Картотека игр на развитие психических процессов
картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Игры для детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр на развитие психических процессов
Игры на развитие памяти.
Приемы, помогающие запоминанию
Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной.
Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. К началу обучения и в начале школьного обучения преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений.
В задачи обучения школьника должно входит формирование осмысленной логической памяти, которая улучшается за счет овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания.
Ряд заданий направлен на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить регулярно, так как часто причиной невыполнения учебных заданий является "потеря" условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия. Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля.
Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале в различных жизненных ситуациях.
Независимо от того, хорошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно.
ШКАФЧИКИ
Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку.
ЧТО ИСЧЕЗЛО?
На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.
ХУДОЖНИК
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.
ЗАПОМНИ И ВОСПРОИЗВЕДИ
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).
Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
ВСПОМНИ И ПОКАЖИ
Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).
ЦЕПОЧКА ДЕЙСТВИЙ
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола.
ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ
- Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.
То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.
Например, называете семь фраз.
Мальчику холодно.
Девочка плачет.
Папа сердится.
Бабушка отдыхает.
Мама читает.
Дети гуляют.
Пора спать.
К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.
На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо.
- Пересказ. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: "О чем этот рассказ?" Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.
Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.
Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.
ЛИТЕРАТУРА
Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. С-Пб.,2001.
Дидактические игры для развития пространственного мышления:
«Слышит ли рука ухо?»
Цель: научить детей пользоваться планом-схемой; знакомство с карточками и полосками; закрепление знаний детей о пространственных отношениях (справа, слева, над, под...); учить детей согласовывать свою деятельность с речевым образцом взрослого; поддержание устойчивого интереса к игре.
Материал: двойные полоски на каждого ребенка, карточки с образцами, коробки с колпачками разных цветов, карточки с 16 квадратами, план-схема.
Краткое описание игры:
1. Дети выкладывают колпачки на нижней полоске двойной карточки по плану-схеме (красные — зеленые, красные — зеленые и т.д.). Проговаривают свои действия: слева от зеленого — красный, справа от красного — зеленый; или зеленый после красного, перед зеленым — красный.
Примечание. Для каждого ребенка своя схема цветов. На верхней полоске дети выкладывают колпачки по словесной инструкции.
2. Работа с карточками из 16 квадратов:
а) выкладываем каждую из четырех строчек квадрата колпачками своего цвета по схемам: 1) белая — красная — черная — синяя, 2) голубая — коричневая — зеленая — оранжевая, 3) зеленая — желтая — коричневая — черная, 4) красная — оранжевая — желтая — коричневая, 5) синяя — голубая — оранжевая — желтая, 6) черная — коричневая — белая — голубая. Для каждого ребенка — своя схема.
б) Выкладываем пробки на карточке столбиками сверху вниз по аналогичным схемам.
«Найди ошибку»
Цель: учить детей внимательно сравнивать результат с образцом; закреплять умение пользоваться планом-схемой; тренировать пространственное восприятие; развивать зрительную память.
Материал: неправильно собранные бусы по количеству детей; карточки с планом-схемой по количеству детей; цветные колпачки, цветные шнурки.
Краткое описание игры:
1. Детям предлагаются неправильно собранные бусы. Они сличают их с образцом, пытаясь найти ошибку (объясняют, какого цвета не хватает или какой цвет лишний).
2. Детям дается схема, по которой они собирают бусы. Результат постоянно сравнивают с образцом «испорченных» бус.
3. Дети получают план-схему, запоминают ее. А затем словесно сравнивают с готовыми «испорченными» бусами.
«Прямые и обратные цепочки»
Цель: развивать пространственное мышление детей; тренировать цветовое восприятие готовых образцов и схем; закреплять знания о пространственных отношениях; продолжать формировать устойчивый контроль над результатами своей деятельности.
Материал: план-схема, цветные колпачки, цветные шнурки.
Краткое описание игры:
Дети получают план-схему из трех, четырех, пяти цветов. Сначала нанизывают бусы по схеме самостоятельно, а затем повторяют ее в обратном порядке, то есть слева направо, а затем справа налево. Таким образом нанизывают всю нитку бус.
