Проект "Раз словечко, два словечко"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Как расширить словарь старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как расширить словарь старших дошкольников | 49.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 44 «Родничок»
Методическая разработка
образовательного логопедического проекта «Копилка слов»
Информационно-познавательный проект
для детей старшей группы с ОНР
Составила:
учитель-логопед А.В. Рябова
старшей группы для детей с ОНР
Саров, 2016
, 20th, 2015
Информационно-познавательный проект
«Раз словечко, два словечко»
для детей старшей группы с ОНР
Тип проекта: информационно-познавательный Участники проекта: дети старшей логопедической группы, учитель-логопед, привлекаются воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Сроки реализации и возраст детей
Занятия рассчитаны на 1 год, проводятся с октября по март с детьми старшей группы
Актуальность.
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа.
Полноценное владение речью предполагает, прежде всего, богатый словарный запас. В старшем дошкольном возрасте формируется основа словаря, накапливается значительный запас слов. Продолжается работа над обогащением лексики: увеличение лексического запаса словами, сходными (синонимами) или противоположными (антонимы) по смыслу, многозначными словами. Развитие словаря характеризует не только увеличением количества используемых слов, но и пониманием различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, так как это связано с более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.
У дошкольников с общим недоразвитием речи к шести годам словарный запас отстает от возрастной нормы. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений. Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова. Дети дошкольного возраста достаточно эмоциональны и восприимчивы к слову. Именно поэтому любовь к родному языку можно воспитывать только через интерес к нему.
Как вызвать интерес к слову? Как дать детям понятие «слово»? Как сделать этот процесс увлекательным и интересным?
Мы старались, чтобы на занятиях дети находилсь не только в роли наблюдателей, но и являлись активными деятелями в процессе изучения слова. Дети, участвуя в нём, упражняют свои речевые возможности, тренируют языковые умения и навыки. Также проект направлен на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков самоконтроля. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал сам. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в повседневной жизни, в образовательном процессе, в процессе развития речи. Нужно только найти это и подать детям и побудить их самих к подобным находкам и открытиям.
Цель проекта.
Формирование у детей интереса к родному языку, знакомство с многообразием слов русского языка.
Задачи:
- формирование представлений о слове, как о семантической единице;
- на уровне наблюдений формирование у детей начальных представлений о многообразии слов родного языка;
- обучение основам лингвистического анализа;
- уточнение и обогащение словаря детей;
- развитие языкового чутья, словесно-логического мышления, внимания к родному языку;
- воспитание любви и интереса к речи, слову.
Объект: словарный запас детей.
Гипотеза: предполагается, что использование занятий, развлечений, дидактических игр, занимательного материала, художественной литературы направленные на изучение слова, будут способствовать формированию у ребенка стремления изучать родной язык, повысит уровень языкового развития, будет способствовать развитию познавательных интересов, лингвистического мышления, яркости и выразительности речи.
Ведущей формой работы являются занятия, которые проводятся в игровой форме, занятия-соревнования. На занятиях дети решают проблемные вопросы, проводят научные исследования, «делают» маленькие открытия.
Продолжительность занятий:
в старшей группе – 25 мин.
Предполагаемые результаты проекта: формирование у детей интереса к родному языку, правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи; их точное использование по смыслу, использование в речи синонимов, антонимов, родственных слов, слов с уменьшительным и увеличительным значением, вовлечение родителей в поисковую деятельность детей.
Предполагаемый продукт проекта:
- Альбомы «Слова – друзья» – синонимы, «Слова наоборот» – антонимы, «Слова – близнецы» – омонимы
- Создание совместно с детьми и родителями «Копилки слов»
- Картотека игр со словами – синонимами, антонимами, омонимами.
- Книжки – малышки , карточки –«Семейки слов».
- Заметка на сайте д\ сада 44 о работе над семантическим компонентом с детьми.
- Подборка игровых презентаций на расширение словаря словами – синонимами, антонимами, омонимами, родственными словами, «словами - малышами и словами-великанами»
- Панно «Осень» из ватных дисков - итог коллективной работы с детьми в процессе моделирования семантического поля и поиска родственных слов к понятиям «Гриб», «Дерево», «Лист», «Дождь», « Сад», «Огород»
Структура проекта.
Проект «Раз словечко, два словечко» состоит из трех этапов.
