Значение подвижных игр для физического воспитания дошкольников
консультация по коррекционной педагогике на тему

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих посткпках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_podvizhnyh_igr.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА

 НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «НАДЕЖДА»

Значение подвижных игр для физического воспитания дошкольников

В работах современных исследователей в области теории и методики физического воспитания дошкольников, таких как П.П.Буцинская, В.А. Васюкова, Г.П. Лескова, Э.Я. Степаненкова, Л.И. Пензулаева и др. доказано, что подвижные игры оказывают значительное влияние на разностороннее развитие детей. игровой физический воспитание дошкольный

Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П.Ф.Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка.

В то же время сложившиеся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков. Очень часто значение подвижных игр как основного средства комплексного развития ребенка недооценивается.

Вместе с тем, огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила. Кроме того, игровая деятельность - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

По мнению Н.М. Амосова, В.К. Бальсевича, Ю.К. Чернышенко, И.Д.Агеевой, А.А.Потапчук, Т.С.Овчинниковой, Е.И. Панкратьева и др. содержание физического воспитания дошкольников должно в обязательном порядке содержать подвижные игры. Ведь именно подвижные игры, по мнению авторов, оказывают разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия.

В большой степени подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, кроме того эти физические качества развиваются в комплексе.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью вызывают значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.

Совершенствование ориентировки в пространстве происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у детей положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности.

Большое образовательное значение имеют игры, которые по структуре и характеру движений подобны двигательным действиям, которые изучаются детьми во время организованной образовательной деятельности по физической культуре. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются при последующем, более углубленном, изучении техники движений и облегчают овладение ею. Особенно подвижные игры полезны на этапе начального освоения движений. Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у детей умение экономно и целесообразно выполнять их в законченном виде.

Игры с различными мелкими предметами (мячами, мешочками и др.), повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для дошкольников.

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др.

Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

Таким образом, подвижные игры помогает решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи и являются эффективным средством разностороннего физического воспитания детей дошкольного возраста.

 В схематическом плане занятия по физической культуре рассматривают 3 части:

вводную, основную и заключительную.

В первой (вводной) части занятия ставится задача организовать детей, возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям, создать необходимую эмоциональную настроенность, а также подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия. В содержание вводной части входят: ходьба, бег, подскоки, перестроения, повороты; упражнения на осанку и упражнения укрепляющие стопу; танцевальные шаги. Завершается вводная часть построением в круг, в звенья, пары, для выполнения ОРУ.

Во второй (основной) части занятия решаются следующие задачи: обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного, совершенствование умений и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств. В этой своей части занятия оказывают значительное физиологическое воздействие на организм ребенка.

В начале основной части выполняются и разучиваются ОРУ. В их порядке учитывают необходимость поочередного воздействия на основные мышечные группы и постепенного увеличения физической нагрузки. Сначала выполняются упражнения для рук и плечевого пояса, затем мышц ног и туловища, подскоки и успокаивающие (дыхательные упражнения, упражнения на «расслабление», спокойная ходьба). Особое внимание уделяется упражнениям на осанку.

После ОРУ следуют упражнения в основных движениях ( ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнения в равновесии. Для разучивания включается одно из основных видов движений, другие ранее разученные упражнения повторяются или закрепляются.

В основную часть занятия входит подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие занятия на детей.

В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному; подводятся итоги занятия.

В заключительной части проводятся спокойная ходьба, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы.

Заканчивается занятие организованным уходом детей из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижной игры и значение совместной деятельности в физическом воспитании дошкольников.

Подвижной  игры   и  значение совместной   деятельности   в физическом   воспитании дошкольников.Доклад к педсовету подготовила Адардасава В.Н.1. Знач...

Значение подвижных игр в физическом воспитании детей второй младшей группы

Значение подвижных игр в физическом воспитании детей второй младшей группы....

Значение подвижных игр в физическом воспитании детей второй младшей группы.

Значение подвижных игр в физическом воспитании детей второй младшей группы....

Значение подвижной игры в эстетическом воспитании дошкольников

Проведение подвижных игр создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе игры формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывае...

Значение подвижных игр в физическом развитии дошкольников

quot;Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится  к жизни." (П.Ф.Лесгафт)...