Рабочая программа учителя-дефектолога для работы с детьми с ЗПР
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа) на тему
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Программа составлена в соответствии с ФЗ «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
Рабочая программа базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку с ОВЗ и ориентирована на формирование социальной успешности и готовности к школьному обучению.
Целью рабочей программы является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка: формирование «предпосылок» мышления: памяти, внимания, различных виды восприятия, развитие зрительных, слуховых, моторных функции и межсенсорных связей, пробуждение познавательной и творческой активности дошкольника.
Задачи:
1. Осуществление комплексной диагностики, определение путей профилактики, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы.
2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
3. Всестороннее развитие дошкольника с ЗПР на основе сохранных сторон его психики.
Основной базой рабочей программы являются:
- Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, Н. Е. Вераксы - М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.
Тематический план
№ | Вид занятия |
1 | Ознакомление с окружающим миром и развитие речи |
2 | Ознакомление с художественной литературой |
3 | Развитие элементарных математических представлений |
4 | Развитие речевого (фонематического) восприятия |
Содержание программы
Основными задачами раздела «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» являются: накопление представлений и знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, развитие устной диалогической и монологической речи, формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине, о расположении их в пространстве. Раздел включает в себя:
1. Родная природа (Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей, природе, животных).
2. Растения (Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, капуста, лук, репа, фрукты (яблоко, груша, апельсин, банан, ягоды (малина, черника, грибы (мухомор, лисички, белый гриб, деревья (ель, береза).
3. Животные
Расширять представления о домашних животных (собака, корова, коза, лошадь, свинья) и их детенышами, особенностями их поведения и питания, какую пользу приносят людям)
Знакомить с дикими животными (медведь, лиса, волк, заяц., различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных.
Расширять представления детей о насекомых.
4. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.
Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.
5. Знакомство с ближайшим окружением
Знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, мебель, их назначением.
Обогащать представления детей о людях (взрослых и сверстниках, об особенностях их внешнего вида, половых различиях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях (смеется, радуется, плачет).
Знакомить с трудом работников дошкольного учреждения (медицинская сестра, повар, воспитатель).
6. Развитие связной речи
Учить ребенка понимать обращенную к нему речь сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее;
Напоминать имена и отчества работников детского сада. Учить здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними.
Учить отражать полученные впечатления в речи.
Планируемые результаты коррекционной работы:
1) называет свое полное имя, фамилию, возраст, имена товарищей;
2) называет имя и отчество взрослых, работающих в дошкольном учреждении;
3) называть по четыре-шесть наименований конкретных предметов, относящихся к игрушкам, одежде, обуви; к бытовой технике, мебели, посуде; к спортивным принадлежностям; транспорту;
4) называет улицу, номер дома, на которой живет (домашний адрес).
5) знает и называет изученные растения; домашних и диких животных и их детенышей.
6) выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
7) называет знакомые предметы, выделяет признаки и называет их (цвет, форма, величина).
На занятиях по «Ознакомлению с художественной литературой» выделяют следующие задачи:
• развитие у детей интереса к художественной литературе, способности слушать литературные произведения различных жанров — малые формы поэтического фольклора, сказки, рассказы, стихотворения;
• учить отвечать на вопросы по содержанию произведения;
• обучать рассказыванию знакомых произведений, их частичной или полной драматизации.
Народное творчество
Потешки: «Петушок, петушок», «Солнышко — ведрышко», «Большие ноги», «Дождик, дождик», «Пальчик — мальчик», «Водичка, водичка».
Сказки: «Репка» (русская народная, «Маша и Медведь» (русская народная, «Рукавичка» (украинская народная, «Смоляной Бочок» (русская народная, «Зимовье» (русская народная,«Пых» (белорусская народная).
Авторские прозаические произведения
К. Чуковский «Цыпленок»; В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?»; В. Сутеев «Цыпленок и утенок».
Авторские поэтические произведения
Е. Трутнева «Улетает лето»; А. Барто «Игрушки»; И. Суриков «Зима»; Д. Хармс«Кораблик»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; С. Маршак «Мяч»; Я. Аким«Неумейка»; И. Токмакова «Весна»; С. Маршак «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский «Путаница»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
Планируемые результаты коррекционной работы: ребенок отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; рассказывает наизусть небольшие потешки, стихотворения; рассматривает иллюстрации в знакомых книжках с помощью взрослого.
