Детско-родительские отношения
тест по коррекционной педагогике на тему
Тесты, опросники, методики
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕСТ «ТИП РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ»
Предлагаемый тест адресован отцам.
Вам предлагаются утверждения, к которым вы должны выразить свое отношение.
«Согласен» - оценивается 2 баллами.
«Не совсем согласен» - 1 балл.
«Не согласен» - 0 баллов.
1. Отец лучше справляется со взрослыми детьми, чем с маленькими.
2.В случае развода дети должны оставаться с матерью.
3. Хороший муж обычно и хороший отец.
4. Мужчине не подобает открыто проявлять свои чувства.
5. В вопросах воспитания мнение отца - решающее.
6. Обычно после рождения ребенка жена уделяет мужу меньше внимания.
7 . Детям лучше жить без отца, чем терпеть плохого.
8. Так как считается, что женщина – лучший воспитатель, чем мужчина, пусть она воспитывает детей.
9. Если ребенок не может с чем-то справиться, он должен; всегда обращаться к матери.
10. Чем сильнее любовь к ребенку, тем легче его воспитывать.
11. Отец должен вмешиваться в воспитание ребенка только тогда, когда его об этом просит жена.
12. Ребенок, оставшийся с матерью после развода родителей, не страдает от отсутствия отца.
13. Матери обычно слишком балуют детей.
14. Отпуск желательно проводить вместе с семьей.
15. Мальчик с самого раннего возраста должен воспитываться и иначе, чем девочка.
16. Некоторые дети предпочитают проводить время скорее с отцом, чем с матерью.
17. У вас часто возникает чувство, что для вашей жены ребенок важнее, чем вы.
18. Во всех вопросах воспитания вы можете успешно заменить жену.
19. Ре6енок должен больше уважать отца, чем мать.
20. Ваша жена всегда вмешивается, когда вы начинаете заниматься с детьми.
21. При желании муж может справиться с новорожденным не хуже жены.
22. Влияние отца более важно для сына, чем для дочери.
23. Ваша жена не воспринимает вас как серьезного воспитателя.
24. Когда в семье есть бабушка, воспитать ребенка намного легче.
Обработка результатов
Подсчитайте баллы, набранные в каждой из групп вопросов.
В первую группу входят вопросы: 1, 4, 5, 12,13, 15, 19, 22.
Во вторую: 3, 7, 10, 14, 16,. 18, 21, 24.
В третью: 2, 6, 8'; 9, 11, 17, 20, 23.
Каждая группа соответствует одному из типов.
В какой группе вы набрали больше всего баллов, к такому. типу вы и принадлежите.
1 - традиционный тип. Отец - глава семьи, которому принадлежит последнее слово при решении любых вопросов, в том числе и вопросов воспитания. Он довольно строг, придает большое значение дисциплине, требует от детей выполнения целого ряда обязанностей. Но между ним и детьми нет душевных отношений. Дети относятся к отцу сдержанно, так как чувствуют, что он недостаточно понимает их желания и интересы.
2 - современный отец. Для него общение с детьми, забота о них - вещи самые нормальные и естественные. Хотя у него и нет столько свободного времени, сколько хотелось бы, он много времени уделяет детям. Такой отец не стесняется показать детям свои чувства. Он умеет не только найти взаимопонимание со старшими детьми, но и ухаживает за маленькими. Дети его обожают.
3 - отец, озабоченный семейным благополучием. Такой мужчина предоставляет полную свободу жене в вопросах воспитания. Считает, что он все равно не может заменить жену в этом деле. Тем более, что он постоянно загружен работой. Не удивительно, что спустя некоторое время дети начинают относиться к нему отчужденно. Вероятно, более гармоничных отношений можно добиться, если жена продемонстрирует свое доверие к нему как к воспитателю.
Предварительный просмотр:
ТЕСТ «СКАЗКА» (автор Луиза Дюсс)
Первая сказка: «Птенец»
Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от обоих вместе.
«В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, и гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?
Правильные ответы: «Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку), «Полетит к маме, потому что испугался», «Полетит к папе, потому что он сильней», «Останется на земле, будет звать на помощь, и папа(мама) прилетит и заберет его» и т. д.
Проблемные ответы: «Умрет во время падения», «Умрет от голода (холода, дождя...)., «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т. д.
Вторая сказка: «Годовщина свадьбы родителей»
Цель: понять, ревнует ли ребенок своих родителей, чувствует ли себя обделенным из-за любви родителей друг к другу.
«Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник, пригласив друзей и своих родителей. Во время праздника ребенок встает и один идет на улицу. Что произошло, почему он ушел? »
Правильные ответы: «Пошел за цветами для. мамы», «Пошел немного поиграть», «С взрослыми стало скучно, он решил поиграть один (или с друзьями)» и др.
Проблемные ответы: «Ушел потому, что разозлился», «Хотел остаться один», «Никто не обращал на него внимания, и он решил уйти».
Третья сказка: «Ягненок»
Цель: анализ детских переживаний, связанных с отнятием ребенка от груди. Второй вариант сказки дает возможность проанализировать наличие (или отсутствие) чувства ревности к младшему брату (сестре).
