Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
консультация по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Ребенку специалисты поставили диагноз: синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что это такое, откуда взялось и как с этим жить?
Российские и западные психиатры, и психологи считают, что около 20% детей в начальной школе подпадают под данный диагноз, причем 90% из них составляют мальчики (организм девочек генетически сильнее). Это состояние относится к так называемым ММД — минимальным мозговым дисфункциям, причиной которых являются незначительные нарушения в ЦНС из-за патологии беременности, микротравм во время родов, гипоксии плода (кислородного голодания), черепно-мозговых травм, инфекции и интоксикации в первые годы жизни, генетическая предрасположенность.
Родители видят эту проблему сами, о ней говорят воспитатели в детском саду, учителя в школе: ребенок не сидит на месте, его внимание рассеянно, он неуправляем, не умеет общаться со сверстниками и играть с ними, истерики переходят в агрессивность в поведении, быстро утомляется, имеет неспокойный сон, плохой аппетит, импульсивен, подвижен, но неловок, часто падает и ушибается; развитие фразовой речи задерживается, на занятиях отвлекается сам и отвлекает других; новую игрушку или любой другой объект он не исследует, а бегло осматривает его и переключается на следующий, находится в постоянном лихорадочном движении, что не имеет ничего общего с нормальной исследовательской активностью; любая деятельность ему быстро надоедает, из-за невнимательности он как бы отсутствует на занятиях и, как следствие, отстает во многих видах деятельности от сверстников; быстрая истощаемость внимания, слабая регуляция контроля своего поведения; неспособность «оставаться одному» в присутствии других. Вот, пожалуй, перечень основных видимых проблем у таких детей.
Ключевой признак гиперактивности — неспособность сосредоточивать внимание в течение достаточно долгого времени и чересчур импульсивное поведение.
Эти дети не «лентяи» и не «плохо воспитаны», просто они другие. Им трудно учиться, у них часто неправильная речь, в школе плохой почерк, трудности со счетом, чтением. Интеллект у таких детей иногда бывает выше, чем у сверстников, но они отстают в развитии от других детей, так как невнимательны, не могут на чем-то одном сосредоточиться. Они не умеют дружить с одногодками, а те, в свою очередь, не хотят играть с ними, поэтому приходится дружить с малышами.
Родители измучены такими детьми, а для воспитателя и учителя подобный ребенок в группе — «головная боль». Как помочь родителям и педагогам, а самое главное — маленькому человеку, которому на самом деле труднее всех?
Помочь детям с СДВГ нужно и можно, но помощь обязательно должна быть комплексной: во-первых, конечно, правильное воспитание в семье, затем помощь в детском коллективе (в детском саду или в школе), во-вторых, помощь психолога, логопеда-дефектолога (он поможет исправить нарушения речи, чтения, письма). Но начинать надо с наблюдения у врача психоневролога и, если он настоятельно рекомендует, применять медикаментозное лечение.
Сопутствующие поведенческие нарушения поддаются лечению, но процесс улучшения состояния ребенка обычно занимает длительное время. Каждый ребенок требует индивидуального подхода специалистов. Родители должны обязательно поговорить с педагогом, рассказать о трудностях своего ребенка, и в таком тесном содружестве помогать ему учиться и развиваться. Необходима система, которая поддержит ребенка и будет способствовать продвижению общих целей как родителей, так и педагогов. Эта система может состоять в выполнении следующих рекомендаций.
Рекомендации родителям
Необходимо стремиться к тому, чтобы ваше отношение к ребенку изменялось в сторону лучшего его понимания.
В воспитании ребенка с гиперактивностью нужно избегать крайностей: проявлений чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и постановкой перед ним завышенных требований, которые он не в состоянии выполнять, с другой, в сочетании с излишней обязательностью и жесткостью наказания.
Учитывать недостатки своего ребенка, а не его злой умысел.
Частое изменение указаний и колебания в настроении родителей оказывает на ребенка с СДВГ глубокое негативное воздействие.
Помнить, что психическое развитие ребенка происходит не только в умственной (или интеллектуальной) сфере, но в большей мере в эмоциональном отношении к явлениям и деятельности.
