Роль восприятия в изобразительной деятельности
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа) по теме
кратеок изложение значения восприятия в процессе обследования предметов при рисовании с натуры, этапы обследования предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие по Синему королевству | 17.59 КБ |
роль восприятия в процессе изобразительной деятельности | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по психомоторному развитию
«Путешествие по Синему Королевству…»
(старший дошкольный возраст)
Цель:
- Развивать способы взаимодействия друг с другом;
- Повышать самооценку, чувство уверенности;
- Развивать выразительность движений, общую координацию движений, мелкую моторику;
- Закрепить умение выражать свои чувства с помощью мимики (эмоция удивления, грусти, радости);
- Стимулировать работу зрительных, тактильных анализаторов;
- Развивать представления, воображение;
- Развивать произвольности;
- Снимать мышечное и психологическое напряжение.
Оборудование:
- Фонограммы релаксационных музыкальных произведений;
- Шумовая фонограмма «Море»;
- Интерактивное оборудование «Волшебная нить» с контроллером;
- Игрушка дельфина;
Ход занятия:
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Проводится психогимнастическое упражнение «Давайте поздороваемся». Далее психолог рассказывает сказку:
«Жил – был мальчик. Он мечтал стать художником. Однажды он сидел дома и смотрел в окно. На улице шёл дождь. Грустно стало мальчику (показ эмоции грусти).
Вдруг неожиданно дождь прекратился, выглянуло солнышко и появилась радуга. Мальчик обрадовался (показ эмоции радости) и забрался на синюю дугу. Его подхватила синяя волна и… Он нырнул с Синее Королевство. Мальчик плыл по морской синеве и размышлял… Всё Синее Королевство – это одно большое море без начала и конца. Даже дух захватывает…»
- А вы хотите попасть в Синее Королевство? Тогда нужно произнести волшебные слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, милый дельфин к нам приплыви» (дети повторяют). Этот милый, ласковый дельфинчик поможет нам путешествовать по Синему Королевству.
(Проводится психогимнастическая игра «Комплименты»: дети передают друг другу игрушку и говорят «добрые» слова).
- Волшебные, добрые слова помогли нам попасть в Синее Королевство. Как интересно на морском дне. Кто живёт в Синем Королевстве? (дети называют). Давайте и мы покажем морских обитателей .
(Проводится игра «Море волнуется»: дети стоят свободно, покачиваются со словами:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три…
Морская фигура на месте замри!
На последнюю строчку дети «замирают» в определённой позе. Психолог отгадывает «морских обитателей», хвалит детей).
- Море, как живое. Давайте послушаем, как «Дышит» море.
(Дети садятся по кругу по-турецки, закрывают глаза. Включается шумовая фонограмма «Море»)
-Что вы услышали? Какие чувства испытали? Какое настроение? Вам было хорошо, комфортно? Вам было плохо?
- Давайте попробуем показать, как «дышит» море.
(Проводится игра-имитация «Морское дыхание»: дети стоят в кругу, взявшись за руки. Море «дышит»: вдох – шаг вперёд, выдох – шаг назад)
-А вот и весёлые осьминожки! (Проводится пальчиковая игра «Осьминожки». Дети сидят на коврах):
«Путешествуя по морю, осьминог поочерёдно и осторожно передвигает свои щупальца (пальцы рук двигаются по ковру и в «воздухе»). Он может быстро бежать вверх, спускаться вниз, замирать. Вот он встретил другого осьминога. Они остановились, притаились, потом улыбнулись, обнялись и пошли гулять вместе. Так веселее!»
Я видела под водой
Камень с рыжей бородой.
И, представьте, масса рыбы
В бороде у этой глыбы!
Рыбки плавают в водице,
Рыбкам весело играть…
- Наш дельфинчик приглашает нас порезвиться и потанцевать вместе с рыбками. Представьте себе, что вы рыбки… (проводится танец-имитация «Рыбки»).
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула
И тихонько уплыла…
- А вы когда – нибудь видели светящихся медузок? Хотите с ними поиграть? Тогда нам надо отправиться в волшебное Синее королевство (проводится игра «Поймай медузку» в тёмной сенсорной комнате – «Волшебная нить» с контроллером).
- Но вот настала пора прощаться с нашим дельфинчиком, возвращаться в детский сад (дети садятся на кресла, мягкий пуфик). Расслабьтесь. Сидите спокойно, свободно. Давайте понаблюдаем за светящимися медузками и помечтаем… о Синем Королевстве, хорошем и добром (релаксация).
- Понравилось вам путешествовать по Синему Королевству? Что больше всего понравилось? А что не понравилось?
-Я желаю вам удачи и хорошего настроения.