Первый вариант: «Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить его. Что делать ягненку?»
Правильные ответы: «Будет есть больше травки», «Заплачет, а потом станет есть больше травки », «Пойдет к другой овечке и попросит у нее молока».
Проблемные ответы: «Умрет от голода», «Пойдет к другой овце и больше не вернется к своей маме», «Будет так сильно плакать, что мама достанет где-нибудь молока и принесет ему».
Второй вариант: рассказывается та же история, но после фразы «... он очень любил» следует: «Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, который пьет только молоко, потому что он еще не умеет есть травку. Тогда мама говорит старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет есть только травку. Как поступит ягненок?»
Правильные ответы: те же, что в варианте 1 и «Постарается есть меньше молока и больше травки, «Немного покапризничает, но полюбит маленького ягненка» и т. д.
Проблемные ответы: те же, что и в 1 варианте и «Постарается прогнать маленького ягненка», «Найдет другую маму для маленького ягненка», «Будет бить маленького ягненка».
Четвертая сказка: «Похороны».
Цель: выявление отношения ребенка к смерти, а также к агрессивности и стремлению к разрешению конфликтов смертью.
«По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто yмep. Кто-то показывает на один из домов и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме». Кто же умер?»
Правильные ответы: «Незнакомый человек», «Дедушка (бабушка) какого-то ребенка.», «Человек, который был очень болен»; «Старик (старушка)» и т. д.
Проблемные ответы: «Мальчик (девочка)» ,«Папа (мама) одного ребенка», «Младший (старший) брат (сестра) одного ребенка» и т. д.
Пятая сказка: «Страх».
Цель: выявить характер, содержание и направленность детских страхов.
«Один мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?»
Правильные ответы: «Вел себя плохо и теперь боится наказания», «Боится темноты», «Боится какого-то животного», «Он не боится, а просто пошутил».
Проблемные ответы: «Боится, что придет вор и ударит его ножом», «Чудовище хочет eгo съесть, потому что он плохой мальчик», «Боится дьявола». Эти и аналогичные ответы надо обсудить с ребенком, уточнить, что он имел ввиду, когда говорил о чудовищах, дьяволах. Голос взрослого должен быть спокойным, вселяющим в ребенка уверенность.
Шестая сказка: «Слоненок»
Цель: выявить трудности, возникающие в психоэмоциональном развитии мальчика.
«У одного мальчика есть слоненок, очень приятный, с хорошеньким хоботком. Однажды, войдя в свою комнату, мальчик видит, что в слоненке что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?»
Правильные ответы: «Слоненок в шутку перекрасился в другой цвет», «Он не изменился, он просто вырос», «Он ушел, потому что ему надоело сидеть в закрытой комнате» и др.
Проблемные ответы: «Слоненок вел себя плохо, поэтому у него отвалился хобот», «Хобот ему мешает, и он не знает, что делать», «Слоненок умер» и др.
Седьмая сказка: «Песочный домик»
Цель: анализ характера отношения ребенка к вещам, которые он воспринимает как свою собственность.
«Один мальчик построил из песка красивый домик, довольно просторный, чтобы можно было играть там одному. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама просила подарить ей домик, потому что он ей понравился. Как поступит мальчик, оставит домик себе или подарит маме?».
Правильные ответы: «Немножко поиграет, а потом подарит маме», « Поделит с мамой», «Отдаст маме, но иногда будет просить обратно, чтобы поиграть».
Проблемные ответы: «Захочет оставить себе, потому что домик очень красивый», «Поиграет, а потом разрушит», «Будет жить в домике всю жизнь».
Восьмая сказка «Прогулка».
Цель: анализ характера отношений ребенка с родителем противоположного пола («эдиповы» отношения) и соперничества с родителем своего пола.
Лучше, если эту сказку зачитает для ребенка родитель противоположного пола.
«Один мальчик ушел с мамой погулять в лес, они очень довольны. Возвращаясь домой, они видят, что у папы изменилось выражение лица. Какое выражение лица у него и почему?» (Девочке рассказывается, что одна девочка пошла погулять с отцом...)
Правильные ответы: «У него довольное лицо, потому что они вернулись домой», «У него
было сердитое лицо, потому что они, долго отсутствовали, и он беспокоился за них» и др.
Проблемные ответы: «Он заболел, пока они отсутствовали.», «Он плакал, потому что боялся, что они больше не вернутся», «Он рассержен, потому что тоже хотел пойти на прогулку, но мальчик был против» и т. д.
Девятая сказка: «Новость»
Цель: выявление скрытых желаний ребенка, неосознанных страхов и тревожности.
«Один мальчик возвращается с прогулки (со двора, от друзей или родственников, выбирается ситуация, наиболее подходящая для конкретного ребенка), и мама ему говорит: «Haконец-то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?».
Правильные ответы: «Вечером придут гости», « Мама узнала что-то важное по радио и телевидению», «Кто-то позвонил и сообщил приятную новость (пригласили в гости, на день рождения, кто-то выздоровел и т. д.), и др.
