Помощь воспитателю в развитии функции словообразования в экспрессивной речи у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Данный материал поможет воспитателю разобраться с некоторыми терминами, обозначающими нарушения детской речи, организовать педагогический процесс таким образом, чтобы он мог улучшить речевые умения и навыки у детей с общим недоразвитием речи III уровня, разобраться со сложными терминами.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают сложности в процессе словообразования. Это определяет необходимость создания упражнений в игровой форме. Подобные упражнения направлены на развитие функции словообразования в экспрессивной речи у детей младшего возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Помощь воспитателю в развитии функции словообразования в экспрессивной речи у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Воспитатель : Е.В. Никифорова
ГБДОУ ЦРР детский сад №60
Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Данный материал поможет воспитателю разобраться с некоторыми терминами, обозначающими нарушения детской речи, организовать педагогический процесс таким образом, чтобы он мог улучшить речевые умения и навыки у детей с общим недоразвитием речи III уровня, разобраться со сложными терминами.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают сложности в процессе словообразования. Это определяет необходимость создания упражнений в игровой форме. Подобные упражнения направлены на развитие функции словообразования в экспрессивной речи у детей младшего возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Общее недоразвитие речи (ОНР) можно охарактеризовать как различные сложные речевые расстройства, которые способны нарушить формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
При столь различной природе дефектов, у детей с ОНР имеются проявления, которые указывают на нарушение речи. Одним из главных признаков является более позднее начало речевой деятельности: первые слова могут появляться к 3 – 4, а иногда и к 5 годам. Речь этих детей малопонятна, аграмматична и достаточно скромно фонетически оформлена. Наиболее явный показатель – отставание экспрессивной речи при можно сказать, благополучном, понимании обращённой речи. Наблюдается недостаточная речевая активность. Но стоит отметить, что у детей с ОНР понимание обиходно разговорной речи развивается в обычные сроки, так же как и интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально – избирательное отношение к окружающему миру.
Всего выделяют IV уровня ОНР, которые по-разному характеризуют речевой статус ребенка. Однако речь пойдет о III уровне, который характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико – грамматического и фонетико – фонетического недоразвития.
Ребёнок с ОНР III уровня достаточно хорошо владеет обиходной речью, грубых лексико – грамматических нарушений нет. Однако, лексико – грамматические нарушения наблюдаются в связной речи. Есть неточности употребления многих слов, вербальные парафазии, например «кормить» вместо «поить».
Имеется несформированность семантических полей. Аграмматизмы наблюдаются в тех формах, которые в онтогенезе появляются позднее. Например, согласование существительных и прилагательных в среднем роде, употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Очень часто отсутствуют связующие звенья в сложноподчинённых предложениях. Преобладают простые предложения в речи, сложные почти не употребляются.
Ошибки при передаче звуконаполняемости слов. Фонематическая сторона речи сформирована, нарушены сложные формы звукового анализа. Характерным является недифференцированное произношение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры). Например, звук ш («сюба» вместо «шуба»).
Подводя некий итог можно сказать, что дети испытывают трудности в словообразовании. Традиционно термин «словообразование» используется для обозначения процесса создания новых слов на базе существующих словарных единиц. Термином «словообразование» мы обозначаем сам процесс образования слов в русском языке. Как известно – словообразование формирует речь, которая в свою очередь может быть экспрессивной и импрессивной. В этой статье мы рассмотрим экспрессивную речь, т.е. ту, которая выражается в устной или письменной форме.
Рассмотрим основные задачи коррекционной работы по формированию умений и навыков словообразования в экспрессивной речи.
- Научить образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Для этого воспитателю необходимо подготовиться к занятию - формить картинки с изображением предметов. Само задание может быть следующим: педагог произносит слово и предлагает детям сказать его ласково. Например: «гриб-грибочек; дом-домик; лист-листик». Данное упражнение может сопровождаться показом соответствующих картинок большого и маленького размера.
- Образовывать названия детёнышей животных.
Воспитателю достаточно попросить детей назвать животных и их детёнышей с опорой на картинки. Например: «У мамы кошки – кто? Котенок».
- Образовывать существительные с суффиксом - инк .
Для данной задачи предлагается упражнение «Муравей и муравьишка». Воспитатель рассказывает детям историю о том, что в лесу жили два муравья: один большой, другой маленький.
Ползёт большой муравей по тропе, а маленький?... (по тропинке)
Нашел большой муравей бусину, а маленький?...(бусинку)
Взвалил большой муравей бусину на спину, а маленький?...(на спинку)
Переполз большой муравей льдину, а маленький?...(льдинку)
Конечно, педагог может самостоятельно придумать аналогичное задание, но необходимо помнить, что наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
- Образовывать существительные, состоящие из двух корней.
Эта задача может выполняться в подвижной форме. Ведь детям с ОНР присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением их скорости и ловкости выполнения.
Воспитатель бросает мяч кому – либо из детей, и просит назвать явление (предмет, человека) одним словом. Ребёнок поймав мяч, составляет слово и возвращает мяч. Например: «Сам летит-самолет; пыль сосет-пылесос».
- Образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
Воспитатель предлагает детям игру, которая начинается со стиха:
- Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова.
Затем бросая мяч кому-либо из детей, говорит:
- У лисы голова…, а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает – лисья.
- У волка голова – волчья.
Итак, с помощью игр и заданий, представленных в статье, воспитатель сможет тренировать у детей навык словообразования. Игровая форма поможет сделать занятия интересными и увлекательными. Важность этого материала состоит в том, чтобы помочь взрослому разобраться с проблемой ребенка, оказать помощь в процессе словообразования, не имея квалификации логопеда.
Список литературы
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. „Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста”. – М., 2008 год.
- Дудников А. В. „Современный русский язык”. – М., 1990 год.
- Кольцова М. М. „Ребёнок учится говорить”. – М., 1979 год.
- Быстрова Г. А., Сизова Э. Я., Шуйская Т. А. «Логопедические игры и занятия» СПб., - 2000 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя авторский дидактический материал «Волшебные колечки»
В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации....
Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Презентация на тему "Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...
Использование мнемотехнических приемов в работе по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Использование мнемотаблиц в работе с детьми по развитию связной речи....
Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприятия
В статье представлены игры и упражнения развивающие пространственное восприятия, и лексико - грамматическую сторону речи....
"Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня)"
Формирование связной речи у детей с ОНР (3 уровня) относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо для преодоления речевого недоразвития и успешного...
Логопедическая работа по совершенствованию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Совершенствование лексической стороны речи по средствам игр на развитие мелекой моторики рук....