Предварительный просмотр:
Роль восприятия
в процессе изобразительной деятельности
(консультация для воспитателей)
Подготовлена
педагогом- психологом
высшей квалификационной
категории
Паниной М.Н.
Февраль2013
Роль восприятия
в процессе изобразительной деятельности.
(консультация для воспитателей)
- Общее понятие о восприятии, его значение.
Восприятие – это психический процесс, заключающийся в отражении предметов или явлений в целом, действующих в данный момент на органы чувств.
Восприятие зависит от ощущений и складывается из них. Но в отличие от ощущений при восприятии человек познаёт не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления в целом. Иначе говоря, восприятие носит целостный характер.
Велико значение восприятия для жизни и деятельности человека:
- Служит источником познания, так как предметы и явления окружающего мира отражаются во всём многообразии их сторон и свойств;
- обеспечивает ориентировку человека в окружающем пространстве;
- помогает в накоплении чувственного опыта.
Восприятие – сложная деятельность, в процессе которой человек глубоко познаёт окружающий мир, обследуя воспринимаемые предметы. Большую роль в процессе восприятия имеют движения глаза, рассматривающего предмет, движения руки, ощупывающей предмет или манипулирующей с ним. Огромное значение имеет также слово, которое направляет и нацеливает на обследование предмета.
2.Физиологические основы восприятия.
Физиологической основой восприятия, согласно учению И.П. Павлова, является сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга: образование сложных систем временных связей.
Предметы и явления обладают рядом свойств и воздействуют этими свойствами на различные анализаторы (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный). Воспринимая в первый раз незнакомый предмет (например, апельсин), ребёнок ощупывает его округлую форму (тактильный анализатор), видит его оранжево-жёлтый цвет (зрительный анализатор), ощущает его своеобразный аромат (обонятельный анализатор), пробует кисловатый вкус (вкусовой анализатор), чувствует шероховатую поверхность (кожный и двигательно-осязательный анализатор), слышит название (слуховой анализатор). Таким образом предмет, в данном случае апельсин, выступает как сложный комплексный раздражитель, при обследовании которого возникают различные ощущения. А восприятие – это связь различных ощущений, в основе которого лежат межанализаторные связи, как указывал И.М. Сеченов.
3.Виды восприятия.
В процессе восприятия не все анализаторы играют одинаковую роль. Один из них обычно является ведущим. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии ведущую ролю, основную роль, различают следующие простые виды восприятия:
- Зрительные;
- Слуховые;
- Обонятельные;
- Вкусовые;
- Осязательные;
- Двигательные.
Сложные виды восприятия:
- Восприятие пространства;
- Восприятие времени;
- Комбинации, сочетающие простые виды восприятия.
В зависимости от цели восприятия бывают: непроизвольные и произвольные (наблюдения).
И,М. Сеченов различал 2 вида восприятия:
- Восприятие как реакция схватывания;
- Восприятие как реакция детального видения.
Реакция схватывания направлена на то, чтобы только узнать предмет, создать о нём общее впечатление или определить какое-либо качество. Например, переходя дорогу, мы схватываем (узнаём) едущий на нас автомобиль, мгновенно определяем его расстояние от нас. Такие сведения о внешнем мире нужны для текущей ориентировки и дают об окружающем только самые отрывочные, неполные знания.
Восприятие как реакция детального видения наблюдается при глубоком изучении, полном познании предметов и явлений окружающего мира. Такое целенаправленное, планомерное восприятие называется наблюдением.
Наблюдение – особый вид восприятия, как реакция детального видения является подлинно человеческим познанием окружающего мира.
Целенаправленное восприятие, наблюдательность необходимо воспитывать и развивать с детства. Особенно это важно в изобразительной деятельности, ведь невозможно изобразить в рисунке или скульптуре предмет, если не полного представления о нём у ребёнка.
При правильном обучении уже в дошкольном возрасте можно добиться реалистического изображения предметов. Для этого ребёнку необходимо иметь отчётливые представления о предметах и явлениях окружающего мира, которые он изображает в своём рисунке. А такие сведения ребёнок может получить только при целенаправленном изучении того или иного объекта, организованного взрослым.
- Развитие действий восприятия.
Ребёнок вступает в дошкольный возраст, владея действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Но эти действия ещё несовершенны. Они не дают возможности расчленённо воспринимать сложные свойства предметов, строить ясные и точные образы, которые могли бы направлять и регулировать новые виды деятельности, прежде всего, выполнение продуктивных заданий, где необходимо воспроизводить индивидуальные особенности формы, цвета предметов, их соотношение по величине и т.п. Та степень точности и расчленённости восприятия, которая достаточна для учёта свойств предметов в предметных действиях, совершенно недостаточна для действий продуктивных. Например, младшему дошкольнику предлагается срисовать несложную фигуру, имеющую контур и внутренние детали. Он лучше или хуже срисовывает либо контур, либо детали, даже не пытаясь изобразить и то, и другое. Этот пример говорит о том, что действия восприятия, сложившиеся у ребёнка в связи с предметной деятельностью, приводят к созданию слишком общих образов, не дают возможности последовательно и полно обследовать предмет, выделить его части и признаки.