«Шустрая муха»
Цель: учить детей пространственной ориентировке на карточке из 9 квадратов; развивать зрительное восприятие; тренировать детей в запоминании и четком выполнении речевой инструкции; закреплять навыки самоконтроля над деятельностью.
Материал: карточка из 9 квадратов на каждого ребенка плюс одна цветная крышка каждому ребенку.
Краткое описание игры:
Движение крышки по квадратам с указанием направления в пространстве: от середины вверх, вниз, вправо, влево, в правый верхний угол, в правый нижний угол, левый верхний, левый нижний угол, в центр карточки.
«Выложи букву»
Цель: закреплять умение детей самостоятельно выкладывать букву с опорой на образец, план-схему; закреплять навыки самоконтроля над деятельностью; побуждать детей самостоятельно выкладывать простые по построению буквы, закреплять пространственную ориентировку на листе бумаги.
Материал: по 6 карточек с 9 квадратами на каждого ребенка; карточки с речевыми образцами букв (для дошкольников инструкцию зачитывает взрослый, а школьники читают сами).
Краткое описание игры:
1. Выложи три крышки одного цвета в столбик на карточке слева + три крышки в одну строку сверху. Прочти, какая буква получилась? (Буква «Г».)
2. Выложи три крышки в левый столбик + три крышки в правый столбик + одна крышка в центре, назови букву. (Буква «Н».)
3. Выложи крышки по всей карточке, кроме центральной, назови букву. (Буква «О».)
4. Выложи три крышки в верхней строке + три крышки в среднем столбике, назови букву. (Буква «Т».)
5. Выложи три крышки в левом + три крышки в правом столбике + три крышки в верхней строке; назови букву. (Буква «П».)
6. Выложи три крышки в верхней строке + три крышки в нижней строке + три крышки в левом столбике, назови букву. (Буква «С».)
7. Придумай слова из составленных букв. (Этот этап проводится с учетом уровня речевого развития детей.)
«Игра с предлогами»
Цель: учить детей использовать речевой образец при работе с предлогами, обозначающими пространственные отношения; продолжать развивать пространственное мышление; развивать словесно-логическое мышление при работе с планом-схемой.
Материал: карточки с планом-схемой на каждого ребенка. Цветные колпачки.
Краткое описание игры:
Словесные инструкции: перед красным — всегда синий, за зеленым — белый, между белым и желтым — коричневый и т.д. (Словесные инструкции даны на планах-схемах.) После выполнения задания дети обмениваются схемами и проверяют правильность выполнения задания друг у друга.
«Что изменилось?»
Цели: продолжать формировать пространственное мышление; развивать пространственное восприятие; тренировать зрительную память.
Материал: карточка с 9 квадратами и комплект из 9 разноцветных крышек один на всех.
Краткое описание игры:
Крышки раскладываются по всем квадратам. Дети запоминают расположение крышек на карточке. Затем закрывают глаза, и 2, 3, 4 крышки меняются местами. Дети по очереди находят изменения. (Задание повторяется для каждого ребенка.) Остальные дети наблюдают правильность выполнения.
«Запуск ракеты»
Цель: учить детей строго соблюдать словесную инструкцию; закреплять знания о пространственных отношениях между предметами; развивать логическое мышление, слуховое внимание, зрительное восприятие; формировать навыки контроля над результатом своей деятельности.
Материал: карточки из 9 квадратов на каждого ребенка; по коробочке цветных колпачков на каждого ребенка; планы-схемы.
Краткое описание игры
1. Выложи верхнюю, среднюю и нижнюю строчки карточки колпачками разного цвета.
2. Выложи три столбика колпачками разного цвета (правый, левый, средний).
3. Выложи три разных цвета на верхней строчке; на второй и третьей строчке – те же цвета, но в другой последовательности.
«Нарядный коврик»
Цель: закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги; продолжать развивать пространственное мышление; формировать зрительное восприятие; развивать эстетический вкус.
Материал: коробочки с цветными колпачками на каждого ребенка; белые листы бумаги по количеству детей; речевые образцы.
