Игры и упражнения для детей с ограниченными возжожностями здоровья, направленные на развитие познавательных процессов.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Одной из главных задач в деятельности ДОУ является развитие познавательных процессов. Поэтому приоритетным направлением в работе коллектива ДОУ является осуществление комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими диагнозы: «задержка психического развития», «общее недоразвитие речи».
Цель коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога -подготовка к школе детей с ОВЗ (повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального).
Подготовка к школе ребенка с ОВЗ осуществляется с целью помочь ему на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения. Формирование дошкольных знаний и представлений, а также способов деятельности рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребенка и воспитания у него положительных качеств личности.
При подготовке к школе детей с ОВЗ педагогами ДОУ ставятся общие задачи:
- создание ребенку с ОВЗ возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
- обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
- коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
- стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, коммуникативной, художественное творчество);
- профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
Коррекционно-развивающее воспитание и обучение предполагает коррекцию не только в области формирования познавательных процессов, но и личности детей в целом. В связи с проблемами в развитии познавательных процессов, у детей данной категории возникает необходимость разработки комплексного плана коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных процессов у детей с ОВЗ. В своём плане мы совместили в соответствии с целями и задачами: игры, упражнения, занятия, психогимнастику, методы кинезиологии, комплексы коррекционно-развивающих упражнений по развитию познавательных процессов с детьми с ОВЗ.
В ходе работы педагогом учитываются психовозрастные, познавательно - речевые особенности своих воспитанников. В связи с этим предлагаемые на фронтальных и индивидуальных занятиях задания, подбираются с учетом принципа доступности, а также поэтапного формирования умственных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no4.docx | 42.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 4
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Развитие восприятия, внимания, памяти и мышления у детей с ЗПР - важнейшая составная часть его общего психического развития. В свою очередь речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Устойчивое внимание играет важную роль в познании ребенком окружающей действительности и во всей его практической деятельности. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что больше всего его затронуло эмоционально, что было ему интересно. В дошкольном возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, фиксироваться на них. В этом случае организующее начало принадлежит речи. В процессе коррекционных занятий дефектолог должен приучать детей слушать, слышать, выполнять задание на основе словесной инструкции.
Играя с ребенком, необходимо постоянно наблюдать, как долго он может сосредоточиться на определенном объекте, удержать в поле активного внимания одновременно несколько объектов, а также в какой ситуации у него происходят переключение, распределение внимания, его потеря.
Ниже приведены игры и упражнения, которые полезно включать в коррекционные задания с детьми.
1. Игра «Подбери парную картинку».
Цель: развитие логического мышления, речи и памяти.
Оборудование: магнитная доска (наборное полотно); магниты; 12 пар предметных картинок: фасоль — горох, гранат — мандарин, чайник — чашка, петух — индюк, аист — лебедь, кузнечик — муравей, лопата — пила, ель — лиственница, тюльпан — гвоздика, мимоза — овца, воробей — синица, волк — медведь
Описание игры
Дефектолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) картинки к игре. Расположение картинок: верхний ряд — фасоль, гранат, чайник, петух, аист, кузнечик, лопата, ель, тюльпан, коза, воробей, волк;; нижний ряд — /шла, чашка,индюк, горох, лебедь, лиственница, муравей, медведь, овца, синица, гвоздика.
Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда.
Дети поочередно составляют пары и объясняют свое решение. Например: «К картинке, на которой нарисована фасоль, я подобрал картинку «горох», потому что это овощи».
Получая обоснованный ответ, дефектолог меняет расположение картинок - входящие в пару картинки прикрепляются одна под другой.
Дефектолог просит детей внимательно рассмотреть составленные пары. Затем нижний ряд убирается, а детям по оставшимся на доске картинкам предлагается вспомнить, какие были с ними в паре.
2. Игра «Овощи».
Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
Оборудование: картинки с изображением овощей(по количеству детей).
Примечание. Для проведения подобных игр рекомендуется приобрести пособие «Картинный словарь» или использовать картинный материал лото.
Описание игры
Дефектолог дает каждому ребенку картинку с изображением овоща. Дети встают в круг, показывают и называют имеющиеся у них картинки. Затем ведущий произносит название какого-л ибо из овощей. Ребенок, у которого находится соответствующая картинка, выбегает из круга. Ведущий бежит за ним. Чтобы не быть пойманным, игрок должен быстро назвать овощ, изображенный на карточке любого игрока.ребенок, у которого находится указанная картинка. Ведущий пытается догнать его, а игрок — побыстрее назвать следующий овощ.
