ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

В статье описаны примеры работы по формированию просстранственных представлений у детей с нарушениями зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семенова Е.Б.

Степанова Н.О

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ

Формирование пространственных представлений у детей является важной частью развития пространственного мышления, так как на их основе формируется умение практически ориентироваться в пространстве на основе понимания  пространственных отношений.

Комплексная оценка состояния здоровья воспитанников детского дома показывает, что более половины из них имеют нарушения зрения, хронические соматические и нервно-психические заболевания, что является одной из причин снижения функциональных и адаптационных возможностей. Результаты психолого-педагогического обследования доказали, что у этой категории детей развитие пространственной ориентировки протекает замедленно и со значительными трудностями, которые зависят от характера и степени зрительной патологии, и, как правило, неблагоприятных условий жизни в период раннего детства.

Поэтому одной из наиболее актуальной проблем развития и воспитания дошкольников с нарушением зрения в детском доме является проблема обучения их ориентировке, социально-бытовой самостоятельности и мобильности. Ведущая роль в этой работе принадлежит учителю-дефектологу (тифлопедагогу).

        Для обеспечения целенаправленного планирования коррекционно-педагогической работы в этом направлении первоочередной задачей является выявление исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке, сенсорного и общего развития, необходимого для обучения, индивидуальных особенностей овладения пространством и причин возможного отставания. Следует особо отметить, что среди воспитанников детского дома отчетливо  выделяется две группы: дети, которые испытывают страх пространства, чувствуют себя скованно, и дети с выраженной двигательной расторможенностью. Занятия в небольших кабинетах тифлопедагогов снижают возможность получения необходимого объема пространственных представлений, особенно о большом пространстве у  детей с нарушением зрения. Следовательно, возникает необходимость проведения такого типа занятий в коррекционном или спортивном залах. Само условие пребывания детей в них способствует преодолению боязни пространства и активизации деятельности детей.

На основании полученных результатов возникла необходимость разработки системы специальных занятий и мероприятий по развитию пространственной ориентировки как части ранней социальной адаптации воспитанников детского дома на каждом возрастном этапе. Следует подчеркнуть, что работа по формированию пространственных представлений у детей, воспитывающихся в условиях зрительной и материнской депривации, осуществляется комплексно при условии тесного взаимодействия всех специалистов.

        Так, дети младшего дошкольного возраста, поступающие в детский дом, плохо ориентируются не только в большом и малом пространстве, но и не знают название и месторасположение частей тела, не узнают свое отражение в зеркале, свое изображение на фотографиях и в видеофильмах. Поэтому своеобразным подготовительным этапом работы по формированию навыков ориентировки является расширение представлений ребенка о себе, ощущение себя в пространстве как главной точки отсчета. Большую роль в этом процессе играют фотографии и видеофильмы. Традиционным становится фотографирование детей в различных ситуациях. У каждого воспитанника имеется собственный фотоальбом, который он берет с собой при выпуске из детского дома. Дети часто смотрят видеофильмы о праздниках, занятиях, играх со своим участием. Это помогает им увидеть себя со стороны, создать целостный образ собственного внешнего вида. В повседневной жизни воспитателями часто используются различные потешки, пословицы и поговорки, детские песенки, содержащие названия частей тела. Их повторение способствует лучшему усвоению детьми новых для них знаний. Работа в указанном направлении продолжается и в дальнейшем. Например, на общеобразовательных занятиях, посвященных вопросам охраны здоровья и пропаганде здорового образа жизни, воспитатели более подробно знакомят детей с названиями частей тела, системами жизнедеятельности и их расположением.

В среднем дошкольном возрасте осуществляется обучение воспитанников ориентировке относительно себя. Особую трудность представляет формирование представлений о направлениях, в которых находятся предметы (слева, справа, впереди, сзади). Преодоление указанных трудностей происходит в процессе обучения ориентировке в групповых помещениях, в здании детского дома, на участке для прогулок. Часто используются дидактические игры-путешествия, целевые экскурсии, игровые ситуации. В процессе совместной деятельности со взрослым каждый ребенок получает возможность научиться ориентироваться в здании детского дома.

В старшем дошкольном возрасте параллельно с закреплением уже знакомых пространственных умений и навыков происходит ознакомление детей с принципами ориентировки относительно предметов. Как показывает опыт, эта работа представляет особую сложность для детей с амблиопией и косоглазием, так как в большинстве случаев у них отсутствует бинокулярное и стереоскопическое зрение, особенно в период ношения окклюдоров. Это приводит к ограничению различительных возможностей дистантного восприятия, затруднению в дифференциации глубины, удаленности, протяженности пространства и обуславливает необходимость поиска оригинальных форм обучения, активизирующих участие детей в этом процессе.

