Проект "Раз словечко, два словечко"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Рябова Алевтина Васильевна

Как расширить словарь старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 44 «Родничок»

                                                    Методическая разработка

                              образовательного логопедического проекта  «Копилка слов»

Информационно-познавательный проект

 «Раз словечко, два словечко»

для детей старшей группы с ОНР

                                                                     

                                                                             

                                                                                       Составила:

                                                                                       учитель-логопед А.В. Рябова

                                                                                       старшей группы   для детей с ОНР

Саров, 2016

, 20th, 2015

Информационно-познавательный  проект  

«Раз словечко, два словечко»

                                             для детей старшей группы с ОНР

Тип проектаинформационно-познавательный                                                      Участники проекта: дети  старшей логопедической группы, учитель-логопед, привлекаются  воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Сроки реализации и возраст детей                                                                     

Занятия рассчитаны на 1 год, проводятся с октября по март с детьми старшей  группы

Актуальность.

Основная задача речевого развития ребенка  дошкольного возраста – это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа.                                                                                            

Полноценное владение речью  предполагает, прежде всего, богатый словарный запас. В старшем дошкольном возрасте формируется основа словаря,  накапливается значительный запас слов. Продолжается работа над обогащением лексики: увеличение лексического запаса словами, сходными (синонимами) или противоположными (антонимы) по смыслу, многозначными словами.  Развитие словаря характеризует не только увеличением количества используемых слов, но и пониманием различных значений одного и того же слова (многозначного).    Движение в этом плане чрезвычайно важно, так как  это связано с более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.                                           

У дошкольников с общим недоразвитием речи к шести годам словарный запас отстает от возрастной нормы. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов,  слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений.   Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова.                                                                                                                   Дети дошкольного возраста достаточно эмоциональны и восприимчивы к слову. Именно поэтому любовь к родному языку можно воспитывать только через интерес к нему. 

Как вызвать интерес к слову?   Как дать детям понятие «слово»?  Как сделать этот процесс увлекательным и интересным?

     Мы старались, чтобы  на занятиях дети  находилсь  не только в роли наблюдателей, но и  являлись   активными деятелями в процессе изучения слова.  Дети,  участвуя  в нём,  упражняют  свои речевые возможности, тренируют языковые умения и навыки. Также проект  направлен на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков  самоконтроля. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал сам. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в повседневной жизни, в образовательном процессе, в процессе развития речи. Нужно только найти это и подать детям и побудить их самих к подобным находкам и открытиям.

 Цель проекта.

Формирование у детей интереса к родному языку, знакомство с многообразием слов русского языка.

Задачи:

  • формирование представлений о слове, как о семантической единице;
  • на уровне наблюдений формирование у детей начальных представлений о    многообразии слов родного языка;
  • обучение основам лингвистического анализа;
  • уточнение и обогащение словаря детей;
  • развитие  языкового чутья, словесно-логического мышления, внимания к родному языку;
  • воспитание  любви и интереса к речи, слову.

Объект: словарный запас детей.

Гипотеза:  предполагается, что использование занятий, развлечений, дидактических игр, занимательного материала, художественной литературы направленные на изучение слова, будут способствовать формированию у ребенка стремления изучать родной язык, повысит уровень языкового развития, будет способствовать развитию познавательных интересов, лингвистического мышления, яркости и выразительности речи.

Ведущей формой работы  являются занятия, которые проводятся в игровой форме, занятия-соревнования. На занятиях дети решают проблемные вопросы,  проводят научные исследования, «делают» маленькие открытия.

Продолжительность занятий:

в старшей   группе – 25 мин.

Предполагаемые результаты проекта:  формирование у детей интереса к родному языку, правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи;  их точное использование по смыслу, использование в речи синонимов, антонимов, родственных слов, слов с уменьшительным и увеличительным значением,   вовлечение родителей в поисковую деятельность детей.

Предполагаемый продукт проекта:

  • Альбомы  «Слова – друзья» –  синонимы,  «Слова  наоборот» – антонимы, «Слова – близнецы» – омонимы 
  • Создание совместно с детьми и родителями  «Копилки слов»
  • Картотека игр со словами – синонимами, антонимами, омонимами.
  • Книжки – малышки ,  карточки –«Семейки слов».
  • Заметка   на сайте д\ сада 44 о работе над семантическим компонентом с детьми.
  • Подборка  игровых презентаций на расширение словаря  словами – синонимами, антонимами, омонимами, родственными словами,  «словами - малышами и словами-великанами»
  • Панно «Осень» из ватных дисков  - итог коллективной  работы с детьми  в процессе моделирования  семантического  поля  и  поиска  родственных  слов  к понятиям «Гриб», «Дерево», «Лист»,  «Дождь»,       « Сад»,  «Огород»  

                              Структура проекта.

