Мастер-класс для воспитателей «Песок, вода, ладошки».
консультация по коррекционной педагогике на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_pesok_voda_ladoshki.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей «Песок, вода, ладошки».
Участники:
педагог-психолог, воспитатели, специалисты ДОУ.
Материал для выставки:
Пособия: Тазы песком, водой, крупой (греча), подносы, сачки, воронки, удочки, ситечки, венчики, шумовки, деревянные ложки, половники, ложки для перемешивания салата, лопатки, ведерки, грабельки.
Дидактический материал: рыбки, шарики, футляры от киндер сюрпризов, формочки для игры с песком, наборы мелких игрушек, кисточки, бумага, пальчиковые краски, художественные альбомы для рисования пальчиками.
Природный и бросовый материал: шишки, ракушки, камешки, орехи, пробки от пластиковых бутылок, деревянные палочки.
Цель:
- повысить знания педагогов о значении игр с водой, песком, крупами и красками в психоэмоциональном развитии детей дошкольного возраста;
- обучить способам, приемам игр с водой, песком, крупами, красками.
1 часть.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием воды и песка. И это не случайно, ведь игра с водой и песком - это процесс развития самосознания ребенка, это его спонтанная «самотерапия», это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, познание окружающего мира.
Во время игры создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка, познавательный интерес, обогащается эмоциональный опыт. Песок и вода действуют на ребенка как магнит: забирают негативную психическую энергию, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка, успокаивается нервная система, происходит профилактика и коррекция их психического состояния.
Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием играют с водой и песком, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Через игру развивается речь, рождается или усиливается чувство доверия, приятия, успешности. А как же старшие дошкольники? Игры с песком и водой чрезвычайно полезны и для них: через тактильную чувствительность ладошек они улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Это все важно при дальнейшем овладении навыками письма. К тому же дети выражают себя в игре увереннее, чем в словах. Поэтому игры с песком для детей являются средством коммуникации, предоставляют им возможности для разрешения конфликтов.
Что происходит, когда пальцы малыша касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. Любая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга.
И прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры – самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.
«При любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг», - писал Николай Александрович Бернштейн – отечественный психофизиолог.
У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». В.А.Сухомлинский «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И.Кант.
О пользе различных игр с песком, крупами, водой можно говорить очень долго. Нас интересует практическая работа, поэтому перейдем непосредственно к практическим играм и занятиям, которые можно проводить в группе.
Я предлагаю разделить игры по материалу, а не по возрасту. В процессе описания той или иной методики, которую я рекомендую для младших дошкольников - мы можем остановиться на увеличении сложности для более старших детей.
2 часть. Практическая.
Игры с водой.
Для игр с водой в детском саду нужны фартуки из клеенки, небольшие полотенца, хорошо впитывающие влагу.
Пособия необходимые для игр с водой:
Можно использовать не только «Центр воды», а также – тазики, большие пластмассовые банки с разными по ширине отверстиями, ведерки.
Удочки, сачки, ситечки, лейки, стаканчики, шарики, рыбки, губки, камешки, ложки, мельницы, ковшики и т.д.
Этот перечень пособий можно дополнять бесконечно – главное - проявлять творчество!
Обязательно знакомим с правилами поведения во время игр с водой:
- играть дружно, не мешая другим;
- не отбирать игрушки;
- аккуратно стряхивать водичку с сачка, чтобы она не лилась на пол;
- учить бережно относиться к воде;
- не выливать воду на детей и пол.
Игры с водой можно разделить на две группы:
- на контактные;
- на игры с предметами – орудиями.
1 группа:
Контактные игры с водой – это игры, в которых ребенок принимает непосредственное участие. Он трогает водичку, опускает в нее руки, ощущает ее тепло или прохладу. Малыш получает первый опыт взаимодействия с водой.
Контактные игры с водой целесообразно проводить с детьми в адаптационный период, когда дети особенно нуждаются в поддержке взрослого, в его понимании. Дети быстрее успокаиваются, расслабляются, забывают о разлуке с близкими людьми, идут на контакт с воспитателем.
