Ранний возраст
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Предложены методические рекомендации по организации работы учителя – дефектолога в группе СРП
 с детьми до 3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ranniy_vozrast.docx50.1 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимная игра матери и ребёнка

 открывает область, которую

можно назвать «общей землей»

Д.В. Винникота

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Для раннего развития характерен быстрый темп развития организма. Быстрый темп в свою очередь имеет ряд особенностей:

  • скачкообразность развития,
  •  взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и психического развития.

         Скачкообразность отражает нормальный, закономерный процесс развития организма ребенка, и наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей. Поэтому так важно в период накопления ребенком опыта создавать оптимальные условия для своевременного созревания нового качества в развитии той или иной функции.

Неравномерность в развитии ребенка раннего возраста определяется созреванием различных функций в определенные сроки. Наблюдая, эту закономерность в развитии, Н. М. Щелованов и Н.М. Аксарина выявили периоды особой чувствительности малыша к определенным видам воздействия и выделили ведущие линии в его развитии. Они подчеркивали, что при воспитании детей особое внимание должно быть уделено формированию тех реакций, которые созревают вновь, впервые и которые не могут развиваться самостоятельно, без целенаправленных воздействий взрослого.

В раннем возрасте познавательное развитие ребенка осуществляется в рамках предметной деятельности. Предметная деятельность в раннем возрасте определяет, т.е. «ведёт» за собой психическое развитие, поэтому она и называется ведущей. Именно в ходе предметной деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития важнейших способностей, умений и личностных качеств ребенка - речи, мышления, познавательной активности, целенаправленности и самостоятельности. Поэтому создание оптимальных условий для обогащения и развития разнообразных действий с предметами – первая задача образовательного процесса в раннем возрасте.

Начало формирование предметных действий приходится на период 2,5-4,5 месяцев. В это время у ребенка проявляются произвольные движения: малыш схватывает и притягивают сначала случайно, а затем и намеренно задетый предмет, ощупывает его. Проводимые наблюдения за детьми раннего возраста показали, что развитие хватательных движений оказывает существенное влияния на развитие восприятия сенсорных эталонов: формы, величины предмета.

В пять месяцев малыш может переложить погремушку из руки в руку, т.к. все больше увеличивается активность кистей рук, используется большой палец. В этот период формируются простые, повторные результативные действия. Являясь первыми направленными действиями, они способствуют формированию зрительно – двигательной координации.

 В возрасте шести – семи месяцев действие с предметами активизируются, становятся еще более целенаправленными. Целью действий является изменение объекта, извлечение из предмета звука.

 В период семи – десяти месяцев у ребенка в процессе обучения формируется умение подражать действиям взрослого. По мере развития понимания речи малыш может выполнять действия по вербальной инструкции, воспроизводя ранее усвоенные действия.

Раннее детство – активный период развития мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма.

Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его психическое и физическое развитие. Поэтому необходимо включение такого ребенка в систему коррекционно – развивающих занятий. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сенситивные периоды формирования интеллекта, речи, эмоций и личности создают большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Ранняя и правильно организованная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым «смягчить», а иногда и предупредить вторичные отклонения.

Программа является необходимой и востребованной в данное время, т.к. родителям с детьми раннего возраста больше некуда обратиться по вопросам развития или коррекций в развитии, если это необходимо. Обучает близких взрослых играм и приемам правильного и развивающего взаимодействия с ребёнком.

Программа разработана с учетом физиологических и психических особенностей развития детей раннего дошкольного возраста.

В программу включены три направления работы, необходимые для полноценного раннего развития: познавательное, физическое и социальное

Направления работы по познавательной линии развития детей раннего возраста включает в себя:

  • развитие восприятия (сенсорное и получение информации всеми видами чувств)
  • развитие наглядно – действенного мышления
  • ознакомление с окружающим миром
  • формирование предметно- игровых действий
  • формирование продуктивных видов деятельности (лепка, конструирование, рисование)

Познавательное развитие в этом возрасте нельзя отделить от социального и физического развития ребёнка. Физическое развитие направлено на:

  • совершенствование ползания,
  •  ходьбы,
  • бега,
  • прыжков,
  • метания,
  • развитие ручной и мелкой моторики.

Социальное развитие охватывает такие темы:

  • моё тело
  • я
  • моя семья

Направления работы по линиям развития

Познавательное

Социальное

Физическое

  • Рассматривание предметов(игрушек)
  • Процессуальные и игровые действия с предметами (игрушками)
  • Конструирование
  • Разрезные картинки
  • Сенсорное развитие (развитие ориентировочно – исследовательских действий)
  •  Развитие тактильного, слухового и вкусового восприятия
  • Развитие наглядно – действенного мышления
  • Ознакомление с окружающим миром
  • Развитие памяти
  • Ориентировка в комнате (окно, дверь)
  • Продуктивная деятельность: лепка, конструирование, рисование

  • Моё тело
  • Я
  • Моя семья

  • Ходить по различным дорожкам и в разных направлениях  
  • Передвигаться с разнообразными предметами
  • Подниматься по лесенке
  • Спрыгивать с невысоких предметов
  • брать предметы 2 и 1 рукой, противопоставляя большой палец остальным
  • брать предметы 2-3 пальцами
  • нанизывание различных предметов на жестко зафиксированные стержни и на веревочки
  • Обучение бегу
  • Обучение метанию

Структура занятия учителя – дефектолога имеет блочных характер. Состоит из следующих блоков:

  • Сенсорное развитие
  • Развитие психических процессов
  • Формирование мышления
  • Процессуальные и (или) игровые действия
  • Ознакомление с окружающим миром
  • Развитие общей моторики
  • Развитие ручной и мелкой моторики
  • Развитие речи

На каждом занятие проводиться работа по всем блокам, только варьируются количество игр и упражнений на каждый блок в зависимости от цели занятия.

