Помощь воспитателю в развитии функции словообразования в экспрессивной речи у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Данный материал поможет воспитателю разобраться с некоторыми терминами, обозначающими нарушения детской речи, организовать педагогический процесс таким образом, чтобы он мог улучшить речевые умения и навыки у детей с общим недоразвитием речи III уровня, разобраться со сложными терминами.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают сложности в процессе словообразования. Это определяет необходимость создания упражнений в игровой форме. Подобные упражнения направлены на развитие функции словообразования в экспрессивной речи у детей младшего возраста  с общим недоразвитием речи III уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья45 КБ

Предварительный просмотр:

Помощь воспитателю в развитии функции словообразования в экспрессивной речи у детей младшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи III уровня.

Воспитатель :  Е.В. Никифорова

ГБДОУ ЦРР детский сад №60

Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Данный материал поможет воспитателю разобраться с некоторыми терминами, обозначающими нарушения детской речи, организовать педагогический процесс таким образом, чтобы он мог улучшить речевые умения и навыки у детей с общим недоразвитием речи III уровня, разобраться со сложными терминами.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают сложности в процессе словообразования. Это определяет необходимость создания упражнений в игровой форме. Подобные упражнения направлены на развитие функции словообразования в экспрессивной речи у детей младшего возраста  с общим недоразвитием речи III уровня.

Общее  недоразвитие речи (ОНР) можно охарактеризовать как  различные сложные речевые расстройства,  которые способны нарушить формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

При столь различной природе дефектов, у детей с ОНР имеются проявления, которые указывают на  нарушение речи. Одним из главных признаков является более позднее начало речевой деятельности: первые слова могут появляться к 3 – 4, а иногда и к 5 годам.  Речь этих детей малопонятна, аграмматична и достаточно скромно фонетически оформлена. Наиболее  явный показатель – отставание экспрессивной речи при можно сказать, благополучном, понимании обращённой речи. Наблюдается недостаточная речевая активность. Но стоит отметить, что у детей с ОНР понимание обиходно разговорной речи развивается в обычные сроки, так же как и интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально – избирательное отношение к окружающему миру.

Всего выделяют IV уровня ОНР, которые по-разному характеризуют речевой статус ребенка. Однако речь пойдет о III уровне, который характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико – грамматического и фонетико – фонетического недоразвития.

Ребёнок с ОНР III уровня достаточно хорошо владеет обиходной речью, грубых лексико – грамматических нарушений нет. Однако, лексико – грамматические нарушения наблюдаются в связной речи. Есть неточности употребления многих слов, вербальные парафазии, например «кормить» вместо «поить».

Имеется несформированность семантических полей. Аграмматизмы наблюдаются в тех формах, которые в онтогенезе появляются позднее. Например, согласование существительных и прилагательных в среднем роде, употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Очень часто отсутствуют связующие звенья в сложноподчинённых предложениях. Преобладают простые предложения в речи, сложные почти не употребляются.

Ошибки при передаче звуконаполняемости  слов. Фонематическая сторона речи сформирована, нарушены сложные формы звукового анализа. Характерным является недифференцированное произношение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры). Например, звук ш («сюба» вместо «шуба»).    

Подводя некий итог можно сказать, что дети испытывают трудности в словообразовании. Традиционно термин «словообразование» используется для обозначения процесса создания новых слов на базе существующих словарных единиц. Термином «словообразование» мы обозначаем сам процесс образования слов в русском языке. Как известно – словообразование формирует речь, которая в свою очередь может быть экспрессивной и импрессивной. В этой статье мы рассмотрим экспрессивную речь, т.е. ту, которая выражается в устной или письменной форме.

Рассмотрим основные задачи коррекционной работы по формированию умений и навыков словообразования в экспрессивной речи.

  1. Научить образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Для этого воспитателю необходимо подготовиться к занятию - формить картинки с изображением предметов. Само задание может быть следующим: педагог произносит слово и предлагает детям сказать его ласково. Например: «гриб-грибочек; дом-домик; лист-листик». Данное упражнение может сопровождаться показом соответствующих картинок большого и маленького размера.

  1. Образовывать  названия детёнышей животных.

Воспитателю достаточно попросить детей назвать животных и их детёнышей с опорой на картинки. Например: «У мамы кошки – кто? Котенок».

  1. Образовывать существительные с суффиксом  - инк .

Для данной задачи предлагается  упражнение «Муравей и муравьишка». Воспитатель рассказывает детям историю о том, что в лесу жили два муравья: один большой, другой маленький.

Ползёт большой муравей по тропе, а маленький?... (по тропинке)

Нашел большой муравей бусину, а маленький?...(бусинку)

Взвалил большой муравей бусину на спину, а маленький?...(на спинку)

Переполз большой муравей льдину, а маленький?...(льдинку)

Конечно, педагог может самостоятельно придумать аналогичное задание, но необходимо помнить, что наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

  1. Образовывать существительные,  состоящие из двух корней.

Эта задача может выполняться в подвижной форме. Ведь детям с ОНР присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением их скорости и ловкости выполнения.  

Воспитатель бросает мяч кому – либо из  детей, и просит назвать явление (предмет, человека) одним словом. Ребёнок  поймав мяч, составляет слово и возвращает мяч. Например: «Сам летит-самолет; пыль сосет-пылесос».

  1. Образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

Воспитатель предлагает детям игру, которая начинается со стиха:

- Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова.

Затем бросая мяч кому-либо из детей, говорит:

 - У лисы голова…, а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает – лисья.

 - У волка голова – волчья.

Итак, с помощью игр и заданий, представленных в статье, воспитатель сможет тренировать у детей навык словообразования. Игровая форма поможет сделать занятия интересными и увлекательными. Важность этого материала состоит в том, чтобы помочь взрослому разобраться с проблемой ребенка, оказать помощь в процессе словообразования, не имея квалификации логопеда.

Список литературы

  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. „Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста”. – М., 2008 год.
  2. Дудников А. В. „Современный русский язык”. – М., 1990 год.
  3. Кольцова М. М. „Ребёнок учится говорить”. – М., 1979 год.
  4. Быстрова Г. А., Сизова Э. Я., Шуйская Т. А. «Логопедические игры и занятия» СПб., - 2000 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация на тему "Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

"Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня)"

Формирование связной речи у детей  с ОНР (3 уровня) относится к числу важнейших задач  логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо для преодоления речевого недоразвития и успешного...

Логопедическая работа по совершенствованию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Совершенствование лексической стороны речи по средствам игр на развитие мелекой моторики рук....

ООД по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня «Встреча с весёлыми поросятами. Звуки [п], [п’]. Буква П»

В основу методики занятия положен комплексно-тематический метод, в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. Все задания объединены одним сюжетом сказки. Занятие ориентировано на психическую защищен...