Адаптированная образовательная программа
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №5» города Сосновоборска
РАССМОТРЕНО Психолого-медико-педагогическим консилиумом МАДОУ ДСКН№5 г.Сосновоборска | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МАДОУ ДСКН№5 г.Сосновоборска ___________________Н.Н.Ткаченко Приказ от _________________№_____ |
СОГЛАСОВАНО _________________________________(_____________________) _________________________20______г. _________________________________(_____________________) _________________________20______г. _________________________________(_____________________) _________________________20______г. |
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Группа компенсирующей направленности
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Разработана:_________________2016г.
Ведущий специалист: Учитель-логопед/ Е.А. Шевелева
Период реализации: с октября 2016 г. по май 2017 г.
№п/п | Содержание | стр.2 |
I | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цели и задачи реализации Программы | 4 |
1.3 | Принципы и подходы к реализации Программы | 4 |
1.4 | Целевые ориентиры в освоении Программы | 4 |
1.5 | Форма обучения | 4 |
1.6 | Формы контроля | 4 |
II | Содержательный раздел | 5 |
2.1 | Содержание психолого – педагогической работы | 5 |
2.2 | Взаимодействие с семьей ребенка | 6 |
III | Организационный раздел | 6 |
3.1. | Организация среды | 7 |
3.2. | Материально-техническое обеспечение реализации Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 8 |
3.3 | Организация режима пребывания | 8 |
| Приложения |
|
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дети со сложным дефектом - многочисленная категория, разнородная по своему составу.
Коррекционно - педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной социальной адаптации и подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Нормативно-правовые основы разработки программы
Адаптированная образовательная программа (АОП) ребёнка со сложным дефектом разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 7, статья 64 п. 1
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 7, статья 64 п. 2
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 11, статья 79 п. 1.
«Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
- ФГОС (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) глава II, п. 2.1.
– ФГОС глава II, п. 2.3. «Программа формируется как программа психолого –
педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)».
– Приказ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
– Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2-13 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста со сложным дефектом
К категории детей со сложными дефектами относятся:
1) дети с умственной отсталостью, комбинирующейся с нарушениями слуха;
2) дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;
3) дети глухие, слабовидящие;
4) слепоглухонемые дети;
5) дети с ЗПР, отягченной дефектами зрения или слуха;
6) глухие и слепые дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта);
7) дети с множественными дефектами (слепоглухие с умственной отсталостью; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью).
Таким образом, к детям со сложными дефектами можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).
У детей со сложной структурой дефекта отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия.
Отмечается низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. Дефекты речи у детей со сложной структурой дефекта отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности.
Кроме того, характерными свойствами детей этой группы детей является крайняя медлительность, инертность, трудность переключения с одного задания на другое, вялость, безынициативность, неумение использовать оказываемую им помощь. Затруднения при решении любых задач, направленных на выявление особенностей наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Индивидуальные особенности ребенка
Медицинское заключение: Сенсоневральная тугоухость двухсторонняя IV степени, G96.8, резидуально-органическое поражение ИНС, глазодвигательные и речевые нарушения, моторная неловкость
Заключение специалистов ГПМПК: раннее дефицитарное развитие, парциальная несформированность смешанного типа, несформированность всех средств языка у глухого ребёнка, ЗУНы не сформированы в соответствии с возрастом, что позволяет подтвердить наличие ограниченных возможностей здоровья.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: осуществление коррекционно – развивающей работы для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.
Задачи:
- Организовать специальную образовательную среду.
- Организовать специальную среду группы.
- Организовать психолого-медико-педагогическую помощь.
1.3. Принципы и подходы к реализации программы
(см. ОП МАДОУ ДСКН №5» г.Сосновоборска п. 1.1.2 стр.5-6, 30)
1.4. Целевые ориентиры в освоении Программы
Социальная адаптация ребенка
1.5. Форма обучения (очная)
1.6. Формы контроля
Освоение адаптированной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.
Вместе с тем, командой, которая работает с ребенком, проводится внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Ребенок, поступающий в ДОУ, проходит диагностику на основе чего проектируется АОП, далее проводится промежуточный мониторинг и итоговый, на основе которого, ставятся новые задачи, происходит оптимизация процесса.
Для успешного воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
(см. Приложение 1 АООП)
- разработать АОП;
- обеспечить индивидуальным сопровождением ребенка;
(см. Приложение 2, 3, 4, 5, 6 АООП)
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- консультировать родителей ребенка.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание коррекционной психолого-педагогической работы включает три направления:
- образовательная деятельность,
- коррекционная деятельность,
- воспитательная деятельность.