Об изменении действий восприятия на протяжении дошкольного возраста можно судить, наблюдая за тем, как дети разных возрастных групп знакомятся с новыми для них предметами.
На первых порах ребёнок пытается извлечь сведения о свойствах предметов не столько из восприятия, сколько из практического действия с ним. Затем восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. И только в конце дошкольного возраста восприятие становится достаточно организованным и эффективным, чтобы дать сравнительно полное представление о предмете.
Но полные и точные представления о предмете, его свойствах и качествах дети получают только в процессе целенаправленного, специально организованного обследования этих предметов.
- Этапы обследования предметов.
Необходимо научить детей правильно воспринимать и обследовать предмет. Детям предлагается система действий, которые они проделывают под руководством взрослого, рассматривая, ощупывая и т.д. – обследуя предмет.
Сосредоточение основного внимания на некоторые стороны предмета связано с анализом, расчленением целого. Но процесс анализа необходимо сочетать с синтезом, т.е. с объединением отдельных свойств в целостный образ предмета. Обеспечение правильного соотношения этих двух процессов требует специальной, очень продуманной организации процесса восприятия.
Применительно к изобразительной деятельности в обследовании предметов выделяется несколько следующих друг за другом этапов:
- Восприятие предмета в целом (познакомить с предметом, давая ему общую характеристику. При этом важно подобрать яркие образные слова, характеризующие качества предмета);
- Обследование предмета с анализом (сначала выделяется более крупная часть предмета, определяется форма крупных деталей. Затем мелкие детали);
- Определяется строение предмета, его конструкция (как по отношению к основной, самой большой части, расположены все остальные);
- Выделяется цвет предмета;
- Обследование предмета в целом.
6. Виды восприятия при обследовании предметов.
Программа предусматривает обучение детей различным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации.
Передача различных свойств предметов в разных видах деятельности достигается по-разному: в лепке форма передаётся объёмно, в рисунке – плоскостно. В связи с этим характер сенсорного освоения свойств предметов перед передачей их в том или ином виде изобразительной деятельности будет различно: объёмная форма обследуется путём осязательного восприятия, ощупыванием его, контурная форма – путём зрительного восприятия.
Важным моментом для изображения предметов является включение в обследование движения. Последовательное обведение контура глазом, рукой, ощупывание его способствуют чёткому восприятию формы предмета, его частей. Движение руки по предмету организует восприятие.
Таким образом, в процессе выполнения той или иной работы по изобразительной деятельности ребёнок воспринимает то изображение, которое возникает у него в результате движения рук.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для целенаправленного восприятия. Взрослый руководит каждым этапом обследования предмета,, задавая вопросы. Так в старшем дошкольном возрасте основное внимание детей следует направить на восприятие отношений по высоте, ширине и передачу этих отношений в изображениях. Причём для достижения реалистического изображения очень важно, чтобы ребёнок контролировал свои действия (например, создавая набросок игрушечного домика, ребёнок должен сопоставить свой образ с результатами обследования). Зрительный контроль за процессом изображения осуществляется на основе имеющихся у ребёнка представлений
Таким образом, выполнение работ требует от детей непрерывного зрительного контроля и оценки сделанного.
Изобразительная деятельность приучает ребёнка более внимательно рассматривать изображаемые предметы, более тщательно их изучать. Правильность восприятия всё время проверяется успехами и неудачами в процессе изобразительной деятельности. Постепенно ребёнок переходит от несовершенных схематических рисунков ко всё более точному, полному изображению действительности при условии правильного, точного восприятия предмета, внимательном рассматривании их.
Психология
изобразительной деятельности
(консультация для воспитателей)
Подготовлена
педагогом- психологом
высшей квалификационной
категории
Паниной М.Н.
Февраль2010
Психология изобразительной деятельности.
Истоки изобразительной деятельности ребёнка относятся к раннему детству. К началу дошкольного возраста ребёнок уже имеет некоторый, хотя и ограниченный, опыт - запас графических образов, позволяющих ему изображать отдельные предметы.
Взрослый отображает в рисунке только те свойства предмета, которые можно воспринять зрительно. Ребёнок же использует в изображении весь опыт, который получает в процессе действий с предметами, их зрительном восприятии. Так, ребёнок действуя с плоской остроугольной формой (например, треугольником), выясняет, что у треугольника острые уголки. Поэтому часто дети рисуют треугольник в виде овала с отходящими в стороны чёрточками, которыми пытаются подчеркнуть остроугольность изображаемого предмета.