Проект «Раз словечко, два словечко» состоит из трех  этапов.

I этап. Подготовительный

Он включает в себя разделы:

  1. Понятие «Слово»  Как появились слова?(опыт)
  2. Многообразие слов (опыт)
  3. Слова – предметы.
  4. Слова – признаки.
  5. Слова – действия.

Логопед с воспитателем определили  дидактические игры в технологической карте, которые позволят решить задачу первого этапа. Первый этап проходил параллельно с изучением лексических тем осенней тематики. Дети вместе с  логопедом  познакомились и закрепили родственные слова к понятиям «Гриб», «Дерево», «Лист»,  «Дождь», « Сад»,  «Огород».  А уж с понятием «Осень» что только ни делали: находили   «ядерное» слово – ОСЕНЬ, изменяли его по падежам, образовывали родственные слова в игре  «Семейка слов». А затем  «нанизывали»  на  слово «Осень» слова-признаки, слова-действия, подбирали слова-антонимы в игре  «Слова наоборот».  В результате  смоделировали семантическое поле.  А чтобы слова не забывались, еженедельно подкрепляли их действием: мастерили с помощью ватных дисков грибы, деревья,  листья, тучи, птиц  и собирали панно «ОСЕНЬ».

 В завершении  дети вместе с  логопедом  и воспитателем  создали  « Копилку слов».  Она  включает разделы:  «Как появились слова»,  «Какие бывают слова»,  «Слова-предметы»,  «Слова-действия», «Слова-признаки».

II этап.  Основной

1. Слова с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением.

2. «Слова приятели» (синонимы).

3. «Слова наоборот» (антонимы).

4. Многозначные слова.

5 . Родственные слова « Семейка слов»

Дети вместе с логопедом и воспитателем  познакомились с понятиям   «Большие и маленькие слова»,  «Слова-родственники»,  «Слова - приятели»,  «Слова - наоборот», «Многозначные слова».  Были проведены занятия, речевые викторины, где не только дети, но и родители принимали активное участие.  Дух поисков и открытий создал положительную эмоциональную обстановку, побуждал детей к сотрудничеству со взрослыми, обучил групповой форме работы, воспитывал чувство ответственности, взаимопомощи, уверенность в себе и в своих способностях.                                                          В ходе реализации проекта использовала дидактические игры. Среди наиболее понравившихся  детям игры:

  •  «Кто это? Что это?»
  • «Какой? Какая? Какое?»
  • «Что делает?»
  • Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии на основе различных признаков) (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)
  • Игра «Как сказать?» ( Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)
  • Игра «Конкурс слов – сравнений» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)
  • Игра «Подбери слово» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)
  • Игра «Солнышко» (Краузе Е.Н.)
  • «Назови лишнее слово» (Захарова А.В.)
  • Отгадывание по картинкам загадок-описаний (Захарова А.В.) 
  • «Слово к слову»( Пособие Третьякова Т. С.)
  •  «Расскажи, какие»(Пособие Третьякова Т. С.)
  • «Противоположные по смыслу» (Пособие Третьякова Т. С.)
  • «Где Колобок?»
  •   Игра «Маленькие слова».
  • «В гости к гномам»
  • «Слова- наоборот»
  • «Слова – приятели»
  • «Малыши и великаны»
  • «Семейка - слов» и др.

Данные игры обучают детей основам лингвистического анализа, помогают вникать в смысловую сторону слова, анализировать и сопоставлять их, развивают языковое чутье. Дети являются не только наблюдателями, но и являются активными деятелями в процессе изучения слова.

     III этап. Заключительный .  

  • Консультация с родителями  «Как относиться к речевым ошибкам детей?»                             -презентация «Игры своими руками»  (представление родителями  книжек-малышек вместе с детьми)
  • Досуг для детей  и родителей.  «Мой дружок - мой весёлый язычок»:  

-презентация  детьми и родителями  «Копилки слов» 

Продукт проекта:

  • Методические материалы (папки – передвижки «Быть вместе с ребенком»  «Умение слышать слово»,   «Как относиться к речевым ошибкам детей?» )
  • Игра «Слова  наоборот» – антонимы,  игра-пазлы, «Слова  наоборот» – антонимы, игра «Слова – близнецы» – омонимы .
  • Создание совместно с детьми и родителями  «Копилки слов»
  • Памятка» Создаем книжку-малышку»
  • Картотека игр со словами – синонимами, антонимами, омонимами.
  • Книжки – малышки ,  набор карточек –«Семейки слов».
  • Заметка   на сайте д\ сада 44 о работе над семантическим компонентом с детьми.
  • Подборка игровых презентаций на расширение словаря  словами – синонимами, антонимами,   «словами - малышами и словами-великанами»
  • Панно «Осень» из ватных дисков  - итог коллективной  работы с детьми  в процессе моделирования  семантического  поля  и  поиска  родственных  слов  к понятиям «Гриб», «Дерево», «Лист»,  «Дождь»,       « Сад»,  «Огород»  
  • Подборка  логосказок  на закрепление и активизацию всех категорий слов.

Результаты проекта:

В ходе реализации проекта: «Раз словечко, два словечко» удалось достичь:

  • повышения уровня языкового развития детей;
  • правильного и осознанного употребления детьми слов различных категорий;
  • умение анализировать и сопоставлять слова, вникать в его смысловую сторону;
  • умение использовать в речи  синонимы, антонимы, многозначные слова
  • умение образовывать слова с уменьшительным и увеличительным значением.
  •  положительной эмоциональной обстановки.
  • пополнилось методическое и дидактическое оснащение группы.

Проект не только помог детям познакомиться с многообразием слов русского языка, повысить уровень языкового развития детей, но и заинтересовал родителей, которые приняли активное участие в его реализации

Реализация проекта   « Раз словечко, два словечко »

Месяц

Тематические мероприятия

Цели

Октябрь

1.Проведение всех типов занятий                           Опыт «Как появились слова?»                                   Опыт «Кто больше назовет слов» (на каждое слово-фишка)                                     «Слова – предметы» Разучивание стихотворения «У меня есть…» (речь-движение)                    «Слова – признаки »   Чтение и пересказ логосказки   «Живой букет» А.Ягодаровой

2.Консультация для родителей   « Умение слышать слово.

3. Памятка для родителей  «Как правильно сделать книжку-малышку»)

4.Совместная работа с детьми  -  панно - по циклу занятий  на тему осень.

5.Консультация  для педагогов «Семантический компонент»

                                                                                                 -дать    понятиие  «слово,  предложение,  живое-неживое. (П,Р)

- вызвать интерес к слову,  дух поисков и открытий

(П.Р)

-формировать  у детей начальных представлений о    многообразии слов родного языка;(П,Р)

-закреплять понятие  « слово –предмет»

(ХЭ ,Ф.Р)

- дать понятие о словах-признаках ( П), упражнять в согласовании прилагательных с существительными

- формировать  осознание детьми семантики слов, которыми они уже пользуются                                           -подобрать картинки к «семейке слов» к словам: гриб, лес,   лист, сад, огород.                                                                                                                                             

 - формирование у детей интереса к родному языку                                                                                          - активизировать количественный и качественный  рост  словаря.                                                                      

-уточнить приемы формирования семантического поля с детьми с помощью речевых и дидактических игр.                                                                                                      

  Ноябрь

1.Проведение всех типов занятий                                «Слова-действия.                  Разучивание стихотворения  «Мой братишка» (речь-движение)                       Чтение и пересказ логосказки  «Шустрик в лесу» с опорой на пиктограммы.                    «Предлоги»           Демонстрация игровой и звуковой презентации  «Маленькие слова»      Чтение и пересказ логосказки «Догонялка» Т.Шуйской с опорой на пиктограммы                      2.Папка-передвижка «Будьте вместе с ребенком»  3. Консультация для  педагогов «Копилка слов»

 -уточнять и расширять глагольный словарь;                                                          -дать понятие слово – действие; упражнять в образовании глаголов с приставками                                       

-закреплять понятие «слова-действия» (ХЭ,Ф.Р) практическое использование  глаголов 1 и 2 лица.

 -упражнение детей в образовании и практическом употреблении приставочных  глаголов.                                                                                      

-познакомить детей с понятием предлог                            -формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлога (на, под, в, из)                                    

-практическое использование предлогов в связной речи

-объяснить родителям, что только при совместной деятельности ребенок сможет правильно воспринимать   окружающую его действительность,

 -обсуждение  и создание  «Копилки слов»

Декабрь

1.Проведение всех типов занятий             Уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы слов Звуковая игровая  презентация «Слова-малышки», «Слова- великаны»                Дидактические  игры       «Малыши и великаны»,                 «В гости к гномам»               Чтение и пересказ логосказки  «Два брата» с опорой на пиктограммы

2.Викторина  «Слово на ладошке»

-познакомить детей с уменьшительно-ласкательными формами слов- существительных и прилагательных; со «словами –великанами»,  «словами малышками»(П,Р)

-развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования  (Р)

-активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение.(Р)

- развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования в свободной речи(Р)

-закрепление  пройденного материала в игровой форме(С-К)

-повысить уровень языкового развития детей

Январь

1.Проведение всех типов  занятий                                     «Слова наоборот» (антонимы).                        Звуковая игровая  презентация «Антонимы»    Логосказка   «Длинный и короткий антонимы»    «Слова приятели» (синонимы).                            Звуковая игровая  презентация «Синонимы»                        Чтение логосказки «Баба-Яга» и пересказ по ролям     ( по мотивам сказки А.Афанасьева )                  Речевые дидактические игры «Все наоборот»   2.Папка-передвижка  для родителей «Влияние добрых слов на человека

-познакомить детей с понятиями «Слова- наоборот»- антонимы(П),  учить подбирать слова противоположные по смыслу.