Одно из эффективных средств обучения детей пространственной ориентировке является использование комплексных комбинированных занятий в коррекционном зале. При выборе сказки учитывается ее содержание и степень его доступности детям данной группы, а также возможность обыгрывания этой сказки в большом пространстве. Такие занятия носят итоговый характер и обычно проводятся в заключение изучаемой темы. Например, занятия «Путешествие колобка» (для старшей группы), «Сказка про храброго зайца» (для подготовительной группы) были разработаны как обобщающие по дидактической теме «Дикие животные». Однако, независимо от содержания в процессе их проведения обязательно  включаются задания, позволяющие детям произвольно выполнять зрительные и практические ориентировочные действия, приобретенные в специально организованном процессе обучения. Приведем некоторые приемы и задания, используемые на занятиях в коррекционном зале:

  • «Дойди до домика по заданной дорожке» (используются специальные напольные дорожки (разметки));
  • «Проследи, куда покатился мяч, пройди в ту сторону по дорожке»;
  • «Пройди по ленточке-тропинке (длинной или короткой)»;
  • «Найди волшебный сундучок по схеме» - работа с картой-схемой для детей подготовительной группы;
  • «Определи, где находится персонаж сказки» - задание на развитие ориентировки от себя
  • «Построй дом по схеме из больших цветных  модулей»;
  • «Выполни движение в соответствии с графической схемой» ;
  • «Собери бусы»- дети находят свое место в ряду в зависимости от имеющейся у них геометрической фигуры и ее цвета  и месторасположения этой фигуры на опорной карточке.

Как правило, в процессе выполнения перечисленных заданий дети сохраняют образ роли по сюжету сказки с помощью имитационных движений, передают эмоциональное состояние героев, применяя неречевые средства общения (мимика, жесты, позы), исполняют элементы ритмопластики (комплексы упражнений под музыкальное сопровождение).

 Закрепление навыков ориентировки, умения пользоваться зрительными ориентирами, словесными указаниями о расположении того или иного объекта в пространстве происходит на физкультурных занятиях.

Особое место в коррекционно-педагогической работе по данному направлению в нашем детском доме занимает деятельность по развитию ориентировки в микрорайоне. Воспитанники знакомятся с внутренним устройством жилых домов,  местонахождением учреждений (магазинов, аптек, ателье, почты, школы, парикмахерской, поликлиники и т.д.). При этом дети овладевают умением пользоваться схемами и картами при поиске заданного объекта.

Постепенно пространство расширяется. Детей знакомят не только с ближайшим окружением, но и с городом. На специальных занятиях по Петербурговедению  дошкольники узнают много нового и интересного о родном городе, его истории и культуре, учатся находить и располагать относительно друг друга изображения памятников архитектуры и достопримечательностей Санкт-Петербурга на картах и схемах.

В целях подготовки детей к школе большое внимание уделяется развитию навыков ориентировки в малом  (ограниченном) пространстве. Разнообразные игровые приемы, направленные на координацию деятельности руки и глаза, развитие глазодвигательных мышц, прослеживающей функции, органично вплетаются в канву коррекционных тифлопедагогических занятий. Детям предлагается расположить в заданном порядке изображения предметов, персонажей сказок; найти предмет в соответствующем ряду и столбце; повторить изображения по образцу; дорисовать симметричный предмет; решать графические развивающие задачи.

Таким образом, в результате проводимой систематической  целенаправленной работы большинство воспитанников детского дома становятся способными к адаптации к изменяющимся условиям, свободно ориентируются в детском доме и микрорайоне, овладевают принципами ориентировки в незнакомой обстановке, что особенно важно при переходе детей в другие учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается специфика формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: основные подходы, этапы, методы и приёмы работы....

Формирование пространственных представлений у дошкольников

 Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно...

Формирование пространственного представления у дошкольников

Краткое описание опыта по формированию у дошкольников пространственного представления с помощью геометрических фигур...

Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с ЗПР

В данном материале описаны методы и приемы формирования пространственных представлений, формы работы, основные направления, этапы. Предлагается планирование коррекционной работы по формированию простр...

Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях

В статье описаны актуальность проблемы, особенности пространственных представлений у детей с ОНР, основные направления работы по формированию пространственных представлений у детей с ОНР и даны пример...

Формирование пространственных представлений у дошкольников

Формирование пространственных представлений у дошкольников...