Доклад выступления на спецсовете
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Цыганкова Жанна Валерьевна

"Что такое аутизм?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx21.37 КБ
Файл prezentatsiya.pptx617.97 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад выступления на спецсовете  на тему:  «Что такое аутизм?»

СЛАЙД 1. ОСОБЫЕ ДЕТИ – ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ

Существуют разные взгляды на происхождение и причины развития раннего детского аутизма. Сегодня мы постараемся обрисовать эти взгляды, а также осветить опыт работы с детьми данной категории.

СЛАЙД 2. ЧТО ТАКОЕ АУТИЗМ?

Ранний детский аутизм - тяжелая аномалия психического развития ребенка, характеризующаяся главным образом нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности.

СЛАЙД 3. СТАТИСТИКА

Если раньше распространённость детского аутизма, по данным большинства исследователей, составляла в России 4-5 случаев на 10 000 детей, то по последним данным института коррекционной педагогики - 65 случаев на 10 000 детей. В действительности количество аутичных детей больше, так как стертые формы аутизма, деформирующие личность и представляющие серьезную психолого-педагогическую проблему, остаются неучтенными. Кроме того, нет известных данных о распространенности аутизма среди взрослых.

В литературе отмечено, что аутизм встречается в 3-5 раз чаще у мальчиков, чем у девочек, но у девочек имеется более тяжелое течение.

СЛАЙД 4. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АУТИЗМА.

Аутизм на данный момент является недостаточно изученным заболеванием. Специалисты, изучающие эту категорию детей, выдвигают несколько теорий возникновения заболеваний аутистического спектра.

Теории психогенеза

Концепцию психогенной причины детского аутизма предложил Каннер, который полагал, что аутизм возникает в результате неспособности детей к эмоциональному взаимодействию с окружающими  или обусловлен отсутствием в раннем детстве (со времени рождения) материнского тепла и внимания, аффективной положительной атмосферы.

Биологические теории

В группу этих теорий входят генетические концепции, теории нарушения развития головного мозга, связанные с действием перинатальных, а также нейрохимических и иммунологических факторов.

Генетическая теория

В пользу данной теории говорят многочисленные факты: около 2-3% родных братьев и сестер детей-аутистов страдают тем же заболеванием, у родителей детей-аутистов распространённость аутистических симптомов достигает 25% и более.

Теория нарушения развития головного мозга

Компьютерно-томографическими наблюдениями последних лет у детей с аутизмом установлены различные изменения в структуре головного мозга (морфологические изменения мозжечка, гипоталамуса, червя мозжечка, а также нарушения созревания нейронов во фронтальной коре, увеличение боковых желудочков мозга). Мозг у детей-аутистов в среднем весит больше обычного и занимает больший объём, также повышена длина окружности головы. Это подтверждается клиническими, нейрофизиологическими и морфологическими исследованиями мозга.

Теории, связанные с действием перинатальных факторов

К значимым перинатальным факторам относят различные негативные воздействия в неонатальном периоде, а также во время родов, раннем постнатальном периоде, и действия других токсических и инфекционных факторов на плод.

Иммунологические теории

К иммунологическим теориям относят, в частности, предположения о возможном наличии в крови у матерей аутоантител, нарушающих развитие соответствующих элементов нервной ткани. Из возбудителей вирусных инфекций наибольшее значение придают вирусам краснухи, простого герпеса, гриппа и цитомегаловирусу, которые особенно опасны на ранних стадиях развития плода.

Нейрохимические теории

Нейрохимические теории базируются на предположении возникновения изменений в дофаминергической, серотонинергической и опиатной системах головного мозга. Результаты целого ряда биологических исследований дали основание предполагать, что функция этих систем при детском аутизме повышена. Считают, что с этим может быть связан ряд клинических проявлений аутизма, собственно сами аутистические симптомы, стереотипии и др.

СЛАЙД 5. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА.

Клинико-психологическая картина аутистических расстройств может принимать разные формы - от неговорящего дезадаптированного ребенка с низким уровнем интеллекта до избирательно одаренного с интересами к отвлеченным областям знаний и «взрослой» речью.

Модель этого нарушения предполагает изменения во всех психических сферах - перцептивной, интеллектуальной, речевой, эмоциональной, волевой, поведенческой... Эти изменения будут наблюдаться в той или иной степени выраженности в любой возрастной группе страдающих аутизмом, хотя их выраженность может уменьшаться со временем.

Рассмотрим особенности, которые прослеживаются в динамике развития аутичного ребенка с самого раннего возраста.

СЛАЙД 6. РАНЯЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТСКОГО АУТИЗМА.

Уже в первые месяцы после рождения ребенка часто имеется пониженный психический и мышечный тонус. Он необычайно спокойный, вялый  и безучастный к окружающему, плохо дифференцирует (или не дифференцирует) мать от окружающих, не тянется на руки, не улыбается, а если иногда появляется улыбка, то она без адреса, обращена в неведомое, у него отсутствует или слабо выражена эмоциональная реакция с матерью и окружающими. Взгляд ребенка обращен в пространство, он не реагирует или недостаточно реагирует на звук человеческого голоса. У родителей часто возникают подозрения в нарушении слуха и зрения. Хотя нередко такие дети прислушиваются к шуршанию бумаги, тиканию часов или присматриваются к солнечному зайчику, ползущему по стене, некоторые из них при этом испытывают страх.

Формирование речи у аутичных детей имеет ряд особенностей. Часто у таких детей отсутствуют этапы гуления и лепета, а если и есть гуление, то оно механическое, лишенное интонационного компонента. Нередко речь у ребенка появляется задолго до начала ходьбы или после появления первых слов у ребенка развивается мутизм, сохраняющийся на месяцы и годы. 

