Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме
Программа адаптации направлена на снижение психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период привыкания к ДОУ. В ней использованы как всем известные игры, так и придуманные мной в ходе работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_adaptatsii.rar | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 22 «Ивушка» г. Южно-Сахалинск
Утверждаю
Заведующая МБДОУ № 22 «Ивушка»
__________________Жолнина Л.И.
Приказ № 92/1 от30.08.2016г.
ПРОГРАММА
адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Составила педагог-психолог Ищенко Е.Г.
Пояснительная записка
Переход ребенка из одних условий существования в другие сложен всегда. Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н.М. Аксарина, Г.В. Гриднева, Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, С. Аврамова, Л.В. Вершинина).
В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. В этом отношении активную помощь могли бы предоставить педагоги-психологи дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых психолого-педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и апробации программы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Направленность программы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста); по форме организации – групповой; по времени реализации — на период адаптации. Программа разработана с учётом методических разработок таких авторов, как Белкина В.Н., Васильева М.А., Смирнова Е.О., Доронова Т.Н. и др.
Новизна Программы состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: родители детей раннего возраста имеют возможность получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей. К числу наиболее актуальных проблем относятся: разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей этого возраста.
Цель Программы: сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников адаптивных групп раннего возраста.
Задачи Программы:
- Создание благоприятного психоэмоционального климата в группе для успешной адаптации детей к МБДОУ.
- Внедрение эффективных форм и методов сотрудничества с педагогами, способствующих созданию благоприятного психоэмоционального климата в группе.
- Повышение информационной компетентности родителей с целью создания благоприятных условий для успешной адаптации детей к МБДОУ.
В основе практической работы лежит взаимодействие психолога, воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которая создаёт основу для успешной адаптации детей раннего возраста.
Этапы адаптационного периода
1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада
Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, и в первую очередь привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. Также нужно уделить внимание формированию навыков самостоятельности и рациону питания. О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии.
2 этап – приход мамы с ребенком в группу детского сада.
Здесь очень важна организация первичного приема и первые впечатления ребенка.
Основная задача мамы в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: “Как мне здесь нравится!”, “Какие забавные зверушки сидят за столом!” и т.д.
Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.
3 этап – постепенное привыкание.
Через две - три недели ребенок достаточно осваивается для того, чтобы оставаться в саду на дневной сон. При укладывании детей спать важно создать благоприятную теплую атмосферу. Для этого хорошо использовать сказки, потешки и т.п. К концу первого месяца посещения ДОУ ребенок привыкает к режиму детского сада, воспитателям и их помощнику и вполне может оставаться на весь день.
Работа педагога-психолога ДОУ по созданию условий для успешной адаптации воспитанников групп раннего развития ведется по трем направлениям:
- Работа с детьми;
- Работа с педагогами;
- Работа с родителями.
Критерии оценки эффективности программы.
Критериями оценки эффективности являются следующие показатели:
- Диагностика уровня адаптированности детей раннего возраста к ДОУ (см приложение 1);
- Анкетирование родителей по степени адаптированности детей раннего возраста к ДОУ (см приложение 2).
Форма коррекционной работы – групповая.
План
работы по адаптации детей групп раннего развития к ДОУ
№ п/п | Мероприятие | Период | Форма | Источник |
Сбор информации о детях, поступающих в группы раннего развития (информация о семье, здоровье ребенка, посещал ли д/с ранее) | Июнь-сентябрь | Опрос (анкетирование) родителей, воспитателей, работа с медицинскими картами | Медицинские карты, воспитатели, родители | |
Работа с родителями для успешной адаптации детей к ДОУ | Весь период | Беседа, консультации (индивидуальные, групповые на родительских собраниях) | ||
Работа с воспитателями для успешной адаптации детей к ДОУ | Весь период | Индивидуальная, групповая | ||
Работа с детьми для успешной адаптации к ДОУ | Сентябрь | Наблюдение, беседа, игра | ||
Диагностика степени адаптированности детей к ДОУ | Сентябрь, Декабрь, Февраль | Наблюдение, беседа, игра | Табели посещаемости, журналы адаптации |
Сентябрь
День месяца | С кем проводится работа | Вид работы | Цель работы | Методы работы | Кол-во часов |
1-й | Работа с детьми | Диагностика психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей | Создание положительной эмоциональной обстановки, исследование уровня развития ребенка | Наблюдение, беседа. Игра «Давай познакомимся» | 1,5 |
3-й | Диагностика психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей | Создание положительной эмоциональной обстановки, исследование уровня развития Н.П.Ф. | Наблюдение, беседа. Игра «Сложи пирамидку», «Поймай мяч» | 1,5 | |
5-й | Диагностика психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей | Создание положительной эмоциональной обстановки, исследование уровня развития Н.П.Ф., сформированности общих представлений | Наблюдение, беседа. Игра «Кто это?», «Кто как говорит?» | 1,5 | |
8-й | Коррекция психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей | Создание положительной эмоциональной обстановки | Игры «Хлопаем в ладоши», «Котенок», | 30 мин | |
10-й | Коррекция психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей | Создание положительной эмоциональной обстановки, отработка умения согласовывать свои движения с ритмом, развитие внимания | Игры «В какой руке?», «Хлопушки» | 30 мин | |