Краткое описание игры:
1. Выложить заданную букву на листе бумаги.
2. Выложить заданную геометрическую форму на листе бумаги.
3. Выложить рисунок (например: цветок, флажок, грибок, домик и т.д.) с заполнением середины и углов листа.
4. Самостоятельное придумывание рисунка нового коврика.
«Смекалка»
Цель: упражнять детей в запоминании и усвоении сложной словесной инструкции; закреплять умение контролировать свою деятельность; закреплять навыки пространственного мышления и зрительного восприятия.
Материал: карточка из 16 квадратов на каждого ребенка; по коробочке цветных колпачков; план-схема; карточка с четкой словесной инструкцией для взрослого.
Краткое описание игры:
Диагональю карточка из 16 квадратов делится на две части. Колпачки выкладываются по обе стороны диагонали:
а) разных цветов,
б) двух контрастных цветов,
в) симметрично относительно диагонали (разными цветами).
«Секретный шифр»
Цель: развитие логического мышления; развитие устойчивого зрительного восприятия; закрепление навыков пространственной ориентировки.
Материал: карточка с шифром (каждый цвет соответствует определенной цифре) на каждого ребенка; карточка из 16 квадратов на каждого ребенка.
Краткое описание игры:
Каждому ребенку дается отдельная карточка, где на одной стороне — схема, на другой — шифр. Дети выкладывают узор по шифру на пустую карточку из 16 квадратов. Допускается сличать шифр с образцом при затруднениях.
Шифр:
Б | К | О | Ж | З. | Г | С | Ко | Ч |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Образец карточки:
1 | 3 | 1 | 3 |
2 | 1 | 2 | 1 |
4 | 7 | 4 | 7 |
5 | 6 | 5 | 6 |
Дидактические игры на развитие внимания
1 этап - игры направленные на развитие умения произвольно распределять и переключать внимание с одного объекта на другой в результате сознательных усилий воли.
«Найди отличия»
Обучающая задача: развитие умения произвольно переключать и распределять внимание.
Игровая задача: развивать умения находить отличая.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Игровые действия: Ребенку предлагаются:
1) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;
2) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображеные картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».
Подведение итогов: После проведения игры ребенка хвалят, вне зависимости от результата.
«Строители»
Обучающая задача: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.
Игровая задача: развитие умение видеть недостающие детали и дорисовывать их до целого.
Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых - образец, а три остальные отличаются от образца недостающими деталями; простой карандаш.
Игровые действия: Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок - образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не дорисовали. Тебе необходимо дорисовать недостающие детали к каждой башне так. Чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе».
Подведение итогов: за правильное выполнение ребенок получает фишку, которая в конце дня меняется на наклейку. Чем больше фишек, тем больше размером наклейка.
«Найди героев передачи»
Обучающая задача: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.
Игровая задача: развивать умения выделять из нескольких наложенных друг на друга героев.
Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи - Хрюшки, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш.
Игровые действия: Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев.
Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем замаскированы фигурки героев детской передачи - Хрюшки, Степашки, Фили, Каркуши. Необходимо найти и обвести пальцем или обратной стороной карандаша каждого из героев».
Подведение итогов: Ребенок при правильном выполнении получает привилегии.
«Назови предмет»
Обучающая задача: развитие концентрации внимания; развитие целостности восприятия; формирование умения классифицировать, включать части в целое.
Игровая задача: развивать умения выделять один из нескольких наложенных друг на друга объектов.
Оборудование: рисунки с замаскированными изображениями предметов (игрушек, фруктов, посуды, овощей).
Игровые действия: Ребенку предлагают рисунок с замаскированным изображением предметов. Необходимо увидеть и показать каждый из предметов в отдельности.
Инструкция: «Посмотри внимательно на этот необычный рисунок. На нем изображены замаскированные предметы. Необходимо увидеть и показать каждый предмет в отдельности. Приступай к выполнению задания».
Подведение итогов: за правильное выполнение ребенок получает фишку, которая в конце дня меняется на наклейку. Чем больше фишек, тем больше размером наклейка.