        В развитии ребёнка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несет тепло, ласку, ту информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение – залог уравновешенного состояния малыша.

Тематический план      

Направления работы

Кол-во занятий

Знакомство с игрушкой «Курочкой»

Рассматривание, игры с Курочкой: «Прятки»,

Сказка «Курочка Ряба»

Ознакомление с окружающим: «Я и моя семья»

(мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат)

Развитие пространственного восприятия (разрезные картинки из 2-х)

Конструктивная деятельность «Дорожки для курочки»

Свойства бумаги (рвем) – клеим «Перышки у курочки»

Развитие игровой деятельности: «Покорми курочку», «Укладываем спать»

Разучивание песенки «Вышла курочка гулять»

Развитие ориентировочных реакций

Развитие слухового и тактильного восприятия

Передвигаться с разнообразными предметами (маленькие мячи)

Нанизывание различных предметов на жестко зафиксированные стержни

4

Сказка «Колобок»

Ознакомление с окружающим: «Моё тело»

Лепка «Колобок»

Речь с движениями «Колобок»

Рисование пальцами дорожек для Колобка

Театрализация сказки (фланелеграф) или кукольный театр

Развитие зрительной памяти

Развитие пространственного восприятия (разрезные картинки из 2-х)

 Развитие тактильного восприятия

Нанизывание различных предметов на веревочки

Передвигаться с разнообразными предметами (мячи разного размера) брать предметы 2 и 1 рукой, противопоставляя большой палец остальным

4

Сказка «Репка»

Ознакомление с окружающим «Овощи», «Фрукты»,

«Мебель», повторение тем «Моя семья»

Конструирование «Стул», «Стол», «Диван» и т.д.

Рисование предметов из проходимых лексических тем

Развитие зрительной и слухоречевой памяти

Развитие пространственного восприятия (разрезные картинки из 2-х)

 Развитие тактильного восприятия

Театрализация сказки (фланелеграф) или кукольный театр

Нанизывание различных предметов на веревочки

6

Обобщающее понятие «Игрушки»

Свойства бумаги (мнём) «Мячики для кошки, собаке и т.д.»

Развитие пространственного восприятия (разрезные картинки из 2-х)

Знакомство с окружающим «Зима»

Свойство воды (жидкое, твердое)

Свойства бумаги (мнём) – клеим «Зимний лес», «Дед Мороз», «Снеговик»

 Развитие слухового и тактильного восприятия

Развитие зрительной памяти

Развитие ориентировочных реакций (игра «Ку-ку»)

Развитие предметных действий:

Передвигаться с разнообразными предметами (большие мячи)

6

Сказка «Заюшкина избушка»

Ознакомление с окружающим «Весна», «Птицы», «Домашние животные»

Развитие зрительной и слухоречевой памяти

Развитие пространственного восприятия (разрезные картинки из 2-х)

 Развитие слухового и тактильного восприятия

Театрализация сказки (фланелеграф) или кукольный театр

Нанизывание различных предметов на веревочки

6

Сказка «Теремок»

 Ознакомление с окружающим «Дикие животные», «Цветы», «Насекомые»

Разучивание потешки «Заинька серенький»

Развитие зрительной и слухоречевой памяти

Развитие пространственного восприятия (разрезные картинки из 2-х)

 Развитие тактильного, слухового восприятия

Театрализация сказки (фланелеграф) или кукольный театр

Передвигаться с разнообразными предметами

 Нанизывание различных предметов на жестко зафиксированные стержни и на веревочки

Брать предметы щепотью.

5

Сказка «Под грибом»

Развитие наглядно – действенного мышления

Развитие зрительной и слухоречевой памяти

Развитие пространственного восприятия (разрезные картинки из 2-х)

 Развитие тактильного, слухового восприятия

Театрализация сказки (фланелеграф) или кукольный театр

Передвигаться с разнообразными предметами

 Нанизывание различных предметов на жестко зафиксированные стержни и на веревочки

Брать предметы щепотью.

5

Приложение 1

Виды игр

Комплект 1. «Предметная деятельность и познавательное развитие»

(110 игр и занятий). Комплект состоит из 4 подразделов:

1.1. «Практические и орудийные действия»:

1.1.1. Игры с мячами

1.1.2. Каталки и тележки

1.1.3. Сачки, удочки, черпачки

143

1.1.4. Молоточки, колышки, палочки

1.1.5. Лопатки и совочки

1.1.6. Конструкторы

1.1.7. Кнопки, застежки, замочки

1.1.8. Ленты, нитки, веревочки

1.2. «Познавательная активность»:

1.2.1. Секреты и сюрпризы

1.2.2. Игры с красками

1.2.3. Игры с водой

1.2.4. Игры с песком

1.2.5. Игры с бумагой

1.3. «Восприятие и мышление»:

1.3.1. Вкладыши

1.3.2. Кубики

1.3.3. Пирамидки

1.3.4. Матрешки

1.3.5. Картинки

1.3.6. Прятки с игрушками

1.4. «Целенаправленность»:

1.4.1. Фигурные пирамидки

1.4.2. Постройки из кубиков

1.4.3. Конструкторы

1.4.4. Мозаики

1.4.5. Паззлы

Приложение 2

Занятие 16

Задачи: развитие наглядно – действенного мышления, обогащение словаря: снеговик, шарик, комок, шапка, шарф, общей моторики, крупной моторики рук, слухового восприятия, зрительно -  пространственного восприятия.

Оборудование: мячи большие на каждого, бубен, ворота на каждого, Снеговик игрушка, Листы бумаги 3 размеров на каждого, картон, Разрезные картинки «Снеговик» на каждого, муз. «Декабрь» П.И. Чайковский

Ход занятия

  1. Орг. момент:

игра «Приветствие»

Мамы и дети сидят по кругу, передавая друг другу колокольчик, называют имена сначала ребёнка, затем своё.