Занятия по формированию элементарных математических представлений решают широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач:
1) Развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе;
2) Формирование способов измерения,
3) Выполнение простейших счетных операций,
Занятия включают в себя:
Действия с группами предметов
Соотношение предметов «одинаковые» — «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов.
Разные способы сравнения: понятия — один, много, одинаково, поровну, больше, меньше.
Размер предметов
Размер предметов: большой — маленький, высокий — низкий, одинаковые по высоте; длинный — короткий, одинаковые по длине, широкий - узкий, одинаковые по ширине.
Способы сравнения (приложение, наложение);
Сравнение предметов, отличающихся одним параметром;
Составление групп из предметов с заданными свойствами.
Цвет предметов (красный, желтый, зеленый, синий)
Знакомить детей с цветом как одним из свойств предмета.
Учить сравнивать предметы по цвету, находить предметы определенного цвета на основе практических действий;
Геометрические фигуры
Дать детям представление о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике.
Учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцев и «пробующих» действий.
Количество и счет
Формировать представления о понятиях «много» и «один».
Счет предметов до 10. Соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой, понимать, что оно обозначает общее количество предметов в группе.
Закреплять навык пересчета предметов,
Считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо.
Учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами, указывая на предметы по порядку.
Восприятие количества предметов с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов.
Пространственные и временные понятия
Положение предметов в пространстве: справа - слева, сверху - снизу, внутри – снаружи
Умение ориентироваться в альбоме, на листе бумаги.
Графические умения
Проведение на клетчатой бумаге горизонтальных, вертикальных, наклонных линий; обводка заданного количества клеток, рисование геометрических фигур и несложных по форме предметов; штриховка и раскрашивание предметов цветными карандашами; обводка по шаблону и трафарету, рисование по клеткам тетради.
В конце учебного года дети должны уметь:
1) сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;
2) считать различные предметы в пределах 5, уметь отсчитать заданное количество предметов; уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; уметь отсчитать заданное количество предметов и уметь обозначить количество соответствующим числительным;
3) сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково.
4) ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (различать верх, низ, левую, правую часть, середину и т. п.);
5) понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже.
Основными задачами занятий по развитию речевого (фонематического) восприятия детей с ЗПР являются:
· учить различать гласные и согласные на основе их особенностей;
· владеть условным обозначением гласных и согласных и давать характеристику звуков;
· учить определять место звука в слове
· познакомить с графическим обозначением букв, учить их различать среди похожих
· формирование умения составлять предложение и выделять слова из предложения, состоящего из двух-трех слов;
· условно-графическая схема предложения; составление схем предложений (без предлогов).
Занятия включают в себя:
Развитие речевого слуха - развитие умения ребенка вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать отдельные звуки, выработка четкой артикуляции.
Формирование звукового анализа и синтеза - понимание детьми условно-графической схемы звукового состава слова: умение объяснить значение фишек и квадратиков условно-графической схемы; знание правил заполнения схем фишками слева направо.
Ознакомление со словом и предложением включает в себя обозначение каждого выделенного из связной речи предложения длинной полоской бумаги или линией в тетради. Затем выделение отдельных слов: проговаривая каждое слово, дети обозначают слово короткой полоской бумаги или чертят короткую линию. Дошкольники учатся составлять предложения по готовой схеме, показывающей количество слов, из которых состоит предложение.
В конце учебного года дошкольники должны уметь:
• относить звуки к гласным и согласным на основе особенностей их произнесения и звучания;
• условному обозначению гласных и согласных звуков соответствующим цветом;
• узнавать и называть буквы, которые обозначают изученные звуки;
• составлять условно-графические схемы предложений, состоящих из двух-трех слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchitelya-defektologa_dlya_raboty_s_detmi_s_zpr.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Программа составлена в соответствии с ФЗ «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
Рабочая программа базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку с ОВЗ и ориентирована на формирование социальной успешности и готовности к школьному обучению.
Целью рабочей программы является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка: формирование «предпосылок» мышления: памяти, внимания, различных виды восприятия, развитие зрительных, слуховых, моторных функции и межсенсорных связей, пробуждение познавательной и творческой активности дошкольника.