Например, игры: « Здравствуй, водичка!»; «Теплая - холодная»; « Пена»; «Кто самый сильный?»; «Клад на дне моря» и т.д.
2 группа:
Игры с предметами-орудиями - это игры, в процессе которых дети овладевают различными действиями с предметами: зачерпывание, захватывание, цепляние, вылавливание и т.д.
Действия с предметами – это не только увлекательное занятие для малыша, но и движущая сила его развития.
Например, игры: «Ловись, рыбка!»; «Вылови шарик сачком»; «Мельница»; «Перелей ложкой» и т.д.
1) Игра « Достань ракушку»
Цель: развитие внимания координации движений.
Содержание.
На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку найти «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускаются на дно (глубину не больше 15-20 см), ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может немного помочь малышу.
2) Игра « Поймай льдинку».
Цель: развитие координации движений, знакомство со свойствами воды.
Содержание.
Воспитатель опускает в ёмкость с водой 5 – 10 небольших льдинок и говорит ребенку: « Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»
Малыш сачком или черпачком достаёт, из воды льдинки покрупней, и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: « Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? – Они растаяли, превратились в воду».
Примерные игры с водой:
Пускать кораблики. «Море»
Наполнить водой пластиковые емкости, резиновые игрушки и вылить ее.
Погрузить на дно пластиковые шарики, игрушки.
«Озеро» для рыбок и уточек.
«Дождь идет» (льет воду из лейки в тазик).
«Кто дольше удержит воду» (набирать в ладони воду, стараясь как можно дольше ее удержать ее).
«Море волнуется» (руками изображать морские волны).
Купание кукол.
Мытье посуды для кукол.
Поливание цветов.
Упражнение «Была лужа- и нет ее».
Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим кол-вом воды, справа- пустую. Покажите как пользоваться губкой, набирая ей воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.
Игры с песком.
Для игр с песком также нужны фартуки из клеенки; мягкие, хорошо впитывающие влагу, небольшие полотенца, метелочка с совочком.
Пособия необходимые для игр с песком:
Для игр с песком используется «Центр песка», который теперь можно приобрести в магазине. Но если такового у вас не нашлось, то можно приспособить любой таз.
Совочки, формочки, ситечки, природный материал: камешки, ракушки, шишки, орехи, косточки; бросовый материал: крышки, пробки; небольшие фигурки людей и животных, грабельки, деревянные колышки, молоточки, ведерки, лейки и т.д.
Перечень пособий комплектуется по усмотрению воспитателя.
Обязательно знакомим детей с правилами поведения во время игр в группе с песком:
- нельзя выбрасывать песок из песочницы;
- нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
- надо бережно обращаться с песком;
- после игры надо вымыть руки, и показать зеркалу какие они чистые.
Игры с песком можно разделить на две группы:
- на игры с сухим песком;
- на игры с мокрым песком.
1 группа:
Игры, разогревающие упражнения с сухим песком:
Это игры направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Такие игры целесообразно проводить с детьми в адаптационный период – они захватывают малыша, отвлекают от слез. Не надо бояться, что ребенок испачкает все вокруг, ведь главное – это его эмоциональное благополучие.
Например, игры: « Найди игрушку»; « Украсим полянку»; «Пересыпание песка»; «Игра с природным материалом» и т.д.
Упражнения «Здравствуй, песочек!»; «Сделаем себе массаж»; « Погладим песочек» и т.д.
2 группа:
Игры с мокрым песком:
Мокрый песок – это холст маленького художника, на котором можно рисовать пальчиком, палочкой, выкладывать узоры, реализовывать все свои творческие фантазии.
Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления.
Ребенок совершенствует свои действия с различными предметами.
Например, игры: «Забьем колышек»; «Украсим горку»; «Испечем кулич»;
«Норка для мышки» и т. д.
Примерные игры с песком:
Искать мелкие игрушки в крупе
Пересыпать крупу при помощи ложки, совочка, стаканчика, кувшина из одной емкости в другую. Обратить внимание на извлекаемый при этом звук.