 разминка «Где же наши ножки?» (речь с движениями)

 Где же наши ручки?                  Руки вперед

Где же наши ножки?                  Гладим ножки

Где же наши головушки?          Круговые движения по голове

Где же наши животики?            Круговые движения по часовой стрелке

Где же наши спинки?                Гладим спинки

Игра «Бубен поет, всех ребят за собою зовёт»

Под ритмические удары бубном все идут по кругу, доставая из коробочки большие мячи. Держим мячи перед собой двумя руками.

Игра «Прокати мяч в ворота» Дети садятся на пол перед ними на расстоянии 0,5м стоят ворота. Дети прокатывают мяч, мамы ловят и катят детям.

  1. Сюрпризный момент «Снеговик» (звучит «Декабрь» П.И. Чайковского)

На доске картинка «Зима». Появляется Снеговик. Рассматривание Снеговика.

  1. Аппликация «Снеговик» (за столами) Свойства бумаги (мнем)

Снежки приклеиваем к бумаге, получаем Снеговика.

  1. Игра «Снежки» Свойства бумаги (мнем) и кидаем друг в друга снежками.
  2. Разрезные картинки «Снеговик» из 2-х частей
  3. Плясовая «Мама с имя ребёнка громко хлопают, 1,2,3.»
  4. Массаж ребёнку.

Ах, как я доченьку люблю.

Я ей ножки разотру,

Чтоб шагалось ей легко

Я ей ручки разотру,

Чтоб всё держать могла

И головушку поглажу,

Чтоб в ней ума прибавилось.

  1. Прощание с Снеговиком

Приложение 3

Чему и как учим детей

Познавательное развитие. Стремление к познанию окружающего мира пронизывает все сферы детской деятельности в раннем возрасте при нормальном развитии, придавая ребенку раннего возраста неповторимый облик практического исследователя. Большое значение для развития познавательной активности детей раннего возраста имеет стремление не только рассматривать предметы, но и действовать с ними: расчленять, соединять, конструировать из предметов, экспериментировать с ними. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Наиболее интенсивно развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие — фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем мире.

Развитие восприятия связано со словом. Слово, обозначающее предмет, несет в себе обобщенное знание, что создает для ребенка зону его дальнейшего развития. Использование опредмеченных слов-названий помогает развитию и углублению восприятия различных качеств предметов (величины, формы, цвета, функции).

В практической деятельности у ребенка развивается не только восприятие, но и мышление, которое в этот период имеет наглядно-действенный характер. Путем практического экспериментирования ребенок открывает новые средства для достижения целей. Например, достает один предмет с помощью другого: закатившийся мячик с помощью палки (лопатки, щетки), встает на стул, чтобы дотянуться до висящего шарика.

Коррекционно-педагогическая работа по познавательному развитию детей с органическим поражением ЦНС направлена на сенсорное воспитание, формирование наглядно-действенного Мышления, ознакомление с окружающим миром, развитие предметно-игровых действий, развитие речи и коммуникативных способностей, формирование игровых действий и предпосылок к продуктивным видам Деятельности.

Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребенка ориентировочно-исследовательских действий, восприятия предметов с точки зрения их функционального назначения, ориентировки на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие. Сенсорное воспитание включает в себя развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия, закрепление воспринятого предмета и свойства в слове, а также формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной).

На первых занятиях педагог направляет свои усилия на удовлетворение потребности ребенка в эмоциональном насыщении, предметной новизне; на обеспечение развития познавательных функций руки и сенсорно-двигательной координации в процессе манипулирования, на пробуждение познавательной активности: «Что это?», эмоционально-делового общения со взрослым, пробуждение речевой активности.

Важно при этом учить детей фиксировать взгляд на предмете, который находится в руке, прослеживать за движущимся предметом — вправо, влево, вверх, вниз. Большое внимание на занятиях уделяется восприятию детьми различных предметов и игрушек, которые их окружают. Педагог постепенно обыгрывает с детьми различные игрушки, показывая им, что с игрушками можно выполнять различные действия. Так, например, педагог приносит различные коробочки, мешочки, привлекая ребенка вместе открывать коробочки, спрашивает: «Что там? Давай достанем из коробочки игрушку. Вот юла, она крутится. А вот в мешочке — другая игрушка, мячик, он катится» и т. д. Затем детям предлагают выделить эти игрушки среди других предметов, указать на них жестом, принести, поиграть с ними.

После того как дети научатся выделять и воспринимать некоторые предметы и игрушки, работа проводится по развитию и совершенствованию ориентировочной деятельности на свойства и качества предметов. Вначале детей учат различать предметы по форме. Детям предлагают игровые задания: закрывать крышками коробочки, разные по форме, опускать фигурки в разные прорези, вставлять фигурки в пазы, разные по форме; раскладывать предметы в две емкости: в коробку — кубики, в миску — шарики. Результат практических действий ребенка взрослый обобщает жестом и словом. Например, «В коробке все такие — кубики, а в миске все такие — шарики». Кроме того, уделяется внимание развитию тактильно-двигательного восприятия, где ребенка учат доставать из мешочка разные по форме предметы, опираясь на тактильный образец: «Достань такой кубик (или шарик)», предлагается выбирать из двух форм.

После этого детей учат выбирать предметы определенной формы из трех форм по речевой инструкции. Затем учат детей выполнять первую группировку по одному признаку (по форме): проводится игра «Что катится?». Результат выполнения задания детьми педагог обобщает жестом и словом: «Здесь все круглые, катятся, а здесь — угол, угол не катятся — это кубики». Для закрепления умений у детей выполнять элементарную группировку предлагаются следующие игры: «Принеси все такие игрушки», «Достань из мешочка все круглые предметы», «Достань из мешочка все кубики», «Давай соберем все шарики», «Сложим все кубики в тележку».

