Организация индивидуального маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) специалистами ДОУ.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Лямина Надежда Владимировна

 Одна из задач стандарта направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

 Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ - актуальная проблема на современном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyamina_n.v._iom.docx49.62 КБ

Предварительный просмотр:

Организация индивидуального маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) специалистами ДОУ.

ГБДОУ детский сад №6 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Учитель-дефектолог Лямина Н.В.

Стандарт предлагает целевой ориентир, к которому педагог (воспитатель) «поведет»
ребенка. Качества, представленные в целевых ориентирах, являются аспектами интегральной
(более общей) характеристики – социально-личностного развития, которое лежит в основе
успешного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
 

С введением инклюзивного образования в России, в группах детского сада увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Как показывает практика, большинству детей с ОВЗ (80%) не подходит общая образовательная программа детского сада, и воспитатели и специалисты (психологи, логопеды, инструкторы по физической культуре, изо руководители) сталкиваются с множеством проблем в организации образовательного и воспитательного процесса.

 Исходя из того, что основной целью детского сада, является социализация ребенка в обществе, которая в свою очередь невозможна в реализации без эффективной организации деятельности всех участников образовательных отношений, вытекают следующие вопросы: Как осуществить данное сопровождение в условиях детского сада? Как обеспечить полноценное развитие ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ?

 Одна из задач стандарта направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

 Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ - актуальная проблема на современном этапе.

 Что же это такое? Применительно к дошкольному образованию четкого определения нет. Большинство публикаций, в которых отражены содержательные и организационные формы сопровождения, посвящено школьному периоду жизни ребенка.

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются для:

-        детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

-        детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

-        детей с высоким интеллектуальным развитием.

  На данный момент наше учреждение имеет два здания, поэтому у нас 22 группы. Наряду с 14 группами  общеразвивающей направленности функционируют 8 групп компенсирующей направленности:

4 группы для детей с ТНР; 3 группы для детей с ЗПР;  1 группа для детей с нарушением слуха.

   Комплектование компенсирующих групп происходит на основе заключений и рекомендаций, выданных районной психолого-медико-педагогической комиссией и с согласия родителей.

Определение варианта образовательной программы для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования. А при наличии у обучающегося инвалидности – с учетом индивидуальной программы реабилитации (ИПР) ребенка-инвалида и мнения его родителей (законных представителей).

 После зачисления ребенка в группу компенсирующей или комбинированной направленности воспитатели и специалисты ДОУ проводят диагностическое обследование детей. Результаты диагностики анализируются на заседании психолого-медико-педагогического консилиума, созданного в ДОУ, составляется индивидуальный маршрут сопровождения ребенка.

По необходимости (изменившиеся обстоятельства, нет результативности и т.д) индивидуальный образовательный маршрут  ребенка может корректироваться, изменяться. Это решение принимается также на заседании ПМПк.

  С момента поступления детей с ОВЗ в учреждение, с их семьями ведется тесная работа по разработанному и действующему «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение»

 

На начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.

Воспитатели и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей. Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется путем разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута развития ребенка.

  На ребенка заводят индивидуальную карту сопровождения развития и обучения. В ней фиксируются все этапы проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. 

  Организация обучения основывается на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития. Поэтому построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты: учитель – логопед, учитель – дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию.

Все этапы диагностики, отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка». 

Нами апробированы несколько карт: 1) карта развития ребенка с проблемами в развитии, автор А.Зарин.

2) Карта развития дошкольника с задержкой психического развития. Авторы: Лебедева Ирина, Кондратьева Светлана Юрьевна.

Эти карта адресованы специалистам, работающим с детьми с проблемами в интеллектуальном, речевом, сенсорном, двигательном развитии.

Структура этих карт включает в себя следующие разделы:

общие сведения о ребёнке.

анамнестические данные

данные обследования специалистов

логопедическое и психолого-педагогическое обследование, которое включает:

внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).

исследование движений и действий (состояние опорно - двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев, динамический праксис, предметные действия, готовность руки к овладению письмом).

состояние познавательной деятельности

А для воспитателей, при проведении диагностики  подойдёт карта развития дошкольников Е.А. Петровой и Г.Г. Козловой. Цель диагностики: определение зоны актуального и ближайшего развития воспитанников группы с целью дальнейшей индивидуализации образования и оптимизации работы группы. Содержание диагностики социально-личностного развития дошкольников охватывает все образовательные области и согласуется с целевыми ориентирами дошкольного образования. позволяющих воспитателю ориентироваться в онтогенетических закономерностях развития детей.

Изучение каждого процесса происходит с помощью нескольких методик и оцениваются по бальной системе.

   Диагностику дошкольников предлагается проводить два раза в год – в начале и в конце учебного года. В сложных случаях (при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья) возможно дополнительное проведение диагностики с целью корректировки адаптированной образовательной программы. По результатам повторной педагогической диагностики проводится анализ эффективности созданных условий развития детей, осуществляется планирование и корректировка дальнейшей системы работы с группой (ребенком).
   