«Быстрее нарисуй»
Обучающая задача: развитие умения переключать внимание.
Игровая задача: развивать умения переключать с одного предмета на другой и удержание в памяти инструкции.
Оборудование: простой хорошо отточенный карандаш, таблица с изображением по строчкам знакомых детям предметов.
Игровые действия: Ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие детали к каждому из них.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку. Дорисуй у каждого яблока листик, а в каждом домике окошко. Приступай к работе».
Подведение итогов: Ребенок при правильном выполнении получает привилегии.
2 этап - игры направленные на развитие умения удерживать в поле зрения сразу несколько объектов и способности задерживать на них внимание в течение длительного времени.
«Исключи лишнее»
Обучающая задача: развитие мышления и объема внимания.
Игровая задача: развивать умение выделять из ряда предметов отличный от других.
Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.
Игровые действия: Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от остальных, и объяснить свой выбор.
Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к работе».
Подведение итогов: за правильное выполнение ребенок получает фишку, которая в конце дня меняется на наклейку. Чем больше фишек, тем больше размером наклейка.
«Выложи узора из мозаики»
Обучающая задача: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.
Игровая задача: развивать умение выполнять графический диктанты по образцу.
Оборудование: мозаика, образец.
Игровые действия: Ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.
Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».
Подведение итогов: После проведения игры ребенка хвалят, вне зависимости от результата.
«Срисуй по клеточкам»
Обучающая задача: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.
Игровая задача: развивать умения
Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку; образец для рисования; остро отточенные карандаши.
Игровые действия: Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой, два уровня сложности:
1-й уровень сложности — образец состоит из разомкнутых фигур;
2-й уровень сложности — образец состоит из замкнутых фигур.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен!»
Подведение итогов: После проведения игры ребенка хвалят, вне зависимости от результата.
«Кого испугался охотник?»
Обучающая задача: развитие объема и устойчивости внимания.
Игровая задача: развивать умения находить и выделять среди объектов нужный образ.
Оборудование: рисунок с изображением леса, зверей и охотника.
Игровые действия: Ребенку предлагается рисунок с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображен бегущий по лесу охотник. Он кого—то испугался. Кого мог испугаться охотник в этом лесу? Покажи и объясни: — почему?»
Подведение итогов: за правильное выполнение ребенок получает фишку, которая в конце дня меняется на наклейку. Чем больше фишек, тем больше размером наклейка.
«Корова Маня и ее хозяйка»
Обучающая задача: развитие устойчивости внимания.
Игровая задача: развивать умения находить нужный вариант выполнения.
Оборудование: рисунок с изображением лабиринта, простой карандаш.
Игровые действия: В предлагаемом лабиринте ребенок должен пройти извилистую линию, проводя по ней пальцем или оборотной стороной карандаша, найти короткий путь, по которому могла бы двигаться хозяйка к своей корове Мане.
Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображен лабиринт, по которому необходимо найти короткий путь. Однажды корова Маня заблудилась - забрела в глухой лес и не знала, как вернуться домой. Она проголодалась и начала искать сочную и вкусную травку. По какой тропинке должна двигаться хозяйка, чтобы как можно быстрее встретить корову?»
Подведение итогов: за правильное выполнение ребенок получает фишку, которая в конце дня меняется на наклейку. Чем больше фишек, тем больше размером наклейка.
«Построй дорожку»
Обучающая задача: развитие устойчивости внимания: способности обобщать объекты по признаку величины; закрепление представлений о геометрических формах.
Игровая задача: развивать умения действовать по заданному образцу.
Оборудование: таблица с различным расположением геометрических фигур по строчкам, фишки.
Игровые действия: Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо:
а) все треугольники (круги, квадраты);
б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).
Подведение итогов: за правильное выполнение ребенок получает фишку, которая в конце дня меняется на наклейку. Чем больше фишек, тем больше размером наклейка.
3 этап - игры направленные на поддержание устойчивой избирательной активности.
«Выложи из палочек»
Обучающая задача: развитие произвольного внимания, мелкой моторики.
Игровая задача: развивать умения работать по образцу, сосредотачивая внимание на образце.