12-й | Коррекция психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей | Создание положительной эмоциональной обстановки; отработка коммуникативных навыков, развитие координации движений | Игры «Коготки-царапки», «Киса-киса – брысь!» | 30 мин | |
15-й | Коррекция психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей | Создание положительной эмоциональной обстановки, развитие воображения, слухового внимания | Игры: «Тритатушки-три-та-та», «Поехали -поехали». | 30 мин | |
17-й | Коррекция психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей | Создание положительной эмоциональной обстановки; обучение детей устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к темпу движения других детей | Игры: «Хоровод», «Надуваем пузыри». | 30 мин | |
19-й | Коррекция психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей | Создание положительной эмоциональной обстановки; обучение детей устанавливать контакт друг с другом, развитие воображения | Игры: «Покружимся», «Надуваем шарики» | 30 мин | |
22-й | Диагностика и коррекция психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей | Создание положительной эмоциональной обстановки; исследование уровня развития координации движений, мелкой моторики рук | Игры: «Сделай бусы для мамы», «Паззл» | 1 час | |
24-й | Диагностика и коррекция психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей | Создание положительной эмоциональной обстановки; исследование уровня развития координации движений, крупной моторики, сформированности культурно-гигиенических навыков | Игры: «Перешагни через веревочку», «Села Машенька за стол». | 1 час | |
26-й | Диагностика и коррекция психоэмоционального состояния и нервно-психического развития детей | Создание положительной эмоциональной обстановки; исследование уровня сформированности общей осведомленности | Игры: «Что у Маши в комнате?», «Мама пошла на работу» | 1 час | |
Весь месяц | Работа с педагогами | Цель: информирование педагогов об особенностях психоэмоционального развития детей 2-х – 3-х летнего возраста. Оказание практической помощи педагогам при возникновении трудностей в работе с детьми с тяжелой формой адаптации или дезадаптации. | Лекция Консультация | 1 час 13 час | |
Весь месяц | Работа с родителями | Цель: информирование родителей об особенностях психоэмоционального развития детей 2-х – 3-х летнего возраста. Оказание практической помощи родителям при тяжелой форме адаптации или дезадаптации ребенка | Выступление на собрании Консультация Оформление стенда «Советы психолога» | 30 мин 3 часа 1 час | |
Всего часов | 29 |
Игры, используемые в коррекционной программе
- Давай познакомимся!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
- Давай познакомимся.
- Дай ручку!
- Поймай мяч
Цель: диагностика развития крупной моторики.
Ход игры: Педагог берет мяч среднего размера и бросает его ребенку
- Поймай мяч!
- Кто это? Кто как говорит?
Цель: диагностика уровня нервно-психического развития ребенка
Ход игры: Педагог раскладывает перед ребенком несколько игрушек (собаку, кошку, мышку, лошадку и др)
- Кто это?
- Как он говорит?
- Хлопаем в ладоши!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:
—Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
- Котёнок
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: мягкая игрушка котёнок.
Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.
— Смотри, какой к нам. пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так.
Действие сопровождается стихотворением:
Киса, кисонька, кису ля! —
Позвала котёнка Юля.
Не спеши домой, постой! —
И погладила рукой.
Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.
- В какой руке?
Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки
Ход игры: Педагог привлекает внимание ребенка к игрушке, а затем прячет ее в ладонь
- В какой руке?
- Хлопушки
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, развитие умения согласовывать свои движения с ритмом.
Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.
- Детка хлопать так умеет,
- Своих ручек не жалеет.
- Вот так, вот так-так,
- Своих ручек не жалеет!
- Коготки-царапки
Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки; отработка коммуникативных навыков, развитие координации движений
Ход игры: Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка.
Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает одной рукой другую.
- У белого котенка
- Мягкие лапки.
На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает пальцы — котенок «выпускает» коготки-царапки.
- Но на каждой лапке
- Коготки-царапки!
Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями: ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.
- Киса, Киса! Брысь!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одного игрового действия на другое.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку. Для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса, киса!», как прогоняют кошку, со словом «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить — при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину.
—Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят — «Киса! Киса!» — держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» — быстро спрячь ладошки за спину. Вот так.Киса, киса! Брысъ!
- Тритатушки — три-та-та!
Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки, развитие воображения, слухового внимания
Ход игры: Взрослый усаживает ребенка на колени, лицом к себе, держит ребенка за пояс. Затем совершает ритмичные телесные потряхивания (влево-вправо, вверх-вниз), сопровождая движения многократным проговариванием слов:
— Тритатушки — три-та-та! Тритатушки—три-та-та!
- Поехали-поехали!
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.
Поехали-поехали
С орехам, с орехами
Поскакали – поскакали
С калачами, с калачами
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам
Бу-бух в ямку!
- Выдувание мыльных пузырей
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Воспитатель мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)
- Хоровод
Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки; обучение детей устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к темпу движения других детей.
Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
БУХ!