Образовательная деятельность с ребенком реализуется по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» см. Приложение №1 АОП
Коррекционная деятельность специалистов направлена на коррекцию недостатков развития, выявление резервных возможностей ребенка для обеспечения индивидуального подхода. Коррекционно-развивающая работа для ребенка с ОВЗ реализуется посредством взаимодействия в работе воспитателей, учителя-логопеда и других специалистов дошкольного учреждения. см. Приложение №2 АОП
Система межведомственного взаимодействия в сопровождении ребенка
Определение образовательного маршрута | ГПМПК |
Психиатр, невролог, сурдолог, офтальмолог, ортопед | ЦГБ |
Логопед | МАДОУ ДСКН №5 г. Сосновоборска |
Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель | МАДОУ ДСКН №5 г. Сосновоборска |
Перечень основных форм, способов, методов и средств реализации Программы,
рекомендованных ГПМПК
-использовать знаково-символические средства представления информации, речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использовать специальные методы и приёмы:
- Наглядные (предметы или их изображения; демонстрация слайдов, учебных фильмов; демонстрация действий и создание наглядных ситуаций);
- Вербальные (подбор синонимов, антонимов; перефразирование, Передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами;
- Подбор определений, тавтологических толкований, используя опору на контекст -незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова) и смешанных (объяснение понятий отвлеченного характера, использование наглядных и вербальных приемов одновременно) приёмов работы с детьми для расширения словарного запаса;
-применять способ проб, для успешного освоения способов деятельности, предоставлять возможность действовать ребёнку неоднократно в одних и тех же условиях;
-предъявлять задания поэтапно, формулируя задачу четко и конкретно;
-наблюдать за явлениями и изменениями в окружающей действительности, рассматривать книги, картинки, проговаривать вслух и др. для обогащения словарного запаса ребёнка;
- применять наглядные, словесные методы, различные дидактические игры для развития понимания обращенной речи;
-формировать навыки самообслуживания, социально-бытовые навыки, представления об окружающем;
-использовать индивидуальную форму работы, дифференцированное, «пошаговое» обучение в соответствии с реальными возможностями; дозированное расширение образовательного пространства;
-развивать познавательный интерес, навык регулирования своего поведения и целенаправленного участия ребенка в организованной деятельности;
-соблюдать регламент зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога), световой режим (необходимость дополнительного источника света, уменьшение светового потока и другое),
Чередовать зрительную нагрузку со слуховым восприятием материала;
-использовать приемы, направленные на снятие зрительного напряжения;
-использовать индивидуальные, адаптированные с учетом зрительных возможностей ребенка виды наглядности, индивидуальные пособия, оптические, тифлотехнические и технические средства, облегчающие познавательную деятельность;
-стимулировать зрительные функции, используя постепенное усложнение условий зрительного восприятия;
-осуществлять для мышц стопы общеукрепляющие упражнения:
(езда на велосипеде, лазанье по лестнице, плавание в бассейне, хождение босиком по галечному пляжу, по скошенной траве, мелким камушкам, по любой неровной поверхности)4
-организовать занятия ЛФК для устранения неправильной установки стоп.
2.2. Взаимодействие с семьей ребенка.
В образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка принимают участие и родители. Включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям через игровой сеанс. Просвещение родителей носит профилактический характер. Основным средством профилактики служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.
Задачи:
- Рассматривать воспитание и развитие ребёнка не как свод общих приемов, а как искусство диалога со своим ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей.
-Восхищаться вместе родителями инициативности и самостоятельности ребенка, способствуя формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителей чувство уважения к себе, как воспитателю свих детей.
- Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием ребенка.
- Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.
См. приложение № 12 АООП
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Для успешной реализации АОП должны быть обеспечены следующие условия:
3.1.Организация среды:
Внеучебное пространство:
-обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
-предметно-развивающая среда для стимулирования общего и речевого развития ребенка;
-окраска стен в светлые постельные тона, использование мебели с матовой поверхностью, светлых штор;
Учебное пространство:
-оборудование рабочего места звукоусиливающей аппаратурой, способствующей развитию слухового восприятия воспитанника (стационарной звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования с дополнительной комплектацией, при необходимости, вибротактильными устройствами или беспроводной аппаратурой);
-расположение рабочего места ребенка с нарушением слуха так, чтобы сидящий за ней рбенок мог видеть лицо педагога и лица большинства сверстников;
-использование специальных компьютерных программ для работы над произношением, для развития слухового восприятия;
-проведение музыкально-ритмических занятий и занятий по развитию слухового восприятия и технике речи;
-соблюдение требований по созданию охранительного режим зрения, использование люминесцентных ламп;
-предъявление демонстрационного материала на столе, не передвигая его;
-расположение объектов на наглядном материале не слишком близко друг к другу (для того, чтобы изображения не сливались);
-использование дидактических пособий, сделанных с учетом зрительного восприятия ребенка:
изображения без малоинформативных деталей, с усиленным, четким контуром;
увеличения размеров наглядного и раздаточного материала;
использования цвета, стимулирующего работу сетчатки (теплые, яркие, контрастные, естественные);
изображения, соответствующего реальным объектам.
Психолого-педагогические условия:
-уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
-использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
-построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
-поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
-поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
-возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
-защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации АОП, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
- соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- соответствие правилам пожарной безопасности;
- средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- учебно-методический комплект, оборудование, оснащение в соответствии с особенностями развития ребенка
Развивающая предметно-пространственная среда
Важнейшим условием реализации АОП является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Развивающая предметно-пространственная
среда обеспечена наличием необходимых материалов, предоставляющих возможность для
полноценного развития ребенка с ОВЗ
см. Паспорт группы.
3.1. Организация режима пребывания детей
Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
Режим дня
См. приложение № 3 АОП
График занятий со специалистами
См. приложение № 4 АОП
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).
Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогобе...
Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.
Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках деятельности Консилиума образоват...
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...
Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...
Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...