презентация "Развитие инклюзивного дошкольного образования"
презентация по коррекционной педагогике на тему

Быкова Марина Анатольевна

Презентация для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_doshkolnogo_inklyuzivnogo_obrazovaniya.pptx1.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие дошкольного инклюзивного образования» «Предоставьте каждому человеку все те права, которыми бы вы хотели обладать сами». Роберт Ингерсолли Подготовила: воспитатель МКДОУ № 15 «Берёзка» Быкова Марина Анатольевна

Слайд 2

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. Если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

Слайд 3

Что такое «Инклюзия» ? Инклюзия – это процесс, требующий перестройки на всех уровнях человеческого функционирования , процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе социально-экономического статуса родителей и других различий. Инклюзия - формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ Инклюзия (включение) - процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого ; это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Слайд 4

Реализация государственной политики в области образования и охраны прав детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловлена гуманистической направленностью и целостностью. Организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства. Об этом свидетельствуют результаты научно-исследовательской деятельности Института коррекционной педагогики РАО, осуществляемой на протяжении двадцати лет. Учеными разработаны и экспериментально проверены: концепция интегрированного воспитания и обучения; вариативные формы организации образовательной и социальной интеграции детей дошкольного и школьного возраста; новая модель - образовательное учреждение комбинированного типа.

Слайд 5

Дошкольное детство как наиболее благоприятный период осуществления совместного воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья со здоровыми сверстниками обусловлен рядом обстоятельств . Во-первых, дети в этом возрасте легко принимают «особого» ребенка, они не концентрируют внимание на его дефекте или просто его не замечают. Во-вторых , в дошкольном образовании отсутствует понятие «цензовое образование». Результатом образования становятся целевые ориентиры, представленные во ФГОС дошкольного образования.

Слайд 6

В соответствии с ФГОС дошкольного образования основная образовательная программа дошкольного учреждения проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). И это главная установка современной образовательной политики.

Слайд 7

В Концепции интегрированного воспитания и обучения выделяются основные принципы построения совместного со здоровыми сверстниками воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии: - интеграция через раннюю коррекцию (с первых месяцев жизни) отклонений в развитии; - интеграция через обеспечение медико-психолого-педагогическим сопровождением каждого интегрированного ребенка; - интеграция через подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения для каждого «особого» ребенка с учетом уровня его психофизического и речевого развития.

Слайд 8

Для разных детей не может быть эффективной лишь одна, универсальная модель совместного воспитания и обучения. Дети с отклонениями в развитии нуждаются в различных моделях социальной и образовательной интеграции: от постоянной полной до временной частичной и эпизодической .

Слайд 9

Инновационные модели совместного воспитания и обучения детей ( Н. Д. Шматко ) постоянная полная интеграция (инклюзия) – для ребенка с отклонениями в развитии, уровень психофизического и речевого развития которого близок к возрастной норме ; постоянная частичная интеграция (инклюзия) – для ребенка с отклонениями в развитии, уровень психофизического и речевого развития которого близок к возрастной норме лишь по отдельным линиям развития; временная частичная интеграция – для детей с отклонениями в развитии, отстающих от здоровых сверстников, практически по всем линиям развития.

Слайд 10

С учетом уровня психофизического и речевого развития детей с отклонениями в развитии для каждого ребенка можно предложить доступную для него модель совместного со здоровыми сверстниками воспитания и обучения. В образовательных учреждениях реализуются все представленные выше модели интеграции (инклюзии), так как в их состав входят как специальные дошкольные группы, так и группы для детей, развивающихся в норме.

Слайд 11

Для дошкольников с отклонениями в развитии предложена особая форма совместного со здоровыми сверстниками воспитания и обучения – группа комбинированной направленности. В такой группе воспитываются дети с разными нарушениями, с разным уровнем психофизического и речевого развития, но не имеющими выраженных дополнительных отклонений. Эту группу одновременно посещают дети, развивающиеся в норме (две трети) и дети с определенным отклонением в развитии (не более одной трети – 3-5 человек в зависимости от возраста, характера и степени нарушения). Общая наполняемость группы составляет 10-17 человек, а в штат группы обязательно вводится учитель-дефектолог.

Слайд 12

Обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольных групп комбинированной направленности относится к модели постоянной, но неполной интеграции: «особые» дети постоянно находятся вместе с нормально развивающимися сверстниками, но на часть занятий они уходят в особую подгруппу . В специальных (коррекционных) учреждениях реализуется модель эпизодической интеграции. Воспитанники этих учреждений объединяются с детьми, развивающимися в норме на определенное время: на праздниках, конкурсах, при организации и проведении выставок, в кружковой работе, в походах. Такое объединение имеет большое воспитательное значение, но связано со значительными организационными трудностями.

Слайд 13

Правила инклюзивного образовательного учреждения: Все воспитанники равны в детском сообществе. Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня. У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей. Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников. Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников. Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника. Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса. Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности.

Слайд 14

Развитие образовательных учреждений комбинированного вида, специализирующихся на оказании коррекционной помощи детям с нарушениями развития, позволит обеспечить получение адекватного образования практически всем детям с особыми образовательными потребностями, предоставив каждому из них ту «долю» интеграции, которая будет доступна и полезна конкретному ребенку.

Слайд 15

Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.

Слайд 16

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребёнка иногда он нас страшит… Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? …. Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное дошкольное образование

 Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное об...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольного образования

В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты  психолого-педагогического  сопровождения  дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольног...

Инклюзивное дошкольное образование.

Инклюзивное дошкольное образование....

ДОКЛАД ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Актуальные проблемы инклюзивного дошкольного образования в свете ФГОС ДО».

«Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах....

К вопросу о формировании изобразительной деятельности детей с овз в условиях инклюзивного дошкольного образования

Данная статья показывает возможность развития изобразительной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования по разработанным индивидуальным программам...

Организация инклюзивного дошкольного образования в дошкольной образовательной организации

Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации...

буклет "Инклюзивное дошкольное образование"

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическимивозможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.И если для родителей нормально развивающ...