Совместно с ребенком в позитивной форме создать «Правила» о том, что можно делать и нужно, а чего нельзя. Ребенок должен знать, какого поведения от него ожидают.
У таких детей слабое место — планирование своих действий, их последствия, реакции окружающих. Поэтому особенно важно поддерживать дома четкий распорядок дня: время приема пищи, выполнение домашних обязанностей и заданий и др. Нужно приучать ребенка к последовательности, целеустремленности, педантичности, пониманию необходимости.
Вместе с ребенком вести календарь погоды и просить его ежедневно делать в нем отметки.
Научить определять время и по часам планировать свои действия.
В своих отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели»: хвалить всегда, когда он этого заслуживает, поддерживать успехи.
Каждое задание или деятельность должны заканчиваться на положительном подкреплении, что помогает повысить уверенность ребенка в собственных силах. Избегать повторения слов «нельзя», «нет», достаточно сказать один раз.
Говорить всегда сдержанно, спокойно, мягко. При эмоциональном напряжении сдерживать ребенка, молчать, прижимать его к себе, отвлекать, переключать внимание.
Давать только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы ребенок мог его завершить. Если малыш переутомился, переключить внимание на другую деятельность, затем вернуться к исходной.
Для укрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию. Помнить, что у ребенка снижена функция активного внимания и его нужно постоянно подкреплять.
Поощрять за все виды деятельности, которые требуют концентрации внимания (например, конструирование, лепка, раскрашивание, настольные игры, чтение).
Избегать, по возможности скопления людей, пребывания в крупных магазинах и других шумных местах.
Во время игр, общения ограничивать ребенка лишь одним или несколькими партнерами, избегать шумных друзей.
Не переутомлять малыша, поскольку переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Для расходования избыточной энергии полезна ежедневная физическая нагрузка на свежем воздухе — длительные прогулки, спортивные игры, бег.
Детям с СДВГ присущи недостатки в поведении, но с помощью перечисленных мер можно удерживать их под разумным контролем.
Рекомендации педагогам
Работа с детьми, страдающими СДВГ, должна строиться по возможности индивидуально вследствие медленного темпа психических интеллектуальных процессов, низкой продуктивности, сниженного осмысления материала. При этом основное внимание нужно уделять их отвлекаемости и слабой саморегуляции.
Игнорировать вызывающие выпады и поощрять хорошее поведение ребенка. Постараться обойтись без негативных оценок, так как они только усиливают проблемное поведение.
Посадить такого ребенка лучше в центре перед педагогом и доской. Так он будет меньше отвлекаться на других детей. Во время занятий целесообразно ограничивать до минимума отвлекающие факторы (дверь должна быть закрыта, лишние пособия убраны).
Предоставить возможность быстро обращаться за помощью к преподавателю в случаях затруднения.
Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному плану.
Задания на занятиях лучше иллюстрировать яркой наглядностью, писать на доске, расставлять акценты и меньше говорить слов. На определенный отрезок времени давать лишь одно задание. Если задание большое, то предлагать его в виде последовательных частей с возможностью переключения: контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
Если ребенок теряет внимание, быстро дать ему выполнить конкретное задание.
Предусматривать возможность двигательной разрядки в течение дня (игры на свежем воздухе, занятия спортом и пр.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих ...
Рекомендации для педагогов, обучающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Рекомендации для педагогов, обучающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью...
Проект комплексной коррекции и развития различных сторон психики у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности "Лесенка-чудесенка"
В проекте представлен опыт работы по формированию произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля у детей с СДВГ посредством системного подхода к коррекции психич...
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Ребенку специалисты поставили диагноз: синдром дефицита внимания и гиперактивности (в русской аббревиатуре — СДВГ, в других странах — ADHD). Что это такое, откуда взялось и как с этим жить?...
Причины и механизмы заболевания детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
В статье раскрываются причины и механизмы заболевания детей с синдромом дифицита внимания....
Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Материал может быть использован при подготовке консультации для родителей по теме СДВГ....
Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побу...