I этап. Подготовительный
Он включает в себя разделы:
- Понятие «Слово» Как появились слова?(опыт)
- Многообразие слов (опыт)
- Слова – предметы.
- Слова – признаки.
- Слова – действия.
Логопед с воспитателем определили дидактические игры в технологической карте, которые позволят решить задачу первого этапа. Первый этап проходил параллельно с изучением лексических тем осенней тематики. Дети вместе с логопедом познакомились и закрепили родственные слова к понятиям «Гриб», «Дерево», «Лист», «Дождь», « Сад», «Огород». А уж с понятием «Осень» что только ни делали: находили «ядерное» слово – ОСЕНЬ, изменяли его по падежам, образовывали родственные слова в игре «Семейка слов». А затем «нанизывали» на слово «Осень» слова-признаки, слова-действия, подбирали слова-антонимы в игре «Слова наоборот». В результате смоделировали семантическое поле. А чтобы слова не забывались, еженедельно подкрепляли их действием: мастерили с помощью ватных дисков грибы, деревья, листья, тучи, птиц и собирали панно «ОСЕНЬ».
В завершении дети вместе с логопедом и воспитателем создали « Копилку слов». Она включает разделы: «Как появились слова», «Какие бывают слова», «Слова-предметы», «Слова-действия», «Слова-признаки».
II этап. Основной
1. Слова с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением.
2. «Слова приятели» (синонимы).
3. «Слова наоборот» (антонимы).
4. Многозначные слова.
5 . Родственные слова « Семейка слов»
Дети вместе с логопедом и воспитателем познакомились с понятиям «Большие и маленькие слова», «Слова-родственники», «Слова - приятели», «Слова - наоборот», «Многозначные слова». Были проведены занятия, речевые викторины, где не только дети, но и родители принимали активное участие. Дух поисков и открытий создал положительную эмоциональную обстановку, побуждал детей к сотрудничеству со взрослыми, обучил групповой форме работы, воспитывал чувство ответственности, взаимопомощи, уверенность в себе и в своих способностях. В ходе реализации проекта использовала дидактические игры. Среди наиболее понравившихся детям игры:
- «Кто это? Что это?»
- «Какой? Какая? Какое?»
- «Что делает?»
- Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии на основе различных признаков) (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)
- Игра «Как сказать?» ( Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)
- Игра «Конкурс слов – сравнений» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)
- Игра «Подбери слово» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)
- Игра «Солнышко» (Краузе Е.Н.)
- «Назови лишнее слово» (Захарова А.В.)
- Отгадывание по картинкам загадок-описаний (Захарова А.В.)
- «Слово к слову»( Пособие Третьякова Т. С.)
- «Расскажи, какие»(Пособие Третьякова Т. С.)
- «Противоположные по смыслу» (Пособие Третьякова Т. С.)
- «Где Колобок?»
- Игра «Маленькие слова».
- «В гости к гномам»
- «Слова- наоборот»
- «Слова – приятели»
- «Малыши и великаны»
- «Семейка - слов» и др.
Данные игры обучают детей основам лингвистического анализа, помогают вникать в смысловую сторону слова, анализировать и сопоставлять их, развивают языковое чутье. Дети являются не только наблюдателями, но и являются активными деятелями в процессе изучения слова.
III этап. Заключительный .
- Консультация с родителями «Как относиться к речевым ошибкам детей?» -презентация «Игры своими руками» (представление родителями книжек-малышек вместе с детьми)
- Досуг для детей и родителей. «Мой дружок - мой весёлый язычок»:
-презентация детьми и родителями «Копилки слов»
Продукт проекта:
- Методические материалы (папки – передвижки «Быть вместе с ребенком» «Умение слышать слово», «Как относиться к речевым ошибкам детей?» )
- Игра «Слова наоборот» – антонимы, игра-пазлы, «Слова наоборот» – антонимы, игра «Слова – близнецы» – омонимы .
- Создание совместно с детьми и родителями «Копилки слов»
- Памятка» Создаем книжку-малышку»
- Картотека игр со словами – синонимами, антонимами, омонимами.
- Книжки – малышки , набор карточек –«Семейки слов».
- Заметка на сайте д\ сада 44 о работе над семантическим компонентом с детьми.