 -продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами.(Р)

-активизировать и обогатить словарный запас детей словами с разнообразными смысловыми оттенками.             -познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. (П,Р)

-практическое использование словаря  разнообразными смысловыми оттенками в -самостоятельной речи.(С-К)

- создавать положительную эмоциональную обстановку, побуждая детей к сотрудничеству со взрослыми  (С-К)

Февраль

1.Проведение всех типов занятий                          (омонимы)                 «Многозначные слова»    Презентация игровая «Многозначные слова»

2.Консультация для родителей                  «Ребенок учится родному языку»                3.Презентаци родителями  альбома  о многозначных словах-(омонимах)

-познакомить детей с понятиями «многозначные (П,Р)слова» (разные предметы, явления могут называться одним и тем же словом, иметь одинаковое название) -развивать умение давать описательную характеристику предмета (учить находить «главные» и «второстепенные» признаки)                    -активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение.                                                    

уточнить, что ребенок  успешнее   всего  усваивает язык,    когда    его слушают,    общаются, разговаривают с    ним

-продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами.             

Март

1.Проведение всех типов  занятий                       Родственные слова  «Семейка слов»     Презентация звуковая и игровая «Семейка слов» Чтение и пересказ по ролям  логосказки  « Про посуду»,  «Чудесный ручеек» -Т.Шуйская

2.Консультация  для родителей «Как относиться к речевым ошибкам детей?»                   3.Досуг с родителями  «Мой     дружок - мой весёлый язычок»                       Презентация  «Копилки слов»                     Проведение речевых игр с родителями и детьми

-дать детям понятие об «однокоренных словах» (родственные слова, «семейка» слов).

- развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования                                        -активизировать количественный рост словаря. и качественное его обогащение (С-К)

-формировать умение использовать  детьми  слов различных категорий в свободной речи

                                                                                        - формировать умение анализировать и сопоставлять слова, вникать в его смысловую сторону                                                                            - создать положительную эмоциональную обстановку  (С-К)                                                                              -формировать умение использовать  детьми  слов различных категорий

-активизировать количественный рост словаря. и качественное его обогащение  (С-К)

                                    Список литературы

  1. Волосовец Т.В.  Преодоление ОНР дошкольников. – М., 2002.
  2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: 1961.
  3. Деревянко Н.П., Лапп Е.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи// Практическая психология и логопедия №4, 2006. С. 22-25.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Синонимы.- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005.
  5. Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы у детей // Усвоение ребенком родного языка. - СПб.,1995.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб., 2004.
  7. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет. – СПб,2009
  8. Ушакова О.С. Придумай слово. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста// Дефектология  №4, 1985. С. 12-15.
  10. Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с ОНР// Дошкольное воспитание, 2006, №11, С. 65 – 75.

Взаимодействие с воспитателями и родителями (октябрь-март 2016-17)

11.«Слова-действия.

Предлоги                

Чтение и пересказ логосказки  «Шустрик в лесу» с опорой на пиктограммы.

   Чтение и пересказ логосказки  «Догонялка» Т.Шуйской                

12. «Слова-малышки», «Слова- великаны»               

    Чтение и пересказ логосказки  «Два брата»   

 Викторина  «Слово на ладошке»

         

01. «Слова наоборот» (антонимы).                        «Слова приятели» (синонимы).                            

Логосказка   «Длинный и короткий антонимы»  

Чтение логосказки «Баба-Яга» и пересказ по ролям     ( по мотивам сказки А.Афанасьева )                  

02. «Многозначные слова»    

(разные предметы, явления могут называться одним и тем же словом, иметь одинаковое название)

03. Родственные слова  «Семейка слов»    

Чтение и пересказ по ролям  логосказки  

« Про посуду»,  «Чудесный ручеек» -Т.Шуйская

Досуг с родителями  «Мой     дружок - мой весёлый язычок»                       Презентация  «Копилки слов»                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО

СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИРЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»

Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...

Перспективный план работы кружка "Раз словечко, два словечко..."

Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного  возраста....

"Раз-словечко, два-словечко"

В статье представлены рекомендации  для родителей по развитию речи детей...

Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."

На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений  у детей раннего возраста. Представленная ...

Буклет "Раз словечко, два словечко..."

Памятка для родителей....

Проект "Раз словечко, два словечко ..."

Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...