3. Игра «Запомни картинки».
Цель: развитие внимания и зрительной памяти.
Оборудование: карточка к игре (для каждого ребенка).
Описание игры
Дефектолог дает каждому ребенку карточку к игре и предлагает внимательно рассмотреть ее. Через 10 секунд дети должны перевернуть карточки и ответить на вопрос психолога: Что нарисовано на картинке?»
Дети поочередно дают ответ, затем меняются карточками.
Игра повторяется.
4. Упражнение «Порхание бабочки».
Цель: релаксация и развитие воображения.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).
Описание упражнения
Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты.
Дефектолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую b цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки й грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».
Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях.
5. Игра «Поставь пальчик».
Цель: развитие внимания.
Оборудование: 16 картинок с изображением овощей и фруктов |кс|; фишки; коврики (по количеству детей).
Описание игры
Коврики, на которых будут сидеть (лежать) дети, располагаются в виде лепестков цветка. В центре «цветка» выкладываются 16 картинок изображением вверх так, чтобы они не касались друг друга.
Дети занимают свои места.
Звучит команда «Внимание!», затем называется какая-то из картинок, например: «Яблоко». Тот, кто первым ставит пальчик на картинку, получает фишку. Игра продолжается.
Выигрывает ребенок, набравший большее количество фишек.
6. Игра «Фрукты».
Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
Оборудование: картинки с изображением фруктов(по количеству детей).
7. Игра «Выложи картинки по порядку, найди лишнюю картинку».
Цель: развитие зрительной памяти, внимания, логического мышления и речи.
Оборудование: карточка к игре(для каждого ребенка); картинки с изображением тех овощей и фруктов, которые нарисованы на карточках, данных в «Раздаточном материале» (по комплекту для каждого ребенка).
Описание игры
Дефектолог дает каждому ребенку карточку к игре и комплект картинок с изображением тех овощей и фруктов, которые нарисованы на полученной им карточке.
Дети рассматривают карточки в течение 10 секунд, затем переворачивают их и, используя комплект картинок, воспроизводят увиденное на карточках.
Дефектолог предлагает детям перевернуть карточки и проверить порядок расположения картинок. По окончании проверки, детей просят убрать «лишнюю картинку» и объяснить свое решение. Например: «Лишняя картинка — яблоко, потому что картофель, морковь, горох — это овощи, а яблоко — фрукт».
Выполнив задание, дети меняются местами. Игра повторяется.
8. Упражнение «Тихое озеро».
Цель: релаксация и развитие воображения.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).
Описание упражнения
Дефектолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете...
А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
9. Игра «Изобрази явление».
Цель: развитие эмоционально-выразительных движений.
Описание игры
Дефектолог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи.
Дефектолог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:
«Дует ветер» — дует, вытянув губы.
«Качаются деревья» — покачивает вытянутыми вверх руками.
«Падают листья» —выполняет плавные движения руками сверху вниз.
«Идет дождь» — выполняет мелкие движения руками сверху вниз.
«Появляются лужи» — смыкает руки в кольцо перед собой.
Детям предлагается повторить и запомнить показанные движения.
10. Упражнение «Полет высоко в небе».
Цель: релаксация и развитие воображения.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).
Описание упражнения
Дефектолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он - птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.
А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.
Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».
11. Игра «Кто наблюдательнее?».
Цель: развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса.
Описание игры
Дефектолог предлагает одному из детей назвать за одну минуту три предмета круглой, овальной и прямоугольной формы.
Аналогичные задания поочередно даются всем детям.
12. Игра «Будь внимателен».
Цель: стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.
Описание игры
Дефектолог просит детей изобразить с помощью выразительных движений кенгуру, кузнечика, лягушку.
Дети поочередно выполняют задание. Самые выразительные движения предлагается повторить и запомнить всем участникам игры.
Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит команда (например:«Кенгуру!»), дети должны быстро выполнить соответствующее движение.
Игра продолжается.
13. Игра «Подбери пару к слову».
Цель: развитие внимания, мышления и речи.
Оборудование: мяч.
Описание игры
Дети встают в круг. Психолог с мячом в руках — в центр круга.
Дефектолог бросает мяч одному из детей и говорит, например: «Игрушка». Ребенок ловит мяч и отвечает: «Кукла».
Игра продолжается.
Примечание. Используются стимульные слова: фрукты, овощи, злаки, грибы, ягоды, посуда и т.д.