Задачи:
1. Осуществление комплексной диагностики, определение путей профилактики, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы.
2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
3. Всестороннее развитие дошкольника с ЗПР на основе сохранных сторон его психики.
Основной базой рабочей программы являются:
- Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, Н. Е. Вераксы - М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.
Тематический план
№ | Вид занятия |
1 | Ознакомление с окружающим миром и развитие речи |
2 | Ознакомление с художественной литературой |
3 | Развитие элементарных математических представлений |
4 | Развитие речевого (фонематического) восприятия |
Содержание программы
Основными задачами раздела «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» являются: накопление представлений и знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, развитие устной диалогической и монологической речи, формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине, о расположении их в пространстве. Раздел включает в себя:
1. Родная природа (Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей, природе, животных).
2. Растения (Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, капуста, лук, репа, фрукты (яблоко, груша, апельсин, банан, ягоды (малина, черника, грибы (мухомор, лисички, белый гриб, деревья (ель, береза).
3. Животные
Расширять представления о домашних животных (собака, корова, коза, лошадь, свинья) и их детенышами, особенностями их поведения и питания, какую пользу приносят людям)
Знакомить с дикими животными (медведь, лиса, волк, заяц., различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных.
Расширять представления детей о насекомых.
4. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.
Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.
5. Знакомство с ближайшим окружением
Знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, мебель, их назначением.
Обогащать представления детей о людях (взрослых и сверстниках, об особенностях их внешнего вида, половых различиях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях (смеется, радуется, плачет).
Знакомить с трудом работников дошкольного учреждения (медицинская сестра, повар, воспитатель).
6. Развитие связной речи
Учить ребенка понимать обращенную к нему речь сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее;
Напоминать имена и отчества работников детского сада. Учить здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними.
Учить отражать полученные впечатления в речи.
Планируемые результаты коррекционной работы:
1) называет свое полное имя, фамилию, возраст, имена товарищей;
2) называет имя и отчество взрослых, работающих в дошкольном учреждении;
3) называть по четыре-шесть наименований конкретных предметов, относящихся к игрушкам, одежде, обуви; к бытовой технике, мебели, посуде; к спортивным принадлежностям; транспорту;
4) называет улицу, номер дома, на которой живет (домашний адрес).
5) знает и называет изученные растения; домашних и диких животных и их детенышей.
6) выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
7) называет знакомые предметы, выделяет признаки и называет их (цвет, форма, величина).
На занятиях по «Ознакомлению с художественной литературой» выделяют следующие задачи:
• развитие у детей интереса к художественной литературе, способности слушать литературные произведения различных жанров — малые формы поэтического фольклора, сказки, рассказы, стихотворения;
• учить отвечать на вопросы по содержанию произведения;
• обучать рассказыванию знакомых произведений, их частичной или полной драматизации.
Народное творчество
Потешки: «Петушок, петушок», «Солнышко — ведрышко», «Большие ноги», «Дождик, дождик», «Пальчик — мальчик», «Водичка, водичка».
Сказки: «Репка» (русская народная, «Маша и Медведь» (русская народная, «Рукавичка» (украинская народная, «Смоляной Бочок» (русская народная, «Зимовье» (русская народная,«Пых» (белорусская народная).
Авторские прозаические произведения
К. Чуковский «Цыпленок»; В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?»; В. Сутеев «Цыпленок и утенок».
Авторские поэтические произведения
Е. Трутнева «Улетает лето»; А. Барто «Игрушки»; И. Суриков «Зима»; Д. Хармс«Кораблик»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; С. Маршак «Мяч»; Я. Аким«Неумейка»; И. Токмакова «Весна»; С. Маршак «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский «Путаница»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
Планируемые результаты коррекционной работы: ребенок отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; рассказывает наизусть небольшие потешки, стихотворения; рассматривает иллюстрации в знакомых книжках с помощью взрослого.
Занятия по формированию элементарных математических представлений решают широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач:
1) Развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе;
2) Формирование способов измерения,
3) Выполнение простейших счетных операций,
Занятия включают в себя:
Действия с группами предметов
Соотношение предметов «одинаковые» — «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов.
Разные способы сравнения: понятия — один, много, одинаково, поровну, больше, меньше.
