РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ МОТОРИКИ И МОТОРИКИ АРТИКУЛЯТОРНОГО АППАРАТА
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа) на тему
У детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматривается воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_ruchnoy_motoriki_i_motoriki_artikulyatornogo_apparata.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ МОТОРИКИ И МОТОРИКИ АРТИКУЛЯТОРНОГО АППАРАТА».
Учитель-дефектолог
Бочтарёва А.Л.
У детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматривается воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении .
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудниками Института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей и функционирование у них речевых зон коры головного мозга в целом находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого
количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, при этом общая моторика может быть в норме и даже выше. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие детей, способствующим улучшению артикуляторной моторики, подготовке кисти к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Вот некоторые виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
- Игры и действия с игрушками и предметами.
- Пальчиковая гимнастика (специальные упражнения без речевого сопровождения, игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками).
- Специальные упражнения для развития графомоторных навыков, подготовки детей к овладению письменной речью.
4. Художественно-изобразительная деятельность.
ИГРЫ И ДЕЙСТВИЯ С ИГРУШКАМИ И ПРЕДМЕТАМИ
Игры со счетными палочками.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Стишки сопровождают фигурки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Эти упражнения рассчитаны на работу с детьми, имеющими общее недоразвитие речи или какие-либо речевые нарушения (заикание т.п.).
Например: КВАДРАТ Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
ТРЕУГОЛЬНИК У треугольника
Три стороны,
И они могут быть
Разной длины.
КУБИК У кубика много
Равных сторон.
Можно построить
Из кубиков дом.
ОЧКИ Очки помогают
Книгу читать,
Писать, рисовать,
Готовить, вязать.
БАБОЧКА Крыльями бабочка машет,
Летает,
С цветка на цветок –
Нектар собирает.
РЫБКА Рыбка плавает в воде,
Плещется, играет.
ЕЛОЧКА Елочка зеленая выросла в лесу.
Елочку на праздник я домой несу.
САМОЛЕТ Самолет я в небе чистом увидал.
Жалко, я на нем ни разу не летал.
ЗАБОР Сад забором оградили,
Чтоб деревья не сломили.
Игры с цветными скрепками.
Эти игры впервые были использованы на занятиях с детьми, имеющими органические поражения центральной нервной системы. Работа со скрепками развивает мышцы кистей рук, точность движений, координацию правой и левой рук. Возможности использования цветных скрепок в качестве методического пособия безграничны. Это может быть и составление цепочек, превращения их в кольца, составление из них различных фигур: животных, природных объектов, транспорта, геометрических фигур, букв, цифр и т.д. Особенно интересны для детей задания на составление цепочек по длине их рук, ног, по высоте роста и соотнесение этой длины с представлением о собственных размерах.
МЯГКИЕ КОНСТРУКТОРЫ И ШНУРОВКИ.
Основное пособие: мягкий конструктор «Фантазер», вариант – «Круги Гео». Конструктор предназначен для детей с недоразвитием или нарушениями зрительно-пространственного гнозиса, помогает преодолению моторной неловкости, развитию тактильных ощущений.
В комплект входят 12 цветных кругов-рамок с вкладышами в виде геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник), два шнура.
Цель игры: развитие мелкой моторики, зрительного и сенсорного восприятия, цветоощущения; знакомство с основными цветами, геометрической терминологией; развитие и тренировка памяти, внимания и наблюдательности; логического мышления и творческих способностей.
Задания к игре:
Познакомься с фигурками. Вынуть из рамок вкладыши. Показать их ребенку, назвать каждую фигуру, порассуждать, чем они отличаются друг от друга. Попросите рассортировать вкладыши по форме (или рамки по форме отверстий).
Назови цвета. Попросите ребенка назвать цвета, в которые окрашены рамки и вкладыши, рассортировать их по цветам. Посчитать, сколько элементов получилось в каждой группе.
Найди вкладыши и вставь их. Ребенку даются рамки вкладыши и предлагается закрыть «окошки».
Узнай фигурку на ощупь. Ребенок с закрытыми глазами определяет фигурки и называет их.
Логические задания. Взрослый нанизывает на шнурок рамки в определенной последовательности и просит ребенка так же нанизать вкладыши.
Пришей пуговицу. Роль пуговицы – любой вкладыш, роль ткани – рамка.
Пришнуруй вкладыш. Ребенок должен так пришнуровать вкладыш, чтобы он не вынимался.
Большой интерес для детей представляют мягкие конструкторы, которые позволяют без особых усилий собрать интересную, яркую игрушку, например: черепаха, паровозик, вертолёт, попугай, рыбка, улитка. В зависимости от уровня сложности конструкторы включают различное количество деталей. Вначале ребёнку предлагается рассмотреть уже собранную игрушку, затем самостоятельно разобрать, обращая внимание на расположение деталей и последовательность разборки. При первой сборке педагог помогает советом или же, если у ребёнка появляются трудности, демонстрирует последовательность собирания игрушки. Второй раз ребенок должен стараться собрать игрушку самостоятельно. В процессе сборки и игры с мягкими конструкторами у детей формируются и развиваются:
- точные движения пальцев рук;
- мускулатура кистей;
- зрительно-пространственные представления;
- логика;
- зри тельная память.
САМОМАССАЖ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК.
Использование массажа благотворно сказывается на развитии мелкой моторики пальцев рук, поскольку способствует расслаблению мышц при повышенном тонусе или же, наоборот , повышает его при паретичном состоянии кистей рук.
- Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
- Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
- Растирание ладоней движениями вверх-вниз («потереть ладошки»).
- Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев (руки в «Замочке», пальцы подняты вверх, движение рук вверх-вниз).
- Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек кончиками пальцев другой руки.
- Разминание ладоней с помощью грецкого ореха, мячика (совершать круговые движения зажатым между ладоней мячиком с постепенным увеличением нажима и темпа).
- Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ.
При манипулировании с прищепками ребенок пользуется большим и указательным пальцами, которые впоследствии отвечают за навык письма. Поэтому игры с прищепками направлены на развитие этих пальцев и формирование первоначальных графомоторных навыков, так как при нажатии на прищепку ребенок совершает мышечное усилие, очень схожее с усилием, направленным на удержание ручки.
Дошкольникам в возрасте 4-5 лет могут быть предложены следующие упражнения с прищепками:
«ВЕДЕРКО» Необходимо надеть все прищепки, находящиеся в
игрушечном ведерке, на ободок ведерка по кругу, чтобы не
осталось промежутков.
«СОЛНЫШКО» Ребенку предлагается вырезанное из картона изображение
Солнышка. Педагог рассказывает ребенку сказку о том, что
Солнышко растеряло все свои лучики и теперь не сможет
согревать землю, растения и т.д. Ребенку предлагается
помочь Солнышку: надо просто вместо лучиков прикрепить
прищепки.
«ЁЖИК» Ребёнку предлагается вырезанное из картона изображение
ёжика без иголок. Совместно с педагогом ребёнок сочиняет сказку о Ёжике и помогает сказочному персонажу справиться с бедой: найти все свои иголки (прищепки) и надеть их на него.
«ЦВЕТОК» Из картона вырезается силуэт цветка без лепестков. Ребенок
самостоятельно прикрепляет разноцветные прищепки
вместо лепестков.
«КАКТУС» Вместо колючек на картонный силуэт кактуса
прикрепляются прищепки.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Подбор и использование специальных упражнений и игр осуществляется по двум направлениям:
- Формирование кинестетической основы движения.
- Формирование кинетической основы движения.
ФОРМИРОВАНИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ДВИЖЕНИЯ.
В процессе формирования кинестетической основы движения руки кистям и пальцам рук придаются различные позиции, которые ребенок воспроизводит с закрытыми глазами. Все положения пальцев объясняются. Это помогает ребенку разобраться с понятиями «сверху», «снизу», «вперед», «левый», «правый» и пр., дифференцировать данные понятия, выучить названия пальцев.
При формировании кинестетической основы артикуляторных движений для развития двигательно-кинестетической обратной связи проводятся специальные упражнения, направленные на уточнение положения артикуляторных органов вот время произнесения правильно произносимых звуков. При выполнении упражнений постоянно привлекается внимание детей к возникающим у них кинестетическим ощущениям. Первоначально эти упражнения проводятся с опорой на зрительные образы движения, затем использование дополнительной опоры исключается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционный план развития ручной моторики
Перспективный план работы в старших подготовительных группых по ручной моторике....
перспективный план по развитию ручной моторики у детей с ДЦП
перспективный план на год по развитию ручной моторики у детей, страдающих детским церебральным параличом...
Игровые дидактические пособия как средство развития ручной моторики у дошкольников
Игры для дошкольников, которые можно сделать своими руками из бросового материала....
Статья на тему: "Развитие ручной и артикуляторной моторики в онтогенезе"
В статье дается описание развитие мелкой и артикуляторной моторики в онтогенезе....
Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В этой статье изложена система работы развития ручной моторики и подготовка руки к письму у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата...
Статья "Развитие ручной и артикуляторной моторики в онтогенезе"
В данной статье рассказывается о развитие ручной и артикуляторной моторики в онтогенезе....
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ МОТОРИКИ И МОТОРИКИ АРТИКУЛЯТОРНОГО АППАРАТА ПРИ СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИИ
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ&r...