ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Зинякова Галина Гелиевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_neyropsihologicheskogo.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

 РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ  ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих с гиперактивными детьми. Программа состоит из 16 занятий. При соблюдении режима проведения — 1 занятие в неделю, цикл рассчитан на 4 месяца. Время проведения — 20—30 минут. Оптимальное число участников группы  4—6 человек, возраст  5 – 6 лет. Занятия могут проходить индивидуально. В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции СДВГ.

В программе используются упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгодской, Т. Г. Горячевой, В.И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г. Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоппелем и др.

Структура занятия:

— растяжка —  1 – 2 минуты;

— дыхательное упражнение — 1 – 2  минуты;

— глазодвигательное упражнение — 1 – 2 минуты;

— упражнения для развития мелкой моторики рук — 8  -  10 минут;

— функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности,     самоконтроля), коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии — 10— 15 минут;

  • релаксация — 2—3 минуты.

Программа  составлена Аллой Леонидовной Сиротюк и представлена в её книге « Синдром дефицита внимания с гиперактивностью », творческий центр «Сфера», Москва 2002 г.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна включать в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, пере крестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка, негативно сказывается на общем ходе его развития. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, с высоким порогом и длительным латентным периодом возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Наличие гипертонуса, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для таких детей характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность и может спровоцировать возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода, и так же быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах.

Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям (цефало-каудальный закон), от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног (проксимодистальный закон).

Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритми-ровании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы. Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д.) непременно приводят к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. На этапе освоения глубокого дыхания ребенку также предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе — опускается вниз. Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии и т. д.).

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле эрения,улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные нервы, идущие от продолговатого мозга, включая тройничные, лицевой, отводящие, глазодвигательный и блоковый, соединяются с глазом. Они активизируют движение глазного яблока во всех направлениях, сокращают или расслабляют мышцы зрачка, чтобы регулировать колебания сетчатки, и изменяют форму хрусталика для того, чтобы видеть вблизи и вдали. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет их с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения. К сожалению, в учебной деятельности чаще всего используется двумерное пространство (книга, таблица, тетрадь, компьютер и т. д.), что существенно снижает качество обучения.

Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти и глаз, которые формируют речь.

Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие «чувствования» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела (дополнительная афферентация тела). Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности. Известно, что дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития — ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие мозолистого тела.

При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитию психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

У музыкантов, особенно у виолончелистов и пианистов, благодаря большой подвижности их пальцев развиваются тонкая двигательная координация и, следовательно, мозолистое тело. Известно, что занятия музыкой стимулируют развитие математических способностей.

Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить.

Понимание себя дает и понимание телесной экспрессии других, т.е. развитие выразительных движений ребенка как средства самовыражения и общения влияет также и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для развития.

Функциональные упражнения целесообразнее проводить по трем основным направлениям:

— развитие внимания, произвольности и самоконтроля;

— элиминация гиперактивности и импульсивности;

— элиминация гнева и агрессии.

Коррекцию следует проводить поэтапно, начиная с одной отдельной функции. Гиперактивному ребенку невозможно быть одновременно внимательным, неимпульсивным, неспокойным. Когда будут достигнуты устойчивые положительные результаты по развитию одной функции, можно переходить к развитию одновременно двух функций, а затем и трех. Например, развивая произвольное распределение внимания, необходимо снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность. Снижая импульсивность, не стоит работать над концентрацией внимания и ограничивать подвижность. Развивая усидчивость, можно допустить импульсивность и рассеянное внимание.

К упражнениям для развития произвольности относят движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть определенным образом осмыслены, «перекодированы» ребенком, на основании чего он дает команду произвести то или иное действие. В процессе занятий степень произвольности может быть различной. Так, инструкция для решения задачи типа «делай, как хочешь» не требует программы. Выполнение действий здесь носит механический характер, и степень произвольности снижается. Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребенка способности к построению собственной программы.

Очень важны  четкая повторяющаяся структура занятий, неизменное расположение предметов, что является дополнительным организующим моментом при формировании произвольности. Еще одним условием развития произвольности является соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента. Кроме того, поочередное приписывание каждому участнику группы роли лидера автоматически повышает степень его доминантности, а следовательно, уровень его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг.

 

Коммуникативные упражнения делятся на три этапа:

1. Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.

2. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его.

3. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.

Визуализация является репрезентацией в уме несуществующего объекта, явления или события (зрительные, слуховые, знаковые, осязательные, обонятельные и другие образы). Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.

Релаксация  может проводиться как в начале занятия с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксаиия, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса. За ней следуют интеграция в движении (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для рефлексии ребенком ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятия.

Коррекционная работа должна включать в себя различные виды массажей (дополнительная афферентация тела). Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ухе, которые соответствуют различным частям тела, Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке - голове.

Необходимым условием любого коррекционного процесса является система наказаний и поощрений, которая разрабатывается всей группой в начале занятий. Наказанием может служить выбывание из игры на «скамью запасных», лишение роли лидера и т. л. В качестве поощрений могут служить различные призы, выбор любимой музыки для сопровождения занятий, ведущая роль в игре и т. д.

