Психо-эмоциональное благополучие дошкольников
статья по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Фадеева Галина Евгеньевна

Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения

          Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста играет важную роль.  Ведь эмоции- это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.

         У ребёнка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими.

         Малыши живо и непосредственно реагируют на всё происходящее.

         Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства.

         С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребёнка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.

       Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может.

       Уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый Л.С. Выготским.

       Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей.

       Подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

       А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

      Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других.

      Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное понимание и внимание к настроениям и переживаниям ребёнка.

 

Условия обеспечения эмоционального благополучия детей

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

•      Безусловное принятие каждого ребёнка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;

•       Позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);

•      Равенство в отношениях между взрослым и ребёнком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней);

•       обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада, непосредственно общаться со сверстниками;

•      гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;

•       внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;

•      На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки:

•      * «Домотека». В специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;

•      Для детей 4-5 лет – «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением- в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В  течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится таким образом более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости- эффективной и своевременной;

•       для детей 5-7 лет подходит уголок с книгами, иллюстрациями, настольными играми и игрушками….

Игры для развития эмоциональной сферы детей

В качестве эффективно работающих нестандартных игр можно предложить…

•      «Необычный колобок»

Даже не очень общительные дети легче идут на контакт с воспитателем и со сверстниками, охотнее высказывают свои впечатления, активнее действуют и эмоционально раскрываются.

«Живые картинки»

Улыбающееся лицо - настроение веселое, можно порадоваться вместе, попрыгать.

Спокойное лицо – отдыхаем, стоим на месте.

Грустное лицо- мы расстроены, приседаем, закрывая глаза ладошками.

Игра способствует закреплению представлений детей об основных видах настроений и способах его выражения с помощью движений

«Дорисуй портрет»

Таким образом в занимательной непринужденной форме упражняются в умении отличать проявления основных чувств человека и сопоставлять их с разными эмоционально окрашенными ситуациями.

Главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребёнка- искренняя заинтересованность в успехе, а также единство взглядов значимых взрослых- родителей, воспитателей…

Поиск оптимальных путей достижения эмоционального благополучия дошкольников необходимо вести постоянно, применяя фантазию и творчество, находя свои варианты решений в ходе непосредственного общения и активного взаимодействия взрослых и детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psiho-emotsionalnoe_blagopoluchie_doshkolnikov.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения

          Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста играет важную роль.  Ведь эмоции- это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.

         У ребёнка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими.

         Малыши живо и непосредственно реагируют на всё происходящее.

         Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства.

         С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребёнка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.

       Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может.

       Уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый Л.С. Выготским.

       Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей.

       Подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

       А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

      Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других.

      Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное понимание и внимание к настроениям и переживаниям ребёнка.

Условия обеспечения эмоционального благополучия детей

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

  • Безусловное принятие каждого ребёнка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
  •  Позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);
  • Равенство в отношениях между взрослым и ребёнком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней);
  •  обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада, непосредственно общаться со сверстниками;
  • гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;
  •  внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
  • На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки:
  • * «Домотека». В специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;
  • Для детей 4-5 лет – «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением- в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В  течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится таким образом более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости- эффективной и своевременной;
  •  для детей 5-7 лет подходит уголок с книгами, иллюстрациями, настольными играми и игрушками….

Игры для развития эмоциональной сферы детей

В качестве эффективно работающих нестандартных игр можно предложить…

  • «Необычный колобок»

Даже не очень общительные дети легче идут на контакт с воспитателем и со сверстниками, охотнее высказывают свои впечатления, активнее действуют и эмоционально раскрываются.

«Живые картинки»

Улыбающееся лицо - настроение веселое, можно порадоваться вместе, попрыгать.

Спокойное лицо – отдыхаем, стоим на месте.

Грустное лицо- мы расстроены, приседаем, закрывая глаза ладошками.

Игра способствует закреплению представлений детей об основных видах настроений и способах его выражения с помощью движений

«Дорисуй портрет»

Таким образом в занимательной непринужденной форме упражняются в умении отличать проявления основных чувств человека и сопоставлять их с разными эмоционально окрашенными ситуациями.

Главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребёнка- искренняя заинтересованность в успехе, а также единство взглядов значимых взрослых- родителей, воспитателей…

Поиск оптимальных путей достижения эмоционального благополучия дошкольников необходимо вести постоянно, применяя фантазию и творчество, находя свои варианты решений в ходе непосредственного общения и активного взаимодействия взрослых и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкального творчества на психо-эмоциональное развитие дошкольников

Музыкотерапия -как одно из важнейших методических средст, влияющих на психическое  здоровье ребенка дошкольного возраста....

Исследовательская работа "Цветомузыкальная терапия в коррекции и развитии психо-эмоциональной сферы дошкольников"

В исследовательской работе представлена интеграция музыкотерапии и цветотерапии, определены цели и задачи, этапы реализации, результаты исследования....

Новые подходы к поддержанию психо-эмоционального благополучия детей первой младшей группы

В дошкольном учреждении адаптационный период – один из самых  ответственных моментов. Поэтому воспитатель должен создать и поддерживать положительный микроклимат....

Развитие психо-эмоциональной сферы дошкольника через пантомиму

Развитие психо-эмоциональной сферы ребёнка через пантомиму...

Консультация для родителей и педагогов. "Роль педагога в формировании положительного психо-эмоционального благополучия дошкольников".

laquo;Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет ж...