Наряду с развитием ориентировки на форму проводится работа по развитию у детей ориентировки на величину предметов. При этом важно научить детей брать маленькие предметы одной рукой, большие — Двумя руками (шарики, мячики, кубики, матрешки, машинки и т.д.), опускать различные по величине предметы в разные коробки: раскладывать их в две коробки — в одну маленькие, в другую — большие.

Далее детям предлагают выполнять задания с различными дидактическими игрушками: разбирать и складывать двухместную матрешку (яичко, кубики-вкладыши); собирать пирамидки с учетом величины Колец (из трех колец).

Важным направлением в развитии зрительного восприятия являются задания, направленные на соотнесение игрушки с ее изображением на картинке. Здесь также учат детей выделять парные картинки (грибы, куклы, елочки, пирамидки, домики). Детям предлагают выполнить следующие инструкции: «Покажи, где такая картинка. Выбери парные картинки» в дидактической игре «Лото малышам».

Кроме того, проводится работа по развитию у детей ориентировки на цвет. Детям предлагают игры и упражнения, направленные на выделение (сличение) вначале желтого цвета: «Возьмем желтый мешочек», «Привяжем к желтому мешочку желтую веревочку», «Возьми шарик такой, как у меня, желтый», «Построй желтую дорожку», «Рассмотрим игрушки», «Соберем все желтые игрушки в желтый мешочек», «Выложим желтый цветочек (из мозаики)», «Желтые цыплята», «Найди желтую полянку», «Найди домик для бабочки». При этом вначале осуществляется выбор желтого цвета только из двух цветов, а затем из трех, четырех. После этого детей учат называть желтый цвет. При этом проводятся следующие игры: «Назовем мячик для мишки», «Какой шарик поймал?», «Найди и назови вагончик для матрешки», «Привяжем ленточки к шарикам», «Спрячем бабочек в свой домик», «Спрячем мышек от кошки». Далее детей учат выделять по очереди следующие цвета: красный, зеленый, синий.

Также проводится работа по формированию целостного восприятия предметов: детей учат собирать игрушки из двух частей (гриб, собачку, паровоз, домик); складывать разрезные картинки из двух частей, а затем из трех частей.

Кроме того, у детей развивают пространственную ориентировку: знакомят с тем, что в комнате имеется окно, дверь; показывают, что один и тот же предмет может находиться в разном пространственном отношении. Дети выполняют речевые инструкции, включающие ориентировку в пространстве комнаты: «Поставь коляску у двери», «Поставь машинку у окна», «Поставь матрешку на (под) стол», «Спрячь машинку под (на) стол». Затем с детьми проводят игры, где дети сами находятся в разном пространственном расположении: «Игры-прятки», в которых дети сами прячутся у окна (под столом, у двери), при этом педагог каждый раз обобщает в своих высказываниях, где наши дети: «Вот они, мои детки, они спрятались у окна», «Вот мои детки, они сидят под столом» и т. д. При сенсорном воспитании особое внимание уделяется развитию слухового восприятия, слуховых ориентировочных реакций. Детей учат сосредотачивать внимание и поворачивать голову на звучащую игрушку, на голос взрослого, находящегося вне поля зрения ребенка; эмоционально реагировать на голос матери. Обучают их по-разному реагировать на спокойную и плясовую мелодию. При этом используются следующие игры и упражнения: «Поиграем на барабане» (металлофоне, бубне, пианино), «Угадай, где звенит», «Ножки топают, ручки хлопают» и т. д.

Затем детей учат различать звучание музыкальных инструментов (шарманку-бубен; свирель-колокольчик; металлофон-пианино — выбор из двух, игра «Угадай, на чем я играю»). Далее формируется у детей ориентировка на бытовые шумы, для этого проводятся игры: «Угадай, что шумит?» (вода льется из лейки, горох сыплется из банки; звучит заводная игрушка, звенит телефон) (выбор из двух). Затем продолжается работа с детьми по совершенствованию слухового внимания, восприятия и фонематического слуха. Детей учат различать и называть неречевые и речевые звуки, используя игры: «Назови, что звучало (что шумело)», «Угадай, кто в гости пришел?», «Угадай, кто в домике живет?», «Угадай, где звенит звонок (дверь, телефон)», «Найди, где в комнате музыка» и др.

Таким образом, главное в этой работе — сформировать у детей интерес к окружающим предметам и элементарную ориентировку на внешние свойства и качества предметов.

Формирование наглядно-действенного мышления. Развитие мышления у детей раннего возраста тесно связано с восприятием, оно возникает в практической деятельности и направлено на ее обслуживание.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с Поражением ЦНС начинается с формирования предпосылок к становлению наглядно-действенного мышления.

Вначале важно научить детей выполнять целенаправленные действия с предметами. Для этого детям предлагают следующие игровые задания: «Поймай кy», «Достань ключик», «Достань воздушный шарик», «Покорми зайчика», «Достань тележку», «Достань машинку», «Поймай рыбку», «Лови шарики», «Покатай куколку», «Забей шарики», «Достань игрушку», «Достань мячик» и т. д. Во всех этих играх обращается внимание ребенка на то, что если рукой цель-игрушку достать нельзя, то надо искать предмет-орудие или предмет-средство, с помощью которого можно достичь цели (достать игрушку). После того как ребенок выполнит задание, взрослый обобщает в своих высказываниях последовательность действий ребенка и конечный результат: «Молодец, Миша, ты сначала рукой пытался достать ключик, но не достал. Ключик висел высоко, а ты маленький. Затем ты искал, что поможет тебе достать ключик. Ты догадался, взял стульчик, поднес к шкафу, встал на стульчик и достал ключик».

В дальнейшем детей учат переносить знакомые способы решения проблемных практических ситуаций и задач в новые условия, используя при этом различные вспомогательные средства и предметы — орудия. При этом детей учат фиксировать результат действий в своих высказываниях. Для этого проводятся игры: «Звени, колокольчик», «Достань тележку», «Что лежит в коробке», «Достань камешки», «Поймай рыбку» и т. д. Важной при этом остается задача развития у детей фиксирующей и сопровождающей функций речи. Эти задачи решаются в процессе проведения с детьми дидактических игр и упражнений: «Заведи игрушку», «Достань мяч», «Построй мостик», «Построй заборчик» и др.

