Использование логоритмических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи
консультация по коррекционной педагогике на тему

Сухова Наталья Викторовна

Движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, что активизирует познавательную деятельность, способствуя социальной реабилитации детей-логопатов. Это актуально, т.к. у детей с речевой патологией наблюдается, как правило, рассогласованность ряда моторных и психических функций. Особое место в этом триединстве занимает ритм, вне которого ни музыка, ни организованное движение существовать не могут. Не случайно понятие ритма введено в название курса – логоритмика. Известно два пути воздействия ритма на человека. На ранних этапах преобладает моторная заразительность, затем ритм подключается к регулированию длительности психических процессов. Ребенок, когда учится говорить, прежде всего, учится петь. Он учит не слово, а звуковые формы, которые воспроизводит в звуке. Таким образом, музыкальная речь и вербализация мысли органически взаимосвязаны так же, как фонематический и музыкальный слух. Не менее важным фактором развития являются управляемые элементарные движения. По мере того, как пальчики ребенка становятся умелыми и сильными, его смышленость и сообразительность возрастают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи   

В специальной литературе логоритмика рассматривается как система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых с целью логопедической коррекции (Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985). Таким образом, речевое развитие формируется и корригируется посредством слова, движения и музыки. Движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, что активизирует познавательную деятельность, способствуя социальной реабилитации детей-логопатов. Это актуально, т.к. у детей с речевой патологией наблюдается, как правило, рассогласованность ряда моторных и психических функций. Особое место в этом триединстве занимает ритм, вне которого ни музыка, ни организованное движение существовать не могут. Не случайно понятие ритма введено в название курса – логоритмика. Известно два пути воздействия ритма на человека. На ранних этапах преобладает моторная заразительность, затем ритм подключается к регулированию длительности психических процессов. Ребенок, когда учится говорить, прежде всего, учится петь. Он учит не слово, а звуковые формы, которые воспроизводит в звуке. Таким образом, музыкальная речь и вербализация мысли органически взаимосвязаны так же, как фонематический и музыкальный слух. Не менее важным фактором развития являются управляемые элементарные движения. По мере того, как пальчики ребенка становятся умелыми и сильными, его смышленость и сообразительность возрастают.

        Известно, что в дошкольном возрасте адекватность восприятия действительности, в том числе воспитательно-педагогического воздействия, определяется эмоциональным отношением ребенка. Высокая эмоциональная активность стимулирует адекватность восприятия, а постоянно выраженное отрицательное эмоциональное состояние приводит к физиологическим изменениям в организме и заболеваниям, что, в конечном итоге, оказывает разрушительное воздействие на информационно-энергетические структуры личности. И тут приходит на помощь великий эмоциональный стимулятор – музыка. Доказано, что любая эмоциональная реакция своим конечным этапом имеет то или иное движение. Это обязательное двигательное окончание любого эмоционального акта является психофизиологической константой. Иными словами, отрабатывая определенную систему движений, регулируя и направляя их, мы непосредственно воздействуем на эмоциональную сферу ребенка.

        Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

       Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (обще-развивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз). Дыхательные упражнения основаны на методе Б.Толкачева (озвученный выдох), звуковом дыхании М.Лазарева, доступных приемах, по методу В.Емельянова. В каждое занятие включаются пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно влияет на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Включая в занятия гимнастику для глаз, сначала рекомендуется подбирать упражнения без фиксации взгляда на пальце, палочке или других предметах, т.к. детям сложно выполнять манипуляции с предметами, прослеживать их движения взглядом, не поворачивая при этом голову.

        Примерная  структура логоритмического занятия:

  • Движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
  • Танец (хоровод);
  • Разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
  • Песня, сопровождаемая жестами;
  • Логопедическая гимнастика;
  • Мимические упражнения;
  • Массаж (спины, рук, ног и т.п.) или гимнастика для глаз;
  • Пальчиковая игра;
  • Подвижная или коммуникативная игра.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

На  логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

  1. Уточнение артикуляции – положение губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
  2. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  3. Расширение лексического запаса;
  4. Развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  5. Совершенствование общей и мелкой моторики;
  6. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  7. Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Целесообразно в середину занятия включать знакомство с новой игрой из более сложных категорий – на развитие пространственного воображения, логический анализ, классификацию, символизацию или словесные, творческие игры, обычно вызывающие большие затруднения, чем все прочие. После этого хорошо включить в занятие игру, связанную с движением, например, из раздела игро-ритмика. На следующем этапе проводятся музыкально-подвижные, творческие игры. Для снятия мышечного и эмоционального напряжения используется креативная гимнастика, в частности, поверхностная релаксация, которая заканчивается игровым самомассажем или пальчиковой гимнастикой. После этих речедвигательных упражнений обычно проводится инструментальное музицирование или игро-танец. Задачей заключительного этапа занятия является сохранение полученного положительного эмоционального заряда. Для этого мы используются любимые детьми игровые задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

laquo;Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно» Академик  Н.М. Амосов....

Консультация для воспитателей ДОУ. Кинезиологические упражнения в работе с детьми, имеющими нарушения речи

В работе учителя-логопеда особое значение уделяется работе с кистями рук, поскольку  кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ...

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющих нарушения речи

        У детей, страдающих ОНР, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, снижена вербальная память при относительно сохранн...

Презентация "Кинезиологические  упражнения в работе с детьми, имеющими  нарушения речи "

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....