Консультация для родителей "Стили семейного воспитания"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Кузьминова Наталья Владимировна

Презентация содержит в себе информацию по теме "Стили семейного воспитания", тест с ключом ответов и типы темпераментов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Подготовила педагог-психолог МАДОУ №113 « Капитошка » высшей категории Кузьминова Наталья Владимировна

Слайд 2

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи. От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом. Стиль семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

Слайд 3

Характеристика стилей семейного воспитания В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.

Слайд 4

Анкета «Стиль воспитания в семье» 1.Часто ли ваш ребенок заставляет переживать вас из-за своего плохого поведения? А. Да, часто. Б. Изредка. В. Никогда. 2. Использует ли Ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссор с другими детьми? А. Да, часто. Б. Бывает, но в крайних ситуациях. В. Не знаю о таких ситуациях. 3. Как Ваш ребенок реагирует на замечания взрослых? А. Никак не реагирует. Б. Старается исправить ситуацию. В. Агрессивно. 4. Умеет ли Ваш ребенок сопереживать сказочным персонажам? А. Да. Б. Отчасти. В. Нет.

Слайд 5

Анкета «Стиль воспитания в семье» 5. Под влиянием каких воспитательных мер Ваш ребенок изменяет свое поведение? А. Угрозы физического наказания. Б. Беседы о плохом поведении. В. Обещание подарков за хорошее поведение. 6. Какие методы воспитания из перечисленных ниже Вы считаете эффективными? А. Физическое воспитание. Б. Воспитание на положительных примерах. В. Лишение развлечений и подарков. 7. Выберите утверждения, с которыми вы согласны. А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше и умнее его. Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательное поведение ребенка, вызывая чувство протеста В. Негативные реакции надо подавлять для его же пользы.

Слайд 6

Анкета «Стиль воспитания в семье» От 6 до 10 баллов – в семье преобладает авторитарный стиль воспитания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания. От 11 до 17 баллов – в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания. От 18 до 21 балла – в семье преобладает либерально-попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитание от случая к случаю. Пункт Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 а 3 1 3 2 1 1 3 б 2 1 2 3 2 1 1 0 2 3 2 3 2 1 в

Слайд 7

Авторитарный стиль семейного воспитания При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире. Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков. При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым.

Слайд 8

Влияние авторитарного стиля воспитания на поведение подростков По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу. Именно при авторитарном стиле семейного воспитания подростки будут порождать конфликты, относясь к окружающим с враждебностью. Родители всегда принимают решения за ребёнка сами, подавляя тем самым инициативу ребенка, лишая его возможности научиться брать ответственность за свои поступки на себя. Активные и сильные подростки начнут бунтовать, сопротивляться, становясь более агрессивными, могут сбегать из дома. Робкие и неуверенные в себе подростки с заниженной самооценкой, наоборот, привыкнут во всем слушаться родителей, не делая попыток решать собственные проблемы самостоятельно, всегда и во всем будут полагаться на родителей.

Слайд 9

Либерально - попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека) При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», "Нельзя", указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка. Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно", что "неправильно". Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют через чур раскованное и неуместное поведение своего ребенка.

Слайд 10

Каким вырастит ребёнок при попустительском стиле семейного воспитания Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения и эмоциональные прочные связи с людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам. Ребёнок, выращенный в обстановке вседозволенности, более подвержен психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Такой ребенок не научен контролировать себя и своё поведение у него будет немного шансов развить самоуважение. В будущем ребёнок, воспитанный либеральными родителями, будет неспособен противостоять жизненным проблемам, у него возникнут трудности с социальным взаимодействием. Что в свою очередь приведет к не сформированности адекватной самооценки и чувства собственного достоинства. Он будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям.

Слайд 11

Гиперопекающий стиль семейного воспитания При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие. Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

Слайд 12

Каким вырастит ребенок при гиперопекающем стиле семейного воспитания Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым. В последствии у него возникают трудности в социализации. Дети вырастают послушными, но в то же время неуверенными в себе, своих силах и возможностях, всегда будет бояться сделать что-то не так, ошибиться. Некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными. Гиперопека, контроль, ограничения и запреты разовьют у ребенка умение хитрить, обманывать и скрытность. Подростки будут использовать ложь, как средство самозащиты от родителей, постоянно пытающихся контролировать его личную жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от них. Последствия гиперопекающего стиля семейного воспитания - формирование зависимости от чужого, а также негативного влияния от других людей. Именно гиперопека виновата, что дети вырастают "маменькиными сынками".