У этих детей страдает общая и тонкая моторика, у них часто имеется мышечная гипотония и поэтому неправильная осанка. Многие из них начинают ходить на цыпочках, такая походка сохраняется длительное время, потом исчезает и возвращается вновь.

Игровая деятельность заслуживает особого внимания. Игра аутичного ребенка не соответствует возрасту, она однообразна, имеет чаще всего манипулятивный характер, он часто играет не игровыми предметами (гвоздиками, веревочками, пуговицами и др.), стереотипно повторяя одну и ту же манипуляцию.

Двигательные стереотипии, стереотипии в поведении и речи, в игровой деятельности, стремление к сохранению стабильности окружающей среды, приступы гнева, явления моторной гиперактивности свойственны всем детям с аутизмом.

 Диагноз РДА ставят в 2,5 года.

СЛАЙД 7. КЛАССИФИКАЦИЯ О.С. НИКОЛЬСКОЙ.

В нашей стране особый интерес представляет классификация О. С. Никольской, Е. Р. Баенской и М. М. Либлинг [1997], построенная с учетом степени тяжести аутистических проявлений и ведущего патопсихологического синдрома. Авторами были выделены четыре группы.

Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Их поведение носит полевой характер. Они мутичны, не только не владеют формами контакта, но и не испытывают потребности в нем. У них наблюдается почти полное отсутствие навыков самообслуживания. Эта группа детей имеет наихудший прогноз развития и нуждается в постоянном уходе. В раннем возрасте у детей этой группы наблюдается выраженное нарушение активности, дискомфорт. Они проявляют беспокойство, у них отмечается неустойчивый сон. Аутизм у детей этой группы максимально глубокий: он проявляется в виде полной отрешенности от происходящего вокруг. В связи с этим авторы выделяют отрешенность от внешней среды как ведущий патопсихологический синдром.

Дети второй группы отличаются более целенаправленным поведением. Спонтанно у них вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы. Прогноз развития у этой группы лучше, чем у предыдущей. При адекватной длительной коррекции дети могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения. Ведущим патопсихологическим синдромом в данной группе детей с РДА является отвержение окружающей реальности.

Дети третьей группы характеризуются большей произвольностью в поведении. В отличие от детей первой и второй групп, они имеют более сложные формы аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. У детей этой группы более высокий уровень развития речи. При адекватной коррекции они могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе. Ведущим патопсихологическим синдромом у них является замещение с целью противостояния аффективной патологии.

Дети четвертой группы характеризуются менее глубоким аутистическим барьером, меньшей патологией в аффективной и сенсорной сферах. В их статусе на передний план выступают неврозоподобные расстройства, что проявляется в тормозимости, робости, пугливости, особенно при контактах. Основным патопсихологическим синдромом является повышенная ранимость при взаимодействии с окружающими. У детей этой группы наблюдается развернутая, менее штампованная речь, сформированы навыки самообслуживания. При адекватной психологической коррекции они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Представленная классификация широко используется в практике работы психологов и педагогов с детьми с аутизмом.

СЛАЙД 8. АУТИСТЫ-ЗНАТОКИ.

Самым известным аутистом-знатоком, благодаря Голливуду, стал «человек дождя» в исполнении Дастина Хоффмана. Прототип этого персонажа Ким Пик знает наизусть тысячи книг, его называют мегаученым, так как он гениален сразу в пятнадцати областях знаний

В России самый известный аутист – Григорий Перельман. Он блестяще доказал гипотезу Пуанкаре, которую долгое время считали одной из проблем века. При этом выдающийся математик поверг в шок весь мир своим поведением, отказавшись от премии в 1 миллион долларов.

Почти четверть программистов Microsoft – люди с симптомами аутизма. У аутистов с сохраненными умственными способностями, а таких около трети, интеллект существенно выше среднего, но неумение общаться мешает им проявить себя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Слайд 2

Что такое «АУТИЗМ»? Термин аутизм происходит от латинского слова autos – “сам” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.

Слайд 3

СТАТИСТИКА По последним данным института коррекционной педагогики РАО – 65 случаев на 1000 детей.

Слайд 4

причины РДА Биологичес-кие теории Теории психогенеза Генетическая теория Нарушения развития головного мозга Нейрохимичес-кие теории Иммунологи-ческие теории Действие перинаталь-ных факторов

Слайд 5

Особенности психического развития аутичного ребенка Трудности установления эмоциональных связей и коммуникации Нарушение интеллекту-альной сферы Нарушение моторики и сенсорики Нарушение речи Нарушение внимания и памяти

Слайд 7

Классификация групп аутического дизонтогенеза по Никольской О.С.: I II III IV УРОВНИ полевое поведение стереотипии и речевые штампы патологические влечения повышенная ранимость

Слайд 8

АУТИСТЫ-ЗНАТОКИ Ким Пик. Прототип Человека дождя Григорий Перельман программисты Microsoft


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад выступления на ГМО логопедов и дефектологов

В докладе представлены основные вопросы развития инклюзивного образования России в сравнении с зарубежными коллегами....

Доклад-выступление по теме "Музейная педагогика"

Данный материал включает в себя информацию по созданию мини музеев в группах детского сада. Доклад свидетельствует о том какое влияние оказывает мини музей на всестороннее развитие детей дошкольного в...

Доклад-выступление на родительском собрании на тему: «Адаптация к детском саду.»

один из первых вопросов, который встает перед родителями — это вопрос о возрасте, с которого ребенку лучше начинать посещение детского сада. ...

Доклад – выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей по теме: «Приемы активизации развития и восстановления здоровья ребенка посредством музыкотерапии»

Дошкольник, попав в детский сад, испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4-5 лет пребывания в ДО...

Доклад выступления на педагогическом совете на тему: "Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".

Народные игры как часть традиционной  культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отраж...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...