При коррекционной работе также необходимо учитывать, что гиперактивные дети не могут длительное время подчиняться групповым правилам, быстро утомляются, не умеют выслушивать и выполнять инструкции.

Рекомендуется начинать работу с ними с индивидуальных занятий, поэтапно включая их в групповую деятельность. Кроме того, для каждого ребенка необходимы индивидуальная стратегия и тактика взаимодействия.

Кроме предложенной нейропсихологической коррекционно-развивающей программы с элементами психотерапии для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности,  возможно использование следующих приемов в работе с детьми с СДВГ:

1. Осуществление гиперактивным ребенком контроля за другими детьми (дежурный на занятии, ведущий в игре, помощник инструктора и т. д.).

2. Использование часов на занятиях и осуществление контроля гиперактивным ребенком за временем (хранитель времени).

3. Использование ритмов с большими паузами или ритмичной музыки.

Следует помнить, что возможности компенсации когнитивных и поведенческих нарушений существенно ограничиваются при отсутствии понимания родителями причин и проявлений этих нарушений. Коррекционно–развивающая работа наиболее эффективна при участии родителей в проведении занятий в группе и дома.

Характеристика ребенка перед поступлением в школу

Характерная черта старшего дошкольника - устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности - игре, общении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.

Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Способен  договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции. Ребенок  проявляет  доброжелательное  внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других, В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддерживать разговор на интересную тему.

Находясь в обществе сверстников, в предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов.

Способность ребенка к фантазии, воображению особенно выпукло выступает в ролевой и режиссерской игре, которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам.

Творческие способности детей также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Дети любят фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего плана действия, развитии функции воображения и становлении произвольности предметного действия.

Особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и телесные движения,  детские движения приобретают произвольный характер.

Волевое начало в действиях ребенка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, стараться сделать продукт качественно, переделывать, если не получилось.

Произвольность также проявляется в социальном поведении: ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам.

В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности ребенка. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно  придумывать  объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать и экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.

Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Компетентность ребенка проявляется не только в том, что он обладает знаниями, умениями навыками, но и способен принимать на ее основе собственные решения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

ВОСПИТАТЕЛЯМ  ГИПЕРАКТИВНОГО  РЕБЁНКА

ДОШКОЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  КОРРЕКЦИИ  ГИПЕРАКТИВНЫХ  ДЕТЕЙ  ДОЛЖНА  ОПИРАТЬСЯ  НА  КОГНИТИВНУЮ  КОРРЕКЦИЮ, ЧТОБЫ  ПОМОЧЬ  ДЕТЯМ  СПРАВИТЬСЯ  С  ДАЛЬНЕЙШИМИ ТРУДНОСТЯМИ  В  ОБУЧЕНИИ:

1. ИЗМЕНЕНИЕ  ОКРУЖЕНИЯ:

  • ИЗУЧИТЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ  ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ;
  • РАБОТУ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ СТРОЙТЕ ИНДИВИДУАЛЬНО. ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК ДОЛЖЕН НАХОДИТЬСЯ ПЕРЕД ГЛАЗАМИ ВОСПИТАТЕЛЯ, В ЦЕНТРЕ ГРУППЫ, ПРЯМО У ДОСКИ;
  • ОПТИМАЛЬНОЕ  МЕСТО В ГРУППЕ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКА – ПЕРВАЯ ПАРТА НАПРОТИВ СТОЛА ВОСПИТАТЕЛЯ ИЛИ В СРЕДНЕМ РЯДУ.
  • ИЗМЕНИТЕ РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ С ВКЛЮЧЕНИЕМ  ФИЗКУЛЬТМИНУТОК;
  • ПРЕДОСТАВЬТЕ РЕБЁНКУ ВОЗМОЖНОСТЬ БЫСТРО ОБРАЩАТЬСЯ К ВАМ ЗА ПОМОЩЬЮ В СЛУЧАЕ ЗАТРУДНЕНИЯ;
  • НАПРВЛЯЙТЕ ЭНЕРГИЮ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ В ПОЛЕЗНОЕ РУСЛО: ВЫМЫТЬ ДОСКУ, ПОЛИТЬ ЦВЕТЫ ...
  1. СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ  МОТИВАЦИИ  НА  УСПЕХ:
  • ВВЕДИТЕ  ЗНАКОВУЮ  СИСТЕМУ  ОЦЕНИВАНИЯ;
  • ЧАЩЕ  ХВАЛИТЕ  РЕБЁНКА;
  • РАСПИСАНИЕ  ЗАНЯТИЙ  ДОЛЖНО  БЫТЬ  ПОСТОЯННЫМ;
  • ИЗБЕГАЙТЕ ЗАНИЖЕННЫХ ИЛИ ПОВЫШЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К РЕБЁНКУ С  СДВГ;
  • ВВОДИТЕ  ПРОБЛЕМНОЕ  ОБУЧЕНИЕ;
  • ИСПОЛЬЗУЙТЕ  НА  ЗАНЯТИИ  ЭЛЕМЕНТЫ  ИГРЫ  И  СОРЕВНОВАНИЯ;
  • ДАВАЙТЕ ЗАДАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ СО СПОСОБНОСТЯМИ  РЕБЁНКА;
  • БОЛЬШИЕ ЗАДАНИЯ РАЗБИВАЙТЕ НА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ, КОНТРОЛИРУЯ  КАЖДОЕ ИЗ  НИХ;
  • СОЗДАВАЙТЕ  СИТУАЦИИ, В КОТОРЫХ ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК МОЖЕТ ПОКАЗАТЬ СВОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ И СТАТЬ ЭКСПЕРТОМ В ГРУППЕ ПО НЕКОТОРЫМ ОБЛАСТЯМ ЗНАНИЙ;
  • НАУЧИТЕ РЕБЁНКА КОМПЕНСИРОВАТЬ НАРУШЕННЫЕ ФУНКЦИИ ЗА СЧЁТ СОХРАННЫХ;
  • ИГНОРИРУЙТЕ НЕГАТИВНЫЕ ПОСТУПКИ И ПООЩРЯЙТЕ ПОЗИТИВНЫЕ;
  • СТРОЙТЕ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ НА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЯХ;
  • ПОМНИТЕ, ЧТО С РЕБЁНКОМ НЕОБХОДИМО  ДОГОВАРИВАТЬСЯ, А НЕ СТАРАТЬСЯ СЛОМИТЬ ЕГО.
  1. КОРРЕКЦИЯ  НЕГАТИВНЫХ  ФОРМ  ПОВЕДЕНИЯ:
  • СПОСОБСТВУЙТЕ  ЭЛИМИНАЦИИ  АГРЕССИИ;
  • ОБУЧАЙТЕ  НЕОБХОДИМЫМ СОЦИАЛЬНЫМ  НОРМАМ  И  НАВЫКАМ  ОБЩЕНИЯ;
  • РЕГУЛИРУЙТЕ ЕГО ОТНОШЕНИЯ С ДЕТЬМИ ИЗ ГРУППЫ.
  1. РЕГУЛИРОВАНИЕ  ОЖИДАНИЙ:
  • ОБЪЯСНЯЙТЕ РОДИТЕЛЯМ И ОКРУЖАЮЩИМ, ЧТО  ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НАСТУПЯТ НЕ ТАК БЫСТРО, КАК ХОТЕЛОСЬ  БЫ;
  • ОБЪЯСНЯЙТЕ РОДИТЕЛЯМ И ОКРУЖАЮЩИМ, ЧТО УЛУЧШЕНИЕ СОСТОЯНИЯ РЕБЁНКА  ЗАВИСИТ НЕ ТОЛЬКО ОТ СПЕЦИАЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ, НО И ОТ СПОКОЙНОГО И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ.

ПОМТИТЕ, ЧТО ГИПЕРАКТИВНОСТЬ – ЭТО НЕ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА, НЕ РЕЗУЛЬТАТ ПЛОХОГО ВОСПИТАНИЯ, А МЕДИЦИНСКИЙ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТАВЛЕН ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ.  ПРОБЛЕМУ ГИПЕРАКТИВНОСТИ НЕВОЗМОЖНО РЕШИТЬ ВОЛЕВЫМИ УСИЛИЯМИ, АВТОРИТАРНЫМИ УКАЗАНИЯМИ И УБЕЖДЕНИЯМИ.  ГИПЕРАКТИВНЫЙ  РЕБЁНОК ИМЕЕТ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СПРАВИТЬСЯ С КОТОРЫМИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОН НЕ МОЖЕТ.  ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ВИДЕ ПОСТОЯННЫХ НАКАЗАНИЙ, ЗАМЕЧАНИЙ, ОКРИКОВ НОТАЦИЙ НЕ ПРИВЕДУТ К УЛУЧШЕНИЮ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА, А, СКОРЕЕ, УХУДШАТ ЕГО.  ЭФФЕКТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИИ  СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ  ДОСТИГАЮТСЯ ПРИ ОПТИМАЛЬНОМ СОЧЕТАНИИ МЕДИКАМЕНТОЗНЫХ И НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫХ МЕТОДОВ, К КОТОРЫМ ОТНОСЯТСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ  ПРГРАММЫ.

 

Консультация для воспитателей

на тему:

«Особенности работы с гиперактивными детьми»

Учитель – логопед МДОУ № 143 г. Воронеж

Зинякова Галина Гелиевна

Дата проведения  - 29 октября 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

            Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих ...

Развитие речи и преодоление синдрома дефицита вниманияу детей с гиперактивностью

Развитие речи и преодоление синдрома дефицита вниманияу детей с гиперактивностью...

Адаптированная программа коррекционно - развивающих занятий для нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

    В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и пони...

Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности...

Памятка для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания (гиперактивностью)

Памятка для родителей по воспитанию детей с синдромом  дефицита  внимания (гиперактивностью)...