Графическая форма, в которой дети изображают предметы, обусловлена 3-мя моментами:
- Имеющимися в распоряжении ребёнка графическими образами;
- Зрительными впечатлениями от предмета;
- Двигательно-осязательным опытом, приобретаемым в процессе действия с ним.
Ребёнок передаёт в рисунке не только своё впечатление от предмета, но и своё понимание предмета, соё знание о нём.
В рисунке ребёнок не стремится точно и полно воспроизвести предмет. Он опускает части и детали, которые кажутся ему неважными. То есть, характер изображения определяется способом обследования предмета и тем, что ребёнок выделяет для себя в процессе обследования.
Дети способны узнавать изображения, сделанные сверстниками, даже если в рисунке отображены 1-2 существенных признака.
В процессе построения графических образов ребёнок всё больше ориентируется на зрительные впечатления. К этому приводят его взрослые, которые отвергая неудачный с их точки зрения рисунок, предлагают посмотреть на предмет. Поэтому рисование с натуры возникает под влиянием специального воздействия взрослого. Но у ребёнка нет потребности в систематическом наблюдении предмета: едва взглянув на предмет, он продолжает быстро и уверенно рисовать на бумаге. То есть, рисование ребёнком предмета с натуры можно расценить как рисование по представлению.
Постепенно графические образы становятся всё более соответствующими реальному предмету. Графические образы совершенствуются, в них вносятся новые элементы, отображающие характерные черты изображаемых предметов.
Однако детскому рисунку присуща тенденция к закреплению привычных графических образов. При определённых условиях это превращает образы в застывшие шаблоны.
Изобразительные шаблоны – очень прочные образования. Распространёнными шаблонами являются изображения домиков, цветов, деревьев. Усваивая шаблон, ребёнок переносит его из рисунка в рисунок, не заботясь о его совершенствовании. Закрепление графических образов, превращающих их в шаблоны, представляют большую опасность для развития детского творчества. Ребёнок может не научиться рисовать ничего, кроме усвоенных им нескольких схем. Особенно это опасно, если ребёнок усвоил неправильное изображение предмета (например, деревья с обрубленными стволами). Очень трудно бывает переучить ребёнка, иногда даже этого не удаётся сделать. Поэтому в задачу обучения входит разрушение застывших шаблонов. Этого можно добиться, обучая ребёнка рисовать различные по конфигурации предметы (дома одноэтажные, многоэтажные, сказочные, деревенские и т.д., различные виды транспорта, различные породы деревьев и т.п.)
В ходе развития рисования у ребёнка появляется потребность пользоваться цветом. При этом ребёнок может использовать цвет произвольно, т.е. раскрашивать предмет или его части любыми цветами, часто не соответствующими реальному цвету предмета, или окрашивают предмет в соответствии с его действительным цветом, но закрашивают его однотонно, без передачи оттенков.
У совсем маленьких детей одинаковое отношение к краске любого цвета. Но в 3-4 года через краски ребёнок выражает своё отношение к рисунку: всё «красивое» изображается яркими, светлыми, тёплыми красками, тщательно пририсовывая детали, «некрасивое» - тёмными, холодными тонами, плохо исполняя рисунок. Таким образом, цвет и тщательность прорисовки выражают отношение ребёнка к содержанию рисунка.
Детский рисунок имеет также большое диагностическое значение, с помощью которого можно выявить эмоциональное состояние ребёнка (радостное, оптимистичное или негативное, депрессивное).
Изобразительная деятельность оказывает специфическое влияние на развитие детей. Ребёнок в рисовании переходит от неопределённых графических навыков в раннем возрасте к изображению конкретного реального предмета в старшем дошкольном возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение развития восприятия для изобразительной деятельности детей.
Детская изобразительная деятельность базируется на познании окружающей действительности, поэтому вопрос о развитии восприятий является одной из основных проблем методики обучения детей рисованию, лепк...
«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».
«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»....
"Роль семьи в изобразительной деятельности ребенка"
Дома следует продолжать работу по изобразительной деятельности, начатую в детском саду. Создайте для ребёнка условия: выделите место для рисования, лепки, подберите разный материал (гуашь, акварель, ф...
Роль восприятия в изобразительной деятельности
Как правильно организовать процесс обследования предмета при обучении рисованию с натуры, что такое восприятие - эти и другие воспросы раскрываются в этом материале...
Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников.
Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников. В помощь воспитателю....
Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников
Роль занятий по изобразительной деятельности...
Консультация для родителей "Значение развития восприятия для изобразительной деятельности детей"
Консультация для родителей "Значение развития восприятия для изобразительной деятельности детей"...