- Подборка игровых презентаций на расширение словаря словами – синонимами, антонимами, «словами - малышами и словами-великанами»
- Панно «Осень» из ватных дисков - итог коллективной работы с детьми в процессе моделирования семантического поля и поиска родственных слов к понятиям «Гриб», «Дерево», «Лист», «Дождь», « Сад», «Огород»
- Подборка логосказок на закрепление и активизацию всех категорий слов.
Результаты проекта:
В ходе реализации проекта: «Раз словечко, два словечко» удалось достичь:
- повышения уровня языкового развития детей;
- правильного и осознанного употребления детьми слов различных категорий;
- умение анализировать и сопоставлять слова, вникать в его смысловую сторону;
- умение использовать в речи синонимы, антонимы, многозначные слова
- умение образовывать слова с уменьшительным и увеличительным значением.
- положительной эмоциональной обстановки.
- пополнилось методическое и дидактическое оснащение группы.
Проект не только помог детям познакомиться с многообразием слов русского языка, повысить уровень языкового развития детей, но и заинтересовал родителей, которые приняли активное участие в его реализации
Реализация проекта « Раз словечко, два словечко »
Месяц | Тематические мероприятия | Цели |
Октябрь | 1.Проведение всех типов занятий Опыт «Как появились слова?» Опыт «Кто больше назовет слов» (на каждое слово-фишка) «Слова – предметы» Разучивание стихотворения «У меня есть…» (речь-движение) «Слова – признаки » Чтение и пересказ логосказки «Живой букет» А.Ягодаровой 2.Консультация для родителей « Умение слышать слово. 3. Памятка для родителей «Как правильно сделать книжку-малышку») 4.Совместная работа с детьми - панно - по циклу занятий на тему осень. 5.Консультация для педагогов «Семантический компонент» | -дать понятиие «слово, предложение, живое-неживое. (П,Р) - вызвать интерес к слову, дух поисков и открытий (П.Р) -формировать у детей начальных представлений о многообразии слов родного языка;(П,Р) -закреплять понятие « слово –предмет» (ХЭ ,Ф.Р) - дать понятие о словах-признаках ( П), упражнять в согласовании прилагательных с существительными - формировать осознание детьми семантики слов, которыми они уже пользуются -подобрать картинки к «семейке слов» к словам: гриб, лес, лист, сад, огород. - формирование у детей интереса к родному языку - активизировать количественный и качественный рост словаря. -уточнить приемы формирования семантического поля с детьми с помощью речевых и дидактических игр. |
Ноябрь | 1.Проведение всех типов занятий «Слова-действия. Разучивание стихотворения «Мой братишка» (речь-движение) Чтение и пересказ логосказки «Шустрик в лесу» с опорой на пиктограммы. «Предлоги» Демонстрация игровой и звуковой презентации «Маленькие слова» Чтение и пересказ логосказки «Догонялка» Т.Шуйской с опорой на пиктограммы 2.Папка-передвижка «Будьте вместе с ребенком» 3. Консультация для педагогов «Копилка слов» | -уточнять и расширять глагольный словарь; -дать понятие слово – действие; упражнять в образовании глаголов с приставками -закреплять понятие «слова-действия» (ХЭ,Ф.Р) практическое использование глаголов 1 и 2 лица. -упражнение детей в образовании и практическом употреблении приставочных глаголов. -познакомить детей с понятием предлог -формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлога (на, под, в, из) -практическое использование предлогов в связной речи -объяснить родителям, что только при совместной деятельности ребенок сможет правильно воспринимать окружающую его действительность, -обсуждение и создание «Копилки слов» |
Декабрь | 1.Проведение всех типов занятий Уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы слов Звуковая игровая презентация «Слова-малышки», «Слова- великаны» Дидактические игры «Малыши и великаны», «В гости к гномам» Чтение и пересказ логосказки «Два брата» с опорой на пиктограммы 2.Викторина «Слово на ладошке» | -познакомить детей с уменьшительно-ласкательными формами слов- существительных и прилагательных; со «словами –великанами», «словами малышками»(П,Р) -развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования (Р) -активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение.(Р) - развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования в свободной речи(Р) -закрепление пройденного материала в игровой форме(С-К) -повысить уровень языкового развития детей |
