Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Ищенко Елена Григорьевна

Программа адаптации направлена на снижение психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период привыкания к ДОУ. В ней использованы как всем известные игры, так и придуманные мной в ходе работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_adaptatsii.rar31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 22 «Ивушка» г. Южно-Сахалинск

Утверждаю

Заведующая МБДОУ № 22 «Ивушка»

__________________Жолнина Л.И.

Приказ № 92/1 от30.08.2016г.

ПРОГРАММА

адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Составила педагог-психолог Ищенко Е.Г.

Пояснительная записка

Переход ребенка из одних условий существования в другие сложен всегда. Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н.М. Аксарина, Г.В. Гриднева, Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, С. Аврамова, Л.В. Вершинина).

В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. В этом отношении активную помощь могли бы предоставить педагоги-психологи дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых психолого-педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и апробации программы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Направленность программы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста); по форме организации – групповой; по времени реализации — на период адаптации. Программа разработана с учётом методических разработок таких авторов, как Белкина В.Н., Васильева М.А., Смирнова Е.О., Доронова Т.Н. и др.

Новизна Программы состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: родители детей раннего возраста имеют возможность получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей. К числу наиболее актуальных проблем относятся: разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей этого возраста.

Цель Программы: сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников адаптивных групп раннего возраста.

Задачи Программы:

  1. Создание благоприятного психоэмоционального климата в группе для успешной адаптации детей к МБДОУ.
  1. Внедрение эффективных форм и методов  сотрудничества с педагогами, способствующих созданию благоприятного психоэмоционального климата в группе.
  2. Повышение информационной компетентности родителей с целью создания благоприятных условий для успешной адаптации детей к МБДОУ.

В основе практической работы лежит взаимодействие психолога, воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которая создаёт основу для успешной адаптации детей раннего возраста.

Этапы адаптационного периода

1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада

Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, и в первую очередь привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. Также нужно  уделить внимание формированию навыков самостоятельности и рациону питания. О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии.

2 этап – приход мамы с ребенком в группу детского сада.

Здесь очень важна организация первичного приема и первые впечатления ребенка.

Основная задача мамы в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: “Как мне здесь нравится!”, “Какие забавные зверушки сидят за столом!” и т.д.

Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов.  За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.

3 этап – постепенное привыкание.

Через две - три недели ребенок достаточно осваивается для того, чтобы оставаться в саду на дневной сон. При укладывании детей спать важно создать благоприятную теплую атмосферу. Для этого хорошо использовать сказки, потешки и т.п. К концу первого месяца посещения ДОУ ребенок привыкает к режиму детского сада, воспитателям и их помощнику и вполне может оставаться на весь день.

Работа педагога-психолога ДОУ по созданию условий для успешной адаптации воспитанников групп раннего развития ведется по трем направлениям:

  1. Работа с детьми;
  2. Работа с педагогами;
  3. Работа с родителями.

Критерии оценки эффективности программы.

Критериями оценки эффективности являются следующие показатели:

  1. Диагностика уровня адаптированности детей раннего возраста к ДОУ (см приложение 1);
  2. Анкетирование родителей по степени адаптированности детей раннего возраста к ДОУ (см приложение 2).

Форма коррекционной работы – групповая.

План

работы по адаптации детей групп раннего развития к ДОУ

п/п

Мероприятие

Период

Форма

Источник  

Сбор информации о детях, поступающих в группы раннего развития (информация о семье, здоровье ребенка, посещал ли д/с ранее)

Июнь-сентябрь

Опрос (анкетирование) родителей, воспитателей, работа с медицинскими картами

Медицинские карты, воспитатели, родители

Работа с родителями  для успешной адаптации детей к ДОУ

Весь период

Беседа, консультации (индивидуальные, групповые на родительских собраниях)

Работа с воспитателями  для успешной адаптации детей к ДОУ

Весь период

Индивидуальная, групповая

Работа с детьми  для успешной адаптации к ДОУ

Сентябрь

Наблюдение, беседа, игра

Диагностика степени адаптированности детей к ДОУ

Сентябрь,

Декабрь,

Февраль

Наблюдение, беседа, игра

Табели посещаемости, журналы адаптации

Сентябрь

День месяца

С кем проводится работа

Вид работы

Цель работы

Методы работы

Кол-во часов

1-й

Работа с детьми

Диагностика психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей

Создание положительной эмоциональной обстановки, исследование уровня развития ребенка

Наблюдение, беседа.

 Игра «Давай познакомимся»

1,5

3-й

Диагностика психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей

Создание положительной эмоциональной обстановки, исследование уровня развития Н.П.Ф.

Наблюдение, беседа.

Игра «Сложи пирамидку», «Поймай мяч»

1,5

5-й

Диагностика психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей

Создание положительной эмоциональной обстановки, исследование уровня развития Н.П.Ф., сформированности общих представлений

Наблюдение, беседа.

Игра «Кто это?», «Кто как говорит?»