Оборудование: счетные палочки, образец узора.
Игровые действия: Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек
а)1-й уровень сложности - узоры в одну строчку (карточки);
б)2-й уровень сложности - простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек (карточки);
в)3-й уровень сложности - более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек (карточки);
г)4-й уровень сложности - сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек.
Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».
Подведение итогов: за правильное выполнение ребенок получает фишку, которая в конце дня меняется на наклейку. Чем больше фишек, тем больше размером наклейка.
«Что где лежит?»
Обучающая задача: развитие произвольного внимания.
Игровая задача: развивать умения выполнять задание, действуя по образцу.
Оборудование: бланк с эталонами фигур и предметов, соответствующих этим эталонам, а также стеллажи, вырезанные фигуры для манипулирования.
Игровые действия: Ребенку необходимо распределить предметы относительно предложенных эталонов фигур. Методика может быть использована в двух вариантах.
1. Упрощенный вариант: на отдельном бланке изображен стеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны и раскладываются ребенком на полки стеллажа относительно предложенных эталонов фигур (происходит сравнение эталонов с предметами).
2. Стеллаж с полками и эталонами фигур, а также предметы изображены на одном бланке. Ребенок должен выполнить задание, не манипулируя предметами. Показать и объяснить свои действия.
Инструкция: «Посмотри, на этом бланке нарисован стеллаж с полками, на которых обозначены геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, еще один прямоугольник, квадрат, круг, овал. Находящиеся у меня вырезанные предметы тебе необходимо разложить на полки так, чтобы они оказались рядом с той геометрической фигурой, на которую похожи. Объясни свой выбор».
Подведение итогов: за правильное выполнение ребенок получает фишку, которая в конце дня меняется на наклейку. Чем больше фишек, тем больше размером наклейка.
«Найди дорожку»
Обучающая задача: развитие произвольного внимания.
Игровая задача: развивать умения находить нужный вариант выполнения.
Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.
Игровые действия: Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.
Инструкция: «Посмотри на этот рисунок, на нем изображен лабиринт. Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к ёлочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не пропуская петель».
Подведение итогов: за правильное выполнение ребенок получает фишку, которая в конце дня меняется на наклейку. Чем больше фишек, тем больше размером наклейка.
«Найди двух одинаковых животных»
Обучающая задача: развитие произвольного внимания.
Игровая задача: развивать умения выделять из ряда предметов два одинаковых.
Оборудование: рисунок с изображением животных (мышек, петухов, жирафов, слонов).
Игровые действия: Ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых животных.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены мышки (петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек одинаковых».
Подведение итогов: Ребенок при правильном выполнении получает привилегии.
«Воспроизведение геометрических фигур»
Обучающая задача: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.
Игровая задача: развивать умения переключать внимание с одного предмета на другой и запоминать и удерживать в памяти несколько предметов.
Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца.
Игровые действия: Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».
Подведение итогов: за правильное выполнение ребенок получает фишку, которая в конце дня меняется на наклейку. Чем больше фишек, тем больше размером наклейка.
«Лото»
Обучающая задача: развитие произвольного внимания.
Игровая задача: развивать умения переключать внимание с одного предмета на другой и удерживать в памяти инструкцию.
Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов.
Игровые действия: Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу), изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки этой карты.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Лото». Сядьте за большой общий стол кто где хочет. Каждому из вас я раздам по одной карте, на которой изображены знакомые вам предметы (животные, птицы). Я буду ведущей. Будьте внимательны. Из мешочка я буду вынимать по одной фишке, на которой изображен один из предметов, и называть его. Кого из вас на карте окажется точно такой же предмет, какой изображен на фишке, должен сказать: «у меня есть». В этом случае, я отдам ему эту фишку, которой необходимо будет закрыть клеточку на своей карте с таким же изображением. Так мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не закроет первым все клеточки-картинки своей карты. Он и станет победителем».
Подведение итогов: ребенок выполнивший первый, получает фишку, которая в конце дня меняется на наклейку. Чем больше фишек, тем больше размером наклейка.
«Домино»
Обучающая задача: развитие произвольного внимания, мышления.
Игровая задача: развивать умения действовать по заданной инструкции.
Оборудование: детская игра «Домино», 28 фишек, каждая из которых разделена на две половинки. На каждой половинке изображены знакомые детям предметы (овощи, фрукты, сказочные герои и т.п.).
Игровые действия: Каждому игроку раздается по 5-7 фишек картинками вниз. Оставшиеся фишки, перевернутые картинками вниз. Остаются в стороне - на «базаре». Количество дублей - одинаковых картинок на двух половинках одной фишки - у каждого игрока определяется очередность в игре (у кого дублей больше, тот играет первым). Первый ход - с любого дубля и продолжается игра в порядке очереди игроков приставлением фишек - вначале к дублю, а затем по цепочке фишек к фишками дублей к фишкам соответствующими картинками друг к другу. Игрок, у которого на этот момент нет соответствующей картинки у фишки, идет на «базар» и берет фишки до тех пор, пока на одной из них не окажется нужная картинка. Победителем игры становится игрок, первым окончивший выкладывать свои фишки.
Инструкции: «Сейчас мы поиграем в очень интересную игру «Домино». Сядьте за большой стол кто где хочет. Каждому из вас я раздам по 5 фишек, на которых нарисованы знакомые вам предметы. Оставшиеся фишки я отложу в сторону - здесь будет «базар». Обратите внимание на то, что каждая фишка состоит из двух частей - картинок. Фишка, у которой с двух сторон одинаковые картинки, называется дублем. Посмотрите внимательно и найдите у себя дубли. Одинаковых дублей в игре нет. У кого дублей больше всех, тот по очередности кода будет первым. У кого дублей на 1-2 меньше, чем у первого, тот по очередности хода будет вторым, и т.д. Так мы установим очередность кода. Первый игрок должен сделать ход любым своим дублем. Второй очередной игрок к одной из сторон дубля должен приставить любую свою фишку, на которой с одной из ее сторон есть точно такая же картинка, как у дубля.
Третий очередной игрок должен либо к оставшейся стороне дубля, либо к картинке фишки, поставленной вторым игроком, добавить свою фишку с одной из таких картинок. Если у очередного игрока нет фишки с одной из таких картинок, он отправляется на «базар» за дополнительной фишкой. Если на взятой на базаре фишке нет нужной картинки, он берет дополнительно до тех пор, пока не возьмет фишку с нужной картинкой. Как только фишка с нужной картинкой найдена, ею надо сделать ход. Так по цепочке выкладываются все фишки, Игра продолжается до тех пор, пока на «базаре» и у каждого из игроков не останется ни одной фишки. Победителем станет тот, кто первым из вас выложит все свои фишки. Давайте начнем игру».
Подведение итогов: победивший ребенок получает фишку, которая в конце дня меняется на наклейку. Чем больше фишек, тем больше размером наклейка.
«Найди свой стул»
Обучающая задача: Продолжать развивать у детей внимание, ориентировку в помещении.
Игровая задача: развивать умения находить нужный вариант выполнения.
Оборудование. Парные плоскостные картонные или пластмассовых формы одного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, шестигранники, трапеции и др.) по количеству детей.
Игровые действия: Сначала проводится с подгруппами из 2-3 детей, а затем количество участников можно увеличить до 5-6 человек. Педагог кладет на своем столе три плоскостные формы, например, круг, квадрат и треугольник. Вызывает троих детей и каждому дает по одной форме. Затем поднимает одну из форм и спрашивает: «У кого такая форма?». Ре6енок, у которого есть такая форма, подходит к столу, и педагог проверяет правильность выбора, помогая ему наложить свою форму на форму—о6разец и обвести их по контуру, уточняя совпадение краев. Ученик садится на стул, а педагог поднимает другую форму. Выходит другой ребенок и также проверяет верность своего выбора. После этого начинается сама игра: педагог расставляет на некотором расстоянии три стула, дети по удару в барабан или бубен разбегаются по комнате, держа каждый в руках какую—либо шаблонную форму. Учитель раскладывает на стулья формы—образцы и предлагает детям найти свои места, ориентируясь на совпадение имеющейся формы на руках с той, которая находится на стуле; правильность своего выбора он проверяет методом наложения и обведения формы по контуру пальчиком. При необходимости педагог помогает каждому участнику игры выполнить поставленную перед ним задачу. В игре принимают участие все дети класса. По мере усвоения детьми правил игры момент наложения формы на образец можно опустить.