Главное в этой работе — подвести детей к тому, чтобы у них появилась ориентировка на использование вспомогательных средств или орудий в той ситуации, когда игрушку-цель рукой достать нельзя (игрушка находится либо высоко, либо далеко).

Ознакомление с окружающим направлено на расширение и совершенствование у детей чувственного опыта, восприятие природных объектов и природных Явлений, формирование элементарных представлений об окружающей действительности.

При ознакомлении детей с окружающим миром главное — сформировать у них познавательный интеpec к предметам и явлениям окружающей действительности. В комнате, где дети занимаются, создается специальная ситуация, когда им дают игрушки, предметы, которые находятся в коробочке (или в сумочке, пакетике, под салфеткой). Прежде чем дать ребенку эту игрушку (предмет) для занятий, взрослый спрашивает: «Что там? Давай посмотрим». Педагог активизирует действия ребенка: открыть коробочку, достать оттуда игрушку, достать игрушку из мешочка, развивая тем самым интерес к тем предметам, которые его окружают.

Важно также, чтобы дома взрослые обращали внимание ребенка на предметы ближайшего окружения: «Где телевизор? Где диван? Где стульчик? Там Миша сидит. Вот кроватка, Миша там спит, баю-бай. Глазки закрывает Миша»; на окружающих животных: «Где собачка? Вон она побежала. Она лает — гав-гав. Где птичка? Вон ворона. Она кричит — кар-кар. Крылышками машет, полетела высоко-высоко».

Затем надо учить детей выделять предметы и явления окружающей действительности по словесной инструкции: «Вот наши игрушки, соберем их в корзину (в коробку)», «Где кукла? Давай спрячем куклу!», «Где Мишино пальто? Наденем пальто, Мише будет тепло!». Внимание ребенка обращают на события в каждодневной жизни: «Вот пришла мама», «Мама дома», «Папа уже ушел — нет папы», «Вот кто-то там идет. Посмотрим, кто же к нам пришел? Это бабушка к нам пришла», «Вот телевизор, включили, смотрим телевизор», «Сейчас выключим его, уже не работает телевизор» и т. д.

Основным направлением при ознакомлении детей с окружающим является знакомство их с предметным миром и с функциональным назначением этих предметов: «Покажи, чем будем кушать? Вот она, ложка, кушать будем ложкой. Покажи, из чего будем пить? Пить будем из чашки»; «Покажи, в чем будем готовить суп?» «Покажи, на чем поедем домой?»; «Покажи, что будем надевать на себя?»; «Покажи, где куртка? Куртку надеваем, когда идем гулять»; «Покажи, что надеваем на головку, когда идем гулять»; «Покажи, что наденем на ножки, когда идем гулять» и т. д.

Затем детей учат соотносить предметы окружающей действительности с их изображением на картинках: «Покажи на картинке, где такая игрушка?», «Принеся игрушку, такую, как на картинке», «Разложи игрушки к своим картинкам», «Найди такую картинку», «У кого такая картинка» и т. д.

В дальнейшем детей учат выделять предметы (посуду, одежду) по функциональному признаку, узнавая их изображения на картинках: «Покажи, в чем будем варить суп? Вот она — кастрюля, в ней будем варить суп. Покажи, где чайник? В чайнике будем кипятить воду. А потом заварим чай. Покажи, чем будем резать огурец? Вот нож, будем резать огурец» и т. д.

После этого детей знакомят с группировкой предметов по функциональному назначению. Для этого с ними проводятся следующие дидактические игры: «Разложим предметы в две коробочки». В одну дети ставят посуду, в другую — игрушки. Педагог обобщает: «В этой коробочке находятся все игрушки, а в этой — посуда. Поставим наши игрушки на полочку», «Где наши игрушки? Давай их найдем и поставим на полочку. А теперь поставим посуду в буфет. Где наша посуда? Давай ее поставим в буфет. Вот одежда для куклы Кати, ее надо повесить в шкаф» и т. д.

Наряду с ознакомлением детей с предметным миром проводится работа по обогащению их представлений об окружающей действительности и явлениях природы. На прогулке внимание детей обращают на то, что вокруг происходит, взрослый говорит: «Посмотрим, что на улице. Дождь идет, вокруг много воды»; «Машина едет, машина уехала»; «Кто там ходит. Вот там дядя идет. Девочка с мамой идут и разговаривают. А вот мальчик едет на велосипеде» и т. д.

Далее внимание детей обращается на причинно-следственные связи в явлениях природы, жизни людей. Например: «Ветер дует — деревья качаются, листья летят; дождик идет — дорожки мокрые, лужи, люди идут с зонтиками. Стало холодно, люди надели теплые пальто, куртки; выпал снег — дети катаются на санках».

Кроме того, взрослые знакомят детей с окружающими их животными, птицами и способами их передвижения: «Вот птичка, она летает. Посмотри, как она крылышками машет. Вот кошка, она бегает. Вот собака, она тоже бегает. Там лягушка, прыгает, квакает». Таким образом, педагогическая работа по ознакомлению с окружающим направлена на развитие познавательной активности детей к окружающей действительности, формированию у них адекватного поведения в окружающем мире.

Формирование предметной и предметно-игровой деятельности направлено на обучение детей умению брать предметы одной рукой, двумя руками, удерживать их, уметь выпускать, ставить на определенное место. В целях формирования этих навыков проводятся следующие игры и упражнения: «Брось шарики в коробку», «Открой домик» (открывать коробочки), «Соберем шишки в корзину», «Сними колечки», «Перенеси игрушки», «Стучи в барабан (бубен)», «Соберем мячики в корзину», «Расставим игрушки на полочки», «Пересыпь чечевицу в коробочку» (действовать двумя руками), «Протолкни шарик». При появлении затруднений в выполнении этих заданий используются совместные действия.

