Фото-охота по нашему городу».
  • Коллекции, связанные с образами родного города (фотографии, символы, открытки; календари и пр.).
  • Символика города: флаг, герб и т.д.
  • Макеты «Животные нашего леса», «Лес», «Птицы», «Водоем» для ознакомления детей с природной зоной города.
  • Куклы в мордовских костюмах.
  • Художественная литература: стихи о родном городе, народные мордовские сказки.
  •  Образцы декоративно-прикладного искусства.
  • Дидактические игры по региональному компоненту.

      3.3  Перечень методических пособий.

№ п/п

Направление развития

Программа

Технологии и методики

1

Речевое  развитие

Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др.

ТЦ Сфера, 2006

Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей. В.В. Герова. М. Просвещение 2002

2

Познавательное развитие

Программа «Юный эколог» С.Н.Николаева

Издательство: «Мозаика-Синтез», 1999 г.

Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Часть 2. ФГОС.

3

Познавательное развитие

Программа «Конструирование   и художественный   труд   в   детском   саду»

Л.В. Куцакова

Издательство: «ТЦ Сфера», 2005

Игрушки и подарки из природного материала Автор: И. Лыкова;

Цветные ладошки; 2015г.

Коллаж из бумаги. Детский дизайн

Автор: И. Лыкова Е. Максимова;

Цветные ладошки;

2015г.

4

Художественно-эстетическое развитие

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки" Автор: И. Лыкова Цветной мир, 2011 г.

Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие
Автор: И. Лыкова

Цветной мир, 2011

5

Художественно-эстетическое развитие

«Театрализованная деятельность в детском саду». М. Д. Маханева.

Дошкольник и рукотворный мир. Пед. технология. / М.В. Крулехт. –

СПб.: 2Детство-Пресс, 2003.

13

Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет.- Спб.: Мозаика-ситез, 2010.

6

Социально-коммуникативное развитие

Программа «Я, ты, мы»

О. М. Князева, Р. Б. Стеркина

Просвещение, 2005.

Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.

7

Социально коммуникативное развитие

Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования

Редакторы: Т.БабаеваА.Гогоберидзе

О. Солнцева; "Детство-Пресс"2014 г.

Технология сюжетно-ролевой игры

Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Как играть с ребёнком» Москва «Академический Проект» 2001 г.

Технология обучения детей в проблемно-игровых ситуациях Михайлова З.А. , Чеплашкина И.Н. Математика – это интересно Санкт – Петербург «Детство-Пресс» 2002г.

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей В.В. Воскобович, Харько Т.Г. «Сказочные лабиринты игры»

8

Физическое развитие

Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования

Редакторы: Т.БабаеваА.Гогоберидзе

О. Солнцева; "Детство-Пресс"2014

Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста

Н.Н. Ефименко

Издательство: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999

 «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» О.Н. Моргунова В..2005г.

  «Занимательная физкультура для дошкольников» К.К. Утробина М. 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа подготовительной группы по программе "От рождения до школы" ФГОС

Разработа по ФГОС. Содержит планирование по 5 образовательным областям....

Рабочая программа подготовительной группы в соответствии с программой «От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой.

Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и ф...

Рабочая программа подготовительной группы (6-7лет) срок реализации программы 2017-2018 уч. г.

Эта медадическая разработка, поможет р работе с детьми подготовительной к школе группы, работающих по программе "От рождения до школы"......

Рабочая программа подготовительная группа составленная на основе программы "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, в соответствии с Федеральным государственным образовательным...

Рабочая программа подготовительной группы по программе "Радуга"

Рабочая программа разработана в соответствии   с пунктом 6 части 1 статьи Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Данная рабочая...