Комплекс упражнений для развития подвижности артикуляционного аппарата
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Комплекс упражнений для развития подвижности артикуляционного аппарата
(принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serkova_bioenergoplastika.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Серкова Ирина Ивановна
Учитель-логопед
МДОУ " Детский сад №9 " Радуга"
г. Балабаново, Калужская область.
Биоэнергопластика
( для детей - логопатов старшего дошкольного возраста).
г. Балабаново 2012
Учёные, занимающиеся вопросами развития речи, указывают на то, что одной из важнейших проблем дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с патологиями в развитии речи.
Анализ специальных литературных источников позволяет говорить о том, что существует стойкая связь интеллектуального и речевого развития ребёнка со степенью сформированности у него мелкой моторики пальцев рук. Сведения, приводимые в литературе, указывают, на то, что с помощью тренировки тонких движений пальцев рук повышается уровень развития речи. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки [3].
Изученная литература позволяет говорить о том, что сочетанные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, и раскрепощены, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, - а это - в свою очередь, положительно влияет на повышение уровня развития интеллектуальной деятельности детей, совершенствует координацию движений и мелкую моторику.
Первоначально дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Рука ребёнка в упражнение не " участвует" При этом учитель-логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.
Постепенно к артикуляционным движениям подключаются сначала движения одной кисти - ведущей руки. Затем подключается вторая рука.
Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата.
Такого рода гимнастике, для развития подвижности артикуляционного аппарата необходимо продолжаться весь учебный год. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.
Комплекс упражнений, который представлен далее, показывает возможные комбинации, непосредственно, упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастик. Данный комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Следовательно, систематическое выполнение детьми дошкольного возраста, страдающими проблемами в развитии речи, подобных упражнений позволит наиболее эффективно усвоить систему нормативного звукопроизношения.
Комплекс упражнений для развития подвижности артикуляционного аппарата
(принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата):
Упражнения для артикуляционного аппарата | Упражнения для «ведущей руки» | Упражнения для обеих рук |
Идея заимствована: Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников // Интернет ресурс. - // http://ds82.ru/doshkolnik/193-.html
Список литературы:
- Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.
- Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.
- Зайцева И.Ю. Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников // Интернет ресурс.- http://festival.1september.ru/articles.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно- голосовые упражнения.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
- Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем.- М.: ЗАО Центрполиграф,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игровые упражнения на развитие моторики артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций у детей 6-12 месяцев»
Обратите внимание, какие звуки произносит ваш малыш. Если он радостно лепечет: «ав-ав», подхватите эту «фразу» и повторяйте за ним. Вы увидите, как это понравится самому ребёнку. Лучше такие мини-игры...
Картотека комплекса упражнений для развития органов артикуляционного аппарата
Картотека комплекса упражнений для развития органов артикуляционного аппарата...
Технология развития подвижности артикуляционного аппарата.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильно...
Технология развития подвижности артикуляционного аппарата.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильно...
Технология развития подвижности артикуляционного аппарата.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильно...
Технология развития подвижности артикуляционного аппарата.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильно...
Технология развития подвижности артикуляционного аппарата
Технология развития подвижности артикуляционного аппарата в ДОУ....
- Мне нравится (1)