Затем детей учат брать предметы двумя или тремя пальцами (указательный тип хватания или хватания «щепотью»). С детьми проводятся игры: «Посадим грибы», «Расставим елочки», «Покатаем котят» (в машинке, на паровозике, на качелях), «Посадим зверюшек в тележку», «Разложим шарики в свои домики», «Поставим матрешек в вагончики», «Покормим колобка», «Опустим фасоль в бутылочку». При затруднениях в выполнении этих заданий используются совместные действия.

Большое внимание уделяется развитию у детей соотносящих действий: детей учат снимать и нанизывать колечки на пирамидки, шарики — на стержень («Собери горку»); расставлять колышки в дырочки («Построим заборчик»); прятать игрушки в различные коробочки и закрывать их крышками («Кто живет в домике»); вставлять в прорези соответствующие фигурки (доски Сегена, «Зоопарк»); опускать различные фигурки в прорези коробки (выбор из двух-трех) и т. д

Наряду с формированием соотносящих действий у детей формируются орудийные: детей учат нанизывать бусы (катушки) на шнурок; доставать предметы и игрушки (шарики, рыбок, уточек) сачком из воды и перекладывать их в тарелочки; вставлять в полые кубики шарики; пересыпать ложкой сыпучие вещества из мешочка в коробочку.

Важно также учить детей самостоятельно выполнять различные предметно-игровые действия с сюжетными игрушками: «Зайка прыгает по кочкам»; «Мишка топает по лесенке»; «Перевезем игрушки (кубики)»; «Покатаем зверюшек»; «Угости куклу чаем»; «Покорми наших кукол»; «Угости зверюшек (зайку, мишку)»; «Покачаем куклу»; «Куклы катаются в колясках»; «Покатай матрешек в тележке».

В дальнейшем у детей формируется интерес к сюжетной игре, где также продолжают формировать игровые действия в определенной ситуации. Для этой цели проводятся игры: «Куклы пришли в гости», «Угощаем зверюшек» (зайчика морковкой, ежика яблочком, белку шишкой), «Купаем кукол» (наливаем воду в тазик, раздеваем куклу), «Одеваем куклу на прогулку» и т. д.

Наряду с этими играми с детьми проводятся подвижные игры с сюжетом. В играх детей учат выполнять определенные элементарные роли: «Кот и мыши», «Вышла курочка гулять», «Лиса и зайцы», «Гуси-гуси», «Лошадки», «Кто в гости пришел (прискакал, прилетел)?» и др.

В процессе проведения игр детей учат выполнять Действия, характерные для определенного персонажа. В конце игры педагог обобщает в словесном высказывании роль каждого ребенка в игре.

С детьми проводятся сюжетные игры, где каждый ребенок выполняет определенную роль в игре. Например: «Хозяюшка» (мыть, вытирать и расставлять посуду), «Кукла проснулась», «Соберем кукол на прогулку», «Сварим обед для кукол», «День рождения у куклы», «Купание куклы», «Куклы пришли в гости», «Что продается в магазине?», «Кукла пришла в детский сад», «Купим игрушки», «Стирка и глажение белья», «Доктор», «Дочки-матери», «Поездка в магазин» и т. д. В целях формирования у детей интереса к сюжетной игре педагоги предлагают детям различные театрализованные игры: «Теремок», «Колобок», «Реп ка» и т. д., где каждый ребенок выполняет ту или иную роль.

Главное в этих занятиях — научить детей играть рядом со сверстниками, сформировать потребность играть вместе, вызвать потребность к взаимодействию с другими детьми.

 Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности направлено на стимулирование у детей интереса к процессу рисования, лепке, аппликации, конструированию. При этом важно у детей развивать базовые предпосылки: зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук, умения подражать действиям взрослого.

На начальном этапе необходимо развивать у детей интерес к лепке: взрослый перед ребенком лепит из теста — лепешки для матрешки, конфетки для куклы, баранки для матрешки, колобок для зайки. Ребенок трогает тесто, перекладывает его из одной руки в другую, отщипывает кусочки от большого куска, мнет тесто, вдавливает одним пальцем в большой кусок, обыгрывает поделки из теста, угощает ими кукол.

Затем детей учат по подражанию действиям взрослого лепить поделки, раскатывая тесто (пластилин) прямыми движениями рук (конфеты-шарики, баранки), а затем лепить простые предметы круглой формы, раскатывая пластилин круговыми движениями

(колобок, шарик, яблоко, пирог). При необходимости используются совместные действия.

Далее детей учат делить пластилин на две части; раскатывать его прямыми и круговыми движениями, лепить по показу гриб, два колечка, пирамидку из шаров, два яблока. В дальнейшем дети учатся лепить предметы различной формы по показу: яблоко, морковь, грушу, неваляшку, огурец   и т. д.

Наряду с занятиями по лепке у детей развивается интерес к рисованию. Взрослый на глазах у ребенка рисует красками, при этом можно брать краску рукой, а затем кисточкой. Он изображает снежинки (или капли дождя), которые падают на землю; шарик с веревочкой; елочку с игрушками; дорожку для зайчика; следы зайчика; колобка, который катится по дорожке; ежика под елочкой и т. д. Все рисунки сопровождаются речью педагога. Например, рисуя снежинки, взрослый говорит: «Вот они, снежинки, падают на землю и ложатся, как снег. Снежинок много на земле — это снег, его много везде — на земле, на елках» и т. д. Далее дети пробуют выполнять некоторые действия с красками, рисовать мелом на доске, бумаге (или линолеуме). Дети рисуют простые предметы — ленточки, дорожки, травку, шарик, колобок, яблоко, ручеек, а затем выполняют задание дорисовать веревочку к шарику, палочку к лопатке, черенок к яблоку, дорожку для колобка, иголки к елке, ветки к дереву и т. д. Затем детям предлагают рисовать следующие предметы: клубок, дорожки, солнышко, солнышко и лучики, зернышки для птички, дождик. В дальнейшем дети рисуют знакомые предметы в определенной ситуации: колобок катится по дорожке; дождь идет; листья опадают; ежик идет по дорожке; зернышки для курочек; грибок около пенечка; яблоки на дереве, огурцы, ягоды на кустиках. Передают небольшие элементы сюжета: листья опадают с деревьев; много листьев на дорожке; цветы в горшочке; грибы под елочкой "т.д.

