Диагностика восприятия детей младшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
В статье преставлена часть эксперимента по диагностики восприятия детей младшего возраста, раскрывающая сильные и слабые стороны диагностирования. Данные эксперимента подтверждают значение диагности в саду, так как она помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т.д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности. Обнаруженные проблемы или отклонения в процессе диагностики всегда преследуют цель их коррекции. Анализ результатов диагностики детей в детском саду помогает правильно подобрать формы и методы воспитания, выбрать тип детского сада, школы, программы дальнейшего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_diagnostika_vospriyatiya_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности диагностики восприятия детей младшего дошкольного возраста
В последнее время в системе дошкольного образования Российской Федерации все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей младшего дошкольного возраста. Использование диагностики является важным моментом образовательного процесса.
Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами: реализации в образовании личностно-ориентированного подхода, то есть построение педагогического процесса на диагностической основе, и тарифно-квалификационной характеристики (требования). Воспитатель обязан «на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с воспитанниками коррекционно-развивающую работу», «изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности детей»[1].
Диагностика детей в детском саду необходима. Она помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т.д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности. Обнаруженные проблемы или отклонения в процессе диагностики всегда преследуют цель их коррекции. Анализ результатов диагностики детей в детском саду помогает правильно подобрать формы и методы воспитания, выбрать тип детского сада, школы, программы дальнейшего развития. Диагностика в детском саду позволяет обнаружить сильные и слабые стороны психики.
Необходимость ранней диагностики определяется таким важнейшим свойством нервной системы, как пластичность ребенка. Л.С. Выготский в своих трудах показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро и, что еще более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно.
В своей работе по психолого-педагогическому обследованию детей младшего дошкольного возраста мы опирались на положения отечественных психологов о том, что психика ребенка развивается в процессе усвоения и присвоения общественного опыта в процессе активной деятельности ребенка. Ведущей познавательной функцией этого возраста является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Восприятие младшего дошкольника 3-4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и другие не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном [2].
При подходе к отбору методик для психолого-педагогического обследования мы учитывали тот факт, что для ребенка младшего дошкольного возраста основным способом усвоения общественного опыта является подражание действиям взрослого. Это происходит в тех случаях, когда ребенок уже способен к сотрудничеству со взрослыми, у него появляется желание выполнить задание, предложенное взрослым.
Предлагаемые нами методики: «Коробочка форм», «Пирамидка», «Цветные коврики»,[3] направлены на изучение уровня развития восприятия детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет). Они предназначены для определения основных параметров умственного развития ребенка: принятия задания; адекватности его решения; обучаемости во время диагностического обследования; отношения к результату своей деятельности. Задания позволяют выявить возможности развития восприятия ребенка: отдельных признаков предмета (величины, формы, цвета), пространственных отношений, овладения предметными действиями.
Методика «коробочка форм» включает задачи на размещение в ящике с прорезями объемных фигур-вкладышей, основания которых представляют собой простейшие геометрические фигуры, соответствующие по форме прорезям ящика. Задание требует от ребенка не только точности восприятия формы, но и правильного поворота фигуры в пространстве (учета ракурса). Методика направлена на оценку восприятия формы и пространственных отношений. При плохом выполнении задания ребенку дополнительно предлагаются задачи на выбор формы по образцу.
«Пирамидка» содержит задачи на выполнение действий с большим количеством элементов разной величины. Материалом методики служит разноцветные элементы одинаковой формы, которые могут быть упорядочены по величине. Методики выявляют уровень восприятия отношений предметов по величине и особенности организации деятельности ребенка.
«Цветные коврики» содержит задачи на выполнение действий с разноцветными карточками (основные цвета) одной формы. Методика выявляет уровень зрительного восприятия и знания основных цветов.
Для подтверждения целесообразности выбранных нами методик было проведено исследование у детей младшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 11 мальчиков и 8 девочек. Полученные данные мы представили в диаграмме и процентном отношении.
Рис.1 Показатели обследования восприятия у детей 3-4 лет
Взятые нами методики позволили получить показатели развития восприятия, выражаемые в девятибалльной шкале. При этом показатели, находящиеся в пределах от 7 до 9 баллов, в большинстве случаев свидетельствует о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 5 баллов о том, что данный ребенок имеется серьезное отставание в развитии восприятия от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона от 5 до 7 баллов, - о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, то есть мало отличается от большей части остальных детей его возраста. В результате обследования дети были поделены на три группы: низкий уровень – 42,1%, средний – 36,8% и высокий – 21,1%. Анализ результатов исследования показал, что из выбранных нами методик: «коробка форм1», «пирамидка2», «цветные коврики3», «эталоны4», «зашумленные картинки5», сами действенными для этого возраста являются методики под номер 1, 2, 3, так как они позволяют не только получить количественный результат при обследовании, но и качественный. Появляется возможность обратить внимание на эмоционально-волевую сферу и поведение ребенка. Также предлагаемые задания относятся к числу так называемых невербальных методик и могут применяться для испытуемых с любым уровнем речевого развития.
Таким образом, предлагаемые методики направленны на своевременное изучение уровня развития восприятия детей младшего дошкольного возраста, и дает возможность выявить предпосылки возможного отклонения и определить стратегию дальнейшего педагогического воздействия.
- Методическая разработка по теме: Диагностика развития дошкольника Дёмина Ирина Анатольевна
- http://gorbatovato.narod.ru/razvitie_psihicheskih_protsessov/
- http://www.uchmet.ru/library/material/132400/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для воспитателей на тему: «Формирование музыкального восприятия детей младшего дошкольного возраста»
Формирование музыкального восприятия...
Развитие слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении, в семье. Х...
Формирование эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в процессе художественного творчества
Презентация по формированию эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в процессе художественного творчества...
Мастер-класс: "Игры для развития слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда".
Презентация представляет игровые упражнения формирующие фонематические процессы у детей младшего и среднего дошкольного возраста, что является лучшей пропедевтикой возможных нарушений в старшем дошкол...
Диагностика для детей младшего дошкольного возраста (мелкая моторика рук)
Уровень развития мелкой моторики...
Консультация "Развитие восприятия детей младшего дошкольного возраста"
Дошкольный возраст - это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процес...