14. Упражнение «Путешествие в волшебный лес».
Цель: релаксация и развитие воображения.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).
Описание упражнения
Дефектолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее.
Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».
15. Игра «Что это? Кто это?».
Цель: развитие мышления и речи.
Оборудование: два стола; 24 предметные картинки (для каждой команды).
Описание игры
Дефектолог делит детей на две команды.
Команды располагаются за столами, которые находятся на некотором расстоянии друг от друга. На столах лежат одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т.д. У каждой команды по 24 картинки.
Участники первой и второй команд поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается членами другой команды, то ее откладывают в сторону, в пользу отгадывающих.
Выигрывает команда, набравшая большее количество картинок.
16. Игра «Позы».
Цель: развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания и памяти.
Оборудование: 8-16 картинок с изображением животных кс; магнитофон; кассета с записью веселой музыки.
Описание игры
Дефектолог предлагает детям выбрать 4 любые картинки с изображением животных. Дети выбирают карточки, на которых нарисованы, например, лиса, еж, медведь, заяц, и принимают характерные позы этих животных.
Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит команда (например: «Медведь!»), дети должны быстро принять соответствующую позу.
17. Задание «Выложи цифры так, как только что видел».
Цел ь: расширение объема памяти и развитие внимания.
Оборудование: магнитная доска; магниты; мел (маркер); четыре демонстрационные карточки с цифрами; квадратный лист бумаги, разделенный на четыре клетки (для каждого ребенка); поднос с четырьмя карточками, на которых написаны цифры (для каждого ребенка).
Описание задания
На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на четыре клетки, и поднос с четырьмя карточками, на которых написаны цифры. На магнитной доске заранее начерчен мелом (маркером) такой же, но только большего размера, квадрат с четырьмя клетками.
Дети наблюдают за тем, как психолог располагает три демонстрационные карточки с цифрами в трех клетках.
Дается время для запоминания - 5-6 секунд. Затем карточки с цифрами убираются (переворачиваются), и дети по памяти выкладывают те же цифры на своих листах.
18. Игра «Лиса с лисятами и сокол».
Цель: развитие внимания, навыков произвольного поведения, волевых качеств.
Описание игры
С помощью считалки или по желанию выбираются «лиса» и «сокол». «Сокол» уходит в укрытие и наблюдает за играющими. Ребенок, который изображает лису, ведет за собой «лисят» и проделывает при этом постоянно меняющиеся движения. «Лисята» в точности их повторяют. Кто не успевает повторить, того «сокол» забирает к себе в укрытие. Выигрывает оставшийся с мамой «лисенок».
Игра повторяется 2-3 раза со сменой ведущих.
19. Упражнение «Плывем в облаках».
Цель: релаксация и развитие воображения.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).
Описание упражнения
Дефектолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо.
Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе.
Дышите свободно.
Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем.
Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете.
Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли.
Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».
20. Задание «Разложи картинки по группам».
Цель: развитие навыков анализа и синтеза.
Оборудование: поднос с 12 предметными картинками, которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты: яблоко, груша, персик; посуда; чашка, тарелка, чайник; инструменты: молоток, пила, лопата, и т.д. | (для каждого ребенка).
Описание задания
На столе перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками.
Дефектолог предлагает детям разделить все картинки на четыре группы.
Выполнив задание, дети меняются местами (комплектами картинок) и приступают к проведению следующего варианта классификации.
Примечание. Комплекты картинок у всех детей разные.
21. Игра «Слушай хлопки».
Цель: развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.
Описание игры
Дефектолог просит детей изобразить с помощью жестов ветер и снег.
Дети поочередно выполняют задание. Самые выразительные жесты предлагается повторить и запомнить всем участникам игры.
Затем дефектолог договаривается с детьми, что на один хлопок они будут изображать ветер, на два — снег, на три — встанут в круг.
Включается музыка, дети танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит определенное количество хлопков, дети должны быстро выполнить соответствующее движение.
Игра продолжается.
22. Задание «Выложи буквы так, как только что видел».
Цель: увеличение объема памяти и развитие внимания.
Оборудование: магнитная доска (наборное полотно); магниты; пять (шесть) демонстрационных карточек, на которых написаны знакомые детям буквы; поднос с пятью (шестью) карточками, на которых написаны те же буквы (для каждого ребенка).
Описание задания
На столе перед каждым ребенком находится поднос с пятью (шестью) карточками, на которых написаны буквы.
Дети наблюдают за тем, как психолог располагает демонстрационные карточки с буквами на магнитной доске.
Дается время для запоминания - 5-6 секунд. Затем карточки с буквами убираются (переворачиваются), и дети по памяти выкладывают те же буквы на своих столах.
Примечание. На одном занятии можно предложить детям выполнить 2-3 варианта задания.
23. Упражнение «Отдых на море».
Цель: релаксация и развитие воображения.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).
Описание упражнения
Дефектолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце тёплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливЬ1ми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаетеприятную свежесть морской воды.
Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен.
Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тепло становится легким, сильным и послушным.
Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрыми жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».
24. Игра «Чем похожи и чем отличаются?».
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.
Оборудование: магнитная доска (наборное полотну, магниты; 8 пар предметных картинок: кастрюля — сковороду тарелка — блюдце, велосипед — мотоцикл.
Описание игры
Дефектолог поочередно прикрепляет к магнитной Досье (наборному полотну) каждую пару картинок и предлагав
детям найти сходство и различие между изображенными предметами.
Примечание. Рекомендуется выдавать фишку за каждый обоснованный ответ и поощрять найти как можно больше черт сходства и различия.
25. Игра «Поезд».
Цель: развитие внимания и зрительной памяти.
Описание игры
В игре участвует не более шести детей. Выбирается водящий — «паровозик», остальные дети - «вагончики». «Вагончики» встают друг за другом. «Паровозик» внимательно смотрит на «вагонники» и старается запомнить их расположение. Потом он отворачивается, а психолог спрашивает: «Кто стоит на втором, третьем, четвертом месте? »
«Паровозик» отвечает, затем сам становится «вагончиком». Выбирается новый водящий. «Вагончики» меняются местами.
Игра продолжается.
Примечание. Каждый ребенок должен побывать в роли водящего.
За правильный ответ рекомендуется выдавать фишку.
26. Задание «Закрой лишнюю картинку».
Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).
Оборудование: карточка к заданию и квадратик из
плотной бумаги (4 □ 4 см) (для каждого ребенка).
Описание задания
На столе перед каждым ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги.
Дефектолог предлагает детям найти картинку, которая не подходит к остальным и закрыть ее бумажным квадратиком.
Дети выполняют задание и после проверки меняются местами (стимульным материалом).
Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ТИХОЕ ОЗЕРО». (См. с. 9-10.)
27. Игра «Что это?».
Цель: развитие мышления и речи.
Оборудование: два стола; 16 картинок с изображением посуды и мебели (для каждой команды).
Описание игры
Дефектолог делит детей на две команды.
Команды располагаются за столами, которые находятся на некотором расстоянии друг от друга. На столах лежат одинаковые комплекты картинок с изображением посуды и мебели. У каждой команды по 16 картинок.
Участники первой и второй команд поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается членами другой команды, она откладывается в сторону, в пользу отгадывающих.
Выигрывает команда, набравшая большее количество картинок.
28. Игра «Посуда».
Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
Оборудование: картинки с изображением предметов посуды|кс| (по количеству детей).
29. Задание «Нарисуй и зачеркни».
Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.
Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка).
Описание задания
На столе перед каждым ребенком находится лист бумаги и простой карандаш.
Дефектолог предлагает детям:
а) нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;
б) нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;
в) нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру.
30. Игра «Подбери парную картинку».
Цель: развитие логического мышления, речи и памяти.
Оборудование: магнитная доска (наборное полотно); 12 пар предметных картинок: мотоцикл - колесо, аквариум - рыбки, кровать - подушка, книжный шкаф - книги, теплоход - якорь, молоток - гвоздь, батон - колосок, пчела – соты, корзина - подосиновик, ваза - тюльпан (гвоздика).
Описание игры
Дефектолог прикрепляет к магнитной доске картинки. Расположение картинок: верхний ряд - мотоцикл, аквариум, кровать, книжный шкаф, теплоход, молоток, батон, пчела, корзина, ваза, лошадь, белка; нижний ряд - жеребенок, якорь, подосиновик, соты (мед), подушка, книги, рыбки, колесо, орех (шишка), гвоздь, тюльпан (гвоздика).
Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда.
Дети поочередно составляют пары и объясняют свое решение. Например: «К картинке, на которой нарисован мотоцикл, я подобрал картинку «колесо», потому что колесо - часть (деталь) мотоцикла».
Получая обоснованный ответ, психолог меняет расположение картинок - входящие в пару картинки прикрепляются одна под другой.