При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.
Вариант игры:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
ГЕЙ!
Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
- Покружимся
Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки; обучение детей устанавливать контакт друг с другом, развитие воображения
Материал. Два игрушечных мишки.
Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения. Затем педагог предлагает детям покружиться друг с другом
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
- Надуваем шарик
Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки; обучение детей устанавливать контакт друг с другом, развитие воображения.
Ход игры: Педагог становится в круг вместе с 4-5 детьми, кладет в середину яркий шарик. Делая шаги назад говорит
- надувайся, шарик мой
- становись большой-большой
Когда дети разойдутся на ширину вытянутой руки
- Бах – и лопнул!
Дети подпрыгивают и падают на пол
- Сделай бусы для мамы
Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки; исследование уровня развития координации движений, мелкой моторики рук
Ход игры: Педагог садится за стол, приглашая с собой 2-3 детей, дает каждому веревочку с пластиковым концом и предлагает сделать бусы для мамы из крупных (1-1,5 см) бусин в форме животных, фруктов и др.
- Паззл
Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки; исследование уровня развития координации движений, мелкой моторики рук
Ход игры: Педагог предлагает детям сложить картинку из крупных паззлов.
- Перешагни через веревочку
Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки; исследование уровня развития координации движений, крупной моторики.
Ход игры: Педагог кладет на пол веревку и предлагает ребенку перешагнуть через нее
- смотри, здесь течет ручеек, перешагни через него.
- Села Машенька за стол
Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки; исследование уровня сформированности культурно-гигиенических навыков.
Ход игры: Педагог садится за стол, приглашая 3-4 детей с собой. Под столом игрушки собака, кошка, курица. Педагог берет куклу – Машу, сажает ее на маленький стул перед маленьким столом.
- Час обеда подошел,
Села Машенька за стол.
Машенька:
Все успела сделать я,
Вот идут мои друзья.
Собачка: Гав, гав, гав!
Машенька: Кто это к нам?
Собачка: Гав, гав, гав!
Машенька: Кто это там?
Собачка:
– Это я, ваш верный пёс,
Ваш Арапка – чёрный нос.
День и ночь
Я дом стерёг,
Наработался, продрог.
Не пора ли обедать?
Машенька:
Добро пожаловать, Арапка,
Иди к столу, но вымой лапки»
(Арапка имитирует умывание).
Кошечка: Мяу-мяу!..
Машенька:
Кто ж теперь,
К нам царапается в дверь?
Кошечка:
– Это ваша кошка Мурка.
Мурка – серенькая шкурка.
Я ваш погреб стерегла,
Всех мышей перевела,
Крыс прогнала из подвала,
Наработалась, устала.
Не пора ли обедать?
Машенька:
– Заходи-ка, кошка Мурка,
Причеши-ка свою шкурку!
(Мурка имитирует причесывание).
Курочка: Куд-куда, куд-куда!..
Машенька: Кто ещё спешит сюда?
Курочка:
– Ваша курочка рябая,
Я к вам прямо из сарая.
Я не ела, не пила.
Я яичко вам снесла.
Не пора ли обедать?
Машенька:
– Заходи к нам не стесняйся,
Да почище умывайся!
(Курочка имитирует умывание).
Машенька:
Никому отказа нет,
Подам я каждому обед:
Собачке – в миске,
В блюдечке – киске,
Курочке-несушке –
Пшена в черепушке,
А Машеньке – в тарелке.
В глубокой, не мелкой.
- Что у Маши в комнате?
Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки; исследование уровня сформированности общей осведомленности
Ход игры: Педагог садится за стол, приглашая с собой 4-5 детей. Берет куклу – Машу. Ставит на стол Машину кровать.
- Что у Маши в комнате?
- А что на кровати?
- А что рядом с кроватью?
- А что на полу?
- А что у окна?
- А что на столе?
- А что перед столом?
- Мама пошла на работу
Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки; исследование уровня сформированности общей осведомленности.
Ход игры: педагог рассаживает детей за столом, берет маленькую и большую кукол – маму и Машу.
- Мама у Маши пошла работу, а Маша пошла в д/с.
- Что мама делает на работе? (повар, врач, парикмахер и др.). что нужно повару для работы, парикмахеру, врачу?
- А что Маша делает в саду?
Когда кукла – мама приходит с работы за Машей в сад она хвалит ее, говорит как хорошо в саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кнопочка"– программа адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
«Кнопочка"– программа адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная пе...
Программа адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Как вашему любимому человечку помочь безболезненно адаптироваться к детскому саду?.......
Рабочая программа "Адаптация детей раннего возраста в условиях ФГОС ДО"
Воспитание ребенка в обществе сверстников способствует формирование коммуникативных навыков, умений жить и взаимодействовать в коллективе, активно и целенаправленно влияет на формирование личности мал...
Программа адаптации детей раннего возраста. (вторая группа раннего возраста с 2-3года)
Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой....
Программа адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 2021-2022 г.г.
Программа адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 2021-2022 г.г....
Программа адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 2021
Программа адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению...
Программа "Адаптация детей раннего возраста к ДОУ"
Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду...