Почему предметы движутся
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Организованная совместная образовательная деятельность
Тема: «Почему предметы движутся»
Цель: развивать способность детей ощущать состояние движения и покоя, инерции, трения.
Задачи:
- уточнить и систематизировать знания детей о таких понятиях, как «движение», «сила», «трение», «инерция»;
- развивать умение определять и назвать вид движения, указанный на предложенных картинках (прямолинейное, вращательное, по наклонной поверхности, по кривой линии);
- активизировать в речи детей слова: движение, сила, трение, состояние покоя, наклонная поверхность.
Оснащение: карандаши, книги, машинки, дощечки, по 1 яйцу на каждого ребенка, санки, деревянные палочки, воздушный шар в коробке, круги картона, зубочистки, схемы разных видов движения и направления, пластилин.
Содержание:
Беседа:
-Без чего не может прожить человек?
-А еще человек не может прожить без движения.
-Кроме нас с вами, людей, кто или что может двигаться? (животные, транспорт, неживая природа, предметы).
-Что было бы, если бы все вокруг перестало двигаться? Замерло!
-У движения, как и у воздуха, у воды, есть свои секреты. Я предлагаю вам вспомнить то, что вы уже знаете о движении и узнать, о том, как движение помогает человеку.
-Как можно привести предметы в движение? (подействовать на них силой).
Опыт № 1.
Взять дощечку, поставить на край дощечки машинку и привести машинку в движение, не действуя на нее силой (по наклонной поверхности).
-Почему машинка не продолжила движение дальше, а упала?
Вывод: на все предметы, тела людей, животных действует сила тяжести.
-Какой здесь был вид движения? (по наклонной поверхности).
Педагог предлагает рассмотреть картинки с разными видами движения и назвать виды движения (прямолинейное, вращательное, по кривой линии, по наклонной поверхности).
-Что заставляет предметы останавливаться? (Трение).
Проблемная ситуация: два мальчика устроили соревнования игрушечных машин. Один катал машинку по гладкому полу, другой по ковру.
-Кто из мальчиков победил в соревнованиях? У кого из них машина проехала дальше? Почему?
Вывод: Чем более гладкая поверхность, тем меньше трение.
-Потом мальчики стали вместе запускать свои машинки по полу. Только один взял и положил в свою машинку груз.
-Кто теперь победит в соревнованиях? Почему?
Вывод: чем больше груз, который везем, тем больше трение.
Опыт № 2.
Педагог предлагает провести по ковру санки, нагруженные тяжелыми предметами.
-Почему трудно вести санки?
-Как можно уменьшить трение? (убрать груз или подложить под полозья санок круглые палочки).
Физминутка - движение в разных направлениях (в одном направлении, навстречу друг другу, вращательным движением).
Опыт № 3. «Соревнование карандашей»
Положить большую книгу в толстом переплете на стол и разместить на ней два одинаковых карандаша, но разного цвета - один вдоль, а другой поперек. Осторожно и медленно приподнимать один край книги.
-Что произошло с карандашами?
-Почему они начали двигаться?
-Какой из карандашей начал движение раньше? Почему?
-В одном ли направлении двигались карандаши?
Опыт № 4. «Шар в коробке»
Вырезать посередине меньшей стороны коробки отверстие, положить в коробку воздушный шар так, чтобы его отверстие выходило в квадратную дырочку. Надуть шарик и зажать его отверстие пальцами. Положить под коробку карандаши. Отпустить шар.
-Что привело коробку в движение?
Вывод: Шар сдувается и коробка движется вперед, потому, что выходящий из шарика воздух с силой толкает ее. Когда воздух полностью вышел из шарика, коробка остановилась из-за трения между коробкой и карандашами. Трение заставляет предметы останавливаться.
Опыт № 5
Проблемная ситуация: одна семья собиралась в лес на отдых. Мама сварила яйца и положила их в мешочек, чтобы взять с собой, а потом ушла собирать другие вещи. В это время пришел папа из магазина. Среди папиных покупок были сырые яйца в мешочке. Папа положил свой мешочек рядом с тем, который приготовила мама. Когда мама пришла на кухню, она не знала в каком мешочке вареные яйца, а в каком сырые. Как маме узнать, где какие яйца?
-В этом нам поможет, как вы думаете, что? - наш друг движение. Педагог предлагает взять яйцо, положить на стол и покрутить его.
-Как крутится яйцо: легко или трудно?
Педагог обращает внимание на свой стол и тоже крутит яйцо, которое вертится неохотно.
-Почему у вас крутится легко, а у меня трудно? (у кого-то вареные, а у кого- то сырые яйца). Воспитатель предлагает очистить яйцо от скорлупы.
Вывод: сырые яйца раскручиваются медленнее, чем вареные.
-Когда мы с вами говорили о вращательном движении, вы называли такую игрушку как волчок. Эту игрушку легко сделать самим, (проткнуть зубочисткой круг из картона в помеченном месте и закрепить снизу зубочистку пластилином).
-Давайте вспомним расположение цветов в радуге. Сколько их?
-Как можно назвать красный, оранжевый, желтый цвета? (теплые).
-Назовите холодные цвета.
Воспитатель предлагает раскрасить спектры круга в цвета радуги. Проткнуть круг в центре зубочисткой. После изготовления волчков, воспитатель и дети запускают их, замечая, что когда разноцветный волчок находится в движении, он становится белым.
Вывод: белый цвет состоит из семи цветов. Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Конспект экспериментально-исследовательской деятельности с детьми подготовительно к школе группы «Почему предметы движутся»
Развитие способности детей ощущать состояние движения и покоя, инерции, трения...
Методическая разработка НОД «Как движутся части тела?»
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе...
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Почему предметы падают на землю?”
Данный образовательный маршрут позволит родителям легко и доступно рассказать ребенку о природе силы тяготения....
"Почему предметы в воде кажутся больше?"
Как объяснить малышам почему вода увеличивает предметы? Конечно же опытным путём!...
Исследовательская работа: "Почему предметы падают вниз?"
Играя с мячом, Рома удивлялся, что если бросить мяч вверх, кинуть горизонтально или просто выпустить его из рук, то он постоянно падает на Землю. Какая загадочная сила все притягивает к Земле? Рома сп...
КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ «Почему предметы движутся?»
Доминирующaя обрaзовaтельнaя облaсть: Познaвaтельное рaзвитие. Вид деятельности детей: игровaя, коммуникaтивнaя, познaвaтельно-исследовaтельскaя. Темa обрaзовaтельной деятельности: «Почему предметы ...
НОД "Почему предметы движутся?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)...