Оценка результатов обследования. Все исследуемые качества имеют качественную
характеристику и соответствующее количественное обозначение в баллах (от 1 до 10).
 Числовые значения исследуемых качеств разделены на четыре уровня: 1-2 балла – I уровень; 3-5 баллов – II уровень; 6-8 баллов – III уровень; 9-10 баллов – IV уровень.
Переход с уровня на уровень свидетельствует о качественном скачке в развитии
ребенка. I уровень отражает полную зависимость ребенка от окружающих; II уровень
является достаточным для жизнедеятельности; III уровень свидетельствует о формировании и проявлении самостоятельности ребенка; IV уровень отражает проявление его творческих способностей.

 Путь от I до IV уровня ребенок проходит «от рождения до школы». Как правило, I 
уровень для детей с сохранным интеллектом соответствует возможностям детей в   младенческом возрасте, II уровень – младший (средний), III – средний и старший возраст. IV уровень может быть достигнут (не достигнут) полностью или частично в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей ребенка. Для детей с интеллектуальными нарушениями на начальных этапах обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации встречаются показатели низкого уровня развития, которые при систематической спланированной коррекционно-развивающей работе меняют свои качественные характеристики, достигая среднего, а по отдельным параметрам и высокого уровня. Очень высокий уровень является не актуальным для данной категории детей.

 Результаты данного обследования выносятся на ПМПК учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута. ПМПК  проходит планово 3 раза в год, по необходимости внепланово случае необходимости и по просьбе специалиста.

 Выявив детей с трудностями или наоборот ребенка с высоким интеллектуальным развитием, разрабатываем индивидуальную программу.

Оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК ДОУ, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы.

Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ или ребенка - инвалида в нашем учреждении имеет такую же структуру что и рабочая программа педагога:

1. Титульный листструктура

2. Пояснительная записка, в которой излагается сведения о ребенке: возраст, группа, социальное окружение, интересы; ожидания родителей; диагноз; психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке указываются основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновывается варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

3. Индивидуальный учебный план. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы.

4. Содержание программы.

Включает в себя три основных компонента или блока:

Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план.

Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с воспитанниками, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы специалистов ДОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непосредственно-образовательной деятельности и в свободной деятельности.

Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения

Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом.

Далее педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

В конце учебного года реализация ИОМ анализируется, после итоговой диагностики составляется справка по результатам обследования ребенка, намечаются пути его дальнейшего развития  и рекомендации (это может быть направление на ПМПК для перевода в другую группу, ДОУ, выпуск в школу или продолжение коррекционо-развивающего обучения по новому ИОМ в данной группе).

В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок,   формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

Динамика коррекционно – развивающего процесса отражается в листе контроля динамики . Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, музыкальное развитие, физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.

Данный документ также включает в себя рекомендации, заключение об эффективности коррекционно – развивающей работы за данный промежуток времени и учебный год. Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Динамика развития зависит от выраженности нарушения, объёма нарушений (их локальности или тотальности), причин нарушений. Анализ полученных результатов динамики отражается в сводной таблице.

Трудности индивидуального сопровождения детей с ОВЗ:

-опыт работы детских садов   мало освещен в литературе.

- Недостаточное обеспечение специализированной  литературой.(методики, диагностический инструментарий)

- Недостаточна материально-техническая база(специализированное игровое и дидактическое оборудование, специальная мебель, технические средства)

-наличие в одной группе детей разного возраста  с разными диагнозами,

-увеличение числа детей со сложной структурой дефекта

Однако есть главное - любовь, доброе и уважительное отношение к детям и их родителям. Педагоги хотят, чтобы каждому воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно.

Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат. Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей.

- Глоссарий
Зона актуального развития – состояние личности ребенка, в котором он может делать
что-либо без помощи взрослого, определяемое степенью сложности задач, решаемых ребенком
самостоятельно.
Зона ближайшего развития – уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной
деятельности с взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его
индивидуальной деятельности.

Онтогенетический принцип – последовательность появления форм и функций психики,
а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации индивидуальной работы с воспитанником с ограниченными возможностями здоровья (с синдромом Дауна), фрагмент

В материале подобраны и адаптированы дидактические игры и упражнения для индивидуальной работы с воспитанником с ОВЗ (с синдромом Дауна, психологический возраст 3 года).В представленном фрагменте план...

Реализация адаптированных и индивидуальных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья

В законе об образовании РФ сказано, что каждый ребёнок имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Основная цель это обеспечение условий для совмес...

Реализация адаптированных и индивидуальных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья

Реализация адаптированных и индивидуальных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированные и индивидуальные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и их реализация

Адаптированные и индивидуальные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и их реализация...

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена проблеме организации инклюзивного образования в Р.Ф.  Анализируетсявопрос моделирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможност...