Адаптированная образовательная программа
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Худоногова Оксана Николаевна

Адаптированная образовательная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа37.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №5» города Сосновоборска

РАССМОТРЕНО

Психолого-медико-педагогическим консилиумом

 МАДОУ ДСКН№5 г.Сосновоборска

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МАДОУ ДСКН№5 г.Сосновоборска

___________________Н.Н.Ткаченко

Приказ от _________________№_____

СОГЛАСОВАНО

_________________________________(_____________________)

_________________________20______г.

_________________________________(_____________________)

_________________________20______г.

_________________________________(_____________________)

_________________________20______г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

        

 

 

Группа компенсирующей направленности

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата  

Разработана:_________________2016г.

Ведущий специалист: Учитель-логопед/ Е.А. Шевелева

Период реализации: с октября 2016 г. по май 2017 г.

           

№п/п

Содержание 

стр.2

Целевой раздел

 3

1.1

Пояснительная записка

 3

1.2

Цели и задачи реализации Программы

 4

1.3

Принципы и подходы к реализации Программы

 4

1.4

Целевые ориентиры в освоении Программы   

 4

1.5

Форма обучения

 4

1.6

Формы контроля

 4

II

Содержательный раздел

 5

2.1

Содержание психолого – педагогической работы

 5

   2.2

Взаимодействие с семьей ребенка

 6

III

Организационный раздел

 6

3.1.

Организация среды

7

3.2.

Материально-техническое обеспечение реализации Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

 8

3.3

 Организация режима пребывания

 8

 

Приложения

 

 

I.     ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 1.1.  Пояснительная записка

Дети со сложным дефектом - многочисленная категория, разнородная по своему составу. 
  Коррекционно - педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной социальной адаптации и подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.  

Нормативно-правовые основы разработки программы

 Адаптированная образовательная программа (АОП) ребёнка со сложным дефектом разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

-     Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 7, статья 64 п. 1

–      Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 7, статья 64 п. 2

–      Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 11, статья 79 п. 1.

«Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

-     ФГОС (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) глава II, п. 2.1.  

–      ФГОС глава II, п. 2.3. «Программа формируется как программа психолого –

педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)».

–      Приказ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

–       Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2-13 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста со сложным дефектом

К категории детей со сложными дефектами относятся:

1) дети с умственной отсталостью, комбинирующейся с нарушениями слуха;

2) дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;

3) дети глухие, слабовидящие;

4) слепоглухонемые дети;

5) дети с ЗПР, отягченной дефектами зрения или слуха;

6) глухие и слепые дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта);

7) дети с множественными дефектами (слепоглухие с умственной отсталостью; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью).

Таким образом, к детям со сложными дефектами можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).

У детей со сложной структурой дефекта отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия.

Отмечается низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. Дефекты речи у детей со сложной структурой дефекта отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности.

Кроме того, характерными свойствами детей этой группы детей является крайняя медлительность, инертность, трудность переключения с одного задания на другое, вялость, безынициативность, неумение использовать оказываемую им помощь. Затруднения при решении любых задач, направленных на выявление особенностей наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Индивидуальные особенности ребенка

Медицинское заключение:  Сенсоневральная тугоухость двухсторонняя IV степени, G96.8, резидуально-органическое поражение ИНС, глазодвигательные и речевые нарушения, моторная неловкость

Заключение специалистов ГПМПК:  раннее дефицитарное развитие, парциальная несформированность смешанного типа, несформированность всех средств языка у глухого ребёнка, ЗУНы не сформированы в соответствии с возрастом, что позволяет подтвердить наличие ограниченных возможностей здоровья.

 1.2.  Цели и задачи реализации Программы

Цель программы: осуществление коррекционно – развивающей работы для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка. 

Задачи:

  1. Организовать специальную образовательную среду.
  2. Организовать специальную среду группы.
  3. Организовать психолого-медико-педагогическую помощь.

 

1.3.  Принципы и подходы к реализации программы

(см. ОП МАДОУ ДСКН №5» г.Сосновоборска   п. 1.1.2 стр.5-6, 30)

1.4.   Целевые ориентиры в освоении Программы  

Социальная адаптация ребенка

1.5. Форма обучения (очная)

1.6. Формы контроля

Освоение адаптированной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.

Вместе с тем, командой, которая работает с ребенком, проводится внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Ребенок, поступающий в ДОУ, проходит диагностику на основе чего проектируется АОП, далее проводится промежуточный мониторинг и итоговый, на основе которого, ставятся новые задачи, происходит оптимизация процесса.

Для успешного воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

  (см. Приложение 1 АООП)

- разработать АОП;

 - обеспечить индивидуальным сопровождением ребенка;

  (см. Приложение 2, 3, 4, 5, 6 АООП)

 - оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

 - консультировать родителей ребенка. 

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание коррекционной психолого-педагогической работы включает три направления:

- образовательная деятельность,

- коррекционная деятельность,

- воспитательная деятельность.

   Образовательная деятельность с ребенком реализуется по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» см. Приложение №1 АОП 

 

Коррекционная деятельность специалистов направлена на коррекцию недостатков развития, выявление резервных возможностей ребенка для обеспечения индивидуального подхода. Коррекционно-развивающая работа для ребенка с ОВЗ реализуется посредством взаимодействия в работе  воспитателей, учителя-логопеда и других специалистов дошкольного учреждения. см. Приложение №2 АОП  

 Система межведомственного взаимодействия в сопровождении ребенка

Определение образовательного маршрута

ГПМПК

Психиатр, невролог, сурдолог, офтальмолог,

ортопед

ЦГБ

Логопед

МАДОУ ДСКН №5 г. Сосновоборска

 Инструктор по физической культуре,

музыкальный руководитель

 МАДОУ ДСКН №5 г. Сосновоборска

Перечень основных форм, способов, методов и средств реализации Программы,

 рекомендованных ГПМПК

-использовать знаково-символические средства представления информации, речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-использовать специальные методы и приёмы:

  • Наглядные (предметы или их изображения; демонстрация слайдов, учебных фильмов; демонстрация действий и создание наглядных ситуаций);
  • Вербальные (подбор синонимов, антонимов; перефразирование, Передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами;
  • Подбор определений, тавтологических толкований, используя опору на контекст -незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова) и смешанных (объяснение понятий отвлеченного характера, использование наглядных и вербальных приемов одновременно) приёмов работы с детьми для расширения словарного запаса;

-применять способ проб, для успешного освоения способов деятельности, предоставлять возможность действовать ребёнку неоднократно в одних и тех же условиях;

-предъявлять задания поэтапно, формулируя задачу четко и конкретно;

-наблюдать за явлениями и изменениями в окружающей действительности, рассматривать книги, картинки, проговаривать вслух и др. для обогащения словарного запаса ребёнка;

- применять наглядные, словесные методы, различные дидактические игры для развития понимания обращенной речи;

-формировать навыки самообслуживания, социально-бытовые навыки, представления об окружающем;

-использовать индивидуальную форму работы, дифференцированное, «пошаговое» обучение в соответствии с реальными возможностями; дозированное расширение образовательного пространства;

-развивать познавательный интерес, навык регулирования своего поведения и целенаправленного участия ребенка в организованной деятельности;

-соблюдать регламент зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога), световой режим (необходимость дополнительного источника света, уменьшение светового потока и другое),

Чередовать зрительную нагрузку со слуховым восприятием материала;

-использовать приемы, направленные на снятие зрительного напряжения;

-использовать индивидуальные, адаптированные с учетом зрительных возможностей ребенка виды наглядности, индивидуальные пособия, оптические, тифлотехнические и технические средства, облегчающие познавательную деятельность;

-стимулировать зрительные функции, используя постепенное усложнение условий зрительного восприятия;

-осуществлять для мышц стопы общеукрепляющие упражнения:

(езда на велосипеде, лазанье по лестнице, плавание в бассейне, хождение босиком по галечному пляжу, по скошенной траве, мелким камушкам, по любой неровной поверхности)4

-организовать занятия ЛФК для устранения неправильной установки стоп.

2.2.  Взаимодействие с семьей ребенка.

 В образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка принимают участие и родители. Включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям через игровой сеанс. Просвещение родителей носит профилактический характер. Основным средством профилактики служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.    

Задачи:

- Рассматривать воспитание и развитие ребёнка не как свод общих приемов, а как искусство диалога со своим ребенком   на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей.

-Восхищаться вместе родителями инициативности и самостоятельности ребенка, способствуя формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителей чувство уважения к себе, как воспитателю свих детей.

- Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием ребенка.

- Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

См. приложение № 12 АООП

                                        

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Для успешной реализации АОП должны быть обеспечены следующие условия:

3.1.Организация среды:

Внеучебное пространство:

 -обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

-предметно-развивающая среда для стимулирования общего и речевого развития ребенка;

-окраска стен в светлые постельные тона, использование мебели с матовой поверхностью, светлых штор;

 Учебное пространство:

-оборудование рабочего места звукоусиливающей аппаратурой, способствующей развитию слухового восприятия воспитанника (стационарной звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования с дополнительной комплектацией, при необходимости, вибротактильными устройствами или беспроводной аппаратурой);

-расположение рабочего места ребенка с нарушением слуха так, чтобы сидящий за ней рбенок мог видеть лицо педагога и лица большинства сверстников;

-использование специальных компьютерных программ для работы над произношением, для развития слухового восприятия;

-проведение музыкально-ритмических занятий и занятий по развитию слухового восприятия и технике речи;

-соблюдение требований по созданию охранительного режим зрения, использование люминесцентных ламп;

-предъявление демонстрационного материала на столе, не передвигая его;

-расположение объектов на наглядном материале не слишком близко друг к другу (для того, чтобы изображения не сливались);

-использование дидактических пособий, сделанных с учетом зрительного восприятия ребенка:

  • изображения без малоинформативных деталей, с усиленным, четким контуром;

  • увеличения размеров наглядного и раздаточного материала;

  • использования цвета, стимулирующего работу сетчатки (теплые, яркие, контрастные, естественные);

  • изображения, соответствующего реальным объектам.

 Психолого-педагогические условия:

-уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

-использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

-построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

-поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

-поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

-возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

-защита детей от всех форм физического и психического насилия;

- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;

 

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации АОП, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

- соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

- соответствие правилам пожарной безопасности;

- средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

- учебно-методический комплект, оборудование, оснащение в соответствии с особенностями развития ребенка 

 Развивающая предметно-пространственная среда

Важнейшим условием реализации АОП является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Развивающая предметно-пространственная

среда обеспечена наличием необходимых материалов, предоставляющих возможность для

 полноценного развития ребенка с ОВЗ

см. Паспорт группы.

3.1. Организация режима пребывания детей

Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Режим дня

См. приложение № 3 АОП 

График занятий со специалистами

См. приложение № 4 АОП 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.

Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках  деятельности Консилиума образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома

Адаптированная образовательная программа  разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...

Рабочая образовательная программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР средней группы

Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ51.1 Пояснительная записка51.2 Цели и задачи Программы. Педагогические принципы построения Программы61.3. Планируемые результаты освоения программы81.4. Педагогическая...