Подведение итогов: за правильное выполнение ребенок получает фишку, которая в конце дня меняется на наклейку. Чем больше фишек, тем больше размером наклейка.
«Найди ключ для мишки»
Обучающая задача: Продолжать развивать у детей внимание, ориентировку в помещении.
Игровая задача: развивать умения выделять и находить среди предметов нужный образ.
Оборудование. Листы картона с изображениями домиков по количеству детей. На каждом листе изображены два домика (на двери нарисована собака с квадратиком в зубах, на двери другого — медведь с треугольником в лапах и т.п.), картонные трафареты животных, мелкие геометрические формы.
Игровые действия: Перед ребенком на столе раскладывают карту с изображением домиков, трафареты двух животных и поднос с мелкими геометрическими формами. Педагог предлагает ребенку рассмотреть животных, назвать их и угадать, в каком домике они живут. Педагог берет мишку и спрашивает: «Как ты думаешь, где его домик?». Вместе с ребенком он находит дом мишки и говорит: «Дом заперт. Видишь, какой замок? Помоги мишке найти такой же формы ключ» и указывает на геометрическую форму в лапах мишки. Ребенок берет с подноса необходимую форму. Надо отметить, что геометрическая форма называется только тогда, когда ребенок произвел выбор ее. Затем он находит ключ к домику другого животного.
Если игра проводится со всеми детьми, то материал одновременно раздается всем детям, так как им уже знакомы ход игры и ее задачи. В этом случае дети действуют самостоятельно, а педагог проверяет результат каждого ребенка. Побеждает тот, кто верно находит ключик к домику.
Подведение итогов: за правильное выполнение ребенок получает фишку, которая в конце дня меняется на наклейку. Чем больше фишек, тем больше размером наклейка.
Упражнения, направленные на развитие мышления
Упражнение №1. "На что это похоже"?
Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.
Упражнение №2. Задание типа "Заполни пробел".
Дополнительные задания на развитие визуализации и наглядно-образного мышления вы можете найти в разделе "Диагностика развития мышления".
После того, как процесс визуализации достаточно хорошо усвоен детьми, можно переходить к непосредственному оперированию образами, т.е. к решению простейших мыслительных задач с опорой на представления.
Упражнение №3. Игра "Кубики".
Материал состоит из 27 обычных кубиков, - склеенных между собой так, что получается 7 элементов:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/09/picture-287955-1668000754.jpg)
Картотека игр на развитие психических процессов
Игры на развитие психических процессов дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/23/picture-504761-1414087180.jpg)
Картотека игр на развитие психических процессов у дошкольников
Данная картотека подробно раскрывает работу по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/03/picture-496459-1635917304.jpg)
Картотека игр по развитию психических процессов, коммуникативных способностей для детей от 4 лет
Педлагаемая вниманию картотека игр и упражнений будет интересна не только специалистам и воспитателям, но и родителям. Игры не требуют подготовки большого количества материала, занимательны для детей ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/22/picture-824592-1477143673.jpg)
Картотека игр для развития психических процессов детей дошкольного возраста
Игры на развитие психических процессов детей дошкольного возраста...
Картотека игр по развитию психических процессов
Развивая психические процессы как память, мышление, восприятие и т.д. с дошкольного возраста, ребёнок придя в школу намного легче усваевыет школьный материал....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/27/picture-882846-1485515436.jpg)
Картотека игр для развития психических процессов ребёнка старшего дошкольного возраста
Подборки игр, которые проводят родители с детьми, способствующие развитию внимания, памяти, мышления...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-1041632-1579296215.jpg)
Картотека игр на развитие психических процессов (Внимание, память, мышление)
Игры на развитие психических процессов (Внимание, память, мышление)...