пальчиковые гимнастики для дошкольников.
картотека по коррекционной педагогике на тему

подборка пальчиковых гимнастик для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon noyabr_3.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые гимнастики

Пароход

Пароход плывет по речке

и пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы подняты вверх.

 Очки

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко.

Колечко поднести к глазам.

Стул

Ножки, спинка и сиденье-

вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе. По счету менять положение рук.

Стол

У стола четыре ножки,

Сверху крышка как ладошка.

Левая рука складывается в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка правой руки. Локоть правой руки находится параллельно полу. По счету менять положение рук.

Грабли

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Ладони рук развернуты к себе, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

Цепочка

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце, через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой - средний и т.д. В упражнении участвуют все пальчики.

Скворечник

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь.

Шарик

надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел-

стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в «цепочке» и соприкасаются кончиками. в этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Собака

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь становится на ребро, на себя.  Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Кошка

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать мышь в норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх.

Мышка

Серенький комок сидит

И бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой.

Указательный палец и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Зайка

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальчики согнуты в кулачок. Указательный и средний пальцы выставлены вверх. Ими необходимо шевелить в стороны и вперед.

Зайка и барабан

Зайка взял свой барабан

И ударил трам-трам-трам.

И ударил трам-трам-трам.

Пальчики согнуты в кулачок. Указательный и средний пальцы подняты вверх и прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем поочередно стучать по большому пальцу.

Коза

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный палец и мизинец выставлены вперед и двигаются в разные стороны. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим.

Осы

Осы любят сладкое,

К сладкому летят.

И укусят осы,

Если захотят.

Выставить средний палец, зажать его между  указательным и безымянным, вращать ими в разные стороны.

Краб

Краб ползет по дну,

Выставив клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе.

Передвигать на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую.

Крокодил

Крокодил плывет по речке,

Выпучив свои глаза.

Он зеленый весь, как тина,

От макушки до хвоста.

Ладонь выставлена вперед параллельно полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному пальцу.

Моя семья

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Наш малыш

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик -  папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Шалун

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей накормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Пальчики

Раз-два-три-четыре-пять-

Вышли пальчики гулять.

Раз-два-три-четыре-пять-

В домик спрятались опять.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинцы, затем сгибть их в том же порядке.

Пальчики здороваются

Я здороваюсь везде-

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца, проделать то же самое левой рукой.

Повстречал ежонка еж:

«Здравствуй, братец! Как живешь?»

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Здравствуй

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки похлопывая друг друга кончиками.

Комарик

Не кусай, комарик злой!

Я бегу уже домой.

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед - это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка. Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это- «лапки»).

Зайчик-кольцо

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое-

Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

а) пальцы -  в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.

Бабочка

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки на березовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

Братцы

Пошли два братца

Вместе прогуляться,

А за ними еще два братца.

Ну а старший - не гулял,

Очень громко их позвал.

Он за стол их посадил,

Вкусной кашей накормил.

Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем – средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» кашей.

Колечко

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Кулак-ребро-ладонь.

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом- левой, затем- двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

                                                        Мельница.

 Ребенок и взрослый садятся друг против друга, каждый сжимает руки в замок. Взрослый произносит: «Моя пашет!» - вытягивая указательный палец правой руки. «Моя сеет!» - вытягивая указательный палец левой руки. «Моя спеет!» - вытягивая средний палец правой руки. «Моя жнет!» - поднимая средний палец левой руки. Перечисление разных видов работ «молотит», «мелет», «пироги печет») продолжается, пока не будут перебраны все пальцы.

                                                            Дружба

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

 Первые две строчки – обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки – обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.

                                         В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок,

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

 На первую строчку – выставляем вверх большие пальцы, на вторую – соединяем под углом кончики пальцев обеих рук. На третью – поочередно называемые пальцы соединяются с большим на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, другие пальцы сжаты в кулак. На шестую – кулачки стучат друг о друга. На последние две строчки – ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.

                                                 Наши пальцы

Пальцы встали дружно в ряд

(показать ладони с выпрямленными пальцами).

Десять крепеньких ребят

(сжать пальцы в кулак).

Эти два – всему указки

(показать два указательных пальца),

Все покажут без подсказки

 (придержать их большими пальцами).

Пальцы -  два середнячка

(показать два средних пальца),

Два здоровых бодрячка

(придерживать их большими пальцами).

Ну, а эти безымянны молчуны, всегда упрямы.

(Показать безымянные пальцы, остальные придерживать большими пальцами).

Два мизинца-коротышки (показать мизинцы, остальные придерживать большими пальцами).

Пальцы главные средь них (показать два больших пальца, остальные сжать  в кулаки),

Два больших и удалых.

                                                              Шарик

Надуваем быстро шарик –

Он становится большим.

Вдруг наш шарик лопнул,

Воздух вышел – ш-ш-ш!

Стал он тонким и худым.

Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них – пальцы принимают форму шара.

Воздух выходит – пальцы в исходное положение.

                                                          Здравствуй

Здравствуй, полянка большая!

Здравствуй, трава-мурава!

Здравствуй, ягодка лесная!

Ты поспела и вкусна.

Мы  лукошечко несем,

Всю тебя мы соберем.

 Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.

Травка

Ветерок шуршит травой,

Прячет ягодку от нас,

Только мы ее найдем,

На варенье соберем.

Ладони вывернуты к себе, пальцы растопырены. Интенсивное трепетание пальцами.

                                                        За грибами

Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало.

 (Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.)

За грабами мы пошли.

(Пальцы «идут» по столу, коленям.)

 Три лукошка принесли.

(Показать три пальца.)

                                                             Корзинка

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

 Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны – ладони «разъезжаются»,  и между пальцами образуются зазоры.

                                                                Груздь

Груздь на солнце греет бок…

В кузовок иди, грибок.

Указательный палец правой руки – ножка; пальцы левой сомкнуты вместе – шляпка. Произнося скороговорки, менять шляпку и ножку. кузовок – переплетенные пальцы обеих рук плотно смыкаются, «забирая» к себе грибок.

                                                            Апельсин

Мы делили апельсин. Много нас,  а он один. (Покрутить сжатым кулачком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные пальцы сжаты.)

Эта долька для ежа. (Левая рука сжата в кулак, мизинец отогнут.)

Эта долька для чижа. (Отогнуть безымянный палец.)

Эта долька для утят. (Отогнуть средний палец.)

Эта долька для котят. (Отогнуть указательный палец.)

Эта долька для бобра. (Отогнуть большой палец.)

А для волка  - кожура. (Ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлив пальцы, и погладить кожуру.)

Он сердит на нас. Беда! (Ладони соприкасаются основаниями, чуть согнутые пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки – как волчьи зубы.)

Разбегайтесь кто куда!

(Руки «разбегаются» по столу или по коленкам, стуча пальцами.)

                                                              Слива

Мы пришли в фруктовый сад,

Стали сливы собирать.

сливы сладкие как мед,

Сами просятся к нам в рот.

 Большой и указательный пальцы левой руки образуют овал, указательный палец правой руки полусогнут и приставлен к сливе (овал).

                                                             Зайка

Под высокою сосной

Сидит заинька косой.

Одна рука – сосна (пальцы растопырены, подняты вверх), на второй руке указательный и средний пальцы образуют ушки зайца, остальные пальцы сжаты.

                                                              Дерево

У дерева ствол,

На стволе много веток,

А листья на ветках

Зеленого цвета.

 Прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх Шевелить кистями и пальцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика для дошкольников

Для развития речи дошкольников необходимо развивать моторику пальцев рук. В помощь воспитателям и родителям предлагаю ознакомиться с упражнениями....

Пальчиковая гимнастика для дошкольников

Уважаемые родители! Пальчиковая гимнастика для дошкольников играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребенка....

Пальчиковая гимнастика для дошкольников.

Подборка пальчиковой гимнастики для дошкольников,которую можно использовать в НОД.Помогает развивать мелкую моторику рук....

Оздоравливающие упражнения и пальчиковая гимнастика для дошкольников

Оздоравливающие упражнения для дошкольников. Пальчиковая гимнастика....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников»

"Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, аумелые руки снова способствуют развитию мозга” Иван Петрович Павлов.       В течение дошкольного детства ребён...

Пальчиковая гимнастика для дошкольников.

Пальчиковая гимнастика – это игра – обучай-ка для развития мелкой моторики....