Слайд 13

Отчужденный стиль семейного воспитания При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе. Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками. Каким вырастит ребенок при отчужденном стиле семейного воспитания Подобное безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям. Подростки часто имеют проблемы с законом.

Слайд 14

Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка: отсутствуют конкретные, определенные, четкие требования к ребёнку. Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка. Непредсказуемые действия и реакции родителей лишают ребёнка чувства стабильности, провоцируют повышенную неуверенность, импульсивность, тревожность, агрессивность, неуправляемость, социальную дезадаптацию. Хаотический стиль семейного воспитания

Слайд 15

Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность. При хаотичном стиле воспитания у ребенка не сформируется самоконтроль, чувство ответственности за себя и других людей. Ребенок будет отличаться незрелостью суждений. Каким вырастит ребенок при хаотичном стиле воспитания

Слайд 16

Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы. В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка. Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия. Демократический стиль семейного воспитания

Слайд 17

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины. Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками. Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Демократический стиль семейного воспитания

Слайд 18

Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми. Ребёнок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни. Дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь. Правильное, ответственное социальное поведение формируется у ребенка при проявлении родителями справедливости, заботы, твердости и соблюдении дисциплины. Демократический стиль воспитания, как утверждают многие психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания. Каким вырастит ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания

Слайд 19

Темперамент – это врожденные свойства нервной системы. То есть, некоторые детки от природы активные и общительные, другие — спокойные, третьи — плаксивые и боязливые, а четвертые — маленькие драчуны. В темперамент входит скорость, интенсивность, темп и ритм эмоциональных состояний и психических процессов. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого. В психологии выделяют 4 типа темперамента человека: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Какой бы из вышеперечисленных стилей вы не избрали, воспитывая учитывайте тип темперамента ребенка

Слайд 20

Сангвиник – уравновешен, общителен, практичен, выдержан. Флегматик – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив. Холерик - порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан. Меланхолик – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм.

Слайд 21

Как определить темперамент ребенка? Это можно сделать двумя способами: 1) метод наблюдения. Это более надежный метод. Родители наблюдают за крохой и сравнивают поведение с описанием темпераментов. 2) диагностический метод — тесты. Проблема в том, что в детском возрасте темперамент по тестам вычислить не так просто. Нервная система еще формируется и врожденные черты еще не показали себя в полной мере. То есть, тесты вам дадут лишь приблизительный результат. К тому же, тесты на детский темперамент очень маленькие, ведь дети еще так мало умеют!

Слайд 22

Тип нервной системы – безудержный, сильный, неуравновешенный, подвижный. Плюсы холерика . Когда они чем-то загораются, то не успокоятся, пока не сделают. Однако здесь важно поймать этот момент, иначе холерик может «перегореть» и переключится на новую деятельность. Для него важно довести дело до конца, иначе он не успокоится и будет недоволен. Активный, настойчивый, если видит личную значимость. Быстро меняется настроение, что может быть как плюсом, так и минусом… Минусы холерика . Вспыльчивый, не умеет себя контролировать. Быстро откликается на малейшее воздействие. Все реакции сильные и яркие. Легко переходит на крик. Малыш сначала делает, а потом думает. Холерики нетерпеливы, могут переутруждаться, не могут долго сидеть спокойно. Нервная система трудно успокаивается, поэтому холеричные ребятишки плохо засыпают, а во сне продолжают разговаривать и смеяться. Тип темперамента ХОЛЕРИК

Слайд 23

Воспитание холерика: --уменьшить количество раздражающих факторов — телевизор, компьютер, неудобная обувь или одежда, шумы. — придерживаться режима дня, чтобы избежать перевозбуждения. — нагружайте его домашней физической работой и хвалите за выполнение. — в разговоре будьте спокойны и последовательны. Крик вызывает в холерике бунт и гнев. Учите его разговаривать спокойно и обдуманно. — дитя-холерика нельзя наказывать ограничением движения — «углом» или сном. Это тяжело для него и вызывает негодование и агрессию. —не давите на кроху, объясняйте и заинтересовывайте.