Размер предметов
Размер предметов: большой — маленький, высокий — низкий, одинаковые по высоте; длинный — короткий, одинаковые по длине, широкий - узкий, одинаковые по ширине.
Способы сравнения (приложение, наложение);
Сравнение предметов, отличающихся одним параметром;
Составление групп из предметов с заданными свойствами.
Цвет предметов (красный, желтый, зеленый, синий)
Знакомить детей с цветом как одним из свойств предмета.
Учить сравнивать предметы по цвету, находить предметы определенного цвета на основе практических действий;
Геометрические фигуры
Дать детям представление о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике.
Учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцев и «пробующих» действий.
Количество и счет
Формировать представления о понятиях «много» и «один».
Счет предметов до 10. Соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой, понимать, что оно обозначает общее количество предметов в группе.
Закреплять навык пересчета предметов,
Считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо.
Учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами, указывая на предметы по порядку.
Восприятие количества предметов с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов.
Пространственные и временные понятия
Положение предметов в пространстве: справа - слева, сверху - снизу, внутри – снаружи
Умение ориентироваться в альбоме, на листе бумаги.
Графические умения
Проведение на клетчатой бумаге горизонтальных, вертикальных, наклонных линий; обводка заданного количества клеток, рисование геометрических фигур и несложных по форме предметов; штриховка и раскрашивание предметов цветными карандашами; обводка по шаблону и трафарету, рисование по клеткам тетради.
В конце учебного года дети должны уметь:
1) сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;
2) считать различные предметы в пределах 5, уметь отсчитать заданное количество предметов; уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; уметь отсчитать заданное количество предметов и уметь обозначить количество соответствующим числительным;
3) сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково.
4) ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (различать верх, низ, левую, правую часть, середину и т. п.);
5) понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже.
Основными задачами занятий по развитию речевого (фонематического) восприятия детей с ЗПР являются:
- учить различать гласные и согласные на основе их особенностей;
- владеть условным обозначением гласных и согласных и давать характеристику звуков;
- учить определять место звука в слове
- познакомить с графическим обозначением букв, учить их различать среди похожих
- формирование умения составлять предложение и выделять слова из предложения, состоящего из двух-трех слов;
- условно-графическая схема предложения; составление схем предложений (без предлогов).
Занятия включают в себя:
Развитие речевого слуха - развитие умения ребенка вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать отдельные звуки, выработка четкой артикуляции.
Формирование звукового анализа и синтеза - понимание детьми условно-графической схемы звукового состава слова: умение объяснить значение фишек и квадратиков условно-графической схемы; знание правил заполнения схем фишками слева направо.
Ознакомление со словом и предложением включает в себя обозначение каждого выделенного из связной речи предложения длинной полоской бумаги или линией в тетради. Затем выделение отдельных слов: проговаривая каждое слово, дети обозначают слово короткой полоской бумаги или чертят короткую линию. Дошкольники учатся составлять предложения по готовой схеме, показывающей количество слов, из которых состоит предложение.
В конце учебного года дошкольники должны уметь:
• относить звуки к гласным и согласным на основе особенностей их произнесения и звучания;
• условному обозначению гласных и согласных звуков соответствующим цветом;
• узнавать и называть буквы, которые обозначают изученные звуки;
• составлять условно-графические схемы предложений, состоящих из двух-трех слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с нарушением зрения
Рабочая программа учителя - дефектолога...
Рабочая программа учителя-дефектолога по развитию речи на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...
Рабочая программа учителя-дефектолога Зайцевой Екатерины Александровны «Коррекционно-развивающая работа в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»
Данная программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы (6-7 лет) с ОВЗ (ЗПР). Срок реализации данной программы - 1 год. Программа составлена в соответствии с «Федеральным госуд...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА для коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития
Настоящая рабочая программа разработана для детей раннего возраста с задержкой психомоторного и речевого развития и для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).Задержк...
Рабочая программа учителя-дефектолога по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся 5-7 лет с расстройством аутистического спектра
Рабочая программа учителя-дефектолога по реализации Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся 5-7 лет с расстройством аутистического спектра (РАС, ...
Рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога) для работы с детьми с нарушением зрения
Рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога) для работы с детьми с нарушением зрения...