Проблемные ответы: «Кто-то в семье умер», «Мама хочет что-то запретить мальчику», « Мама сердится, потому что мальчик опоздал» и др.
Десятая сказка: «Плохой сон»
Цель: обнаружить связь с ответами в других сказках.
«Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень, плохой сон». Какой сон увидел мальчик?»
Правильные ответы: «Я не знаю», «Ему приснилось, что он заблудился», «Ему приснилась Баба Яга (Кощей Бессмертный), « Ему приснился страшный фильм » И т. д.
Проблемные ответы: «Ему приснилось, что папа (мама) умерла», «Ему приснилось, что он умер», «Ему приснилось, что его хотели бросить под машину» и т. п.
Литература: Н.В.Клюева
Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг.
Ярославль, Академия развития, 2002г.
Предварительный просмотр:
ОПРОСНИК
«ЛИКИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮВВИ»
Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строятся ваши отношения к ребенку. Если вы согласны с приведенным утверждением, поставьте себе один балл. Если не согласны - баллов не ставьте. Ответив на все вопросы, подсчитайте общую сумму баллов.
1. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей - до поры его от них ограждать.
2. Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым: ведь он так мил в свои детские годы.
3. Если малыш говорит неправду, то он, скорее всего не лжет, а просто фантазирует вслух.
4. Современные школьные программы чересчур сложны.
5. Мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потому что отцам вообще свойственна излишняя строгость.
6. Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все равно надо похвалить за усилия.
7. Наивная непосредственность - это скорее достоинство детского возраста, чем недостаток.
8. Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха в учебе, если бы учителя относились к нему
более благожелательно.
9. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
10. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильнее прислушиваться к мнению матери, поскольку женщины - прирожденные воспитатели.
11. В детстве занятия спортом нужны не столько ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития.
12. 3а семейным столом лучшие куски должны доставаться детям.
13. Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком много.
14. Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу - ночник.
15. Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников.
Обработка результатов
12-15 баллов. Если эту сумму набрал отец: в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще бывает продиктована вашим настроением, чем его поведением. 3адумайтесь: в полной ли мере вы стимулируете умственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка. Вероятно, чуть больше доброжелательной требовательности с вашей стороны пойдет ему только на пользу.
Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому.
Менее 8 баллов. Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся: и преуспевшей личностью. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Постарайтесь только не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей.
Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданны, но достичь их мы могли бы более успешно за счет мягкости и поощрения.
Если отец и мать набрали 9-12 баллов, то такую позицию можно назвать промежуточной, лишенной крайностей. Этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств. Однако задумайтесь: не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? Внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам, не ждет ли он от вас большего участия?
Предварительный просмотр:
ОПРОСНИК «ВАШ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ»
С помощью этого теста попытаемся разобраться, какой стиль отношений преобладает в вашей семье. Выберите тот вариант реакции, который вы предпочли бы в подобном случае.
1. Вы сосредоточенно обдумываете важную проблему, а ребенок пристает к вам с. каверзным вопросом. Вы:
а) отошлете его заниматься другим делом, чтобы не мешал;
б) ответите кратко и просто, пусть и неправильно;
в) постараетесь удовлетворить его любопытство, хотя для этого придется отвлечься от
своих размышлений.
2. Ребенок стащил какую-то вашу вещь и отказывается в этом признаться. Вы наказываете злоумышленника, а потом вдруг обнаруживаете, что он не виноват: вы сами положили вещь в непривычное место. Вы:
а) промолчите, чтобы не уронить своего авторитета;
б) главное, что вещь нашлась, больше и обсуждать нечего;
в) извинитесь перед ребенком, объяснив, что и взрослые не всегда бывают правы.
3. Ребенок заявляет, что новогоднюю ночь хотел бы провести вместе с вами за праздничным столом. Ваша реакция:
а) это абсолютно исключено: маленькие дети должны ночью спать;
б) конечно, он для этого еще слишком мал, но ради праздника можно отступить от правил;
в) вы постараетесь переубедить малыша, сославшись, например, на то, что в новогоднюю ночь Дед Мороз приносит подарки только тем детям, которые спят.
4. Ребенок взялся помочь вам в уборке квартиры, однако он не столько помогает, сколько мешает. В конце концов, он неловким движением разбил дорогую вазу, слегка порезался осколками и расплакался. Вы:
а) в сердцах дадите ему подзатыльника. И нечего плакать - сам виноват;
б) в следующий раз обойдетесь без его помощи; пускай каждый занимается своим делом;
в) обрабатываете ранку, успокаиваете ребенка и вместе убираете осколки, хотя вазу, конечно, жалко и вы даете понять помощнику, что следует быть аккуратнее.
5. Ребенок произнес ругательное слово. Выяснилось, что он услышал его во дворе. Ваша реакция:
а) сквернословие надо пресекать в зародыше. Наказание тут необходимо, а от общения с
грубиянами ребенка впредь надо оградить;
б) подумаешь: все мы знаем: эти слова. Не надо придавать этому значения, ведь ничего страшного не случилось;
в) не станете наказывать ребенка, но без лишних эмоций объясните, что услышанное вам неприятно. Никто в вашей семье так не говорит, ведь правда?
6. В детских играх ваш ребенок часто проигрывает сверстникам. Вы решаете:
а) необходимы интенсивные развивающие занятия. Иначе ребенок рискует отстать от товарищей и ни в чем не преуспеть;
б) Все равно он – самый хороший! А других еще обгонит, всему свое время;
в) у вашего ребенка есть свои преимущества. Надо постараться их развить.
7. Соседи пожаловались, что шумные игры вашего ребенка доставляют им беспокойство. Вы:
а) чувствуете себя крайне неловко и спешите извиниться. Виновник будет наказан;
б) разве можно ожидать от малыша полной тишины? Эти соседи слишком требовательны;
в) обещаете соседям соблюдать тишину. А в разгар очередной бурной игры останавливаете ребенка, напомнив, что не всем нравится его активность.
8. Малыш готов часами сидеть перед телеэкраном. Ваша реакция:
а) ознакомившись с телепрограммой, вы сами выбираете передачи, которые позволено будет смотреть;
б) когда малыш сидит перед экраном, то, по крайней мере, его поведение не вызывает беспокойства. Конечно, если вы заметите, что показывают что-то неподходящее выключите телевизор;
в) бывают хорошие познавательные и развлекательные передачи. Надо только соблюдать меру. Если малыш склонен ее превышать, надо увлечь его другим, не менее
интересным занятием.
9. Сын ваших знакомых по неосторожности попал под машину. Ваша реакция:
а) очень поучительный пример! За детьми надо следить, сами вы ни на секунду не ослабите внимания и не допустите несчастия;
б) мальчишку, конечно жалко. Но, слава богу, это не ваш ребенок;
в) вы не упустите случая лишний раз объяснить ребенку, как надо вести себя на улице.
10.Малыш заявляет, что хотел бы, когда вырастет, стать воспитателем в детском саду. Вы:
а) стараетесь объяснить ему, что работа воспитателя оплачивается очень скромно и
лучше выбрать другую профессию;
б) никак не реагируете: ведь эти детские желания так переменчивы;
в) затеваете игру в детский сад, причем малыш может взять на себя роль воспитателя, вы же согласны и на роль ребенка.
11. Ваш знакомый с гордостью рассказывает об успехах своего ребенка. Вы:
а) тут же начинаете раздумывать, что нужно предпринять, чтобы его превзойти;
б) зато вы своему купили модную обновку;
в) интересуетесь, как удалось добиться таких успехов: на положительных примерах полезно поучиться.
12. Телесные наказания недопустимы. Вы считаете:
а) шлепок или подзатыльник – это не телесные наказания; иногда такая мера даже
полезна;
б) если сильно рассердитесь, то можете дать волю рукам; но чаще ограничиваетесь иными методами;
в) ударить слабого - это унижение для сильного. Вы никогда не станете так унижаться.
Обработка результатов
Если среди ваших ответов преобладают те, что отмечены буквой а, то ваш стиль воспитания можно назвать скорее авторитарным. Вы всему знаете цену, любите порядок и ждете этого от ребенка. Вам хотелось бы, чтобы в своей жизни он преумножил ваши достижения и избежал ваших ошибок. Вероятно, на первых порах такой стиль воспитания оправдан, ведь малыш действительно нуждается в постоянном руководстве. Только не переусердствуйте по части строгости. Проявляйте гибкость по мере взросления ребенка. Сегодня он, скорее всего, послушен и демонстрирует кое-какие успехи, хотя это и стоит вам немалых сил и нервной энергии. Но если постепенно не смягчать воспитательных воздействий, то ваш авторитет со временем будет утрачен, хотя ребенок и не обретет полной самостоятельности и инициативы. А ведь ему предстоит прожить собственную жизнь, а не улучшенный вариант вашей.
Если преобладают ответы б, то такой стиль воспитания можно назвать либерально-попустительским. Вы любите своего ребенка, но у вас слишком много своих проблем, чтобы всерьез принимать еще и его проблемы. 3адумайтесь: достаточно ли внимания вы уделяете воспитанию? Ведь далеко не со всеми своими заботами ребенок может справиться сам.
Преобладание ответов в свидетельствует о том, что в вашей семье принят демократический стиль воспитания. Вы не просто любите своего ребенка, но и уважаете его формирующуюся личность. Правда, о личности в подлинном смысле говорить пока преждевременно. Ребенку предстоит еще многое узнать и освоить под вашим руководством. Так что не переоценивайте его возможностей, иначе есть риск скатиться к попустительскому стилю.
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким вы все-таки хотите видеть своего ребенка, и добивайтесь этого последовательно. Иначе никакая самая благая цель не будет достигнута.
Предварительный просмотр:
ОПРОСНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ «НАЕДИНЕ С СОБОЙ»
1. Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?
2. Говоришь ли ты со старшими по душам, советуешься ли по личным делам?
3. Интересуешься ли ты работой своих родителей?
4. Знают ли родители твоих друзей?
5. Бывают ли они у вас дома?
6. Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?
7. Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить свободное время вне дома?
8. Есть ли у тебя общие со старшими занятия и увлечения?
9. Участвуешь ли в подготовке семейных праздников?
10. Предпочитаешь ли ты, чтобы родители были вместе с тобой во время детских праздников?
11. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?
12. А телевизионные передачи, фильмы?
13. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
14. Участвуете ли вместе в прогулках, туристических походах?
15. Предпочитаешь ли ты проводить вместе с родителями выходные дни?
Положительные ответы оцениваются 2 баллами.
Ответы «отчасти», «иногда»- 1 баллом.
Отрицательные ответы - 0 баллов.
Более 20 баллов - отношения с родителями можно считать благополучными.
От 10 до 20 - отношения удовлетворительные.
Менее 10 – контакты с родителями носят очень ограниченный характер.
Предварительный просмотр:
ОПРОСНИК «МЕРА ЗАБОТЫ»
Инструкция: известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет вам разобраться, насколько верна ваша воспитательная позиция.
Перед вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу.
«Категорически не согласен» - 1 балл.
«Я не спешил бы с этим согласиться» - 2 балла.
«Это, пожалуй, верно» - 3 балла.
«Совершенно верно, я считаю именно так» - 4 балла.
1. Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.
2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.
3. Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и но
ушибся.
4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому
будет счастлив.
5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.
6.Воспитание - это тяжелый труд.
7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.
9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.
10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.
11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к
любой работе.
12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.
13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.
14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.
15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.
Обработка результатов
Если вы набрали свыше 40 баллов, то вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка – главный мотив вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: «Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас».
От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.
Если Вы набрали менее 25 баллов, то вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большого участия и заботы!
Предварительный просмотр:
Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» B.B. Ткачева
Инструкция: В анкете содержатся вопросы, которые помогут определить Ваши способности как воспитателя своего ребенка. Прочтите каждое утверждение и оцените его как верное или неверное по отношению к Вам. В случае если вы согласны, отметьте слово «Да», если нет – «Нет». В анкете нет правильных или неправильных ответов. Отвечайте так, как Вы сами думаете.
- Трудно ли Вам угадывать желания и настроения вашего ребенка?
- Да
- Нет
- Принимаете ли Вы своего ребенка таким, каков он есть, со всеми его недостатками и проблемами?
- Да
- Нет
- Любите ли Вы проводить с ребенком свободное время: играть, читать книги, совершать прогулки, отдыхать и др.?
- Да
- Нет
- Проявляете ли Вы к ребенку нежность и ласку (прижимаете к себе, гладите по головке, качаете на руках и др.)?
- Да
- Нет
- Сопереживаете ли Вы ребенку, если он ушибся, ударился или расстроен чем-то?
- Да
- Нет
- Есть ли у Вас с ребенком эмоциональный контакт?
- Да
- Нет
- Нравится ли Вам улыбка вашего ребенка?
- Да
- Нет
- Довольны ли Вы тем, что у вас такой ребенок?
- Да
- Нет
- Понимаете ли Вы, что в развитии Вашего ребенка имеются проблемы, может быть, и значительные?
- Да
- Нет
- Считаете ли Вы возможным разрешение этих проблем только собственными усилиями?
- Да
- Нет
- Нуждаетесь ли Вы, как родитель, в профессиональной помощи педагогов и других специалистов учреждения, в котором обучается Ваш ребенок?
- Да
- Нет
- Читаете ли Вы педагогическую литературу? Если да, то укажите, как часто и какую.
- Да
- Нет
- Считаете ли Вы, что обучение Вашего ребенка в специальном учреждении поможет преодолеть проблемы в его развитии?
- Да
- Нет
- Как Вы считаете, повлияют ли на позитивную динамику развития ребенка Ваше личное участие и помощь?
- Да
- Нет
- Понимаете ли Вы, что будущее Вашего ребенка в силу имеющихся у него нарушений будет отличаться от будущего других детей?
- Да
- Нет
- Считаете ли Вы себя ответственным за воспитание ребенка?
- Да
- Нет
- Считаете ли Вы, что процесс воспитания оказывает положительное воздействие не только на Вашего ребенка, но и на вас?
- Да
- Нет
- Считаете ли Вы возможным наказывать ребенка за провинность физически (ремнем, шлепком и др.)?
- Да
- Нет
- Проявляете ли Вы терпение, если ребенок капризничает или непослушен?
- Да
- Нет
- Часто ли Вы хвалите ребенка?
- Да
- Нет
- Повышаете ли Вы голос на ребенка?
- Да
- Нет
- Оставляли ли Вы ребенка одного в темной комнате в качестве наказания?
- Да
- Нет
- Уважительно ли Вы относитесь к личности ребенка?
- Да
- Нет
- Какой тип поощрения ребенка Вы используете:
- подарок (материальный);
- похвалу (моральный);
- проявление ласки, нежности (эмоциональный)?
Правила пользования анкетой
Воспитательские умения родителей детей с отклонениями в развитии оцениваются по трем шкалам.
Шкала «Эмоциональное принятие – отвержение ребенка» включает ответы на первые восемь вопросов.
Ответы на вопросы с 9-го по 17-й соответствуют шкале «Рациональное понимание – непонимание проблем ребенка». В вопросах с 18-го по 24-й раскрывается содержание шкалы «Адекватные – неадекватные формы взаимодействия».
Положительными считаются следующие ответы:
- «Да» – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 23;
- «Нет» – 1, 10, 18, 21, 22.
На 24-й вопрос дается дифференцированный ответ.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С РОДИТЕЛЯМИ.
Методика «Рисунок семьи»
Методика «Рисунoк семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью, с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно высказать словами, то есть язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.
Вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога и ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение методики «Рисунок семьи» в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.
Основные критерии оценки особенностей внутрисемейных отношений разработали Лосева В. К., 1995; Дилео Д., 2001.
Техника «Рисунка семьи» в отечественной психологии нашла применение и в клинических исследованиях. А.И.Захаров предложил вариант методики, состоящей из двух заданий.
Первое задание - для выполнения первого из них ребенку нужно нарисовать в четырех «комнатах», расположенных на «двух этажах», по одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обращается внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится с ребенком (т.е.эмоционально более близок).
Второе задание — выполнение рисунка в свободной форме без каких-либо дополнительных инструкций.
Материал для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручку, карандаш, ластик.
Для дальнейшей интерпретации предварительно узнать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.
Инструкция 1 к тесту «Рисунок семьи»: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15—30 минут.
Применение теста предполагает (допускает) использование дополнительных заданий, выраженных в следующих инструкциях:
Инструкция 2 «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».
Инструкция 3 «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь».
Инструкция 4 «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа».
Инструкция 5 «Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи».
При индивидуальном тестировании следует отмечать, в протоколе:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 с
в) стирание деталей,
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).
Обычно задаются следующие вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном (явном) ответе. При опросе психолог должен попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком:
чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.
Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например:«Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т. п.).
Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные.
1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь ... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5. Представь себе, что ты попал на. необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но один из вас лишний. Кто не будет играть?
Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по схеме 1.
№ выделяемые признаки отметки о наличии признаков
1 общий размер рисунка (его площадь0
2 количество членов семьи
3 соответствующие размеры членов семьи
мать
отец
сестра
брат
дедушка
бабушка и т.д.
4 расстояние между членами семьи
наличие каких-либо предметов между ними
5 наличие животных
6 вид изображения:
схематическое изображение
реалистическое изображение
эстетическое изображение
в интерьере, на фоне пейзажа и т.д.
метафорическое изображение
в движении, действии
7 степень проявления положительных эмоций (в баллах 1,2,3...)
степень проявления негативных эмоций (в баллах 1,2,3...)
степень аккуратности изображения (1.2,3)
При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место занимает сам ребенок, выполняющий тест и т. д.
1 Интерпретация теста «Рисунок семьи»
На основании особенностей изображения можно определить:
1. Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки.
2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т. п. , тогда как большие размеры, применение-ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления.
3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т. д.).
При интерпретации результатов авторы обращают внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле (авторы считают, что это указывает на функционирование определенных защитных механизмов, — чем больше несовпадение, тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией).
Список показателей в тесте «Рисунок семьи»
· Отсутствие себя — чувство своей отверженности в семье;
· другого члена семьи — его малая значимость для ребенка; конфликт; негативное (амбивалентное) отношение.
· Наличие членов семьи, отсутствующих в реальности — восприятие своей семьи как недостаточной, ущербной.
Включение домашних животных — недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле.
· Отношения «выше — ниже» (по росту или местоположению) — отношения доминирования, подчинения.
Особо мелкое изображение себя — подавленность или заброшенность; гиперопека;
родителя — представление о его малой значимости в семье;
брата или сестры — конкурентные отношения.
Особо крупное изображение себя — претензия на главенствующую роль в семье;
родителя — представление о его большой значимости в семье;
брата или сестры — представление о его (ее) доминирующей роли в семье, ревность.
Обращенность членов семьи друг к другу, пространственная близость, контакт рук — тесные эмоциональные контакты в семье.
Сверхплотное расположение фигур — сверхтесные связи в семье;
потребность в эмоциональной близости.
Удаленность всех членов семьи друг от друга — разобщенность членов семьи, слабость эмоциональных контактов между ними;
одного из членов семьи от других — его слабая связь с остальными;
себя от остальных — ощущение своей изолированности в семье.
Расположение детей и взрослых отдельными группами — ослабленность эмоциональных связей между детьми и родителями.
Изолированность изображения семьи от остального пространства листа — замкнутая жизнь семьи, ее изолированность от социального окружения;
всех членов семьи друг от друга: раз» деление линиями, расположение в разных комнатах — серьезное нарушение внутрисемейных контактов;
одного из членов семьи: отделение линией, расположение в другой комнате — конфликтные отношения с этим
членом семьи; его очень высокая изолированность в семье;
* себя — ощущение своей отверженности в семье.
* Поза и выражение лица члена семьи, детали — интерпретируются, как и в «Рисунке человека», применительно к восприятию ребенком этого члена семьи.
* Изображение члена семьи со спины или в профиль, отвернувшимся от остальных — конфликтные отношения с этим членом семьи;
* Изображение себя, отвернувшимся от остальных — конфликтное отношение к семье в целом; чувство своей отвергнутости другими членами семьи.
* Небрежное или схематическое изображение в сравнении с «Рисунком человека»
* всех членов семьи или большинства из них — отсутствие эмоциональной привязанности к семье; конфликтное отношение;
* одного из членов семьи — отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи;
* себя — ощущение своей малой значимости в семье, отверженности.
* Штриховка, штриховые или множественные линии, стирания, исправления, повышенный нажим (в сравнении с «Рисунком человека») при изображении
* всех членов семьи или большинства из них — напряженная эмоциональная атмосфера в семье;
* одного из членов семьи — напряженное, конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену семьи;
* себя — неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье.
* Агрессивная символика: кулак, поднятая крупная ладонь, острые ногти, оружие или острое орудие в руках — агрессивное поведение данного члена семьи.
* зубы — вербальная агрессия данного члена семьи.
* Большое количество предметов: мебели, вещей — недостаточность эмоционального общения в семье.
Приведем основные критерии, по которым можно более подробно оценить особенности внутрисемейных отношений (Лосева В. К., 1995; Дилео Д., 2001).
1. Отсутствие на рисунке одного их членов семьи означает:
А. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые субъект воспринимает как запретные: «Я должен любить этого человека, а он меня раздражает, и это плохо, поэтому я не буду его рисовать».
Б. Отсутствие эмоционального контакта с данным персонажем — его как бы нет во внутреннем мире субъекта.
2. Отсутствие на рисунке самого автора рисунка:
А. Трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми, связанные
с чувством неполноценности: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти здесь свое место»;
Б. Безразличие к близким (отсутствие вовлеченности): «Я не стремлюсь найти здесь свое место», «Меня здесь ничто не волнует».
3. Пространство листа — это аналог жизненного пространства. Как и в реальной жизни, в плоскости листа каждый человек бессознательно стремится занять собой и продуктами своей деятельности столько места, сколько он, по его мнению, заслуживает. Иными словами, если у него низкая самооценка, то он занимает мало места в реальном мире и, рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть. Напротив, люди уверенные, хорошо приспособленные, рисуют свободно, с размахом, и могут занять весь лист.
4. Положение рисунка на листе. Если группа маленьких фигур изображена внизу листа, это указывает на сочетание низкой самооценки с низким же уровнем притязаний: «Я в жизни и так уже много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается». Если маленькое по размеру изображение помещено наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний: «Мне в жизни много чего хочется, но у меня мало что получится».
5. Неодушевленные предметы, изображенные на рисунке, являются объектом особой привязанности семьи и нередко замещают ее членов.
6. Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективное значение для ребенка и показывает, какое место в его душе занимают отношения с этим персонажем или предметом в данный момент времени. Размер используется для выражения значимости, страха и уважения.
7. Изображение головы. Самым «умным» членом семьи автор считает того, кому он нарисовал самую большую голову.
8. Изображение рта. Большой по размеру и/или заштрихованный рот — символ агрессии, нападения. Если рот у человека отсутствует или изображен точечкой, то он не имеет права высказывать свое мнение и влиять на других.
9. Изображение рук. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем большие у него руки. Отсутствие рук у детей старше 6 лет — показатель застенчивости, пассивности, ЗПР. Спрятанные руки выражают чувство вины. Преувеличенный размер рук, выделение рук и пальцев — указывает на склонность к агрессии.
10. Изображение постороннего персонажа. Изображение на рисунке персонажа, который к семье официально не принадлежит (например, члена родственной семьи, друга семьи и пр.) говорит о неудовлетворенных потребностях по отношению к этому персонажу. Эти желания субъект реализует в своей фантазии, в воображаемом общении с данным человеком. На эту же тенденцию указывает наличие вымышленного (например, сказочного) персонажа.
11. Расположение себя в пространстве листа напротив другого лица говорит о хороших (близких) отношениях с ним.
12. Согласно принципу вертикальной иерархии, выше всего на рисунке расположен персонах, обладающей по мнению автора наибольшей властью в семье (хотя он может быть самым маленьким по размеру). Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.
13. Расстояние между персонажами (линейная дистанция) связан с дистанцией психологической. Кто субъекту ближе всех в психологическом отношении, того он изображает ближе к себе пространственно. То же относится и к другим персонажам: еого данный человек воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.
14. Персонажи, которые непосредственно соприкасаются друг с другом прибывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, которые не соприкасаются, таким контактом не обладают.
15. Персонаж или предмет, вызывающий у субъекта наибольшую тревогу, изображается или с усиленным нажимом, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но в некоторых случаях он может быть обведен очень тоненькой, дрожашей линией. Автор как бы не решается его изобразить.
16. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются автором как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасли. Персонажи с глазами –«точечками», «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, то есть бояться просить о помощи.
17. Изображение ног. Чем больше площадь опоры у ног, тем более твердо стоящим на земле воспринимается персонаж. Отсутствие ступней, маленькие, неустойчивые ноги – признак неуверенности, нестабильности, отсутствия крепкого основания, недостатка базового чувства защищенности.
18. Точка реальности. Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, необходимо мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног. Тогда опору в реальности имеют только те люди, которые стоят на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению субъекта, самостоятельной опоры в жизни не имеют.
Симптомокомплексы детского рисунка семьи
Симптомокомплекс Симптомы
1. Благоприятная семейная ситуация
1. Общая деятельность всех членов семьи – 26.
2. Преобладание людей на рисунке – 16
3. Изображение всех членов семьи – 26.
4. Отсутствие изолированных членов семьи – 2б
5. Отсутствие штриховки – 1б
6. Хорошее качество линии – 1б
7. Отсутствие показателей враждебности – 26
8. Адекватное распределение людей на листе – 1б.
2. Тревожность у ребенка
1. Штриховка – 2б
2. Указана линия основания – 16
3. Линия над рисунком – 1б
4. Линия с сильным нажимом – 1б
5. Стирание – 2б
6. Преувеличенное внимания к деталям – 1б
7. Преобладание вещей – 1б
8. Двойные или прерывистые линии – 1б
9. Подчеркивание отдельных деталей – 1б
3. Конфликтность в семье
1. Барьеры между фигурами – 2б.
2. Стирание отдельных фигур – 2б.
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур – 2 б.
4. Выделение отдельных фигур – 2б.
5. Изоляция отдельных фигур – 2б.
6. Неадекватная величина отдельных фигур – 2б.
7. Член семьи, стоящий спиной – 1б.
8. Отсутствие на рисунке какого-то члена семьи – 2б.
4. Чувство неполноценности самого автора в семейной ситуации
1. Автор рисунка непропорционально маленький – 2б.
2. Расположение фигур на нижней части листа – 2б.
3. Изоляция автора от других – 2б.
4. Все фигуры маленькие – 1б.
5. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора – 1б.
6. Отсутствие автора – 2б.
7. Автор стоит спиной – 1б.
5. Враждебность в семейной ситуации
1. Агрессивная позиция фигуры – 1б.
2. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа – 2б.
3. Зачеркнутая фигура – 2б.
4. Деформированная фигура – 2б.
5. Обратный профиль – 1б.
6. Руки раскинуты в стороны – 1б.
7. Непропорционально большие кисти рук – 1б.
«Рисунок семьи» доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием. Анализ таких рисунков, выполненных учащимися вспомогательной школы, показывает, что дети «читают» свои рисунки, вкладывая в них определенное эмоциональное содержание. Характерно, что они адекватно осознают и оценивают свое одиночество в семье, улавливают симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, передают в рисунке отношение к членам семьи. Так, в рисунках были показаны ситуации отдаленности, отчужденности детей от родителей. Образ «Я» помещался вдали от остальных членов семьи, а в одном случае ребенок нарисовал себя лежащим высоко на шкафу, в то время как другие члены семьи располагались вместе в комнате. Дети изображали себя в стороне от своих братьев и сестер. Причем, характерен тот факт, что у несимпатичных членов семьи (отчим, брат и т. д.) дети не рисовали лиц. В «Рисунке семьи» строгие родители изображались большими, а сам ребенок — очень маленьким.
Предварительный просмотр:
Методика диагностики родительского отношения (ОРО)
А. Я. Варга, В. В. Столин
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.
61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:
1. Принятие – отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Текст опросника.
Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что друга? дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Обработка и оценка результатов
Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.
Принятие – отвержение ребенка: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
Кооперация: 6, 9,21, 25, 31, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
«Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» – 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.
Высокие баллы по шкале «принятие – отвержение» – от 24 до 33 – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
Низкие баллы по этой же шкале – от 0 до 8 – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.
Высокие баллы по шкале «кооперация» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.
Низкие баллы поданной шкале – 1-2 балла – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.
Высокие баллы по шкале «симбиоз» – 6-7 баллов – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Высокие баллы по шкале «контроль» – 6-7 баллов – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.
Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.
Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».
На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....
Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.
Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...
Семинар-практикум детско-родительских отношений "Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка".
Детские годы—самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Нормы поведения, характер взаимо...
Консультация для родителей. "Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей".
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происх...
Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей.
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное ра...
Консультации для родителей "Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей."
На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка и т. д. И именно в это период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ...
консультация для педагогов Тема: «Выстраивание партнерских отношений в ДОУ с родителями, с целью оптимизации детско – родительских отношений, как условий личностного развития ребенка»
Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. С...