Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Разгуляева Марина Геннадиевна

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, важно отметить, что речь идёт не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а о комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, на личностное развитие ребёнка и сохранение его здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_logopedicheskoy_rabote.docx145.39 КБ

Предварительный просмотр:

 «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. 

Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии. Речь идет о комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, на личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты

1. Дыхательная гимнастика. Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре логокоррекционных занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции такого речевого нарушения, как дизартрия.

2. Развитие общей моторики .

На логопедических занятиях проводятся упражнения для развития координации движения.

Еженедельно воспитателям дается задание разучить игровые упражнения для координации речи с движением, согласно лексическим темам.

3. Развитие мелкой моторики рук.

Уже давно известно, развитие речи взаимосвязано с развитием мелкой моторики рук, потому что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Лепка, конструирование, аппликация, складывание мозаики, собирание бус, шнуровки, различные пальчиковые игры благотворно сказываются на развитии мелкой моторики, а, следовательно, и речи.

Немаловажное значение в развитии мелкой моторики имеет массаж кистей рук. Одной из его разновидностей является массаж массажным шариком Су-Джок (СУ-кисть, Джок-стопа)

hello_html_mc0c7be1.jpg

В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияния отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы ухо с эмбрионом человека, руки и ноги человека – с телом человека, и т.д.).

За речь человека отвечают главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга:

-Зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь (восприятие речи).

-Зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь (произнесение звуков самим человеком).

Массаж этим шариком благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и этим достигается благотворный эффект от массажа. Массажировать следует не только кончики пальца, а всю поверхность ладони. Чтобы процесс массажа не был скучным, мы массажный шарик обозначили как ёжика и используем стихотворение:

Ходит ёжик без дорожки

Не бежит ни от кого,

С головы до ножек

Весь в иголках ёжик.

Как же взять его?

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, НУ И ЧТО Ж!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить

4. Обводка шаблонов и штриховка изображений;

Обводка и штриховка развивает мелкую моторику рук. Это и подготовка руки к письму.


5. Аурикулярный массаж «Шевелим ушами-лечим оргнанизм

hello_html_3bb570d9.jpg

Массаж ушных раковин показан детям с самого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности, способствует опосредованному воздействию на речевые зоны.

Очень действен, так как при этом, по мнению учёных, информация с периферии идёт непосредственно в  ствол головного мозга и далее в его кору, минуя сегментарный аппарат спинного мозга. Широко внедрён в практику, применяется ежедневно и всю жизнь.

6. Плантарный массаж (массаж стоп)

На ступне, как и на ладонях, находятся важные чувствительные точки. Детей учат снимать напряжение со ступней ног с помощью массажеров.


hello_html_m4204760c.jpg


ЦЕЛЬ логопедического и самомассажа – стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата.

(Кинезиология – наука развития головного мозга через определенные двигательные упражнения).

В работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", «Кошка», «Стол стул», «Ворота», "Ухо-нос", "Замок". И упражнения. направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.


7. Работа по развитию речи – составная часть логопедической работы

В ходе работы используем словесные, наглядные и практические методы. И самые разнообразные приемы: напоминание, рассматривание, вопросы к детям, показ, рассказ, уточнение, демонстрацию, разъяснение, объяснение. Чтение стихов, заучивание скороговорок, потешек. В работу активно включаются игровые приемы.

8. Музыкотерапия.

Элементы музыкотерапии: целью использования музыкотерапии на коррекционных занятиях, является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений, сенсорных способностей, растормаживание речевой функции). Наиболее важным для детей - логопатов является развитие чувства ритма, темпа, мыслительных способностей и фантазии; вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики посредством музыкально-ритмических упражнений.

9. Упражнения на релаксацию

Упражнения на релаксацию – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения:

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая:

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье –

И становится понятно-

Расслабление приятно.

Для родителей проводятся консультации, семинары, организуются практические занятия

Своевременная профессиональная, квалифицированная помощь педагогов ДОУ поможет сохранить и восстановить все составляющие компоненты здоровья ребенка.

Используемая литература

Авторы коррекционных методик:

А.С.Волкова

К.П.Бутейко

В.И. Селиверстов

М.В.Хватцев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.

Текст к выступлению  на педсовете "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"....

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.СТРЕЛЬНИКОВОЙ., КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ВКЛЮЧИТЬ В РАБОТУ ВСЕ ЧАСТИ ТЕЛА И ВЫЗЫВАЮТ ОБЩУЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ ВСЕГО ОРГАНИЗМА. ,УСИЛИВАЕТСЯ ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИ...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.СТРЕЛЬНИКОВОЙ., КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ВКЛЮЧИТЬ В РАБОТУ ВСЕ ЧАСТИ ТЕЛА И ВЫЗЫВАЮТ ОБЩУЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ ВСЕГО ОРГАНИЗМА. ,УСИЛИВАЕТСЯ ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физ...

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе в условиях логопункта.

Насон И.И. учитель - логопед МАДОУ детский сад №63  В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости дете...

Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе".

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях....

Опыт работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологи...