Использование логоритмических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи
консультация по коррекционной педагогике на тему
Движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, что активизирует познавательную деятельность, способствуя социальной реабилитации детей-логопатов. Это актуально, т.к. у детей с речевой патологией наблюдается, как правило, рассогласованность ряда моторных и психических функций. Особое место в этом триединстве занимает ритм, вне которого ни музыка, ни организованное движение существовать не могут. Не случайно понятие ритма введено в название курса – логоритмика. Известно два пути воздействия ритма на человека. На ранних этапах преобладает моторная заразительность, затем ритм подключается к регулированию длительности психических процессов. Ребенок, когда учится говорить, прежде всего, учится петь. Он учит не слово, а звуковые формы, которые воспроизводит в звуке. Таким образом, музыкальная речь и вербализация мысли органически взаимосвязаны так же, как фонематический и музыкальный слух. Не менее важным фактором развития являются управляемые элементарные движения. По мере того, как пальчики ребенка становятся умелыми и сильными, его смышленость и сообразительность возрастают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование логоритмических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи
В специальной литературе логоритмика рассматривается как система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых с целью логопедической коррекции (Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985). Таким образом, речевое развитие формируется и корригируется посредством слова, движения и музыки. Движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, что активизирует познавательную деятельность, способствуя социальной реабилитации детей-логопатов. Это актуально, т.к. у детей с речевой патологией наблюдается, как правило, рассогласованность ряда моторных и психических функций. Особое место в этом триединстве занимает ритм, вне которого ни музыка, ни организованное движение существовать не могут. Не случайно понятие ритма введено в название курса – логоритмика. Известно два пути воздействия ритма на человека. На ранних этапах преобладает моторная заразительность, затем ритм подключается к регулированию длительности психических процессов. Ребенок, когда учится говорить, прежде всего, учится петь. Он учит не слово, а звуковые формы, которые воспроизводит в звуке. Таким образом, музыкальная речь и вербализация мысли органически взаимосвязаны так же, как фонематический и музыкальный слух. Не менее важным фактором развития являются управляемые элементарные движения. По мере того, как пальчики ребенка становятся умелыми и сильными, его смышленость и сообразительность возрастают.
Известно, что в дошкольном возрасте адекватность восприятия действительности, в том числе воспитательно-педагогического воздействия, определяется эмоциональным отношением ребенка. Высокая эмоциональная активность стимулирует адекватность восприятия, а постоянно выраженное отрицательное эмоциональное состояние приводит к физиологическим изменениям в организме и заболеваниям, что, в конечном итоге, оказывает разрушительное воздействие на информационно-энергетические структуры личности. И тут приходит на помощь великий эмоциональный стимулятор – музыка. Доказано, что любая эмоциональная реакция своим конечным этапом имеет то или иное движение. Это обязательное двигательное окончание любого эмоционального акта является психофизиологической константой. Иными словами, отрабатывая определенную систему движений, регулируя и направляя их, мы непосредственно воздействуем на эмоциональную сферу ребенка.
Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.
Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (обще-развивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз). Дыхательные упражнения основаны на методе Б.Толкачева (озвученный выдох), звуковом дыхании М.Лазарева, доступных приемах, по методу В.Емельянова. В каждое занятие включаются пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно влияет на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Включая в занятия гимнастику для глаз, сначала рекомендуется подбирать упражнения без фиксации взгляда на пальце, палочке или других предметах, т.к. детям сложно выполнять манипуляции с предметами, прослеживать их движения взглядом, не поворачивая при этом голову.
Примерная структура логоритмического занятия:
- Движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
- Танец (хоровод);
- Разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
- Песня, сопровождаемая жестами;
- Логопедическая гимнастика;
- Мимические упражнения;
- Массаж (спины, рук, ног и т.п.) или гимнастика для глаз;
- Пальчиковая игра;
- Подвижная или коммуникативная игра.
В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.
На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:
- Уточнение артикуляции – положение губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
- Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
- Расширение лексического запаса;
- Развитие слухового внимания и зрительной памяти;
- Совершенствование общей и мелкой моторики;
- Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
Целесообразно в середину занятия включать знакомство с новой игрой из более сложных категорий – на развитие пространственного воображения, логический анализ, классификацию, символизацию или словесные, творческие игры, обычно вызывающие большие затруднения, чем все прочие. После этого хорошо включить в занятие игру, связанную с движением, например, из раздела игро-ритмика. На следующем этапе проводятся музыкально-подвижные, творческие игры. Для снятия мышечного и эмоционального напряжения используется креативная гимнастика, в частности, поверхностная релаксация, которая заканчивается игровым самомассажем или пальчиковой гимнастикой. После этих речедвигательных упражнений обычно проводится инструментальное музицирование или игро-танец. Задачей заключительного этапа занятия является сохранение полученного положительного эмоционального заряда. Для этого мы используются любимые детьми игровые задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
laquo;Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно» Академик Н.М. Амосов....
Консультация для воспитателей ДОУ. Кинезиологические упражнения в работе с детьми, имеющими нарушения речи
В работе учителя-логопеда особое значение уделяется работе с кистями рук, поскольку кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ...
Цикл игр и игровых упражнений, для работы с детьми, имеющих нарушения речи
Игры и игровые упражнения...
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющих нарушения речи
У детей, страдающих ОНР, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, снижена вербальная память при относительно сохранн...
Презентация "Кинезиологические упражнения в работе с детьми, имеющими нарушения речи "
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....
- Мне нравится (1)