Занятия по изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике на тему
Занятия по изобразительной деятельности важны для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как свойственные для многих детей нарушения мелкой моторики в дальнейшим отрицательно сказываются и на формировании двигательной основы речи, и на мыслительную деятельность. Изобразительная деятельность имеет большое значение и в решениизадач эстетического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_po_izo_detey_s_ovz-chestnova_g.s.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятия по изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из видов деятельности для дошкольника является изобразительная деятельность. Занятия по изобразительной деятельности особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как, свойственные, для многих детей нарушения мелкой моторики в дальнейшем отрицательно сказываются и на формировании двигательной основы речи, и на мыслительную деятельность. Изобразительная деятельность имеет большое значение и в решении задач эстетического воспитания.
У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
Особенно сложно протекает процесс формирования графо-моторных навыков у детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Это связано с различными дисфункциями устной речи, психических процессов, моторики рук, пространственного восприятия.
Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей.
Существует большое количество различных форм изотерапии. Любые традиционные формы работы подходят для развития мелкой моторики:
- гимнастика и специальные игры для пальчиков;
- рисование (рисование карандашом, кистью, рисование пальцем, ладонью, палочкой, рисование по трафарету);
- лепка (работа с пластилином, глиной, тестопластика);
- аппликация (игры с бумагой, вырезание ножницами, приклеивание различных фигур, аппликация с пуговицами).
Рисование - один из способов развить мелкую моторику. Для начала можно использовать пальчиковые краски. Когда малыш научится рисовать пальчиками, можно предложить ему кисть и раскраску. Для начала это должны быть простые, крупные предметы, по одному на листе. Нужно научить ребенока закрашивать части рисунка, не выходя за линии. Рисовать можно как красками, так и карандашами, фломастерами, мелками, используя различную степень нажима. Хорошие результаты для развития речи дает дыхательная гимнастика при помощи трубочки для коктейля при занятиях кляксографии. Выдувание через трубочку укрепляет силу легких и дыхательную систему.
Рисование это творческий процесс, а значит, ребенок будет развивать не только мелкую моторику.
Аппликация поможет малышу развить ловкость рук. Ребенку можно предложить рвать бумагу на части, а потом наклеивать. Для начала пусть это будут его собственные «фигуры», а в дальнейшем помогите малышу придавать им более правильную форму (квадрат, круг, треугольник). Ребенку постарше можно предложить вырезать фигуры ножницами и наклеивать их на бумагу. Начните с легких предметов, пусть малыш вырезает их по нарисованному контуру. Для аппликации можно использовать не только бумагу, но и вату, макароны, крупу, бусины и многое другое. Все что позволит вам ваша фантазия. Изготовление поделок из бумаги вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.
Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина, теста и глины, но и зимой из снега, летом-из песка.
Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
Все эти упражнения приносят пользу ребёнку:
во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
во-вторых, формируют у него художественный вкус,
в-третьих, хорошо развитая кисть руки "потянет" за собой развитие интеллекта.
Список использованных источников:
1.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - Спб.: Златоуст, 1998 - 355 с.
2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей. - Спб.: Изд-во: Речь,2008 г.-159с.
3. Копытин А.И. Арт-терапия. Хрестоматия. - Спб.: Изд-во: Питер, 2002.- 320с.
4. Красный Ю.Е. Арт-всегда терапия. -M.: Изд-во: МЦУПК, 2006. - 204 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка
В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...
Использование нетрадиционных техник рисования в художественно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
Материал представляет собой сообщение для воспитателей компенсирующих групп детского сада для детей с различными отклонениями в развитии (задержка психического развития, умственная отсталость легкой с...
"Игровые приемы в обучении изо - деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)"
Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам, которые работают с детьми с ОВЗ. С помощью определенной системы игровых приемов, используемых в изо - деятельности, можно достигнуть наилучших ре...
Сценарий непосредственно образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в подготовительной группе детского сада (дети 6-7 лет) «Прогулка по Цифрограду»
Итоговое занятие по математике за полугодие....
ПРОГРАММА По развитию изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями...
Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"
Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"...