Параллельно с рисованием развивается интерес   к конструированию, когда на глазах у ребенка г строит дорожку (заборчик) из строительного Сериала (из кирпичиков), из «LEGO» и включает их в игровые ситуации. Они строят из конструктора: гараж, лесенку, домик; из кубиков — башню, клетки для зверюшек (маленькую для ежика, большую для медведя); кроватку для куколки (три кирпичика), кресло для мишки (три кирпичика и один кубик); из палочек — стол, дом, забор, ворота, гараж.

Затем дети по подражанию педагогу строят из кубиков и палочек домик для матрешки, забор вокруг домика; лесенку для зайчика; клетки для ежика и зайчика; стол и стул, кроватку для куклы и таким образом овладевают конструированием. Каждый раз педагог учит детей обыгрывать свои постройки.

Дети сооружают постройки из различного материала: мебель для куклы — диван, стул, кровать; дорожки и домики для зверюшек; забор вокруг домика.

Кроме того, детей знакомят с аппликацией: их учат располагать изображения предметов на бумаге, пользоваться кисточкой, клеем, тряпочкой, наклеивать простые предметы — мячик, грибок, домик, чашку, зайчика, морковку, яблоко, шарики и т. д.

Главное в этих занятиях — сформировать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, узнавать в изображениях (лепке, рисунке, аппликации, постройке) реальные предметы окружающей действительности.

Физическое воспитание. Развитие движений ребенка зависит от его деятельности, мотивов, побуждающих его действовать. При совершенствовании его физического развития изменяется не только характер двигательных умений ребенка, но и то, как он их приобретает. В раннем возрасте нормальный ребенок делает большие успехи на пути овладения движениями. Этот период играет огромную роль в развитии моторики ребенка, так как необходимо, чтобы двигательный аппарат подчинялся произвольному выполнению двигательных задач. На третьем году жизни формируются новые способы движений — бег, прыжки, которые становятся доминирующими в дошкольном возрасте. Развитие основных движений не является простым результатом созревания соответствующих нервно-физиологических механизмов. Овладение движением есть процесс, происходящий в ходе практической деятельности ребенка. Особенно это важно для развития более тонких и точных движений пальцев рук. Появление условно-рефлекторных движений, где действуют пальцы рук и ладони, в зависимости от размера, свойств и характера предметов, отражает не только совершенствование двигательной функции руки, но и усложнение аналитико-синтетической деятельности мозга ребенка.

Физическое воспитание детей третьего года жизни с органическим поражением ЦНС осуществляется разнообразными методами. При этом учитываются педагогические и медицинские аспекты коррекционного воздействия: подвижные игры, упражнения и игровые задания, массаж, лечебная физкультура, закаливание, плавание.

Физические упражнения должны доставлять малышу мышечную и эмоциональную радость. Поэтому они проводятся в форме увлекательных игр и упражнений, удовлетворяя его потребность в двигательной активности. Занятия по физическому развитию поначалу проводят индивидуально с каждым ребенком, а затем в подгруппах по 2—3 человека (с музыкальным сопровождением в записи или с участием музыкального педагога). Длительность занятия и физические нагрузки строго индивидуальны и могут меняться в зависимости от психофизического состояния детей, времени года и т.п. Массаж, лечебная физкультура дополняют, но не заменяют занятий по физическому воспитанию.

Физические упражнения и задания направлены на совершенствование ходьбы, бега, прыжков, ползания, Лазания, метания, а также на развитие и совершенствование ручной и мелкой моторики. Эти занятия проводят педагог-дефектолог и инструктор по физическому воспитанию.

На начальном этапе коррекционно-педагогической работы у детей закрепляются навыки целенаправленной ходьбы по прямой дорожке. Для этого создаются ситуации, в которых они учатся ходить по прямой дорожке от одного взрослого к другому (например, игра «Иди ко мне») или от одного предмета к другому, когда ребенка ставят около шведской стенки, а напротив ставят стул, на котором лежит мяч. Малышу предлагают пройти по дорожке и взять мяч. Взрослые радуются вместе с ребенком, хлопают в ладоши, говорят: «Вот, Миша, молодец, хорошо ходит, сам взял мяч». Далее детей учат ходить по прямой дорожке самостоятельно, удерживая в руке предмет. Для этой цели на полу в большой комнате выкладывают дорожки из шнуров, широкой доски или большого куска обоев. При этом детей подбадривают, поощряют, дают указания: иди за игрушкой, догони мяч, поймай лягушку, кати коляску и т. д.

Когда ребенок научится ходить по прямой дорожке хорошо, его учат удерживать в руках предметы, различные по материалу, размеру, весу и форме (мячи, кубики, кегли, колечки, колокольчики; мешочки — с камнями, горохом, крупой; резиновые шарики, коробочки и т.д.), передвигаясь с ними по заданному пути.

В дальнейшем детей учат ходить по «дорожке», которая похожа на «змейку», по «следам», по невысокой гимнастической скамейке; обучают спрыгивать со ступеньки, со скамейки. Взрослый должен учить детей ходить и по неровной и по мягкой поверхности. При этом детям предлагают игровые задания: «Давай перейдем ручеек», «А теперь походим по лужайке», «Соберем цветочки», «Вот какой коврик».

Далее детей обучают подниматься вверх по лесенке с поддержкой взрослого, затем самостоятельно, держась за перила, а потом спускаться вниз. Для совершенствования этого умения вначале используются невысокие горки, а затем и обычные лестницы.

Научив ребенка ходить, можно приступать к обучению бегу. Для этого с ним играют в следующие игры: «Догони меня», «Догони мяч», «Поймай мышку» «Поймай бабочку», «Догони зайку» и т. д.

На занятиях по физической культуре большое внимание уделяется развитию ручной и мелкой моторики. Детей учат выполнять некоторые движения руками и пальцами рук по подражанию. Педагог говорит: «Кулачками — тук-тук; кулачком по ладошке — тук-тук», «Колечки» (большой и указательный пальцы сомкнуты в колечко). Детей учат прокатывать палочки (или шарики) между ладонями, брать мячи, шары, бросать их в цель. С детьми проводятся игры: «Брось шары в корзину», «Баскетбол», «Сбей кегли», «Надень кольцо», «Кольцеброс»; «Зайчики» (указательный и средний пальцы правой или левой руки подняты вверх, а остальные пальцы соединены на ладони); «Зайчики ушками шевелят» (действия по подражанию), «Шапочки для пальчиков», «Колечко-колечко», «Пальчики здороваются», «Коза-коза».

Кроме того, детей учат захватывать предметы одной рукой, противопоставляя большой палец остальным, удерживать предмет в руке, выполняя с ним определенные действия. Для этой цели проводят игры: «Возьми кольцо», «Достань погремушку», «Поиграем салютиками», «Вот какой флажок» и т. д.

В целях дальнейшего совершенствования ручной моторики необходимо учить детей выполнять целенаправленные действия, например, метание. Если ребенок затрудняется, взрослый выполняет это задание вместе с ребенком. Например, дети берут мячики из корзины и бросают их в большую мишень, укрепленную на стене или находящуюся на полу. Они учатся бросать мячи в цель (в корзину, обруч, доску). Сначала одной рукой, а затем двумя. Детям даются мячи разного материала. Чтобы закрепить эти умения, с детьми проводят следующие игры: «Попади в кольцо», «Брось шары в корзину», «Прокати мяч в ворота», «Кати-лови» и т. д.

Особое внимание уделяется выполнению заданий и Упражнений, которые сопровождаются речью педагога. Например, взрослый говорит: «Ветер дует нам в лицо», — ребенок машет руками себе в лицо; «Закачалось деревцо», — ребенок поднимает руки вверх; «Ветерок все тише, тише», — с поднятыми руками Ребенок делает наклоны вправо, влево; «А малыш все ниже, ниже», — ребенок при этих словах приседает.

В результате проведенных занятий по физическому развитию у детей совершенствуются следующие движения: ползание, лазание, перелезание; ползание по ковровой дорожке, по доске, положенной на пол (ширина 30—35 см), по наклонной доске (высота 20—25 см) с подползанием под веревку (высота 30—35 см), по скамейке; лазание по гимнастической стенке произвольным способом; перелезание через 1—2 скамейки (расстояние 1—1,5 м одна от другой); пролезание между рейками лестничной пирамиды, палатки или вышки.

Кроме того, на занятиях по физическому развитию с детьми проводятся упражнения с предметами для развития целенаправленных движений и равновесия. Например, упражнения с флажками: движения рук вверх-вниз; помахивание флажком вверху над головой одной рукой; упражнения с мячом: отталкивание двумя руками большого мяча, подвешенного в сетке; катание среднего мяча друг к другу, сидя в парах; катание среднего мяча к взрослому; бег за мячом, брошенным педагогом; бросок мяча в корзину стоя; бросок малого мяча вдаль и бег за мячом (расстояние 30—40 см). С детьми проводятся упражнения, которые выполняются по показу: ходьба по дорожке, выложенной из каната (ширина 30—35 см); ходьба по доске с приподнятым краем (высота 15—20 см). Детям предлагаются следующие подвижные игры: «Котята», «Зайчики прыгают», «Догони мяч», «Птички полетели», «Побежим по дорожке», «Пройдем по камушкам», «Беги — ловлю», «Птички в гнездышках», «Догоню, догоню», «Лошадки».

Главное в занятиях по физическому воспитанию — сформировать у детей интерес к овладению основными движениями (ходьбой), способность подражать движениям и действиям взрослого.

Литература

  1. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания. Е.А.Стребелева. М. – Экзамен, 2007
  2. Методические рекомендации к психолого – педагогическому изучению детей (2-3 лет). Е.А. Стребелева. М. – Петит, 1994
  3. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Е.А. Стребелева. М.- Парадигма, 2012
  4. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. М.- Просвещение, 1986
  5. Игры с детьми младенческого возраста. Ю.А. Разенкова. М.- Школьная пресса, 2008
  6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. С.Л. Новоселова. М. – Просвещение, 1985
  7. Использование тонкого пальцевого тренинга для коррекции и стимуляции психофизического развития детей раннего возраста. М., 1999
  8. Первые сюжетные игры малышей. Е.В. Зворыгина. М. – Просвещение, 1988
  9. Конструирование и ручной труд в детском саду. Л.В. Куцакова. М. – Просвещение, 1990
  10.  Детские забавы. Е.Д. Макшанцева. М.- Просвещение, 1991
  11. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года. Е.А. Янушко. М. – Мозаика – Синтез, 2011




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»

практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период...

Консультация для родителей и молодых специалистов групп раннего возраста "Соблюдение режима дня в раннем возрасте – первая ступень на пути формирования здорового образа жизни"

Консультация о необходимости создания в группах раннего возраста такой здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с те...

Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период. Консультация для молодых воспитателей групп раннего возраста.

Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в дошкольное учреждение - процесс сложныйдля малыша. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се

quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...