«Соберем все камешки»
Бросьте камешки в песок (если в группе- то в таз с песком или на поднос; если на улице- то можно прямо в песочнице). Сначал предложите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки. Затем покажите, как пользоваться ситом: его надо держать в левой руке, а правой держать совок и насыпать им песок в сито. Оставшиеся в сите камушки надо аккуратно пересыпать в ведерко.
Игры с крупами (гречка, горох, фасоль, рис, манная крупа), орехами (грецкие, фундук, земляные, кедровые):
Высыпать гречневую крупу в глубокую миску, опустить в нее руки и пошевелить пальцами, потереть ладошки друг об друга.
Искать мелкие игрушки в крупе.
Пересыпать крупу при помощи ложки, совочка, стаканчика, кувшина из одной емкости в другую. Обратить внимание на извлекаемый при этом звук.
Сортировка круп, орехов.
Игра «Огород». Выкладывание круп на пластилиновой грядке: «репка», «картошка», «горох», «подсолнух».
Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение, неординарное мышление. Учат ценить все красивое, хорошо выполненное, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельное решение. Такие черты характера необходимы подрастающему человеку и сейчас и в будущем.
Излишне не опекайте начинающего художника. Позвольте ему творить собственными руками, проявлять выдумку, фантазию. Важно, чтобы ребенок испытывал от игры с красками радость.
Говорят, что тот, кто хоть раз играл с красками, водой и бумагой, никогда больше с ними не расстается. А так ли это, судить Вам. Начинаем играть:
«Забавные ладошки»
- Выберите самую красивую краску, откройте баночку и положите ее на палитру. Обмакнув кисть в стакан, размешайте краску, добавляя понемногу воду. Приложите ладонь к разведенной краске, а затем к чистому листу бумаги, остался отпечаток руки.
- Еще можно обвести ладошку по контуру. Так же можно оставлять разноцветные отпечатки на бумаги: кубиками, коробочками, пуговицами и т.д. Можно составить забавные картинки.
«Печатаем пальчиками»
Тут нужно подумать, сколько отпечатков, в какой последовательности оставлять их на бумаге, как их соединить между собой, чтобы получился пес Барбос или чудо-зверь.
Демонстрация пособий «Это может ваш малыш» (изд-во «Мозаика-Синтез»).
3 часть. Практическая.
А теперь мы Вас приглашаем поиграть с песком, водой, крупами.
Участники подходят к пособиям, трогают песок руками, говорят о своих ощущениях, ведущий предлагает выполнить несколько разогревающих упражнений.
После игр участники делятся впечатлениями.
4 часть.
Заключительная
- Итак, сегодня Вы узнали, почему для ребенка дошкольного возраста важны игры с песком и водой, каким образом они проводятся в детском саду. Кому нужна помощь, мы с удовольствием поможем, как теоретически, так и практически.
Мастер-класс для педагогов
«Песок, вода, ладошки»
(игры с песком, водой, красками)
Подготовила:
Педагог-психолог
Геркова О.Р.
МБДОУ № 62 «Жемчужинка»
г.Мытищи
2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для родителей. «Волшебный песок в руках ребенка»
Мастер класс для родителей.«Волшебный песок в руках ребенка»Чудеснее песка нет для детей забавы,Его всегда имеется ...
«Солнышко на ладошке». /Мастер – класс предназначен для воспитателей и родителей./
laquo;Лучезарное солнышко». (Мастер – класс предназначен для воспитателей и родителей.)Цель: Заинтересовать и побудить творческих людей к изготовлению театральных кукол,с посл...
Мастер-класс для родителей "Живой песок"
Игры с живым песком доставляют удовольствие, он легко лепиться и хорошо держит форму. Песок, сделанный своими руками, легко очищается от рук – достаточно лишь похлопать руками друг о дружку, а уборка ...
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....
Мастер класс для педагогов «Волшебный песок».
Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности....
Мастер-класс "Этот увлекательный кинетический песок"
Будем мы с песком играть,Язычок свой развивать!...
Презентация к мастер-классу "Этот удивительный кинетический песок"
Будем мы с песком играть, будем пальцы развивать!...