Январь | 1.Проведение всех типов занятий «Слова наоборот» (антонимы). Звуковая игровая презентация «Антонимы» Логосказка «Длинный и короткий антонимы» «Слова приятели» (синонимы). Звуковая игровая презентация «Синонимы» Чтение логосказки «Баба-Яга» и пересказ по ролям ( по мотивам сказки А.Афанасьева ) Речевые дидактические игры «Все наоборот» 2.Папка-передвижка для родителей «Влияние добрых слов на человека | -познакомить детей с понятиями «Слова- наоборот»- антонимы(П), учить подбирать слова противоположные по смыслу. -продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами.(Р) -активизировать и обогатить словарный запас детей словами с разнообразными смысловыми оттенками. -познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. (П,Р) -практическое использование словаря разнообразными смысловыми оттенками в -самостоятельной речи.(С-К) - создавать положительную эмоциональную обстановку, побуждая детей к сотрудничеству со взрослыми (С-К) |
Февраль | 1.Проведение всех типов занятий (омонимы) «Многозначные слова» Презентация игровая «Многозначные слова» 2.Консультация для родителей «Ребенок учится родному языку» 3.Презентаци родителями альбома о многозначных словах-(омонимах) | -познакомить детей с понятиями «многозначные (П,Р)слова» (разные предметы, явления могут называться одним и тем же словом, иметь одинаковое название) -развивать умение давать описательную характеристику предмета (учить находить «главные» и «второстепенные» признаки) -активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение. –уточнить, что ребенок успешнее всего усваивает язык, когда его слушают, общаются, разговаривают с ним -продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами. |
Март | 1.Проведение всех типов занятий Родственные слова «Семейка слов» Презентация звуковая и игровая «Семейка слов» Чтение и пересказ по ролям логосказки « Про посуду», «Чудесный ручеек» -Т.Шуйская 2.Консультация для родителей «Как относиться к речевым ошибкам детей?» 3.Досуг с родителями «Мой дружок - мой весёлый язычок» Презентация «Копилки слов» Проведение речевых игр с родителями и детьми | -дать детям понятие об «однокоренных словах» (родственные слова, «семейка» слов). - развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования -активизировать количественный рост словаря. и качественное его обогащение (С-К) -формировать умение использовать детьми слов различных категорий в свободной речи - формировать умение анализировать и сопоставлять слова, вникать в его смысловую сторону - создать положительную эмоциональную обстановку (С-К) -формировать умение использовать детьми слов различных категорий -активизировать количественный рост словаря. и качественное его обогащение (С-К) |
Список литературы
- Волосовец Т.В. Преодоление ОНР дошкольников. – М., 2002.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: 1961.
- Деревянко Н.П., Лапп Е.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи// Практическая психология и логопедия №4, 2006. С. 22-25.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Синонимы.- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005.
- Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы у детей // Усвоение ребенком родного языка. - СПб.,1995.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб., 2004.
- Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет. – СПб,2009
- Ушакова О.С. Придумай слово. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста// Дефектология №4, 1985. С. 12-15.
- Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с ОНР// Дошкольное воспитание, 2006, №11, С. 65 – 75.
Взаимодействие с воспитателями и родителями (октябрь-март 2016-17)
11.«Слова-действия. Предлоги | Чтение и пересказ логосказки «Шустрик в лесу» с опорой на пиктограммы. Чтение и пересказ логосказки «Догонялка» Т.Шуйской |
12. «Слова-малышки», «Слова- великаны» | Чтение и пересказ логосказки «Два брата» Викторина «Слово на ладошке»
|
01. «Слова наоборот» (антонимы). «Слова приятели» (синонимы). | Логосказка «Длинный и короткий антонимы» Чтение логосказки «Баба-Яга» и пересказ по ролям ( по мотивам сказки А.Афанасьева ) |
02. «Многозначные слова» | (разные предметы, явления могут называться одним и тем же словом, иметь одинаковое название) |
03. Родственные слова «Семейка слов» | Чтение и пересказ по ролям логосказки « Про посуду», «Чудесный ручеек» -Т.Шуйская Досуг с родителями «Мой дружок - мой весёлый язычок» Презентация «Копилки слов» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО
СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИРЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»
Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...
Перспективный план работы кружка "Раз словечко, два словечко..."
Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста....
"Раз-словечко, два-словечко"
В статье представлены рекомендации для родителей по развитию речи детей...
Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."
На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста. Представленная ...
Буклет "Раз словечко, два словечко..."
Памятка для родителей....
Проект "Раз словечко, два словечко ..."
Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...