Дефектолог просит детей внимательно рассмотреть составленные пары. Затем нижний ряд убирается, а детям по оставшимся на доске картинкам предлагается вспомнить, какие были с ними в паре.
31. Игра «Будь внимателен».
Цель: стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений.
Оборудование: Магнитофон; кассета с записью веселой музыки.
Описание игры
Дефектолог просит детей изобразить с помощью выразительных движений нахохлившегося воробья, сугроб, мороз.
Дети поочередно выполняют задание. Самые выразительные движения предлагается повторить и запомнить всем участникам игры.
Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит команда (например: «Воробей!»), дети должны быстро выполнить соответствующее движение.
Игра продолжается.
32. Задание «Выложи круги».
Цель: развитие внимания и памяти.
Оборудование: фланелеграф; лист плотной бумаги; пять кругов разного цвета для прикрепления к фланелеграфу; поднос с пятью кружками разного цвета (для каждого ребенка).
Описание задания
На столе перед каждым ребенком находится поднос с набором кружков.
Дефектолог прикрепляет к фланелеграфу пять кругов разного цвета и предлагает запомнить их последовательность. Через 10 секунд круги закрываются бумажным листом.
Дети по памяти выкладывают увиденный ряд кругов на своих столах.
33. Игра «На что это похоже?»
Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.
Оборудование: карточка к игре, простой карандаш и ластик (для каждого ребенка).
Описание игры
На столе перед каждым ребенком находится карточка к игре, простой карандаш и ластик. Дефектолог предлагает детям подумать, на что похожи данные изображения, и дорисовать их так, чтобы получились предметные или сюжетные картинки.
По окончании рисования психолог просит детей назвать как можно больше ассоциаций, которые возникли при рассматривании изображений.
34. Задание «Подбери четвертую фигуру».
Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать фигуры и на основе выделенных признаков делать умозаключения и устанавливать закономерности в изображениях.
Оборудование: карточки к заданию и простой карандаш (для каждого ребенка).
Описание задания
На столе каждого ребенка находятся карточки к заданию и простой карандаш. Дефектолог привлекает внимание детей к отличительным признакам изображенных фигур, к принципу их очередности, и предлагает правильно закончить ряд, выбрав один из данных справа рисунков.
Примечание. Дети выполняют задание самостоятельно. Нужный рисунок обводится карандашом или отмечается галочкой (крестиком).
35. Игра «Палочки».
Цель: развитие мелкой моторики, способности к согласованному взаимодействию.
Оборудование: 30 счетных палочек.
Описание игры
Счетные палочки рассыпают на столе или на коврике на полу. Участники игры по очереди выбирают их, чтобы рядом лежащие не сдвинулись с места. Если ребенок, выбирая палочку, неосторожно пошевелил соседнюю, очередь переходит к следующему игроку.
Выигрывает ребенок, который взял большее количество палочек.
36. Задание «Какой буквы не стало?».
Цель: расширение объема памяти, развитие внимания.
Оборудование: фланелеграф; 8 демонстрационных карточек, на которых написаны знакомые детям буквы (для работы на фланелеграфе).
Описание задания
Дефектолог в произвольном порядке прикрепляет к фланелеграфу 8 карточек, на которых написаны знакомые детям буквы.
Дается время для запоминания - 10 секунд. Затем детям предлагается закрыть глаза. Одна карточка убирается. Ребята открывают глаза и определяют, какой буквы не стало.
Примечание. На одном занятии можно предложить детям выполнить 2-3 варианта задания. Если дети легко справляются с заданием, его следует усложнить - убирать не по одной, а по две-три буквы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник игр и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов в раннем возрасте рассчитан на детей 1,5-3 лет
Сборник игр и упражнений, прежде всего, преследует коррекционные цели, и учитываются особенности развития детей раннего возраста.Развивающие игры и упражнения разработаны для ознакомления детей со сво...
Игры, направленные на развитие познавательных процессов
Игры, направленные на развитие познавательных процессов...
Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов
Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают материал, более увере...
конспекты дидактических упражнений с детьми, направленные на развитие познавательных процессов
В методическом материале описаны дидактические игры и упражнения, направленные на развитие познавательной сферы у старших дошкольников, которые можно использовать и при формировании интеллектуальной г...
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие познавательных процессов старших дошкольников
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие познавательных процессов старших дошкольников...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в форме игры-путешествия, направленного на развитие познавательных процессов.
Тема: путешествиеи в страну "Познание"...