Что делать с упрямством?
консультация по коррекционной педагогике на тему
В год ребенок начинает ходить, и его темперамент проявляется отчетливо. Один пошел решительно, напрямик, упал, встал без слез и двинулся дальше. Он сметает преграды, настойчиво добивается цели. Это холерик. Второй пошел - тут же бегом. Его не удержать, он "везде и сразу". Это - сангвиник. Третий двинулся в свой путь осторожно и неспешно. Он не идет бесцельно, а направляется к чему-то. Пошел, сел и занялся делом. Если встретит преграду, то повернет назад. Это - флегматик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_delat_s_upryamstvom.docx | 38.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Что делать с упрямством?
В год ребенок начинает ходить, и его темперамент проявляется отчетливо. Один пошел решительно, напрямик, упал, встал без слез и двинулся дальше. Он сметает преграды, настойчиво добивается цели. Это холерик. Второй пошел - тут же бегом. Его не удержать, он "везде и сразу". Это - сангвиник. Третий двинулся в свой путь осторожно и неспешно. Он не идет бесцельно, а направляется к чему-то. Пошел, сел и занялся делом. Если встретит преграду, то повернет назад. Это - флегматик.
В год ребенок особенно привязан к матери. Он повышено боязлив, поскольку понимает больше, чем умеет. Только в полтора-два года, овладев речью, ребенок начинает отдаляться от матери. Он осмелеет, получив возможность высказать просьбу, пожаловаться, спросить, где мама. Речь фантастически увеличивает возможности адаптации, а вместе с этим возрастает уверенность ребенка в себе и самостоятельность.
С 2-2,5 лет родители сталкиваются с первыми проявлениями упрямства. Что же происходит с управляемыми и покладистыми малышами? А происходит вот что. Ребенок начинает выделять себя как личность из прежде для него единого целого-семьи.
Он как бы рождается второй раз и обрывается его сверхзависимость от матери. Это очень важный шаг на пути к самостоятельности, и если в положенное время такого обрыва не происходит, то при чрезмерно глубокой связи с матерью может нарушиться дальнейшее развитие ребенка. В это время дети начинают осознавать свою автономность и самоценность. Только с 2-2,5 лет ребенок начинает осознанно применять к себе местоимение "я". Сначала он только говорит о себе "я", но постепенно уже к 2,5 годам он понимает, что он - это он, а мама - это мама, ему может быть больно, а ей нет. Теперь малыш осознает, что поступок совершает он, и наказан за него будет он. Впервые начинает формироваться чувство ответственности.
Чтобы понять себя, свое место среди других, первые правила взаимоотношений,ребенок противопоставляет себя другим, и естественно в первую очередь членам своей семьи. Теперь все время слышится то гневное, то радостное "Я сам!", "Не хочу!", "Не буду!". Ребенок открыто идет на конфликт, испытывая терпение родителей и познавая меру допустимого.
Если в столкновениях со взрослыми всегда побеждает ребенок, начинается путь к переоценке себя, к эгоизму.
Победив родителей, он всегда будет переоценивать свои возможности, желать большего, чем может достичь, и уже в детском саду, а тем более в школе потерпит крушение.
Победив родителей, он устраняет их из воспитания. Они для него становятся неавторитетными.
Если ребенок побеждается более сильной волей родителей, он станет послушным и безропотным, но потеряет себя и свое достоинство.
Он уже никогда не сможет нормально самоутвердиться, будет всегда подчинятся чужой воле, станет несамостоятельным, тревожным и пассивным.
Единственно верный путь воспитания - удовлетворять все разумные требования ребенка и все адекватные попытки к самостоятельности, а любое демонстративное проявление своеволия пресекать.
Немного об эмоциональности "упрямого детства". Ребенок 2-3,5 лет очень самолюбив и обидчив. Ему трудно, поскольку борьбу за свое достойное место среди взрослых людей ведет несмышленыш, беспомощный человек. Вот он и использует свое единственное оружие- плач и крик. Взрослые хотят, чтобы ребенок понимал их, и сами ведут себя противоречиво: с одной стороны "ты еще мал", с другой - "веди себя хорошо, ты большой".
Если ребенка в период упрямства наказывают за все, его жизнь и жизнь всей семьи превращается в кошмар, и уже не понятно за что наказывают, а ясно одно - он плохой, им постоянно недовольны. Ребенок станет нервным, падет духом или примет навязчивую роль плохого.
Если родители из множества провинностей замечают одну-две принципиальные и безоговорочно пресекают неприемлемое поведение, ребенок будет воспринимать определенные замечания как справедливые и запомнит с каким поведением связано осуждение родителей.
Ситуация переломных моментов развития, в том числе и "упрямого детства" сглажена в семьях, где есть старшие и младшие дети, где есть взаимообратные отношения опеки и послушания.
Единственный ребенок испытывает давление сверхожиданий. От него молчаливо требуют умственного превосходства, больших знаний и культурных навыков, чем у сверстников. Когда ожидания не оправдываются, родители переживают шок, а ребенок чувство вины.
Для этого советуем:
Установить раз и навсегда такие равноправные взаимоотношения, чтобы малыш изначально понимал, что от такой же член семьи, как и другие и не более. Им не следует восторгаться, его не следует изнеживать.
Хотя бы один член семьи не должен терять голову от любви и тревоги за единственного ребенка, и именно он должен играть ведущую роль в воспитании.
Больше внимание в такой семье должно уделяться пожилым, много работающим или больным людям и ребенок должен подключаться к заботам о них.
Сверстники нужны "единственному ребенку" больше, чем родители, поскольку разрушают его привилегированность. Нельзя затягивать поступление ребенка в дошкольное учреждение.
Родители должны жить не для ребенка, а вместе с ним, заботами и радостями своей семьи.
В заключение напоминаем, что упрямство ребенка - это естественный момент развития и взросления, оно не требует борьбы и таблеток от нервности, но требует глубокого и искреннего понимания детских переживаний.
Желаем удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая игра "Что делал? Что делала? Что делали?"
Речевая игра "Что делал? Что делала? Что делали?" b7882f05d6ca.jpgАвтор-составитель Светлана Максимовская А.В., учитель-логопед,Москва, 2012.Идея: Светлана Максимовская Скач...
"Делайте как мы, делайте с нами, делайте лучше нас!"
Игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься в детском саду и дома....
Спортивное развлечение "Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас"
ДЕЛАЙ С НАМИ, ДЕЛАЙ КАК МЫ, ДЕЛАЙ ЛУЧШЕ НАС!(Спортивное развлечение в старшей группе)Цель: развить двигательную активность детей; повысить эмоциональный тонус; развить ловкость, быстроту, смелость....
Спортивный праздник "Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас"
Веселый спортивный праздник который можно провести как в спортивном зале, зимой, так и летом на игровой площадке...
Физкультурно-оздоровительный досуг "Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!"
Физкультурное развлечение...
Спортивный праздник для старшей группы "Делай как мы, делай с нами, делай лучше нас"
это сценарий праздника, который проводился в нашем детском саду в начале октября и был приурочен к Всероссийскому международному марафону....
«Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!»» Физкультурный праздник совместно с родителями
Семейный спортивный праздник...