Слайд 24

Плюсы сангвиника . Сангвиник является самым уравновешенным темпераментом. Несмотря на то, что малыш легко возбуждается — успокаивается достаточно быстро. Настроение имеет чаще всего веселое, жизнерадостное, спокойное. Любит и умеет общаться. Уложить спать сангвиника легко. Характер понятный, без выкрутасов. Минусы сангвиника . Кроху-сангвиника легко заинтересовать. Но проблема в том, что так как его интересует все вокруг, его интересы неустойчивы, и легко переключаемые, из-за чего не доводит до конца начатое дело. Эта поверхностность относится не только к интересам, но и к людям. Он любит новых знакомых и не держится за старых. Этот карапуз достаточно послушен, но может слушаться всех подряд, что не всегда необходимо. Кроме того, так как у сангвиников многое получается с легкостью, то есть склонность к хвастовству и зазнайству. При неправильном воспитании может обрести легкость в отношении ко всему, несерьезность, шутовство. Тип темперамента САНГВИНИК

Слайд 25

Воспитание ребенка - сангвиника : — надо учить доводить до конца начатые дела, дочитывать книги. После постановки задачи, ее надо проконтролировать, потому что эти ребята с легкостью соглашаются помочь, но не выполняют обещаний. — прививайте настойчивость. Сангвиничные карапузы спокойно оставляют дело, если оно требует усилий и берутся за новое. Помогите им, подскажите, как одолеть препятствие и что их ждет, если они справятся (эмоциональное удовлетворение от сделанного). — объясните, что жизнь состоит не только из праздников и иногда приходится делать то, что не хочется. — приучайте к усидчивости, требуйте качественное выполнение работы.

Слайд 26

Плюсы флегматика . Более редкий темперамент. Эти малыши спокойные и сильные, сдержанные и выносливые, дисциплинированные, исполнительные, настойчивые, работоспособные. Обычно родители не имеют с ними проблем. Минусы флегматика. Развитие ребенка может быть достаточно быстрым, но сам ребенок медлительный. Не любит общение и жизненные перемены, нуждается в четком режиме и прозрачных правилах. Он любит однообразие. При этом флегматик очень упрям. Тип темперамента ФЛЕГМАТИК

Слайд 27

— не ругайте за медлительность — это врожденная особенность. Своими криками вы только будете раздражать его. — когда он что-то делает медленно, не выполняйте за него. Дайте малышу шанс развиваться в своем темпе. — хвалите за любую инициативу. — учите быть активным, заинтересовывайте. Если дать флегматику волю, то карапуз будет только есть и смотреть телевизор. Старайтесь увлекать, предлагать разные подвижные игры. — помогите проявлять свои чувства и эмоции, чтобы не развить закрытость и «толстокожесть». Для этого говорите о своих чувствах и проявляйте эмоции. Воспитание флегматика:

Слайд 28

Меланхолик Плюсы малыша-меланхолика . Мягкость и доброжелательность, исполнительность и сострадательность. Благодаря этим своим качествам меланхолик способен к творчеству и находит в музыке, стихах, рисовании себя. Минусы. Очень раним, быстро утомляется, не способен к длительным нагрузкам, настроение подавленное, печальное, неяркое. Проблемы переживает внутри себя. Мнительный, жалуется на разные боли и плохое самочувствие. Малообщительный, не любит шум. Воспитание меланхолика: — создать атмосферу спокойствия и понимания, не давить. — информацию давать дозировано, не перегружая. — обучать всему с терпением, потому что учатся меланхолики долго, но качественно. — осторожно подключайте к общению с детками. — понемногу поручайте задания по дому, привлекайте к спорту, чтобы дать возможность развиваться стойкости и настойчивости. — побольше давайте физического контакта: поглаживаний, обниманий. — не ругайте на людях, не кричите. — сделайте все, чтобы не зарождались страхи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Основные правила семейного воспитания"

основные правила семейного воспитания....

Консультация для родителей "Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности".

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно – практ...

Консультация для родителей "Семейное воспитание в приобщении ребенка к народной культуре"

Дошкольное отделениеМБОУ "СШ №40"           Консультация для родителей:"Семейное воспитание в приобщении ребенка к народной культуре"...

Консультация для родителей "Семейное воспитание"

Консультация для родителей "Семейное воспитание"...

консультация для родителей "Семейное воспитание"

Семья-это возникающая на основе брачного союза начальная организация членов общества, связанных между собой родственными и экономическими отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга м...

Конспект индивидуальной консультации по вопросам семейного воспитания "Влияние семейного воспитания на нравственное развитие ребёнка"

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности - именно они, окрепнув, станут фун...

Консультация для родителей "Семейное воспитание".

Семейное воспитание, как основной фактор формирования нравственной основы личности....