1,5

8-й

Коррекция психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей

Создание положительной эмоциональной обстановки

Игры «Хлопаем в ладоши», «Котенок»,  

30 мин

10-й

Коррекция психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей

Создание положительной эмоциональной обстановки, отработка умения согласовывать свои движения с ритмом, развитие внимания

Игры «В какой руке?», «Хлопушки»

30 мин

12-й

Коррекция психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей

Создание положительной эмоциональной обстановки; отработка коммуникативных навыков, развитие координации движений

Игры «Коготки-царапки», «Киса-киса – брысь!»

30 мин

15-й

Коррекция психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей

Создание положительной эмоциональной обстановки, развитие воображения, слухового внимания

Игры: «Тритатушки-три-та-та», «Поехали -поехали».

30 мин

17-й

Коррекция психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей

Создание положительной эмоциональной обстановки; обучение детей устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к темпу движения других детей

Игры: «Хоровод», «Надуваем пузыри».

30 мин

19-й

Коррекция психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей

Создание положительной эмоциональной обстановки; обучение детей устанавливать контакт друг с другом, развитие воображения

Игры: «Покружимся», «Надуваем шарики»

30 мин

22-й

Диагностика и коррекция психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей

Создание положительной эмоциональной обстановки; исследование уровня развития координации движений, мелкой моторики рук

Игры: «Сделай бусы для мамы», «Паззл»

1 час

24-й

Диагностика и коррекция психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей

Создание положительной эмоциональной обстановки; исследование уровня развития координации движений, крупной моторики, сформированности культурно-гигиенических навыков

Игры: «Перешагни через веревочку», «Села Машенька за стол».

1 час

26-й

Диагностика и коррекция психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей

Создание положительной эмоциональной обстановки; исследование уровня сформированности общей осведомленности

Игры: «Что у Маши в комнате?», «Мама пошла на работу»

1 час

Весь месяц

Работа с

педагогами

Цель: информирование педагогов об особенностях психоэмоционального развития детей 2-х – 3-х летнего возраста.

Оказание практической помощи педагогам при возникновении трудностей в работе с детьми с тяжелой формой адаптации или дезадаптации.

Лекция

Консультация

1 час

13 час

Весь месяц

Работа с

родителями

Цель: информирование родителей об особенностях психоэмоционального развития детей 2-х – 3-х летнего возраста.

Оказание практической помощи родителям при тяжелой форме адаптации или дезадаптации ребенка

Выступление на собрании

Консультация

Оформление стенда «Советы психолога»

30 мин

3 часа

1 час

Всего часов

29  

Игры, используемые в коррекционной программе

  1. Давай познакомимся!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

- Давай познакомимся.

-  Дай ручку!

  1. Поймай мяч

Цель: диагностика развития крупной моторики.

Ход игры: Педагог берет мяч среднего размера и бросает его ребенку

- Поймай мяч!

  1. Кто это? Кто как говорит?

Цель: диагностика уровня нервно-психического развития ребенка

Ход игры: Педагог раскладывает перед ребенком несколько игрушек (собаку, кошку, мышку, лошадку и др)

- Кто это?

- Как он говорит?

  1. Хлопаем в ладоши!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:

Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

  1. Котёнок

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: мягкая игрушка котёнок.

Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.

Смотри, какой к нам. пришёл котёнок маленький, пушистый. Давай погладим котёнкавот так.

Действие сопровождается стихотворением:

Киса, кисонька, кису ля!

Позвала котёнка Юля.

Не спеши домой, постой!

И погладила рукой.

Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.

  1. В какой руке?

Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки

Ход игры: Педагог привлекает внимание ребенка к игрушке, а затем прячет ее в ладонь

- В какой руке?

  1. Хлопушки

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, развитие умения согласовывать свои движения с ритмом.

Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.

- Детка хлопать так умеет,

- Своих ручек не жалеет.

- Вот так, вот так-так,

- Своих ручек не жалеет!

  1. Коготки-царапки

Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки; отработка коммуникативных навыков, развитие координации движений 

Ход игры: Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка.

Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает одной рукой другую.

- У белого котенка

- Мягкие лапки.

На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает пальцы — котенок «выпускает» коготки-царапки.

- Но на каждой лапке

- Коготки-царапки!

Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями: ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.

 

  1. Киса, Киса! Брысь!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одного игрового действия на другое.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку. Для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса, киса!», как прогоняют кошку, со словом «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить — при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину.

Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят «Киса! Киса!» держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» быстро спрячь ладошки за спину. Вот так.Киса, киса! Брысъ! 

  1. Тритатушки — три-та-та!

Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки, развитие воображения, слухового внимания

Ход игры: Взрослый усаживает ребенка на колени, лицом к себе, держит ребенка за пояс. Затем совершает ритмичные телесные потряхивания (влево-вправо, вверх-вниз), сопровождая движения многократным проговариванием слов:

Тритатушки три-та-та! Тритатушкитри-та-та! 

  1. Поехали-поехали!

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.

Поехали-поехали

С орехам, с орехами

Поскакали – поскакали

С калачами, с калачами

Вприпрыжку, вприскочку

По кочкам, по кочкам

Бу-бух в ямку!

  1. Выдувание мыльных пузырей

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры. Воспитатель мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

  1. Хоровод

Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки; обучение детей устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к темпу движения других детей.

Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

Вариант игры:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

ГЕЙ!

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

  1. Покружимся

Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки; обучение детей устанавливать контакт друг с другом, развитие воображения

Материал. Два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения. Затем педагог предлагает детям покружиться друг с другом

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

  1. Надуваем шарик

Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки; обучение детей устанавливать контакт друг с другом, развитие воображения.

Ход игры: Педагог становится в круг вместе с 4-5 детьми, кладет в середину яркий шарик. Делая шаги назад говорит

- надувайся, шарик мой

- становись большой-большой

Когда дети разойдутся на ширину вытянутой руки

- Бах – и лопнул!

Дети подпрыгивают и падают на пол

  1. Сделай бусы для мамы

Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки; исследование уровня развития координации движений, мелкой моторики рук

Ход игры: Педагог садится за стол, приглашая с собой 2-3 детей, дает каждому веревочку с пластиковым концом и предлагает сделать бусы для мамы из крупных (1-1,5 см) бусин в форме животных, фруктов и др.

  1. Паззл

Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки; исследование уровня развития координации движений, мелкой моторики рук

Ход игры: Педагог предлагает детям сложить картинку из крупных паззлов.

  1. Перешагни через веревочку

Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки; исследование уровня развития координации движений, крупной моторики.

Ход игры: Педагог кладет на пол веревку и предлагает ребенку перешагнуть через нее

- смотри, здесь течет ручеек, перешагни через него.

  1. Села Машенька за стол

Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки; исследование уровня сформированности культурно-гигиенических навыков.

Ход игры: Педагог садится за стол, приглашая 3-4 детей с собой. Под столом игрушки собака, кошка, курица. Педагог берет куклу – Машу, сажает ее на маленький стул перед маленьким столом.

- Час обеда подошел, 
Села Машенька за стол.

Машенька:

Все успела сделать я,
Вот идут мои друзья.

СобачкаГав, гав, гав!

Машенька: Кто это к нам?

Собачка: Гав, гав, гав!

Машенька: Кто это там?

Собачка:

Это я, ваш верный пёс, 
Ваш Арапка – чёрный нос. 
День и ночь 
Я дом стерёг, 
Наработался, продрог. 
Не пора ли обедать?

Машенька:

Добро пожаловать, Арапка,
Иди к столу, но вымой лапки»

(Арапка имитирует умывание).

Кошечка: Мяу-мяу!..

Машенька:

Кто ж теперь, 
К нам царапается в дверь?

Кошечка:

– Это ваша кошка Мурка. 
Мурка – серенькая шкурка.
Я ваш погреб стерегла, 
Всех мышей перевела, 
Крыс прогнала из подвала, 
Наработалась, устала. 
Не пора ли обедать?

Машенька:

Заходи-ка, кошка Мурка,
Причеши-ка свою шкурку!

(Мурка имитирует причесывание).

Курочка: Куд-куда, куд-куда!..

Машенька: Кто ещё спешит сюда?

Курочка:

Ваша курочка рябая, 
Я к вам прямо из сарая. 
Я не ела, не пила.
Я яичко вам снесла. 
Не пора ли обедать?

Машенька:

Заходи к нам не стесняйся,
Да почище умывайся!

(Курочка имитирует умывание).

Машенька:

Никому отказа нет, 
Подам я каждому обед: 
Собачке – в миске, 
В блюдечке – киске, 
Курочке-несушке – 
Пшена в черепушке, 
А Машеньке – в тарелке. 
В глубокой, не мелкой.

  1. Что у Маши в комнате?

Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки; исследование уровня сформированности общей осведомленности

Ход игры: Педагог садится за стол, приглашая с собой 4-5 детей. Берет куклу – Машу. Ставит на стол Машину кровать.

- Что у Маши в комнате?

- А что на кровати?

- А что рядом с кроватью?

- А что на полу?

- А что у окна?

- А что на столе?

- А что перед столом?

  1. Мама пошла на работу

Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки; исследование уровня сформированности общей осведомленности.

Ход игры: педагог рассаживает детей за столом, берет маленькую и большую кукол – маму и Машу.

- Мама у Маши пошла работу, а Маша пошла в д/с.

- Что мама делает на работе? (повар, врач, парикмахер и др.). что нужно повару для работы, парикмахеру, врачу?

- А что Маша делает в саду?

Когда кукла – мама приходит с работы за Машей в сад она хвалит ее, говорит как хорошо в саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кнопочка"– программа адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

«Кнопочка"– программа адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная пе...

Программа адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Как вашему любимому человечку помочь безболезненно адаптироваться к детскому саду?.......

Рабочая программа "Адаптация детей раннего возраста в условиях ФГОС ДО"

Воспитание ребенка в обществе сверстников способствует формирование коммуникативных навыков, умений жить и взаимодействовать в коллективе, активно и целенаправленно влияет на формирование личности мал...

Программа адаптации детей раннего возраста. (вторая группа раннего возраста с 2-3года)

Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой....

Программа адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 2021-2022 г.г.

Программа адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 2021-2022 г.г....

Программа адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 2021

Программа адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению...

Программа "Адаптация детей раннего возраста к ДОУ"

Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду...